Павлиний трон индия. Легенда о павлиньем троне. Павлины - жертвы

>> Павлиний Трон - сокровище Великих Моголов

Павлиний Трон - сокровище Великих Моголов

Павлиний трон - утраченное сокровище, после потери которого мир обеднел, лишенный потрясающего блеска. Много легенд и мифов связано с этим произведением ювелирного искусства, много версий выдвигается вот уже не одно столетие. Записки Жана-Батиста Тавернье, который в XVII веке посетил сокровищницу в Северной Индии, могут пролить свет на рождение и гибель Павлиньего трона...

Тамерлан был жестоким воином и беспощадным противником. Он дал жизнь династии Великих Моголов, покоряя соседние государства и наводя на них ужас. И вместе с тем Тамерлан был... утонченным любителем драгоценных камней! Он собирал их по всему свету, и нередко за сокровища приходилось платить обагренной кровью саблей, нередко шел великий полководец на риск, чтобы завладеть одним-единственным камнем. Более двух веков Династия Великих Моголов хранила и умножала прекрасные сокровища, которые начал собирать ее основатель...

Потомок Тамерлана, Шах-Джахан, скучал. Причина скуки была проста - он не знал, чего пожелать. Был он сказочно богат, прекрасные женщины окружали его, не было у него ни в чем недостатка, и перед его армией трепетали не только враги, но и союзники. А шах скучал. Хотел он возвыситься над всеми смертными, хотел иметь то, чего не имеет ни один человек на земле.

Призвал Шах визиря, посмотрел на него, сдвинув брови.

Я хочу иметь то, чего не имеет никто. Я хочу иметь то, что будет столетия напоминать о Величии Династии Моголов. Иди и думай! Три дня есть у тебя на раздумья, а если...

Шах-Джахан не договорил, а Визирь, пятясь, вышел. Прошло два дня и две ночи. Сидел Великий Визирь с мудрецами, думал думу, страшился гнева Шаха. И был среди мудрецов старик Хариби - старый, как сама старость, мудрый, как сама мудрость...

Послушай, Визирь... - сказал Хариби на рассвете последнего дня.

И вот снова Великий Визирь стоит перед Шахом Джаханом, глаз не поднимает от пушистых ковров, голову склонил.

Я знаю, что тебе нужно, Великий Шах.

Умолчал Визирь о том, что это придумал старик Хариби, не захотел делить с ним славу. Кивнул Шах, выпростал из-под халата богато расшитую туфлю. Приложился Визирь к туфле губами.

А потом началось невиданное. Выносились режущие блеском глаз самоцветы из сокровищниц Великих Моголов, грудами ссыпались на ковры золото и серебро. Со всей Индии спешили к Шаху лучшие ювелиры и камнерезы, скульпторы и художники. Велел Шах не жалеть ни золота, ни серебра, ни прекрасных самоцветов - использовать вволю. Чтобы создать символ могущества Великих Моголов - великолепный трон, такой, чтобы дыхание захватывало при взгляде на него, чтобы был он ослепительным. Велел Шах сделать спинку трона в виде хвоста удивительного индийского павлина - многоцветного, грациозного, неповторимого.

Изловили великолепную птицу, лишили перьев хвоста, стали бережно хранить эти перья, во избежание порчи помещать надолго в ледяную воду Райского потока Нехр-и-Бишт. Раскладывали перья чудесным узором, чтобы повторить его затем в точности.

Один за другим самоцветы складывались в удивительный рисунок. Спорили и чуть не дрались великие ювелиры и художники, брали один другого за бороды, споря о камнях. И порешили - не стоимость камня важна для Трона. Важно, чтобы искусством ювелирным поразил он, чтобы померкли перед его великолепием солнце и луна. Так рождался Павлиний Трон - истинное сокровище богатства и искусства, непревзойденная работа умельцев Индии, символ величия Моголов и услада для Шах-Джахана.

Ювелиры-мастера сумели воссоздать из яркого золота настоящее дерево - резное и ажурное. А спинку выполнили в виде хвоста павлина, и только очень уж пристальный глаз смог бы отличить его от настоящего. Рубины и сапфиры, множество других драгоценных камней шли в работу.

Что это?.. Кровавой каплей сияет на спинке трона рубин в сто карат. То ли каплей питьевой воды, то ли звездой, то ли слезой сияет вправленная в рубин жемчужина. Да, множество самоцветов из сокровищниц Династии украсило великолепный трон, многие из них вместе с ним погибли, пропали, ушли от людских глаз. Эмаль украшала подлокотники трона - нежная и перламутровая, переливчатая и прозрачная. Не было и нет равного этому произведению искусства, которое под страхом смерти, но и забываясь в то же время в работе, создали лучшие индийские ювелиры прошлого.

И вот... Представили Павлиний Трон взору Великого Шах-Джахана. И обрадовался Шах, велел устроить грандиозное пиршество в честь символа своего богатства и могущества. А сам Павлиний Трон погрузили на спину белого слона, воссел в него Шах-Джахан, и поехал по улицам Дели в сопровождении знати и воинов, в сопровождении музыкантов. Величественное и удивительное зрелище была эта процессия. Склоняли простолюдины колени, собирали пыль с земли, просили продлить годы Великому Шаху, призывали на него милость Богов.

Такова легенда.

Какая же судьба постигла великое сокровище? Минуло столетие, и на Агру напали, выжгли ее и разорили. И пропали несметные богатства, а вместе с ними - и Павлиний Трон, равного которому по великолепию не сыскать во всем мире. Не записи ли Жана-Батиста послужили тому причиной? Не они ли разожгли алчность в душах людей? Богата сокровищами была казна Великих Моголов, но Павлиний Трон был в ней главной ценностью. И ведь только о нем упоминал француз, только его описывал в своих заметках.

Есть несколько версий исчезновения Павлиньего Трона. Одна убеждает, что захватчики, войска Надир-Шаха, попросту разобрали великое сокровище. Вырвали самоцветные камни, искорежили ажурную золотую ковку, безжалостно содрали алый бархат - и уничтожили сокровище. По кускам переплавили в кузницах, забрали себе остатки красоты.

Другая версия дает надежду на то, что когда-нибудь Павлиний Трон снова предстанет глазам ценителей искусства. По этой теории шедевр смог избежать гибели, был передан одной из торговых компаний Ост-Индии, а затем отправился в тайное путешествие - на остров Цейлон. Уже оттуда, если верить представленной версии, Павлиний Трон хотели переправить в Великобританию - по всей видимости, заказчику. Для этого Сокровище Великих Моголов и было помещено в трюм корабля «Гросвенор». Кто же знал, что сама стихия не даст ворам завладеть произведением искусства?

У мыса Доброй надежды корабль потерпел крушение и пошел ко дну. Моряки спаслись, но добрались до человеческого жилья немногие - кто-то погиб от зубов зверей, кто-то умер от голода. А Павлиний Трон исчез бесследно, словно его и не было.

Но эта версия дает все же надежду, что сокровище вернется. Были найдены и изучены записи капитана корабля, который, к сожалению, погиб одним из первых. В записях этих он упоминал, что везет некую огромную драгоценность, нечто неслыханное, феномен искусства и роскоши.

Разумеется, основываясь на этих записях и других исторических фактах, раз за разом водолазы погружались в темные воды, чтобы отыскать следы кораблекрушения. И находили - обломки штурвала, куски днища, поросшие склизкими водорослями мачты. Только драгоценностей не было среди этих улик, только Павлиний Трон не показывался на глаза отважным исследователям. Но ведь такого просто не может быть? На борт корабля было погружено около девятнадцати ящиков с сокровищами. Как могло статься, что ни один самоцвет не остался лежать на дне? Или все их разнесло на много морских миль вокруг подводное течение? Выловили уже давно более удачливые охотники за сокровищами?

XXI век. Прошло не одно столетие с тех пор, как Павлиний Трон утрачен. Много лет не радует он взгляды утонченных ценителей искусства. Много лет люди лишены его удивительного блеска. И приходится признать вероятность того, что никогда Павлиний Трон к нам не вернется. Но ведь даже и фрагментов произведения искусства не было нигде встречено. Не появлялись на рынках рубины и сапфиры, украшавшие некогда Трон. Не продавало одно государство другому части великолепных подлокотников, покрытых остатками чудесной эмали. Неужели может так быть, чтобы эти сокровища лежали где-нибудь в хранилище, окутанные тайной?

Вновь и вновь отважные исследователи погружаются в опасные воды моря у мыса Доброй Надежды. Вновь и вновь напряженно всматриваются - не мелькнет ли золотая ножка, не блеснет ли кроваво-красный удивительный камень? Может быть, когда-нибудь водолазам и улыбнется удача?..

Обширной Империи Великих Моголов, которая покрыла почти весь индийский субконтинент. Этим управляли из недавно построенной столицы Шэхджэхэнэбэд и легендарной имперской цитадели Красный Форт , с его мраморными и золотыми залами, украшенными в драгоценностях и шелке, ароматном водном управлении фонтанов и каналов, окруженном ароматными садами. Роскошные банкеты, религиозные фестивали, экстравагантные приемы для государственных гостей, с innumerous художниками и музыкантами, большим zenana и тысячами солдат, придворных и слуг, которые гарантировали для красочной и радостной жизни далеко от повседневных забот. Центром, вокруг которого все вращалось, был император, где он дал зрителей и принял просителей. Суд и его правитель были зеркальным отображением рая на земле в самом центре империи. Среди различных названий он нес, такие как Великий Король (, Badshah ), он был также Тенью Бога (Zill-i-Allahi) , делая его исполнителем Божьей воли. Суверен поэтому также держал суд. Было поэтому необходимо иметь надлежащее место или Трон Соломона (تخت , Takht-e-Sulaiman), чтобы подчеркнуть его положение справедливого короля. Точно так же, как трон Соломона Павлиний Трон должен был быть покрыт золотом и украшен драгоценными камнями, с шагами, приводящими к нему, с правителем, плавающим над землей и ближе к небесам.

Так как имперское казначейство в том пункте было полно драгоценных драгоценностей, Шах Джахан имел вполне достаточные ресурсы и решил поместить драгоценности и жемчуг в более общественное использование. Саид Джилиани и его рабочие от отдела имперских ювелиров были уполномочены со строительством этого нового трона. Потребовалось семь лет, чтобы закончить. Большие количества чистого золота, драгоценных камней и жемчуга использовались, создавая своевольную часть могольского мастерства, которое было непревзойденно прежде или после его создания. Это была богатая снисходительность, которая могла только быть замечена малочисленным меньшинством придворных, аристократов и сановников посещения. Трон был даже в течение Золотого Века могольскими стандартами, в высшей степени экстравагантными и стоимость вдвое больше, чем строительство Тадж-Махала. Появление трона было на абсолютном контрасте по отношению к более старому трону Джахангира, большой прямоугольной плите выгравированного черного базальта, построенного в начале 1600-х, используемых отцом Шаха Джахана.

Это первоначально не носило имя и было просто известно как «Украшенный драгоценными камнями Трон» или «Украшенный Трон» (Takht-Murassa) . Это получило свое имя от более поздних историков из-за павлиньих статуй, показанных на нем.

Вступление Шаха Джахана. Дата была выбрана астрологами и была вдвойне благоприятна, так как она совпала точно с Ейдом аль-Фитром , концом Рамадана, и Nowruz , персидским Весенним фестивалем. Император и суд возвращались от Кашмира, и было определено, что третий день Nowruz будет самым благоприятным днем для него, чтобы войти в капитал и занять его место на троне.

Мухаммед Кадси, любимый поэт императора, был выбран, чтобы составить двадцать стихов, которые были надписаны в изумрудной и зеленой эмали на троне. Он похвалил несравненное умение ремесленников, «исчерпывающее небеса великолепие» его золота и драгоценностей, упомянув дату в письмах от фразы «трон справедливого короля».

Поэту Абу-Тэлибу Кэлиму дали шесть кусков золота для каждого стиха в его стихотворении шестидесяти трех двустиший.

Основной ювелир Саид Джилиани был вызван императором и лился с отличием, включая с его весом в золотых монетах и данный название «Несравненный Владелец» (Бибэдэл Хан) . Джилиани произвел стихотворение с 134 двустишиями, заполненными хронограммами. Первые двенадцать показывают дату рождения императора, следующие тридцать два дата его первой коронации, тогда эти девяносто двустиший, дающих дату инаугурации трона.

После смерти Шаха Джахана его сын Орэнгзеб, который носил название Alamgir, поднялся на Павлиний Трон. Он был последним из сильных могольских императоров и после его смерти в 1707, его Господин сына Шах, я правил от 1707-1712. Господин Шах я смог сохранять империю стабильной и расслабил религиозную политику, однако после его смерти, империя была в непреклонном снижении. Серия политической нестабильности, военных поражений и интриг суда принесла и упала много императоров: Джейхэндэр Шах управлял в течение одного года от 1712–1713, Farrukhsiyar от 1713–1719, Rafi ud-Darajat и Шах Джахан II только в течение нескольких месяцев в 1719. К тому времени, когда Мухаммед Шах пришел к власти, могольская власть была в серьезном снижении, и империя стала более уязвимой. Тем не менее, под щедрым патронажем Мухаммеда Шаха, суд в Дели стал снова маяком искусств и культуры. Административные реформы не могли, однако, остановить более поздние могольские-Maratha войны, которые значительно иссушили имперские силы. Это был только вопрос времени, пока силы из соседней Персии не видели своего шанса вторгнуться.

Вторжение Нэдира Шаха в Индию достигло высшей точки в Сражении Карнала 13 февраля 1739 и поражении Мухаммеда Шаха. Нэдир Шах вошел в Дели и уволил город, в котором были уничтожены десятки тысяч курса жителей. Персидские войска уехали из Дели в начале мая 1739, берущего с ними трон как военный трофей со многими другими сокровищами, означая большое сокращение могольского богатства и незаменимой потери культурных товаров и сокровищ. Среди известных драгоценных камней, которые ограбил Нэдир Шах, был Акбар Шах алмазный, Большой могольский алмазный, Большой Плоскогранный алмаз, Koh-i-Noor , алмаз Шаха, а также шпинель Samarian и рубин Тимура . Эти камни были или частью Павлиньего Трона или другими тронами, или обладали могольскими императорами. Акбар Шах, как говорили, сформировал один из глаз павлина, а также Koh-i-Noor. Алмаз Шаха был описан Тавернье, как являющимся на стороне трона. Многие из этих камней закончили тем, что стали частью персидских королевских регалий или были взяты позже британскими колониалистами.

Когда Нэдир Шах был убит его собственными чиновниками 19 июня 1747, трон исчез, наиболее вероятно будучи демонтированным или разрушил для его ценностей в следующем хаосе. Персидский император Фэт-Али Шах уполномочил Трон Солнца быть построенным в начале 19-го века для него. У Трона Солнца есть форма платформы точно так же, как Павлиний Трон. Некоторые слухи утверждают, что части оригинального Павлиньего Трона использовались в его строительстве, однако нет никаких доказательств к этому. В течение долгого времени Трон Солнца ошибочно упоминался как Павлиний Трон, термин, который был позже адаптирован первоначально Западом как metonym для персидской монархии. Никакие проверенные части оригинального Павлиньего Трона не выжили. Только некоторые алмазы и драгоценные камни, которые приписаны ему, выжили и были переделаны.

Трон замены был, вероятно, построен после персидского вторжения для могольского императора, который близко напомнил оригинал. Трон был расположен на восточной стороне Divan-i-Khas к окнам. Этот трон, однако, был также потерян, возможно во время или после индийского Восстания 1857 и последующего грабежа и крупномасштабного разрушения Красного Форта занимающими британскими колониалистами. Мраморная опора, на которую это оперлось в Divan-i-Khas , выжила и может все еще быть замечена сегодня.

В 1908 Нью-Йорк Таймс сообщила, что Каспар Пердон Кларк , директор Музея искусств Метрополитен, получил то, что подразумевалось, чтобы быть мраморной ножкой от опоры трона. Хотя упомянуто в годовом отчете 1908 года, статус этой опоры остается неизвестным. Есть другая мраморная ножка в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Где точно эти две опоры происходят из, однако, и если они связаны с Павлиньим Троном, вообще остается неясным.

Вдохновленный легендой о троне, король Людвиг II Баварии установил романтизированную версию его в его мавританском Киоске в Замке Линдерхоф , построенном в 1860-х.

Описание

Современные описания, которые известны сегодня трона Шаха Джахана, от историка Абдула Хамида Лаори, "Инаят Хан, французские путешественники Франсуа Бернье и Жан-Батист Тавернье. Никакая известная живопись, которая была бы их описания существовать трона.

Описание Абдула Хамида Лаори

Абдул Хамид Лаори (d. 1654), описывает в Padshahnama создание трона при Шахе Джахане:

Описание "Инаята Хана

Следующее - отчет, сделанный о троне в Shahjahannama "Инаята Хана:

Описание Франсуа Бернье

Французский врач и путешественник Франсуа Бернье , описанный в его Путешествиях в Империи Магната нашей эры 1656-1668 трон в Diwan-i-Khas :

Описание Жан-Батиста Тавернье

Французский ювелир Жан-Батист Тавернье сделал шестое путешествие в Индию между 1663 и 1668. Это была большая привилегия, что он был приглашен посетить суд в Дели самим императором Орэнгзебом, где он оставался как свой гость в течение двух месяцев с 12 сентября 1665 до 11 ноября 1665.

Главная цель приглашения Тавернье ухаживать была для императора, чтобы осмотреть драгоценности, которые Тавернье принес с запада с интересом покупки их. Во время этого посещения Тавернье не только продал несколько драгоценностей императору и его дяде Джафару Хану, но установил тесную связь с императором, который позволил ему оставаться более длинным в Дели. Он был приглашен остаться до заключения ежегодного празднования дня рождения императора, и он также получил возможность осмотреть украшенные драгоценными камнями троны в Красном Форте, включая Павлиний Трон. Ему также дали возможность осмотреть ценные драгоценности и камни, принадлежащие императору, но не смог видеть все еще сохраненных отцом Орэнгзеба Шахом Джаханом, который был заключен в тюрьму в Форте Агры. Спустя несколько месяцев после того, как Тавернье осмотрел драгоценности во владении Орэнгзеба, Шах Джахан умер в январе 1666, и Орэнгзеб требовал остающегося наследования.

Тавернье дает подробное описание Павлиньего Трона в его книге Les Six Voyages de J. Б. Тавернье , изданный в 1676 в двух объемах. Его описания Павлиньего Трона - наиболее исчерпывающий отчет, доступный современным историкам до настоящего времени. Счет трона появляется в Главе VIII Тома II, в котором он описывает приготовления к ежегодному фестивалю дня рождения императора, во время которого он торжественно взвешивается каждый год в золотых монетах, и также о блеске его тронов и великолепии его суда.

Тавернье, однако, описывает наблюдение трона в том, что является, вероятно, Diwan-i-Am . Одна из теорий - то, что трон иногда перемещался между этими двумя залами, в зависимости от случая. Он далее описывает пять других тронов в Diwan-i-Khas .

Несоответствия в описании

Описания Lahori до 1648 и Тавернье издали, в 1676 находятся обычно в широком соглашении по самым важным особенностям тронов, таких как его прямоугольная форма, стоящая на четырех ногах в его углах, этих 12 колонках, на которые навес опирается, и тип драгоценных камней, включенных на троне, таких как рубины прозрачной шпинели, изумруды, жемчуг, алмазы и другие цветные камни. Есть, однако, некоторые существенные различия в этих двух описаниях:

  • Счет Лаори трона, основанного на используемом языке, мог быть описанием спроектированного дизайна. Счет Тавернье трона, кажется, наблюдение свидетеля во время его визита в 1665 в Красный Форт. Могло случиться так, что были различия между спроектированным и заключительным троном, на который Шах Jahān поднялся впервые 12 марта 1635.
  • Согласно Lahori, у трона должны были быть длина 3 ярдов (9 футов) и широта 2½ ярдов (7½ футы). Тавернье, однако, дает длину в 6 футах и широту в 4 футах. Высота описана Lahori как 5 ярдов (15 футов), но счет Тавернье не упоминает свою полную высоту. Только высота этих четырех ног в углах упомянута, который составлял приблизительно 2 фута.
  • Лаори описывает навес, который будет поддержан 12 изумрудными колонками, Тавернье описывает 12 колонок, которые были окружены и включены с рядами жемчуга, который был кругл и прекрасной воды и взвесил от 6 до 10 каратов каждого. Он думает, что они были фактически самым дорогостоящим и драгоценным аспектом трона.
  • Существенное различие - положение дающих имя павлиньих статуй. Лаори заявляет, что на вершине каждого столба должно было быть два павлина, часто расположенные с драгоценными камнями, и между каждым два павлина, набор дерева с рубинами и алмазами, изумрудами и жемчугом. Если бы ссылка на «столб» здесь означает «колонки» вокруг трона было бы 24 павлина. Тавернье, однако, видел только единственного большого павлина выше куполообразного навеса четырехугольной формы, с поднятым хвостом, включенным с синими сапфирами и другими цветными камнями и телом павлина, сделанного из золота, инкрустированного драгоценными камнями, имея большой рубин перед грудью, от которой вешает грушевидный жемчуг приблизительно 60 каратов в весе. Кроме единственного большого павлина, счет Тавернье говорит о большом букете, состоя из многих видов цветов, сделанных из золота, инкрустированного драгоценными камнями, той же самой высоты как павлин, расположенный по обе стороны от павлина.
  • Согласно Lahori, подъем к трону должен был состоять из трех шагов, также установить с драгоценностями прекрасной воды. Тавернье, однако, описывает четыре шага на более длинной стороне трона и включенный с тем же самым типом драгоценных камней, используемых на троне, и с соответствием проектам.

Кроме существенных различий между двумя отчетами, сделанными выше, есть несколько деталей, данных в счете Лаори, которые не упомянуты в Тавернье, и наоборот.

Описание Лаори

  • Счет Лаори упоминает несколько исторических алмазов, которые украсили трон, такой как 186 каратов Koh-i-Noor алмаз, 95 каратов алмаз Акбара Шаха, 88,77 каратов алмаз Шаха и 83 карата алмаз Джахангира, кроме 352,50 каратов Тимур Руби, третий по величине рубин прозрачной шпинели в мире. Тавернье не упоминает об этих самых драгоценных камнях. Одно объяснение состоит в том, что, когда Тавернье видел трон в 1665, все эти исторические алмазы и рубин прозрачной шпинели были во владении Шахом Джаханом, который находился под домашним арестом в Форте в Агре. Спустя два месяца после того, как Тавернье уехал из Дели и достиг Бенгалии, во время его шестого и последнего путешествия в Индию, Шах Джахан умер 22 января 1666, и его сын и преемник Орэнгзеб смогли требовать всех этих алмазов и драгоценных камней. Описания Лаори были сделаны во время правления Шаха Джахана, когда все эти исторические алмазы и Тимур Руби были, вероятно, включены на троне.
  • Согласно Lahori, двадцать стихотворений двустишия поэта Мухаммеда Кадси, хвалящего Шаха Джахана в изумрудных письмах, были включены на троне. Тавернье не упоминает это в своем счете, или из-за его неспособности прочитать и понять то, что было написано, или потому что Орэнгзеб заказал его удаление.

Описание Тавернье

Тавернье разрешили близко осмотреть трон и драгоценности и написал самое известное подробное описание до настоящего времени.

  • В его счете Тавернье сообщает подробности дизайна, в котором рубины прозрачной шпинели, изумруды, алмазы и жемчуг были устроены на этих четырех горизонтальных планках, соединяющих четыре вертикальных ноги, из которых возникли 12 вертикальных колонок, поддерживая навес. Посреди каждого бара, большой сокращенный кабошоном рубин прозрачной шпинели был помещен, окружен четырьмя изумрудами, формирующими квадратный крест. Такие квадратные кресты были расположены по обе стороны от центрального большого квадратного креста, вдоль бара, но договорились таким способом, что, в то время как в одном квадрате пересекаются, рубин прозрачной шпинели занимает центр, окруженный четырьмя изумрудами, в следующем квадратном кресте, изумруд занимает центр, окруженный четырьмя рубинами прозрачной шпинели. Изумруды были плоскогранными и интервалы между изумрудами и рубинами, были покрыты алмазами, также плоскогранными и не чрезмерные 10 - 12 каратов в весе.
  • Было три подушки или подушки на трон, и тот, помещенный за спиной императора, был большим и круглым, и другие два, помещенные в его стороны, были плоскими. Подушки были также обиты драгоценными камнями.
  • Он упоминает некоторые королевские знамена и оружие, которое было приостановлено от трона, такого как булава, меч и круглый щит и поклон и дрожь со стрелами, все обитые драгоценными камнями.
  • Он посчитал число больших рубинов прозрачной шпинели и изумрудов на троне, и упоминает общее количество. По его словам, было 108 больших рубинов прозрачной шпинели на троне, все сокращенные кабошоном, самое маленькое взвешивание приблизительно 100 каратов и самые большие более чем 200 каратов в весе. Он также посчитал 116 больших изумрудов на трон, весь превосходный цвет, но со многими ошибками (характерная особенность изумрудов), самое большое взвешивание приблизительно 60 каратов и самые маленькие приблизительно 30 каратов.
  • Нижняя сторона навеса была покрыта алмазами и жемчугом краем жемчуга повсюду вокруг.
  • На стороне брошенного столкновения с судом был приостановлен драгоценный камень, это состояло из алмаза 80 - 90 каратов в весе с рубинами и изумрудами, окружающими его. Когда Император был усажен на троне, этот приостановленный драгоценный камень был в полном представлении прямо перед ним.
  • Тавернье тогда пишет приблизительно два больших обитых драгоценным камнем королевских зонтика, которые не были частью трона, но были помещены по обе стороны от трона на расстоянии 4 футов от него. Центральная палка этих зонтиков с высотой приблизительно 7 - 8 футов была покрыта алмазами, рубинами и жемчугом. Ткань зонтика была сделана из красного бархата, и вышита и окаймлена повсюду вокруг с жемчугом. Высота этих зонтиков могла бы дать признак относительно высоты трона, которые имели, вероятно, ту же самую высоту как трон. Таким образом высота трона составила бы приблизительно 7 - 10 футов.

Более поздний павлиний трон

После разрушения, вызванного Нэдиром Шахом, другой трон был сделан для могольского императора. Существуют различные индийские картины компании 19-го века этого трона. Это было расположено в Diwan-i-Khas и, возможно, было меньшим в размере, чем оригинальный, сделанный для Шаха Джахана. Однако, появление было бы подобно, основано или на первоначальных планах или воспоминаниями и рассказами очевидцев. Это было сделано из золота или было позолочено и обито драгоценными и полудрагоценными камнями. Точно так же, как оригинал это показало 12 колонок. Колонки несли бенгальца, делают - chala крыша, которые были украшены с двумя павлиньими статуями на двух концах, неся ожерелье жемчуга в клюве и двух павлинов наверху, также неся ожерелья жемчуга в их клювах. Эти два павлина были в центре под цветочным букетом, сделанным из драгоценностей или под королевским зонтиком. Этот трон был защищен навесом, сделанным из драгоценного и красочного текстиля и золотых и серебряных нитей. Навес несли четыре, тонкие колонки или лучи, сделанные из металла. Под троном были выложены красочные и драгоценные ковры.

30.05.2011 - 12:03

«Наибольшее восхищение у туриста вызовет музей драгоценностей (Алмазный фонд). В экспозиции представлено огромное количество необычайных по своей красоте драгоценных камней. Здесь же можно увидеть Павлиний трон персидских шахов…»

(из современного путеводителя по Тегерану).

Творения «Повелителя вселенной»

Составители «Путеводителя», мягко говоря, лукавят. Представленный на выставке в Алмазном фонде столицы Ирана Павлиний трон, на самом деле является всего лишь жалкой копией того неповторимого произведения индийских мастеров, которое язык не поворачивается назвать «всего лишь» предметом мебели.

Павлиний трон появился на свет благодаря капризу одного из правителей империи великих моголов Джихан-Шаха («Джихан-Шах» - «Повелитель вселенной», так переводится это имя), правившего с 1627 по 1658 годы.

Джихан-Шах мало чем отличался от других азиатских правителей. Он пришел к власти, повоевав предварительно со своим отцом Джихангир-Шахом, убив своего старшего брата Хосрова и физически уничтожив всех остальных претендентов на престол. Новый правитель вдвое увеличил налоги на подданных и построил оросительные каналы в Пенджабе. По его приказу были созданы такие замечательные произведения архитектуры как Красный форт и соборная мечеть в Дели. После смерти своей любимой жены, Джихан-Шах собрал лучших мастеров и повелел воздвигнуть мавзолей, равного которому не должно быть во Вселенной. Так был построен Тадж-Махал - одно из семи чудес света.

Павлиний трон был изготовлен в 1629 году - самому шаху пришла в голову эта идея или один из его визирей дабы развлечь своего господина, посоветовал Джихан-Шаху увековечить себя в небывалом доселе произведении искусства - красивейшем в мире троне - неизвестно.

Однако, загоревшись этой идеей, Джихан-Шах повелел собрать со всей империи самых искусных ювелиров, резчиков по камням, художников. Когда мастера склонились перед «Повелителем вселенной», тот повелел выдать им груды алмазов, рубинов, сапфиров и жемчуга, чтобы они соорудили трон, равного которому нет, не было и никогда не будет во всей Вселенной. Спинка трона должна быть неотличима от павлиньего хвоста. Золота, серебра, драгоценных камней шах велел не жалеть и использовать в таких количествах, каких потребуется для работы.

Павлины - жертвы

Мастера, решив, что ценность трона должна определяться в первую очередь не количеством драгоценностей, а их художественным подбором, смогли убедить в этом и правителя. После чего из многочисленных павлинов, услаждавших взор Джихан-Шаха во время пребывания в саду, были выбраны несколько, обладавших самыми красивыми хвостами. Несчастные были лишены своих перьев, ставших образцом для создания спинки трона.

Работа закипела. Опытные ювелиры подбирали по тонам и полутонам и оттенкам цейлонские и кашмирские сапфиры, бенгальские и египетские изумруды, оттеняя их отборным жемчугом и алмазами. Вскоре начали вырисовываться очертания нового шедевра.

Основу Павлиньего трона составляло стилизованное дерево из резного золота, украшенного эмалью. Длина его составляла около двух метров, а ширина - чуть больше метра. Полуметровые ножки трона были изготовлены в форме львиных лап, а спинка, представлявшая собой павлина с развернутым хвостом, поражала своим великолепием, и удивительным сходством с настоящими павлиньими перьями.

Глазами птице служили два дивных бриллианта чистой воды, один из которых известен как «Великий могол». (Позднее, после того как этот камень попал в Россию, он стал называться «Орлов»).

Стоимость трона определить было невозможно. Помимо прочих драгоценностей его украшали шестьдесят изумрудов и сто восемь рубинов. Самый крупный рубин - рубин Тимура Тамерлана - достигал веса в 100 каратов, в него была вправлена пятидесятикаратная жемчужина.

Вершину трона венчал плафон - огромных размеров отшлифованная пластина из весьма редкого огненного индийского карнеолина.

Неизвестно точно, сколько времени понадобилось мастерам для создания шедевра. Но как только работа закончилась, при дворе шаха был устроен пир, а после - праздничное шествие по столице. Павлиний трон погрузили на белого слона, на троне восседал сам Джихан-Шах.

Европейцы о троне

У Джихан-Шаха было четыре сына и когда им показалось, что отец готов выпустить бразды правления из своих рук, каждый захотел стать новым «повелителем вселенной». В 1658 году снова начались междоусобицы, победителем из которых вышел Аламгир, безжалостно убивший всех своих братьев.

Заняв трон, он должным образом оценил творение своего отца, и принял имя Ауранг-Зеб («Украшение трона»). Еще живого Джихан-Шаха заключили в крепость Агры, из окон которой он мог любоваться могилой своей жены - мавзолеем Тадж-Махал. Умер «Повелитель Вселенной» в 1666 году.

За год до его смерти, в 1665 году Павлиний трон впервые увидел европеец. Им был французский купец Жан Батист Тавернье (1605-1689 годы). Он посещал Индию несколько раз, был в Агре и Голконде. «Просвещенный» правитель Ауранг-Зеб оказывал ему особые милости: дарил алмазы, золото и самоцветы, разрешил осмотреть дворец и, в том числе знаменитый Павлиний трон. Сохранились дневники Тавернье, в которых подробно описан павлиний трон.

Известно, что Ауранг-Зеб добавил к нему украшения, в частности знаменитый алмаз «Шах» (также оказавшийся позже в алмазном фонде России - он послужил выкупом за Грибоедова). Алмаз находился постоянно перед глазами Ауранг-Зеба, когда он сидел на Павлиньем троне. Продолговатый камень свисал с балдахина в окружении изумрудов и рубинов. На его более тонком конце была сделана борозда глубиной полмиллиметра, которую охватывала шелковая нитка.

Таинственное исчезновение

Ауранг-Зеб оказался последним «Великим моголом», восседавшем на павлиньем троне. После его смерти сопредельные государства начали разрывать на части когда-то великую империю. В 1737 году в Индию вторгся Надир-Шах, владыка Ирана. За два года он полностью покорил Северную Индию и захватил Дели. Захваченные им сокровища не поддавались исчислению.

Летописи показывают, что одни лишь захваченные алмазы, яхонты и изумруды занимали шестьдесят ящиков. А для того, чтобы увезти Павлиний трон, потребовалось восемь верблюдов.

Но… некоторые исторические факты свидетельствуют, что персиянам достался не сам павлиний трон, а только несколько самых крупных камней, украшавших его. Трон же в мае 1782 года находился в Бомбее и был погружен на британский клипер

Вскоре судно отправилось в Англию, увозя семьи колонизаторов и часть индийских сокровищ, среди которых был и Павлиний трон. Однако у берегов Африки клипер попал в жесточайший шторм. Корабль и все его пассажиры погибли, спастись удалось только одному матросу.

С тех пор вот уже двести с лишним лет за содержимым трюмов «Гросвенора» охотятся все кому не лень. В районе гибели судна перебывали десятки экспедиций из многих стран. В 1919 году английский писатель Конан Дойль принял участие в одной из таких экспедиций, вложив значительные средства в поиск сокровищ «Гросвенора».

Но попытки отыскать уникальный трон и золото так ни к чему не привели - ведь точное место гибели судна осталось неизвестным. Но надежда не умирает: члены одной из экспедиций утверждают все-таки смогли отыскать на дне кусочек индийского карнеолина, некогда украшавшего самый дорогой и самый знаменитый в мире предмет мебели.

  • 6229 просмотров

Фото: (вернее его копия), стоящий в в.

«Наибольшее восхищение у туриста вызовет музей драгоценностей (). В экспозиции представлено огромное количество необычайных по своей красоте драгоценных камней. Здесь же можно увидеть персидских шахов...» (из современного путеводителя по достопримечательностям).

Творения «Повелителя Вселенной»



Составители путеводителя, мягко говоря, лукавят. Представленный на выставке в столицы Ирана на самом деле является всего лишь жалкой копией того неповторимого произведения индийских мастеров, которое язык не поворачивается назвать «всего лишь» предметом мебели.
Павлиний трон появился на свет благодаря капризу одного из правителей («Шах-Джахан» - «Повелитель Вселенной», так переводится это имя), правившего с 1627 по 1658 год.
Шах-Джахан мало чем отличался от других азиатских правителей. Он пришел к власти, повоевав предварительно со своим отцом, убив своего старшего брата Хосрова и физически уничтожив всех остальных претендентов на престол. Новый правитель вдвое увеличил налоги на подданных и построил оросительные каналы в Пенджабе. По его приказу были созданы такие замечательные произведения архитектуры, как Красный форт и соборная мечеть в Дели. После смерти своей любимой жены собрал лучших мастеров и повелел воздвигнуть мавзолей, равного которому не должно быть во Вселенной. Так был построен - одно из.
Павлиний трон был изготовлен в 1629 году - самому шаху пришла в голову эта идея или один из его визирей, дабы развлечь своего господина, посоветовал Шах-Джахану увековечить себя в небывалом доселе произведении искусства, красивейшем в мире троне - неизвестно.
Однако, загоревшись этой идеей, Шах-Джахан повелел собрать со всей империи самых искусных ювелиров, резчиков по камню, художников. Когда мастера склонились перед «Повелителем Вселенной», тот повелел выдать им груды алмазов, рубинов, сапфиров и жемчуга, чтобы они соорудили трон, равного которому нет, не было и никогда не будет во всей Вселенной. Спинка трона должна была быть неотличима от павлиньего хвоста. Золота, серебра, шах велел не жалеть и использовать в таких количествах, каких потребуется для работы.

- жертвы

Мастера, решив, что ценность трона должна определяться в первую очередь не количеством драгоценностей, а их художественным подбором, смогли убедить в этом и правителя. После чего из многочисленных павлинов, услаждавших взор Шах-Джахана во время пребывания в саду, было выбраны несколько, обладавших самыми красивыми хвостами. Несчастные птицы были лишены своих перьев, ставших образцом для создания спинки трона.
Работа закипела. Опытные ювелиры подбирали по тонам и полутонам и оттенкам цейлонские и кашмирские сапфиры, бенгальские и египетские изумруды, оттеняя их отборным жемчугом и алмазами. Вскоре начали вырисовываться очертания нового шедевра.
Основу Павлиньего трона составляло стилизованное дерево из резного золота, украшенного эмалью. Длина его составляла около двух метров, а ширина - чуть больше метра. Полуметровые ножки трона были изготовлены в форме львиных лап, а спинка, представлявшая собой павлина с развернутым хвостом, поражала своим великолепием и удивительным сходством с настоящими павлиньими перьями. Глазами птице служили два дивных бриллианта чистой воды, один из которых известен как «». (Позднее, после того как этот камень попал в Россию, он стал называться «Орлов».)
Стоимость трона определить было невозможно. Помимо прочих драгоценностей его украшали шестьдесят изумрудов и сто восемь рубинов. Самый крупный рубин - рубин) - достигал веса в 100 каратов, в него была вправлена пятидесятикаратная жемчужина.
Вершину трона венчал плафон - огромных размеров отшлифованная пластина из весьма редкого огненного индийского карнеола.

Неизвестно точно, сколько времени понадобилось мастерам для создания шедевра. Но как только работа закончилась, при дворе шаха был устроен пир, а после - праздничное шествие по столице. Павлиний трон погрузили на белого слона, на троне восседал сам Шах-Джахан.

Европейцы о троне

У Шах-Джахана было четыре сына, и когда им показалось, что отец готов выпустить бразды правления из своих рук, каждый захотел стать новым «повелителем вселенной». В 1658 году снова начались междоусобицы, победителем из которых вышел Аламгип, безжалостно убивший всех своих братьев. Заняв трон, он должным образом оценил творение своего отца, и принял имя Ауранг-Зеб («Украшение трона»). Еще живого Шах-Джахана заключили в крепость Агры, из окон которой он мог любоваться могилой своей жены - мавзолеем Тадж-Махал. Умер «Повелитель Вселенной» в 1666 году.
За год до его смерти, в 1665 году Павлиний трон впервые увидел европеец. Им был французский купец Жан-Батист Тавернье (1605-1689). Он посещал Индию несколько раз, был в Агре и Голконде. «Просвещенный» правитель Ауранг-Зеб оказывал ему особые милости: дарил алмазы, золото и самоцветы, разрешил осмотреть дворец и в том числе - знаменитый Павлиний трон. Сохранились дневники Тавернье, в которых подробно описан Павлиний трон. Известно, что Ауранг-Зеб добавил к нему украшения, в частности знаменитый алмаз «Шах» (также оказавшийся позже в Алмазном фонде России - он послужил выкупом за кровь Грибоедова). Алмаз находился постоянно перед глазами Ауранг-Зеба, когда он сидел на Павлиньем троне. Продолговатый камень свисал с балдахина в окружении изумрудов и рубинов. На его более тонком конце была сделана борозда глубиной полмиллиметра, которую охватывала шелковая нитка.


Таинственное исчезновение

Ауранг-Зеб оказался последним «Великим Моголом», восседавшем на Павлиньем троне. После его смерти сопредельные государства начали разрывать на части когда-то великую империю. В 1737 году в Индию вторгся Надир-шах, владыка Ирана. За два года он полностью покорил Северную Индию и захватил Дели. Захваченные им сокровища не поддавались исчислению. Летописи показывают, что одни лишь захваченные алмазы, яхонты и изумруды занимали шестьдесят ящиков. А для того чтобы увезти Павлиний трон, потребовалось восемь верблюдов.
Но... некоторые исторические факты свидетельствуют, что персам достался не сам Павлиний трон, а только несколько самых крупных камней, украшавших его. Трон же в мае 1782 года находился в Бомбее и был погружен на британский клипер «Гросвенор».
Вскоре судно отправилось в Англию, увозя семьи колонизаторов и часть индийских сокровищ, среди которых был и Павлиний трон. Однако у берегов Африки клипер попал в жесточайший шторм. Корабль и все его пассажиры погибли, спастись удалось только одному матросу.
С тех пор вот уже двести с лишним лет за содержимым трюмов «Гросвенора» охотятся все кому не лень. В районе гибели судна перебывали десятки экспедиций из многих стран. В 1919 году английский писатель Конан Дойль принял участие в одной из таких экспедиций, вложив значительные средства в поиск сокровищ «Гросвенора».
Но попытки отыскать уникальный трон и золото так ни к чему и не привели - ведь точное место гибели судна осталось неизвестным. Однако надежда не умирает: члены одной из экспедиций утверждают все-таки смогли отыскать на дне кусочек индийского карнеола, некогда украшавшего самый дорогой и самый знаменитый в мире предмет мебели.

Источник: "Тайны ХХ века. Золотая серия" №6-с 2012 г


Павлиний трон Великих моголов и Павлиний трон Персидской монархии. Из истории могольской и персидской монархий

Павлиний трон вчера и сегодня

В настоящее время говорят о трех тронах, как о Павлиньих. Из них до нашего времени дошли только два. Сначала приведем здесь несколько фотографий, а потом поговорим об этих тронах и династиях, которые ими владели, более подробно.

Индия. Прежде всего, начало начал всех Павлиньих тронов - Павлиний трон Великих Моголов . И тот, кому Павлиний трон обязан своим появлением, - пятый император династии Великих Моголов Шах-Джахан . Здесь иллюстрация со старинной миниатюры.

Трон Надира как часть музейной коллекции вТегеране.


А теперь по порядку.

Павлиний трон при Великих Моголах

История Павлиньего трона началась при императоре Великих Моголов Шах-Джахане (также известного как Шах Джехан), прославившемся еще и строительством усыпальницы Тадж-Махал (Подробнее об этом правителе на нашем сайте здесь). Необходимо отметить, что хотя Павлиний трон являлся символом династии Великих Моголов , они потеряли этот трон задолго до того, как династия потеряла власть. И то, что сегодня существует в Персии (Иране) под названием Павлиний трон, отличается от оригинала.

Говоря о форме Павлиньего трона Великих Моголов необходимо отметить, то он представлял собой отнюдь не кресло европейского вида, а платформу в виде низкой тахты, на которой повелитель располагался, подогнув ноги. Кстати, в персидском языке слово «тахта», пришедшее и в русский, и означает «трон».

Павлиний трон был сооружен в XVII веке, в правление Шах-Джахана , и размещался в зале официального правительственного совета - Дивана в Дели. Диван располагался посреди т.н. Красного форта , и сегодня являющегося центром старой части Дели .

Современный индийский исследователь Аппасами Муругайян в журнале «Курьер ЮНЕСКО» (эл. версия на русском языке, №6 за 2007 г.) так описывает расположение Красный форта и Павлиньего трона при Шах-Джахане.

«Красный форт Дели - жемчужина архитектуры эпохи Моголов . По воле пятого императора династии Шах-Джехана он был выдержан в уникальном стиле - шахджехани…

Приняв в 1638 г. решение о переводе столицы из Агры в Дели, император приказал начать строительство своего «земного рая» на берегу реки Джамна Сегодня это называют Старый Дели, а в то время он назывался Шаджеханабадом - в честь его императора.

В « Красном форте », строительство которого началось в 1639 г., а закончилось вероятнее всего в 1648 г., проживало около 3 000 человек.

Он стал первой цитаделью эпохи Моголов , задуманной в форме неправильного восьмиугольника, что стало позднее особенностью архитектурного стиля времен этой династии. Здесь Моголов ожидал инкрустированный полудрагоценными камнями трон, такой же великолепный и величественный, как трон царя Соломона, если не сказать - его точная копия.

Однако еще более величественным был трон, возвышавшийся в центре Диван-и-Кхаса, зала для частных аудиенций, где он принимал своих министров и знать.

Далее переносимся из Индии в Персию. На фотографии второй половины XIX века - воссозданный Павлиний трон персидской монархии . Здесь четвертый персидский шах из династии Каджаров - Насер ад-Дин Шах (годы правления 1848-1896) позирует на фотографии на фоне Солнечного трона, также называемого Павлиньим троном, в Зеркальном зале шахского дворца Голестан в Тегеране . Отметим, что, возможно, этот трон - единственный, сохранивший подлинные элементы трона Великих Моголов . Интересно,что на фотографии показано, что шах предпочитает сидеть перед троном в европейской манере, а не располагаться на платформе трона, как это было принято у Великих Моголов.

Насер ад-Дин Шах, четвертый шах из династии Каджаров , позирует на фоне «Солнечного трона», также называемого « Павлиньим троном ». Фотография второй половины XIX века.

Последняя, третья, иллюстрация, из предваряющих этот обзор: трон Надира - еще один символ персидской монархии , также именуемый иногда Павлиньим троном. Он по своему виду не имеет ничего общего с Павлиньим троном Великих моголов т.к. сделан в виде стула, а не тахты. Считается что он сделан по модели тронов древней династии Ахеменидов , которую сделали известной на весь мир цари Кир и Дарий .

Более ста рубинов и столько же изумрудов, не говоря об алмазах, сапфирах и жемчуге, не поддававшихся счету, придавали еще больше великолепия двум величественным фигурам павлинов, словно застывшим за императорским троном».

Считается, что именно из-за фигур двух павлинов с распущенными хвостами, трон получил свое название Павлиний. Спинку трона украшал знаменитый бриллиант Кохинор .

Журнал Министерства иностранных дел «Индия перспективы» (декабрь 2000) отмечал в своем очерке «Любопытные приключения Кох-и-Нура » К. Кхуллара:

Согласно французскому путешественнику Тавернье, который сам был ювелиром, этот камень весил 420 каратов в период правления Аурангзеба , когда он видел его украшавшим Павлиний трон .

Удивительно, что в борьбе за престол между четырьмя сыновьями Шах Джахана , чему Тавернье был свидетелем, камень не пострадал. Француз также утверждал, что алмаз был огранен в виде розы и до обработки весил 900 каратов».

И еще почти сто лет после описания Тавернье Кохинор и Павлиний трон находились в Дели в собственности Великих моголов .

К. Кхуллар пишет:

« Кох-и-нур оставался в руках Моголов до нашествия Надира Шаха на Дели , когда здесь правил слабый и некомпетентный Мохамед Шах Рангила (Также известный как император Великих Моголов Мохаммад-Шах. Прим. Portalostranah.ru).

Надир Шах уже решил завладеть этим редким бриллиантом, но не знал, где он находился. В Павлиньем троне его уже точно не было, потому что трон он уже захватил. Его шпионы сказали ему, что Рангила хранил бриллиант в своем тюрбане. Надир Шах заставил Рангилу выдать его дочь замуж за своего сына. После свадьбы Надир Шах сказал: «Теперь мы братья. Согласно иранской традиции братья должны обменяться тюрбанами». И, не дожидаясь ответа Рангилы, он снял тюрбан императора и надел на его голову свой тюрбан. Это произошло в 1739 году».

Далее судьба трона была на некоторое время связана с упомянутым выше персонажем по имени Надир-шах . Однако Павлиний трон , как и камень Кохинур , не принесли удачи Надиру, ставшему новым владельцем и того, и другого.

Надир-шах - похититель Павлиньего трона Великих Моголов.

Надир-шах Афшар. Со старинной картины.

Надир-шах Афшар (также мы будем его называть здесь просто Надир) был по происхождению тюрком из племени афшаров туркоман (отметим, что афшары относятся к азербайджанской народности). Первоначально он был шиитом, но затем стал мусульманином-суннитом, т.к считал, что это поможет ему объединить больше мусульман под своей властью.

Надир был рожден в иранской области Хорасан , расположенной на границе Афганистана и нынешнего Туркменистана. Биография Надира была бурной. По происхождению ремесленник, он ушел в племя тюрок-кызылбашей, а затем стал предводителем разбойничьих ватаг.

Позднее Надир смог освободить Персию от семилетнего правления афганских завоевателей из пуштунского племени западных гильзаи (хотаков), чьей родиной является Кандагар .

Сначала действуя как представитель ополчения местного населения персов и тюрок во главе «ватаг», Надир начал воевать с афганцами от имени принца Тахмаспа , представлявшего свергнутую афганцами предыдущую правящую династию Ирана - Сефевидов . (Сефевиды были по происхождению, как и Надир, тюрками, и как и он на тот момент, исповедовали ислам шиитского толка). Но разбив афганцев, Надир, в итоге, основал в 1736 году свою династию (известную как Афшариды ), умертвив Тахмаспа и некоторых других представителей Сефевидов.

Борясь с афганцами, Надир потребовав от Великих моголов закрыть границу для бегущих от него родов афганских племен гильзаев (к тому времени Надир уже взял афганский Кандагар - центр их области). Когда Моголы не захотели оказать Надиру поддержку, то он 1739- году вторгся в Индию.

После вторжения Надира в Индию, Великие Моголы были разбиты им в том же, 1739 году, в битве при Карнале (в нынешнем индийском штате Харьяна). Великие Моголы потерпели поражение, несмотря на то, что они выставили армию в 100 тысяч человек против 55000 солдат Надира.

Видя что он проиграл, могольский император Мухаммад-шах собственноручно передал Надиру ключи от Дели и объявил о своем отречении, и правители вместе вернулись в Дели. Установившиеся было мирные отношения этих властителей были омрачены столкновениями в Дели из-за слухов о том, что Надир убит. Поверив слухам, делийцы подняли мятеж, закончившийся тем, что Надир отдал Дели на разграбление своим войскам. Тем не менее, позднее властители вновь помирились, и Надир вернул Мухаммад-шаху власть, а также пожелал женить своего сына на дочери могольского императора ( Надир-шах считал себя наследником великих кочевых династий прошлого - тюркской в лице Тимура (Тамерлана) и монгольской в лице Чингисхана , но вся его знатность подкреплялась лишь женитьбой в юности на дочери местного персидского бея. При этом флаги Надира и Великих Моголов были идентичны.(О флаге Великих Моголов см. здесь).

Весной 1739 года, захватив Павлиний трон , Надир-шах возвратился в Персию. Позднее Надир вел успешные войны с турками-османами, а также с Россией (в обоих случаях были подписаны мирные договоры в пользу Надира. В частности, Россия признала власть Надира над Дербентом , в Дагестане). Также Надир разбил бухарского эмира и выдал за него также свою дочь. Кроме этого он подчинил Хиву, передав ее под власть Бухары.

Однако империя Надира была недолговечна. В 1747 году его убили собственные приближенные, действовавшие по заданию племянника Надира - Али Кули, правившем под именем Адил Шах («праведный царь»).

Судьба Великого Могола, утратившего Павлиньий трон

Утративший Павлиний трон, Великий Могол Мухаммад-шах правил до своей кончины в 1748 году, несмотря на появление в Индии антагонистичных ему государств: сикхов, государства Маратхов и так далее. Мухаммад-шаху наследовал его сын. Династия Великих Моголов продолжалась, хотя и ослабевала.

Трагичная судьба потомков Надира

После годичного правления Адил Шаха сверг его собственный брат Ибрагим. Ибрагим был тоже вскоре свергнут, а затем, наряду с Адил Шахом, был ослеплен и казнен сторонниками Надира во главе с его вдовой. Знать и военные привели к власти единственного из сыновей и внуков Надира, кого не казнил Адил - пятнадцатилетнего внука Надира - Шахроха. Правда, к тому времени Шахрок был ослеплен в тюрьме. Шахрок стал править с 1750-го года на территории области Хорасан - родового гнезда Надир-шаха.

Спустя 40 лет, в 1796 году, Шахрох был пленен в Мешхеде основателем новой иранской династии Каджаров - Мухаммедом Каджаром. Шахрох погиб после пыток, которым он был подвергнут по указанию Каджара, ради выяснения судьбы сокровищ Надира.

К моменту гибели Шахроха династия Надира уже утратила многие сокровища, награбленные им у Великих Моголов. В частности, еще в 1747-м году казначей Надир-шаха афганец Ахмад-Шах (также известен как Ахмад-Шах Абдали, основавший позднее в Афганистане династию Дуррани), найдя драгоценный камень Кохинор на теле убитого Надира, вывез этот бриллиант в Афганистан, После чего камень начал путешествовать по миру (О Кохиноре подробнее здесь). Павлиний трон Великих моголов в Персии, как можно узнать из основного очерка этого обзора (в колонке слева), ждала худшая участь.


Но прежде, чем мы перейдем к персидской части истории Павлиньего трона, еще немного о его могольском периоде. Современная русская исследовательница Ванина, опираясь на заметки русского консула в Исфахане (Персия) времен Надир-шаха, так описывает могольские сокровища, включая Павлиний трон Великих Моголов и церемониал их приемов:

«Зал публичных аудиенций (Красного форта в Дели Прим. Portalostranah.ru) - изящный павильон из красного песчаника, с рядами колонн и зубчатыми арками.