Личностные качества вожатого. Качества вожатого. Каким должен быть вожатый Личностный смысл деятельности в качестве вожатого лагеря

Посредственный руководитель излагает.

Хороший – объясняет.

Выдающийся – показывает.

Великий – вдохновляет.

1. Дисциплинированность и ответственность

2. Работоспособность и организованность, трудолюбие

3. Тактичность, вежливость, культура общения

4. Умение держать себя в обществе

5. Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки

6. Здоровье, привычка к активному образу жизни

7. Умение организовывать и проводить досуг, зажечь, увлечь

8. Разносторонняя образованность

9. Знание правовых норм, законов, прав и свобод др. людей

10. Честность, правдивость, чуткость, милосердие, гибкость

11. Знание практической психилогии, этики

12. Умение воспитывать детей, проявлять заботу

13. Уважение к администрации лагеря, к персоналу

14. Творческое отношение к деятельности в лагере

15. Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить поручения администрации

16. Профессиональная гордость, уважение к мастерству

17. Сознательность, вежливость, аккуратность

18. Эмоциональная устойчивость

19. Эстетическое отношение к деятельности в лагере

20. Командный дух, поддержка отряда в конкурсах

21. Инициативность, самостоятельность

22. Соблюдение демократических принципов

23. Уважение к разным национальностям, справедливое и равное отношение ко всем в отряде

24. Проницательность, умение предвидеть и предотвратить конфликт

После отдыха в лагере дети не помнят, что им говорил вожатый. Помнят только его отношение к ним, заботу о них, его личный пример. Впечатление оставляют не слова вожатого, а его поступки. Дети запомнят эмоциональные переживания, поддержку вожатого, как за них болели. Запомнят сплочённость и дружбу, речёвки, которые кричали хором, девиз, запомнят творческую часть отдыха. Вожатый должен помочь детям раскрыть себя в лагере в какой-то деятельность, проявить себя, стать более уверенными в своих возможностях, уверенными в себе.

Дети чувствуют уважение и заботу, или отсутствие оных. Захотят ли они ещё раз приехать в лагерь или нет – зависит от вожатого и личных отношений.

К вопросу о позиционировании вожатого.

Как все ленивые люди, я в последние время все более склоняюсь к мысли, что главное в работе вожатого – сведение самой работы к минимуму. С этой точки зрения правильное позиционирование способно сильно сэкономить силы и время. К примеру возьмем проблему мата. Можно разбиться в лепешку, ежедневно делать множество замечаний и т.д. и не добиться ничего. Но если с самого начала ты выстроил свой образ в глазах ребенка как человека приличного, не принимающего мата, как способа выражения эмоций, считающего,что это вредит в первую очередь, самому подростку в его развитии, мешает налаживать отношения с противоположным полом и вообще смешно выражать мысль « мне все равно» в виде «да б…., мне на….. все по……», и не скрывает своей позиции по этому вопросу, если он принял твою позицию, как правило проблема сходит на нет сама собой.

Аналогично решается громадное количество вопросов.

С этой точки зрения, продуманное создание образа вожатого, который воспримет отряд, задача не менее важная, чем решение дисциплинарных, организационных и др. вопросов, решаемых в организационный период.

Конечно, как позиционироваться и какой образ выбрать личное дело каждого, но нужно отдавать отчет, что делая свой выбор ты выбираешь и последствия. И выбрав «я приехал сюда отдохнуть, я такой же как вы, только чуть старше и т.д.» , рискуешь что в один прекрасный момент тебя могут послать, куда подальше, стрельнут сигарету, или предложат хлебнуть джин-тоника. Это конечно не смертельно и решаемо, но оно вам надо?

Каким образом происходит формирование образа вожатого у ребенка.

Здесь нужно понимать, что на вас работает множество факторов.

Ребенок готов к тому, что в лагере есть «неизбежное зло – вожатые» и в общем готов с этим смириться.

Вы для него чистый лист и как вы себя представите, так он и будет вас воспринимать, если вы сами все не испортите.

Дети-конформисты и как правила готовы принимать правила игры, которые вы предлагаете.

Механизм позиционирования.

Поскольку выбор образа дело сугубо личное и выбор «красок» каждый для себя делает сам, я буду рассматривать этот процесс на своем примере, выделяя важные именно для меня пункты.

1. День заезда.

Первая встреча - я эффективен (не суетится, уверен в себе, в общение лоялен, доброжелателен, каждый имеет право на мое внимание, любые обострения снимаются шуткой). Цели - создание позитивного первого впечатления, закладываются основы личных отношений и авторитета.

Первая беседа (инструктаж, первое собрание) – я человек лагеря (я здесь главный, правила лагеря - мои правила, я выполняю правила и законы, я готов бороться за их соблюдение, мы одна команда, я отвечаю за отряд и каждого ребенка, я решаю проблемы.) Цели - заявка на лидерство в отряде, формулирование законов совместного существования, приглашение к выстраиванию отношений, закладка этических норм отношений в отряде.



Первое мероприятие – я организатор (то что я делаю я делаю хорошо, я яркий и умелый, со мной хорошо). Цели - заявка на успешность, решение первого дисциплинарного момента, подтверждение заявки на лидерство, выстраивание личных отношений, через совместное действие.

Вечерний разговор по палатам – я интересен вам (я взрослый человек, общение со мной интересно, я честен с ними, готов честно отвечать на заданные вопросы, называю вещи своими именами). Цели – налаживание личных отношений, завоевание доверия, заявка себя, как личности (формирование легенды о себе), формулирование этических норм жизни в нашем отряде.

Здесь необходимо оговорить, что решая задачи по собственному позиционированию, одновременно оказывается помощь и поддержка в позиционировании своих напарников и всего лагеря.

2.Следующие два-три дня.

Представление отрядов – я творческая личность (я предлагаю и реализую интересные идеи, работать со мной кайф, я верю в значимость того, чем мы занимаемся). Цель- подтверждение собственной успешности, введение отряда состояние успеха.

Решение дисциплинарных и организационных вопросов – я сказал- я сделал (правила поведения в лагере не пустой звук, я отвечаю за свой слова, мои слова не расходятся с делом). Цели- закрепление доверия, фиксирование лидерской позиции в отряде, подкрепление своей «взрослости».

Личное общение – я твой старший друг (мне можно доверять, я готов помочь решить твои проблемы, я честен с тобой, мой жизненный опыт может быть тебе полезен, ты мне интересен). Цели- выстраивание отношений, завоевание доверия, обозначение перспектив личностного роста (ребенок должен ощущать, что я воспринимаю его более интересным, чем он сам воспринимает себя, т.е. видеть во мне перспективу собственного роста).

Нужно понимать, что твой образ формируется и обсуждается всем отрядом, поэтому постоянно добавляется дозированная информация о себе (семейное и социальное положение, истории из жизни, армия, опыт работы в лагере).

3.Завершение позиционирования как правило совпадает с окончанием орг. периода. Отряд завершает распределение ролей и мы имеем тот коллектив и те взаимоотношения, с которыми проживем всю смену. Как правило этот момент характеризуется кризисом, в ходе которого сложившийся коллектив проверяет вожатого «на прочность», оспаривая его право на лидерство.

Срыв отряда – я вожатый (я тот, кого вы знаете). Цель- подтверждение лидерства, подтверждение того образа, который сформировался у детей.

Если мне удалось, за предыдущие дни сформировать у детей образ интересного, симпатичного, взрослого человека, поступкам и оценкам которого можно доверять, если они убедились, что то что мы делаем – здорово и т.д. , то задачи позиционирования выполнены.

Кто хоть раз в жизни был в детском оздоровительном лагере (ребенком или вожатым) или отправлял туда на лето собственное чадо, тот знает, насколько важно, чтобы на отряде работал хороший вожатый. Наверное, в работе каждого, даже самого замечательного вожатого, можно найти какие-то ошибки, минусы, недочеты или недоработки. Нельзя объять необъятное: что-то обязательно выпадет из поля зрения. Вот и сетуют иногда дети, родители и администрация лагеря: «Где бы нам взять идеального вожатого, чтобы все умел, все мог и все делал?»

Давайте попробуем вместе разобраться, кто такой идеальный вожатый, что он должен уметь, какими качествами характера обладать, какие специальные знания иметь. Ведь он живет вместе с ребятами, обеспечивая их (в материальном и духовном плане) всем необходимым 24 часа в сутки, 21 день смены…

Перво-наперво, идеальный вожатый должен любить детей. Без этого в лагерь можно даже не соваться.

Идеальный вожатый должен быть молод. Мне приходилось иногда сталкиваться с родителями, которые крайне недоверчиво смотрели на молодых вожатых: дескать, они еще сами дети, как им можно доверять свое чадо да еще на столь долгий срок?! Конечно, бывает всякое. Но если вы купили путевку в хороший, проверенный лагерь – волноваться не стоит. В таких лагерях абы кто работать не будет – вожатых отбирают, обучают, готовят и инструктируют. А потом еще раз отбирают. Ведь, согласитесь, у молодой девушки или молодого парня гораздо больше энтузиазма, активности и энергии, чем у человека опытного, но постарше. А малышу, и даже подростку, неинтересно просто выполнять режим дня. Ему хочется играть, участвовать в лагерных концертах и конкурсах, постоянно быть чем-то занятым.

Идеальный вожатый должен разбираться в современной музыке, знать фильмы (новые и старые, но хорошие), компьютерные игры, быть в курсе мировых новостей и спортивных событий, чтобы поговорить с ребенком о том, что ему интересно, рассказать что-то новое и увлекательное. Но при этом, конечно, он должен оставаться педагогом, пропуская через внутренний фильтр всю информацию. Конечно, он должен уметь быстро находить ответ на любой заданный ребенком вопрос.

Идеальный вожатый должен хорошо знать психологию и быть наблюдательным, чтобы не допустить конфликты между детьми и помочь каждому малышу почувствовать себя членом отряда. Он должен уметь поставить себя так, чтобы с любым вопросом и любой проблемой дети шли именно к нему за помощью и поддержкой.

Идеальный вожатый должен быть требовательным (это говорят сами дети!), но обязательно справедливым. Когда дети четко знают, что он них хотят и что будет за нарушение правил, им легче эти правила и требования выполнять. У вожатого должен быть достаточно громкий голос, который он никогда не должен повышать на детей.

И, конечно же, у него не должно быть вредных привычек. Потому что личный пример для детей значит очень много. Кроме того, идеальный вожатый любит сцену и умеет быть на сцене: петь, танцевать, участвовать в сценках или проводить игры с залом. Дети любят, когда их вожатый в центре внимания.

Ну и напоследок: идеальный вожатый в любой ситуации остается оптимистом.

Вообще, профессия вожатого предполагает, что ты одновременно и педагог, и психолог, и медик, и портной, и танцор, и певец, и артист, и спортсмен (причем всех видов спорта одновременно), и еще много кто… Так что если хотите стать идеальным вожатым – запоминайте все, что слышите, обучайтесь всему, чего еще не умеете, и постоянно придумывайте для детей что-нибудь новое!

(ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБЩЕМОСКОВСКОМ СЛЕТЕ ВОЖАТЫХ)

Товарищи, сейчас пионерское движение приобретает особое значение. Мы видим, какими темпами развертывается социалистическое строительство; мы видим, как создаются кругом всё новые фабрики и заводы; мы видим, как совершенно по-новому складывается жизнь в деревне. Колхозы - это ведь не то, что старая деревня. Иначе начинают там люди думать. Если раньше думали единоличники так, что каждый за себя, а господь бог за всех, то теперь в колхозах уже мало кто так думает, разве что старики какие-нибудь; а взрослые работники и особенно молодежь - те уже понимают, что значит коллектив, что значит общая, дружная работа, правильно налаженная. Совсем по другому пути идет мысль. Мы. часто недооцениваем, какой происходит громадный переворот во всем мировоззрении людей. А между тем нашему молодому поколению придется работать в еще более сложных условиях - ему придется быть не только строителем социализма, но и придется двигать это дело все вперед и вперед. Поэтому нам надо воспитать поколение такое, которое было бы подготовлено к той большой, важной, увлекательной работе, которую придется вести.

Кто ближе всего стоит к ребятам? Ближе всего к ребятам стоит вожатый. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы и вожатый подковывался как следует, чтобы он смог действительно влиять на ребят так, как надо. Часто смотрят на это дело шутя: ну, что такое ребята? Ну и выбирают кого попало вожатым, а вожатый часто не сознает всей той громадной ответственности, которая на нем лежит.

Конкурс, который сейчас проводит комсомол, имеет большое значение в том отношении, что может помочь пионердвижению подняться на более высокую ступень.

Тов. Ленин говорил, что в общественной работе надо уметь всегда ухватиться за то звено цепи, которое важнее всего в данный момент. И мы видим, как он умел в своей работе действительно выбирать это звено, действительно ухватиться за то звено, которое надо. А вот в пионерском движении какое самое важное звено, на что сейчас надо обратить самое большое внимание? Самое большое внимание надо обратить на то, чтобы вожатый был достаточно подкован, достаточно умело мог вести свою работу. Этот конкурс уделяет большое внимание вожатому и поднятию всего дела вожачества на новую ступень.



Какие требования мы предъявляем к молодежи, которая берет на себя, роль вожатого? Посмотрим на наших ребят. Ведь это не те ребята, которые были раньше. У нас есть целые области, где сейчас стало обязательным семилетнее обучение. В этом отношении впереди идут ЦЧО (Центрально-Черноземная область. - Ред.), такие города, как Москва и особенно Ленинград. Они идут впереди, и там уже все ребята кончают семилетку.

Сейчас мы уже имеем такое положение, когда ребята учатся в школе иначе, чем раньше. Сейчас в школе за последние два года вопрос об учебе поставлен, как вы знаете, вплотную. Ведь знания - громадная сила. И нам надо, чтобы наши ребята были вооружены этими знаниями. Так же как винтовка в бою нужна, нужны и знания в общественной жизни, в организации всей жизни по-новому. Так этот вопрос поставила партия, так этот вопрос ставит комсомол. И мы знаем, что в школе в последние два года особенно обращено внимание на то, чтобы ребята хорошо учились, чтобы они по-настоящему разбирались в книге, в газете, чтобы они могли в повседневной жизни постоянно дальше и дальше учиться.

Если мы возьмем, к примеру, жизнь т. Ленина и посмотрим, в чем заключалась его деятельность, мы увидим, что, для того чтобы провести ту громадную работу, которую он провел, ему приходилось изо дня в день учиться. У нас часто считают так: ну, кончил семилетку - и делу конец, и дальше делать нечего, или: кончил техникум - и дальше как будто бы учиться не надо. Но это, товарищи, не так. По ходу дела приходится постоянно учиться. Вот, скажем, работаем мы в комиссариате, мы уже не молодые, а мы, как школьники, каждый вечер уроки готовим. Надо выступать перед пионервожатыми - значит, надо посмотреть иностранную литературу: как там, за границей, фашисты воспитывают своих ребят, что они делают, чтобы из ребят воспитать фашистов, как они умеют подходить к ребятам; а также мы должны посмотреть, как там работают коммунисты, как они там действуют. Ведь это все надо почитать, надо уроки поучить, это не просто перо обмакнуть. Это значит - надо почитать литературу и поговорить с людьми. Выходит так, что всю жизнь уроки учишь, и никакой настоящий работник иначе не работает. Приходится приобретать всё новые и новые знания.

Поэтому надо нам, чтобы наши ребята тоже так воспитывались, чтобы они умели постоянно, по ходу дела, книгой, газетой пользоваться и умели организовать свою работу по-настоящему. Этому учит учитель в школе, но этому должен и вожатый учить ребят. Но для того, чтобы учить ребят, ему самому надо уметь это делать. И вот сейчас, когда подбираются вожатые, надо таких вожатых подбирать, которые бы хоть семилетку кончили, которые бы всерьез относились к делу учебы, серьезно умели самостоятельно учиться дальше, чтобы они не только ждали, когда их на какие-нибудь курсы пошлют, а чтобы они умели пользоваться книжками, умели выслушать доклад и умели внимательно вглядываться в жизнь и учиться из жизни.

Дело ячейки комсомола не только выбирать тех ребят и вожатых, которые кончили семилетку. Семилетка - это минимум, и надо, чтобы ячейка комсомола помогала ребятам, помогала вожатым в учебе, чтобы она не считала, что вот, мол, выбрали, назначили вожатого - и дело кончено, а помогала бы ребятам вооружаться знанием и дальше, а то без этого иногда выходит при всем нашем желании вместо помощи чепушинка.

Много примеров я приводить не буду, вы, наверное, из жизни знаете, как это бывает. Надо объяснить ребятам, а как объяснить - не знают. И вот иногда вожатый идет по самому легкому пути: перелистывает книгу - вот лозунг какой-то; его спрашивает пионер по существу, а он ему старается лозунгом ответить. По существу он разъяснить ему не может, так как он сам не знает, что нужно вложить в этот лозунг.

Вот у нас была Международная детская неделя. Все пионервожатые хорошо знали лозунги, а вот объяснить, что такое международное движение, почему пролетарии всех стран должны соединяться и почему в этом залог того, что буржуазия будет во всех странах свергнута, - этого очень многие пионервожатые не сумели объяснить.

Из бесед с отдельными пионерами я убедилась, что лозунги они выучили, но не понимают по-настоящему, что значит «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», какой смысл в этом, какое это глубокое значение имеет и какой в этом призыве заключается залог победы; этого очень многие вожатые не сумели ребятам объяснить. Поэтому наша Международная неделя не совсем так прошла, как надо было. Собирали интернациональный пятачок, а вот спросишь пионерчика, объяснили ли ему, зачем это надо: «Да, да, - отвечает он, - мы знаем, что буржуазия тоже голодает, все голодают сплошь».

Учительнице, может быть, некогда было, а дело вожатого - проверить, посмотреть, понимает или не понимает пионер, что это за пятачок. Оказалось, что во многих местах не разъяснили ребятам этого как следует.

И тут, когда я говорю с молодежью, с молодыми учителями, с вожатыми, я им говорю: надо себя самих проверять.

Я помню, как я начала учительствовать. Я воображала, что это у меня замечательно хорошо пойдет, - неужто я грамоте не умею учить?. А вот когда начала заниматься, так другой раз сознавала, что так объяснила плохо, неправильно, потом ночь не спишь, ворочаешься: как я так сказала, как я такую ошибку могла сделать! Потом, когда проучительствовала несколько лет, я таких ошибок уже не делала. Конечно, у молодого учителя и у молодого вожатого ошибки неминуемы, но он не должен мимо своих ошибок проходить, он должен учиться их выправлять и внимательно свою работу проверять. Вот первое, что требуется, - это известный минимум общеобразовательных знаний. Я думаю, что теперь этим минимумом должна быть семилетка, и в этом отношении надо потребовать от ячеек комсомола настоящей работы, так как еще не все комсомольцы кончили семилетку. Сейчас выдвинут комсомолом лозунг: во второй пятилетке всем комсомольцам овладеть средним образованием и особенно в деревне. У нас, когда кончают семилетку, стараются ребят послать на производство, а в пионервожатые выбирают тех, которые меньше подкованы. Так ячейка поступать не может, она должна понимать всю ответственность этого дела. Не может быть такого положения, при котором бы вожатый оставался недоучкой. Тут необходимо, чтобы ячейка поставила перед ним задачу окончить и приобрести знания за семилетку.

Затем второе. Вожатые должны быть политически подкованы, политически сознательны, и в этом отношении ложится большая ответственность на ячейки комсомола: чтобы они проверяли политические знания вожатых и чтобы они помогали им, чтобы они не только требовали, а точно также помогали им политически расти. Надо не только посылать вожатых на курсы, а надо знать, что происходит в повседневной жизни вожатых, по-товарищески подходить к ним, втягивать их в кружки, помогать учиться и т. д.

Затем такое дело. Не всякий годится в вожатые. Для того чтобы быть вожатым, надо быть активным общественником, самому умело вести общественную работу, не только: кончил семилетку, немножко знаешь политграмоту - и делу конец. Этого мало. Необходимо в вожатые выбирать лучших активистов-общественников, которые показали себя на работе. Нельзя так подходить, Что, раз некуда себя деть, значит, надо пойти в вожатые. Тут надо стараться, чтобы вожатые были ударниками-общественниками, чтобы они были ударниками не только по названию, а по существу дела. Мы говорим, что пионеры должны быть всем детям примером. Я, признаться, не очень люблю эту фразу: она развивает чванство, хвастовство, - но вот вожатые уже для пионеров непременно должны быть примером. Вот поэтому вожатому надо непременно быть общественником, ему надо быть таким человеком, который понимает, что такое социалистическое строительство; ему надо этим делом живо интересоваться и чувствовать его,

Мне часто пишут и вожатые: «Я все обязательства выполнил, а с меня еще что-то требуют». Он удивляется, что с него требуют. А с него требуют того, чтобы он равнодушно не относился к тому-то и тому-то. Вот идет борьба за что-нибудь, например за то, чтобы метро построить как следует. Может ли вожатый равнодушно относиться к этому? Как-то Ленин в своей известной речи на III съезде комсомола - все читали ее? (Голоса. «Все».) - говорил о коммунистической морали. Что значит коммунистическая мораль? Это значит, что успехам дела, успехам социалистического строительства, успехам борьбы за рабочее дело человек придает громадное значение и за дело рабочего класса, за дело" социализма готов бороться до последней капли крови.

Вот сейчас идет чистка партии. Что от партийцев требуют? От партийцев требуют, чтобы они были выдержанными партийцами, чтобы они умели отдавать себя целиком на борьбу за дело рабочего класса, не только взносы партийные платили, а были активистами. Комсомольцы от своих членов тоже требуют, чтобы они были активными, чтобы они были вместе с рабочей массой, чтобы они умели подходить к массе. Надо, чтобы комсомольцы требовали от пионервожатых того же самого. Нельзя так подходить, что если ты активист, так иди на производство, там работай, а если ты пассивный и смотришь так, как раньше говорили «ковыряя в носу», так мы тебя в вожатые выдвинем. Если так комсомольская ячейка рассуждает, так она в корне не права. Пионервожатый сам должен смотреть, чтобы быть активным, чтобы работать и принимать близко к сердцу социалистическое строительство и борьбу и учиться тому, как быть этим активистом.

И наконец последнее. Вот хорошо подготовленный, знающий вожатый, политически сознательный, активист, общественник, а все же может быть, что он в вожатые не годится. Для того чтобы быть вожатым, надо знать ребят, уметь влиять на них, пользоваться у них авторитетом.

Мне приходилось жить за границей, наблюдать, как там буржуазия через своих слуг старается влиять на молодежь. Вот жила я во Франции. Там влияют на ребят через католическое духовенство, а католическое духовенство ловко умеет действовать на ребят. Как оно действует? Вот идешь по лесу и видишь такую картину: играют ребята, католический священник сбросил с себя поповскую одежду и играет с ребятами в городки. Почему он так делает? Потому, что он знает, что этим он подкупает ребят, он умеет ребят увлечь, он умеет ребят активизировать. Затем, как они умеют использовать искусство? Они используют пение в церкви, так как в их католической церкви не только слушают, но сами поют. Это громадное влияние оказывает на настроение ребят. Раз как-то утром в Париже я подхожу к окошку и вижу такую сцену: дети, одетые в саваны, со свечками в руках, на рассвете хоронят умершую девочку. Все это построено так, чтобы при помощи всех этих обрядностей действовать на чувство ребят. Это сплошное безобразие, но проводится оно умело, ловко.

Сейчас буржуазия знает, что через попов в настоящее время трудно действовать на ребят, когда так сильно развита техника. Поэтому буржуазия создала бойскаутскую организацию. Это очень продуманная система. У нас знают, что бойскаутизм - нечто враждебное. Если спросишь нашего пионервожатого, что такое бойскаутизм, пионервожатый скажет: «У-у, бойскаутизм - это буржуазная организация, он не может быть у нас допущен». А как с ним бороться, что ему надо противопоставить? Вот этого-то часто вожатые и не знают, заботятся лишь о том, чтобы у нас все было иначе, чем это делают бойскауты. Разве в этом суть?

Когда вы будете изучать бойскаутизм, вы увидите, как ловко буржуазия подходит к ребятам, как она знает психологию ребят. Там никогда вожатый бойскаутов не будет просто командовать. Он умеет активизировать ребят, он умеет давать ребятам задания, он умеет их увлекать.

Возьмем фашизм. Вот в рядах фашистов много молодежи. Почему это? Потому, что, зная психологию ребят, умея к ним подходить, пользуясь тем, что ребята еще малосознательны, они умеют вырабатывать из них своих сторонников.

Нам, для того чтобы воспитывать детей в духе коммунизма, в духе борьбы за коммунизм, нужно умело влиять на ребят, а для того, чтобы влиять на них, нужно знать психологию детей.

У нас бывает так, что среди пионеров окажется какой-нибудь шалун, который не научился еще владеть собой, не знает, куда избыток своих сил приложить, а ему сейчас же закатывают строгий выговор, его записывают в дезорганизаторы и исключают из отряда. Мы говорим: не так надо делать, надо посмотреть, что это за парень, что его интересует, и поставить его на ответственную работу - на ту работу, которая его интересует. Предположим, парень хорошо поет, имеет музыкальный слух. Не надо смотреть, что он шалун, а вот поставить его на работу и сказать ему: организуй хор, - при этом надо его научить, как организовать этот хор. Он скоро так увлечется работой, что сам будет смотреть за тем, чтобы не было дезорганизаторов. Другого парня интересует, предположим, техника. Поставьте его на эту работу, и пусть он целиком займется ею. Я знала мальчика, которого обязательно в дезорганизаторы можно было бы записать. Это мальчик исключительно талантливый, его интересует техника. Когда его сумели послать в техническую станцию и показать ему, как надо действовать, этот мальчик стал неузнаваемым. От его дезорганизаторских выходок и следа не осталось. Надо уметь подойти к ребятам, надо уметь их сорганизовать, повлиять на их работу.

Поэтому пионервожатому надо иметь известную педагогическую подготовку. Это не значит, что он должен пройти весь курс педагогики, теорию педагогии. Не в этом суть дела. Суть дела в том, чтобы знать ту часть педагогики, которая учит, как надо к ребятам подходить, как надо на ребят влиять. А это надо пионервожатым знать, потому что часто пионервожатый судит о ребятах по себе. Ему ничего не стоит отмахать пять верст - силы у него много, - и он считает, что и пионер может пройти пять вёрст без передыху. Может ли маленький пионерчик пять верст отмахать без отдыха? А вожатый не сделает вовремя остановки, не даст ребятам отдохнуть. Часто вожатые судят по себе и возлагают на ребят непосильную работу. Для того чтобы этого не было, вожатому надо быть немножко педагогически подготовленным.

Видите, как много, по-моему, надо, чтобы быть хорошим пионервожатым: во-первых, надо уметь учиться; во-вторых, быть политически грамотным; в-третьих, быть активистом-общественником; в-четвертых, знать ребят и знать, как надо их организовать. Вот четыре основных требования. К подбору вожатых ячейки комсомола должны подходить не формально, а по существу. Задача ячеек не только подготовить вожатых. Ячейки должны смотреть, как работают вожатые. Вот Энгельс - вы слышали имя Энгельса? - много писал о воспитании детей. Он писал о том, как надо организовать рабочих, как партию надо организовать, и он употребил такое выражение: «Качество пудинга познается во время еды», т. е. «хорош ли пирог, узнаешь, когда начнешь его есть». Это выражение можно применить и к вожатым. Хорошо ли подготовлен вожатый, можно узнать тогда, когда посмотришь, хороша ли его работа, годится он или не годится. Поэтому ячейки не должны успокаиваться на том, что они подготовили вожатых; они должны посмотреть, как вожатые работают, что за ребята у них, умеют ли они объяснять ребятам или не умеют, умеют ли они организовать их или нет, умеют ли они организовать общественную работу или не умеют.

Возьмем вопрос общественной работы. Разная общественная работа есть. Есть такая общественная работа, на которой ребята растут, а есть такая общественная работа, которая только ребят утомляет. Мне пришлось наблюдать такую картину. Выходят ребята с плакатами, с лозунгами, а спросишь пионера, что эти лозунги значат, - он не знает, вожатые не объяснили ребятам, дали приказ и сказали на ходу: надо проводить такую-то работу, - а зачем, почему - не объяснили. Дело не только в том, что они делали, а чтобы они на этой работе росли. За этим должен смотреть вожатый. Вот возьмем сбор утильсырья. Сначала ребята горячо взялись за это дело. Когда я узнала, сколько каждому пионеру пришлось собрать этого утильсырья, жутко стало: ведь он должен был с утра до ночи работать, и почитать ему некогда было, и поучиться некогда было. А спросишь, зачем утильсырье собирают, - этого не знают.

Я думаю, что конкурс подымет сознание пионервожатых, научит пионервожатых самим над собой работать и стать действительным примером для ребят, а ячейки научатся помогать вожатым работать. Если это будет так, то все пионерское движение удастся поднять на высшую ступень.

Желаю, товарищи, вам успеха в вашей работе, желаю, чтобы каждый из вас был ударником на этом фронте воспитания подрастающего поколения в духе ленинизма… 1933 г.

Вожатый!

Тренируй свой ум! Расширяй кругозор!

Тренируй память! Накапливай знания! «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» В.И.ЛЕНИН.

Не раздражайся, сумей понять и правильно направить!

Главные позиции вожатого:

Командная – когда необходимо голое требование, приказ, когда некогда мешкать – надо действовать;

Включённая – личный пример!

Нейтральная – роль наблюдателя, который без нужды ни во что не вмешивается, но всё видит и подмечает. Ребята устают от командности… Но позже необходимо с активом подвести итоги!

Твой внешний вид – строго, но в меру свободно и красиво!

Дар слова: речь – твоё оружие!

Планируй свою деятельность на: год, месяц, каждый день, каждое мероприятие!

«Планирование работы с пионерами и октябрятами

Необходимые качества для Вожатого:

* Способность деликатно руководить группой детей в быту, дороге, спорте. Умение и ЖЕЛАНИЕ чутко, внимательно и терпеливо решать детские проблемы.

* Личный успех в предлагаемой детям деятельности либо непоколебимая вера в собственную успешность.

* Общечеловеческая внятность. Это способность оперативно, инициативно и результативно действовать в интересах детей в любой ситуации.

* Терпение, терпение, и снова терпение - главное качество любого педагога. Сохранять спокойствие, уравновешенность, бодрость в любой ситуации, безмерно любить детей даже в тот момент, когда они этого совсем не заслуживают.

* Уверенность в себе, находчивость. Умение быстро найти выход из любого трудного положения.

* Яркость натуры. Помогает завоевать уважение детей.

* Не быть ребёнком. Психологи выделяют несколько состояний человеческого я: Ребёнок, Взрослый, Родитель. Вкратце: взрослый - мыслит здраво и трезво, способен пожертвовать своей мелкой радостью ради общего блага. Ребёнок - капризный, эгоистичный думает лишь о своей радости. Часто такое случается, что неопытные вожатые едут в лагерь с детскими мотивами. Вы должны сделать всё, чтобы принести радость детям, и уже через это получить своё море положительных эмоций. При этом вожатому необходимо быть ребёнком в плане активности, фантазии, умения понять детей. Вожатый - это рыцарь детства, который служит ему, но не впадает в него.

Итак, вожатому необходимо:

* Поставить дисциплину. Дисциплина на отряде необходима, так как без неё невозможно построить всю остальную работу. Кроме того дети должны выполнять все режимные моменты - это требование лагеря и за этим следит вожатый. Объясните детям на первом собрании отряда, что соблюдение дисциплины позволит им по-настоящему интересно отдохнуть, а несоблюдение превратит их жизнь в лагере в ад.

* Завести детей на творчество. Раскрыть их способности и подарить им радость творчества.

* Сплотить отряд. Вожатому важно превратить толпу детей в Отряд. Отряд - люди, объединённые своим отрядным духом, чувством локтя, Отряд - дружная работоспособная команда.

* Стать для детей старшим товарищем. Очень важно для вожатого общение с детьми. Не упускайте возможности поговорить с ребёнком по душам. Дети должны чувствовать, что у них есть старший товарищ, к которому всегда можно обратиться за советом и поддержкой.

Имидж вожатого

Чтобы зажечь своих ребят, нужно самому гореть, пылать и просто любить свою работу!

Элементы имиджа вожатого:

Общий стиль поведения - создать впечатление мудрого и всесильного: надо знать выход из любой ситуации или хотя бы делать вид, что все умеешь (море по колено, горы по плечо). Надо добиться уважения к себе, как к старшему, но старшему не только по возрасту, а по моральной силе.

Нельзя перегибать палку и устанавливать в отряде тоталитарный режим. Вариант "я тут самый сильный и умный" проваливается при первом вашем промахе.

Важно не поддаться соблазну пойти по более легкому пути - создание "дешевого авторитета". То есть нельзя допускать панибратского отношения и позволять все на свете под дружное одобрение детей. Такой авторитет "лопнет" за очень короткий срок. Уважением Вы пользоваться не будете, и в любой сложной ситуации ваше слово не будет восприниматься как решающее.

Внешний вид

Вожатому всегда необходимо быть аккуратным и опрятным. Дети, особенно старшие, следят за внешним видом вожатых, тем более - в первые три дня, когда присматриваются. Ведь никуда не денешься: встречают по одежке. Ни в коем случае нельзя злоупотреблять своей столь любимой полинявшей футболкой. Но не нужно бросаться в крайности - в вечернем платье сражать десятилетних мальчишек или выказывать свою индивидуальность жутко стильным нарядом а-ля "хиппи". Но следить за собой просто необходимо!

Еще одним немаловажным атрибутом является галстук. Дети проникаются уважением к нему, как к знаку отличия "загадочного" единства вожатых.

Вожатый должен быть интересным человеком, и выглядеть тоже любопытно. На каждую смену привозите какие-либо фишки, которые помогут вам индивидуально выделиться.

Уверенность

Надо всегда иметь уверенный вид, создать образ вожатого с опытом, даже если вы новичок.

План действий

У начинающего вожатого должен быть четкий план действий. Почасовой, поминутный, творческий и гибкий, не в методичке, а в голове. Такой план, который представит тебя ребятам как уверенного специалиста и незаменимого друга. Отряду желательно четко осознавать, ЧТО именно будет от них требоваться, и ЧТО будет предложено.

Вожатому в первую очередь необходимо продемонстрировать ясность мысли, острый слог и постоянство сердца. Ведь вожатый – это лидер. И те, кто идет за ним в след, должны доверять своему руководителю, понимать и уважать его. Люди предпочитают людей и идеи, в которых они могут разобраться. Будьте открыты и не бойтесь ошибок, и тогда именно ты станешь лучшим вожатым.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БЛОКУ

«Разработана» ____________

командир СПО «БЭМС»

А.А. Краснобородко

«СОГЛАСОВАНО»

Социальный педагог,руководитель СПО «БЭМС»

________________

Л.С. Секретова

Ессентуки, 2012.

Пояснительная записка.

Форма контроля – зачёт.

Цель:

Задачи:

Знать:

Уметь:

Владеть:

Тематический план.



1. Кто такой вожатый?

11. Кто такой вожатый?

15. Заповеди вожатого.

Литература.


Лекция 1.

Вожатый – это звучит гордо.

И ЕЙ ВОЖАТЫЙ ВЕРЕН ДО КОНЦА!

Что значит слово «вожатый»?

Доброжелательный.

Внимательный и тактичный.

Требовательный.

Справедливый.

Искренний и честный.

Бодрый и жизнерадостный.

Терпеливый и сдержанный.

Талантливый.

Ответственный.

Обращение к вожатому.

Ты и есть тот единственный, незаменимый Вожатый, и отряд без тебя не может существовать. Десятки детей ждут встречи с тобой. Пришло лето, они встретились с тобой, и мир засиял светом добра и радости. Это не сложно – любить детей. Так откройся, взгляни в глаза тех, кто стоит перед тобой. Ты нашел то, что искал, и слова далее теряют смысл!…

ПОМНИ, ВОЖАТЫЙ, ТЫ ЗА ВСЕ И ВСЕХ В ОТВЕТЕ!!!

Лекция 2.

От истоков до наших дней.

Введение.

Студенческие годы - время взросления и самоопределения, приобретения профессиональных знаний, выбора жизненного пути. Однако для воспитания молодого человека, способного к саморазвитию, самообразованию, обладающего чёткой гражданской позицией, возможностей одного учебного процесса явно недостаточно. Необходимо активное практическое участие студенческой молодёжи в различных формах социально значимой и социально полезной деятельности.

Одна из таких форм - студенческие педагогические отряды. Их прообразом были вожатские коллективы лагерей-спутников для детей сельских тружеников при отрядах различного и, в первую очередь, строительного профиля. Лагеря-спутники создавались двух типов: профильные (культурно-массовые, военно-патриотические, спортивные, учебные, трудовые) и комплексные. Студенты, желающие работать вожатыми в этих лагерях, проходили предварительную профессиональную подготовку. Уже в семидесятые годы лагерей-спутников насчитывалось несколько десятков тысяч.

Принято считать, что история движения педагогических отрядов начинается с 1971 года, когда появились первый Экспериментальный студенческий педагогический отряд Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, который приступил к работе в клубе по месту жительства в московском микрорайоне Лужники, и педагогический отряд Челябинского государственного педагогического университета «Луч». Инициативу поддержали студенты Волгограда, Казани, Баку, Горького и других городов. И в середине восьмидесятых годов в движении педагогических отрядов участвовало уже более 60 000 студентов.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БЛОКУ

«История и развитие студенческих педагогических отрядов»

«Разработана» ____________

командир СПО «БЭМС»

А.А. Краснобородко

«СОГЛАСОВАНО»

Социальный педагог,руководитель СПО «БЭМС»

________________

Л.С. Секретова

Ессентуки, 2012.

Пояснительная записка.

В программе предусмотрено 2 часа (2 лекционных). Основные формы учебно-коллективной деятельности: лекции-дискуссии, лекции-беседы.

Форма контроля – зачёт.

Учебная программа включает в себя теоретические и практические занятия. Учебный курс направлен на подготовку вожатых для прохождения педагогической практики в условиях детского временного коллектива.

В учебном курсе используются традиционные формы обучения: лекция, практическое занятие, а так же формы активного обучения, позволяющие «погружать» обучающихся в среду ДОЛ. В ходе изучения данного блока развивается мотивация к профессиональной деятельности.

Цель: сформировать знания о личности вожатого и развитии педагогических отрядов.

Задачи:

· развитие представления о личности вожатого;

· формирование первоначальных представлений о содержании педагогической деятельности в ДОЛ;

· ознакомление с основными периодами развития педагогических отрядов;

· формирование желания и умения заниматься педагогической деятельностью.

В ходе изучения данного блока обучающиеся должны:

Знать:

· основные функции вожатых, их место в целостном педагогическом процессе;

· основные периоды развития педагогических отрядов;

· качества, которыми должен обладать вожатый.

Уметь:

· овладеть методикой наблюдения за организацией педагогической деятельности;

· организовывать и проводить игры в организационный период.

Владеть:

· теоретическими и практическими знаниями об играх в лагере с детьми;

· историей развития педагогических отрядов.

Тематический план.

Тема 1. Вожатый – это звучит гордо. Что значит слово «вожатый»? Какими качествами должен обладать вожатый? Обращение к вожатому. Составляющие работы вожатого. Заповеди вожатого.

Тема 2. От истоков до наших дней. Введение. Краткий очерк истории общественно-педагогического движения. Субдвижение организаторов детских клубов и площадок 1900-х годов. Субдвижение организаторов русского скаутизма 10-х годов. Движение организаторов первых пионерских сообществ. Тимуровское движение 40-х годов. "Коммунарское движение" 60-х годов. Движение педагогических отрядов 70-х – 80-х годов. Движение педагогических отрядов 90-х годов. Современное общественно-педагогическое движение. Движение СПО на Ставрополье.

Примерный перечень практических занятий.

1. Кто такой вожатый?

Примерный перечень вопросов для итогового контроля.

1. Субдвижение организаторов детских клубов и площадок 1900-х годов.

2. Субдвижение организаторов русского скаутизма 10-х годов.

3. Движение организаторов первых пионерских сообществ.

4. Тимуровское движение 40-х годов.

5. "Коммунарское движение" 60-х годов.

6. Движение педагогических отрядов 70-х – 80-х годов.

7. Движение педагогических отрядов 90-х годов.

8. Современное общественно-педагогическое движение.

9. Движение СПО на Ставрополье.

10. Что значит слово «вожатый»?

11. Кто такой вожатый?

12. Какими качествами должен обладать вожатый?

13. Как стать успешным вожатым?

14. Составляющие работы вожатого

15. Заповеди вожатого.

Литература.

1. Секретова Л.С. Методическое пособие для студенческих педагогических отрядов «Традиции – основа нового». Ессентуки, 2005 г. 100 с.

2. Шпоркина Е.М. Сборник методических материалов по организации детского отдыха «Энциклопедия вожатого». Ульяновск, 2006 г. 88 с.

3. Руденко В.И. Настольная книга воспитателя и вожатого «Лучшие сценарии для летнего лагеря». Ростов-на-дону, 2005 г. 187 с.

4. Котова Е.К. Учебно-методическое пособие для студентов педагогических ВУЗов «Мастерство вожатого». Москва, 2006 г. 229 с.

5. Шорина С.В. Методическое пособие «Копилка вожатских премудростей». Москва, 2003 г. 123 с

6. Братчук О.И. Методическое пособие «Веселые каникулы». Харьков, 2005г. 156 с.

7. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы.- 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981.


Лекция 1.

Вожатый – это звучит гордо.

Вожатые! Вожатые! Какое имя гордое.

Романтики, мечтатели, открытые сердца.

Профессия чудесная, такая интересная

И ЕЙ ВОЖАТЫЙ ВЕРЕН ДО КОНЦА!

Что значит слово «вожатый»?

В советское время существования детской (пионерской) организации официально была профессия «вожатый», к ней специально готовили в педагогических училищах и институтах, признавая статус вожатого как профессионального педагога. И действительно, настоящий вожатый был педагогом-универсалом. Он точно знал, что дел в воспитании ребенка должно быть гораздо больше, чем слов. А дела должны быть полезными, добрыми и интересными. И что самое главное – вожатый знал, как нужно научить ребенка делать эти интересные, полезные, добрые дела.

В настоящее время данной профессии не учат ни в одном ВУЗе, в массовом сознании она и не педагогическая, но какими могут быть педагогами 18-20 летние мальчишки и девчонки, которые с точки зрения некоторых исследователей периодов жизни сами являются детьми. И все-таки ежегодно тысячи мальчишек и девчонок 7-15 лет, возвращаясь из 21 дневной лагерной смены, получают эмоций, а зачастую и полезных знаний больше, чем за учебный год под руководством взрослых, дипломированных педагогов школы.

Само слово «вожатый» происходит от слова «вожак». Вожаком в старину называли проводника по незнакомым маршрутам. Так и вожатый ведет свой отряд по неизведанным тропинкам большой страны Детства. В общении с детьми начинающие вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывать, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он вожатый?

Доброжелательный. Каждый ребенок в отряде должен быть уверен в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя "воевать" с детьми, уходить от конфликта вожатый должен всеми способами. И, конечно же, ребенок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.

Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.

Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У "добреньких" вожатых дешевый авторитет.

Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.

Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого.

Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей.

Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться несущественными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.

Талантливый. Это необъятность замыслов, интуиция, доброта и тактическая дальнозоркость. Вожатый без воображения – ремесленник. И здесь мне хочется привести высказывание В.А. Сухомлинского: «Наша задача - каждым делом удивить ребёнка». Эта фраза, как нельзя лучше подходит к вожатому.

Универсальный и многогранный. Вожатый должен быть всемогущим – и мамой, и другом, и защитником, и хорошим организатором, и психологом, лидером детского коллектива, должен быть человеком талантливым, творческим, обязательно весёлым, общительным, и, конечно, добрым, честным, справедливым, внушать детям уверенность, быть целеустремлённым. Только вожатый способен без сна, без отдыха, а главное – бескорыстно, творить, отдавая всего себя детям.

Ответственный. Вожатый несёт ответственность за жизнь и здоровье детей. При устройстве на работу каждый сотрудник подписывает соответствующий приказ. Имейте в виду: если с ребёнком произошёл несчастный случай на ваших глазах - это несчастный случай, если вас рядом не было - это ваша халатность и это уголовно наказуемо.
Вот он какой, современный вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно. Симпатичная картинка!

Какими качествами должен обладать вожатый?

Детям необходима личность вожатого, уважающая себя и других. Профессия вожатого очень сложна, требует сосредоточения всех сил, проявления лучших личностных качеств, высокой ответственности и гигантской работоспособности. Вожатый – это мастер на все руки: он и рисует, и поет, и придумывает. Он и заботливая мама, и лучший друг, и мудрый учитель; это человек, у которого всегда отличное настроение. Конечно, ценнейшее качество вожатых – молодость. Только молодые с присущим им огромным энтузиазмом, с необычайной активностью с полной самоотдачей могут подходить под все эти требования. Только молодость способна без устали, и главное, бескорыстно, творить, отдавая всего себя детям. Вот почему чаще всего вожатыми работают молодые, полные сил и энергии. Благодаря всему этому вожатый часто становится для детей «значимым» взрослым. Как нужны нашим детям сегодня - такие взрослые.

Современные дети ставят на первое место общительность, доброту, душевность, искренность и многоумение. Сейчас у нового поколения отсутствуют значимые авторитеты и задача вожатого – стать этим авторитетом.

ЗнА ние

СпраВ едливость

ИнТ уиция

ТрудО любие

ОР ганизация

ПринцИ пиальность

ЧуТ кость

ЦелЕ устремленность

ТакТ ичность

Из этих качеств личности вожатого и будет складываться его АВТОРИТЕТ.

Стать идеальным вожатым – отличная цель, но для этого он должен быть хорошо вооружен знаниями психологии и педагогики, должен уметь разбираться в особенностях возраста, понимать интересы и увлечения современных подростков. Поэтому, не зависимо от опыта работы, вожатый должен постоянно работать над собой, над своим духовным и культурным ростом, упорно овладевать огромным комплексом знаний, умений, навыков, приемов и методов руководством детьми.

Обращение к вожатому.

Успех Вожатого в умении стать своим для ребят. Это не строгий педагог, придирчиво следящий за каждым шагом, это тот взрослый, который понимает, доверяет, уважает, придумывает вечно что-то интересное и участвует во всем вместе с детьми и на равных с ними. Заслужить авторитет и любовь ребят непросто. И главное – это не самоцель. Это должно стать результатом той работы, организующей детей, воспитательной, которую они примут за дружбу и станут доверять вам. И это действительно будет дружба, потому что вы искренне хотите им добра, хотите сделать их счастливыми, а не подчинить, не демонстрировать свою власть, теша амбиции.

Используй время летних каникул по максимуму, наполни его смыслом, динамикой, увлеченностью! Сделай так, чтобы и тебе и отряду было интересно!

Индивидуальный подход и внимание требуются каждому ребенку. Будь честен и крайне осторожен, ведь воспитание – дело ювелирное. От тебя ждут не скучных назиданий, с тобой хотят дружить, доверять тебе самое сокровенное, учиться у тебя тому, что в тебе нравится им. Сможешь ли оправдать ожидания десятков мальчишек и девчонок, не сломаешь ли, играючи, хрупкий цветок их надежды? Если в каждом ребенке ты сможешь увидеть личность, заслуживающую твоего внимания, уважения, нуждающуюся в тебе и не проигнорируешь это, авторитет тебе обеспечен.

«Не навреди!» Этот медицинский лозунг при общении с детьми должен соблюдаться в первую очередь.

Бывают минуты, дни, когда опустишь руки, и нет ни слов, ни сил. Какие бы методики, средства и способы воздействия ты не применял, добиться 100% результата практически нереально. Не думай, что ты круче Макаренко, что тебе под силу сделать из них образцовых воспитанников. Достичь идеального состояния и дать однозначный ответ невозможно даже в физике и математике. Тем более это касается воспитания детей. У тебя не так много времени, но ты можешь вложить в их души что-то важное.

Повышенный тон и крик – крайне неэффективные средства воздействия. Пользуйся этим как можно реже: перекричать 20–40 звонких детских голосов вряд ли удастся, а если получится, то не надолго. Гораздо более действенное средство привлечения внимания – заинтересовать. Например, во время всеобщего «базара» перед отбоем вожатый вдруг начинает рассказывать интригующую историю таинственным тихим голосом…

Дисциплина. Отжимания до изнеможения, сбор шишек в ночном лесу, или мытье полов, подзатыльники… Чего стоит в таком случае вся «педагогика лета»? Насилие во благо? Не опрокинет ли оно единым махом с таким трудом завоеванное доверие в твоих отношениях с отрядом? Видеть в каждом ребенке потенциального нарушителя и превращаться по любому поводу в цепного пса нецелесообразно и глупо. Лагерная смена превратится в сплошное наказание. Помни, подобное ты можешь совершить лишь раз, а лучше и вовсе не поддаваться сомнительному соблазну.

Не заставить, а увлечь! В мире так много интересного, чего не знают ребята, но, возможно, знаешь ты. Поделись с ними этими знаниями, найди то, что не только станет интересным для ребят, но, вероятно, пригодится им в будущем. Научи их преодолевать препятствия, помогать товарищу, во время игры – верить в победу, добиваться ее честно, не опускать руки от неудачи. Ребята должны понять, что каждый день, благодаря тебе, дарит им что-то интересное, а тихий час не мешает, а только подогревает нетерпение вновь встретиться с чем-то новым, увлечься доселе неведомым.

Ребенок не может жить без игры. Создай жизнь по ее законам, и целый ворох конфликтов уйдет бесследно. Ведь тогда самому упрямому придется подчиняться не тебе лично, не режиму, а ее законам. Но не перестарайся и даже в самой игре соблюдай правило: «больше искренности и меньше пустой наигранности». Но прежде…

Начни с себя. Решил сломать существующий порядок? Что можешь предложить взамен? Подумай о последствиях и не для себя лично, а для тех, кто рядом с тобой и верит в тебя.

Ночные вожатские бдения увлекательны, однако не слишком увлекайся. Отряд ждет тебя утром энергичного и свежего, а не подобие живого трупа. В этом ли смысл твоей лагерной жизни?

Вредные привычки… Мы помним, что «дети – цветы жизни» и гораздо естественнее они выглядят, если цветут не в грязи и пороке. Так помоги им этого избежать, они достойны лучшего, чем проводить свое самое счастливое летнее время за курением, в сквернословии, в перебранках и т.д. Хотя бы на время лагерной смены приложи все усилия, чтобы им этого не хотелось, чтобы это не было единственным ощущением свободы и удовольствия.

Опытные коллеги тебя напутствуют: «С первой встречи бери быка за рога; первый бой – он трудный самый;…», и вроде все верно, но присмотрись повнимательнее, что главное в подобных фразах, на что тебя невольно подталкивают? С первых мгновений встречи бодаться с отрядом, лоб в лоб, кто кого… Разве детский лагерь – поле битвы. Помнишь, кто-то сказал: «На войне не бывает победителей». Может, есть иной выход, может не стоит биться? Не противопоставить себя отряду, а перенаправить бессмысленную энергию самоутверждения в энергию созидания, которая не «бьет ключом» по голове других, а дает силы убедить, что власть над другими, если уж очень хочется ее, дает интеллект, а не упрямство барана.

Побеги? Ребёнок бежит не потому, что у него мотор внутри. Что-то тяготит его? Кто-то обижает его? А, может быть, хочется романтики? Подари ее детям, чтобы было, что вспоминать зимними вечерами: ночной костер с песнями под гитару, откровенную беседу на вечернем огоньке, когда ему открылось что-то очень важное.

Вожатый, в твоих силах изменить полярность «магнита» и увеличить силу его притяжения! Ты играешь в футбол, волейбол, плаваешь как дельфин, танцуешь «Стартин», играешь на гитаре…– это здорово! Но этого мало для работы с детьми. Ты не умеешь ничего этого делать, и не похож на Геракла, но ты искренен и справедлив, спокоен и светел, ты веришь в детство, в мальчишек и девчонок, и даешь им возможность поверить в себя… Тебе не в чем более сомневаться!…

Ты и есть тот единственный, незаменимый Вожатый, и отряд без тебя не может существовать. Десятки детей ждут встречи с тобой. Пришло лето, они встретились с тобой, и мир засиял светом добра и радости. Это не сложно – лю