Сказка «Почему у месяца нет платья. Отчего у месяца нет платья Почему у месяца нет платья сербская

Конспект совместной деятельности с детьми средней группы по развитию связной речи. Пересказ сказки «Почему у месяца нет платья».

Цель: Развивать связную речь. Активизировать речь детей новыми словами и выражениями: молодой месяц, полнолуние, портной, снял мерку, узко и коротко, вдвое шире. Расширить представление детей о луне и месяце. Познакомить с работой портного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 26 Кировского района

Конспект Непосредственной образовательной деятельности в образовательной области

«Речевое развитие»

в средней группе
«Почему у месяца нет платья»

воспитатель: Чучман А.А.

Санкт – Петербург

2016 г.

Конспект совместной деятельности с детьми средней группы по развитию связной речи. Пересказ сказки «Почему у месяца нет платья».

Цель: Развивать связную речь. Активизировать речь детей новыми словами и выражениями: молодой месяц, полнолуние, портной, снял мерку, узко и коротко, вдвое шире. Расширить представление детей о луне и месяце. Познакомить с работой портного.

Предварительная работа: Наблюдение за луной и месяцем.

Материал: Сербская сказка «Почему у месяца нет платья», плоскостные фигуры месяц и луна, картинка -портной, разные платья, фланелеграф.

Ход деятельности

Ребята, отгадайте мою загадку.

Ночью на небе один

Золотистый апельсин

Миновали две недели

Апельсина мы не ели

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька.

(луна)

Молодцы! Луна какая? (…)

А месяц какой? (…)

Воспитатель показывает на фланелеграфе:

Сначала месяц очень тонкий, говорят про него – молодой, каждый день по чуть – чуть растёт, через несколько дней он похож на пол круга, а ещё через несколько дней его называют луной. Это явление называют полнолунием. Повторите (…)

Потом луна начинает убывать и с каждым днём становится всё тоньше и тоньше, пока совсем её не будет видно.

Я вам прочитаю сказку, послушайте её.

/Воспитатель читает сказку/

Про кого эта сказка? (…) про месяц и портного

Что захотел месяц? (…) сшить себе платье

Кого он попросил сшить платье? (…) портного

Портной снимает мерки, кроит и потом шьёт одежду.

Давайте ещё раз послушаем эту сказку.

/Воспитатель читает сказку с выделением интонацией слов: узко и коротко, вдвое шире, несколько дней./

Каким был месяц, когда он впервые пришёл к портному? (… молодым и тоненьким)

Почему платье месяцу не подошло? (…он стал больше)

Как сказал портной про первое платье? (… оно узко и коротко)

Что говорил портной, когда видел, чтоплатье не подходит месяцу? (…видно, я ошибся)

Что случилось, когда месяц пришёл через несколько дней за вторым платьем? (… оно опять было мало)

Как сказал портной про месяц, когда было готово третье платье? (… месяц стал луной, вдвое шире, чем был)

Чем закончилась сказка? (… портной убежал, и месяц его не нашёл)

Молодцы, всё запомнили!

А теперь давайте заглянем в гости к месяцу.

Физкультминутка

Месяц по небу плывёт.

Кто на месяце живёт? (Ходьба)

Там гуляет хитрый лис,

Он на землю смотрит вниз. (Дети наклоняются вперёд на несколько секунд.)

Машет лис своим хвостом,

Серебрится мех густой. (Дети машут руками за спиной)

А вокруг летают звёзды,

Залетают к лису в гости. (Дети машут руками перед собой)

Послушайте, как можно рассказать эту сказку.

/Воспитатель рассказывает сказку, используя показ сказки на фланелеграфе/

Кто хочет попробовать начать рассказывать эту сказку?

/Ребёнок начинает рассказывать, воспитатель ему помогает/

Кто продолжит? (…)

Кто расскажет конец сказки? (…)

Молодцы!

/В случае без проблемного пересказа спросить всю сказку у 2-3 детей/

После пересказа можно предложить детям задания на развитие графических навыков по типу: «раскрась луну и месяц», штриховка.



Заглянул полумесяц к портному,
Не к небесному, а к земному.
– Сшей мне, мастер, нарядное платье.
Буду по небу в праздник гулять я.
Снял портной с полумесяца мерку,
Приглашает его на примерку.

Но всего за четырнадцать дней
Вдвое сделался месяц полней.
И в плечах и в груди ему тесно, –
Так поправился месяц небесный.
Чуть не плачет с досады портной:
– Что за бес подшутил надо мной!
Ваша светлость слегка пополнела
Иль от стирки материя села, –
Я, по правде сказать, не пойму…
Ладно! Новую мерку сниму.


Вот проходят за сутками сутки.
Не теряет портной ни минутки.
Ну, а месяц – гуляка ночной –
Стал тем временем полной луной.


Примеряет он тесное платье
И, вздыхая, бормочет проклятья:
– Греховодник, мошенник, злодей!
Постыдился бы добрых людей.
За последних три дня и три ночи
Платье стало тесней и короче!
Ничего не ответил портной.
Где уж спорить портному с луной!
Снял он мерку с заказчика снова:
– Будет к празднику платье готово!

Швы у платья портной распорол,
Грудь расширил, надставил подол.
Доработать осталось немножко,
А уж месяц стучится в окошко.
Да не месяц, а тоненький серп –
В это время он шёл на ущерб.
Не луна, а всего половинка:
Только рожки да круглая спинка.


Весь затрясся от гнева портной:
– Нет, довольно шутить надо мной!
Угодить вам пытался я сдуру.
Что ни день, вы меняли фигуру:
То вы делались круглым, как блин,
То худым, точно этот аршин.
Шить вам платье – пустое занятье.
Оставайтесь-ка лучше без платья!

стих Маршак С.Я. Иллюстрации

Ольга Трусевич
«Почему у месяца нет платья». Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта

Конспект

НОД по направлению «Ткацкая мастерская » в рамках реализации инновационного проекта «Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребенка в условиях этнографической направленности дошкольного образования»

Тема : чтение сербской сказки «Почему у месяца нет платья » .

в 1 младшей группе

Цель :

Познакомить с профессией швеи.

Образовательные :

Расширить представления детей о понятии «одежда» .

Учить классифицировать ее по половому признаку : одежда для мальчиков и для девочек.

Познакомить с профессией портного, атрибутами и результатами его труда.

Познакомить с новым литературным произведением.

Развивающие :

Содействовать развитию внимание, восприятия, воображения детей.

Развивать навыки диалогической речи.

Воспитательные :

Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

Предварительная работа :

Беседы с детьми об одежде.

Рассматривание одежды детей и взрослых.

Материалы к занятию.

Демонстративный материал :

Иллюстрация звездного неба с месяцем .

Ткань, ножницы, метр, нитки, иголка в игольнице.

Раздаточный материал :

Предметные картинки одежды.

Бумажные фигурки мальчика и девочки.

Оборудование :

Коробка.

Ноутбук.

Аудиозапись сербской сказки «Почему у месяца нет платья » .

Магнитная доска.

Ход НОД.

1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель в игровом центре располагает коробку с бумажной кукольной одеждой. Если дети не проявили к ней интерес, то он сам подзывает их.

Ребята, посмотрите! Какая красивая коробка появилась в нашей группе, откуда она?

Предположения детей.

Дети, вы хотите узнать, что в ней лежит?

Ответы детей.

Я предлагаю вам открыть ее и посмотреть, что в ней лежит. Хотите?

Ответы детей. Воспитатель открывает коробку, показывает детям кукольную бумажную одежду.

Дети, что это?

Дети называют предметы одежды.

Ребята, как можно назвать платье , шорты, юбку и брюки одним словом? Что это?

Ответы детей.

Молодцы, конечно же, это одежда. А вы знаете, для чего она нужна?

Ответы детей.

Одежду мы надеваем для того, чтобы согреться, закрыться от ветра, или солнечных лучей.

2. Актуализация в игровой ситуации.

Ребята, одежда в коробке одинаковая или разная?

Ответы детей.

Воспитатель обращает внимание детей на бумажные кукольные фигурки в коробке.

Как вы думаете, кто это?

Ответы детей.

Это мальчик и девочка. Как вы считаете, мальчики и девочки одеваются одинаково, или по-разному?

Предположения детей.

Я предлагаю вам поиграть. Хотите?

Ответы детей.

Нужно разложить эту одежду на две группы : для мальчиков и для девочек. Поможете мне? А сможете?

Ответы детей.

Дидактическая игра «Разложи одежду»

Перед детьми на столе бумажные фигурки мальчика и девочки. Дети должны взять один предмет одежды, назвать его и положить его рядом с соответствующим силуэтом. Воспитатель помогает детям, поощряет самостоятельность, активность.

Молодцы, ребята, вы замечательно справились с заданием. Правильно разложили всю одежду. Что носят мальчики?

Ответы детей.

Что одевают девочки?

Ответы детей.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Дети, а вы любите слушать сказки?

Ответы детей.

Я предлагаю вам послушать интересную сказку. Хотите?

Ответы детей.

Садитесь удобно, слушайте внимательно. Сказка называется «Почему у месяца нет платья » .

Воспитатель включает на ноутбуке аудиозапись сербской сказки «Почему у месяца нет платья » .

«Решил месяц сшить себе платье . Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем . А платье-то узко и коротко .

Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу.

В назначенный срок пришел месяц за платьем .

Опять платье мало .

Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной. И снова стал кроить и шить.

В третий раз месяц пришел к портному .

Увидел портной : идет по небу круглый месяц - не месяц , а луна целая, да вдвое шире, чем платье , которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц , искал, да не нашел.

Так и остался месяц без платья ».

Ребята, вам понравилась сказка?

Ответы детей.

Я предлагаю немного размяться. Хотите?

Ответы детей.

Физминутка «Что мы любим?»

Мы в ладоши хлопать любим

И хлопаем всегда

(Дети идут по кругу, взявшись за руки)

Да-да, да-да, и хлопаем всегда!

(Хлопают в ладоши)

Мы ногами топать любим

И топаем всегда

(Шагают за воспитателем)

Да-да, да-да, и топаем всегда!

(Топают ногами, стоя на месте)

Мы кружиться очень любим

И кружимся всегда

Да-да, да-да, и кружимся всегда!

(Кружатся вокруг себя)

Молодцы, ребята, как замечательно мы поиграли. Вам понравилось?

Ответы детей.

4. Открытие нового знания.

Ребята, а вы хотите еще раз послушать сказку о месяце ?

Ответы детей.

Тогда присаживайтесь и слушайте внимательно.

Воспитатель читает сказку «Почему у месяца нет платья » .

Дети, а вы знаете, кто такой месяц ? Где мы можем его увидеть?

Ответы детей.

Показ иллюстрации с изображением звездного неба и месяца на нем . Рассматривание иллюстрации.

Ребята, к кому пошел месяц ?

Ответы детей.

- Месяц пошел к портному . А зачем месяцу нужен был портной ?

Ответы детей.

- Месяц хотел пошить себе платье . Портной измерил его и что он стал делать?

Ответы детей.

Стал портной шить платье . А вы знаете, что нужно портному для работы?

Ответы детей.

Хотите об этом узнать?

Ответы детей. Воспитатель кладет перед детьми кусок ткани, метр, ножницы, нитки, иголку в игольнице. Следит за безопасностью детей.

Сначала портной измерил месяц , взял ткань, отмерил, сколько нужно отрезать.

Воспитатель демонстрирует действия.

Ножницами отрезал лишнее. Вдел нитку в иголку и стал шить.

Воспитатель демонстрирует движения.

Что получилось у портного?

Ответы детей.

Правильно, получилось платье . Но оно не подошло месяцу по размеру . Несколько раз приходил месяц к портному , но платье так и не получил . Как вы думаете, почему ?

Ответы детей.

Труд портного очень ответственный и важный. Что он шьет для нас?

Ответы детей.

Как вы думаете, можем мы обойтись без одежды?

Ответы детей.

Нам очень нужна одежда. Она защитит нас от дождя и снега, жары и холода. Нам никак не обойтись без портных.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Ребята, вам понравилась сказка о месяце ? Почему ?

Ответы детей.

Что запомнилось больше всего?

Ответы детей.

Я думаю, что вашим родителям она тоже очень понравится. Вы расскажете ее маме и папе?

Ответы детей.

Мне тоже очень понравилась сказка. Спасибо вам за то, что помогли разобраться, почему у месяца нет платья . Вы очень мне помогли! Ребята, а как же нам быть с коробкой, в которой лежит кукольная одежда?

Предложения детей.

Я предлагаю вам оставить ее в игровом центре. Хотите?

Ответы детей.

Я думаю, что вам интересно будет с ней играть.

Воспитатель вместе с детьми размещает коробку в игровом детском центре для самостоятельной деятельности воспитанников.

Публикации по теме:

Лето - самая благодатная пора для детского творчества. Что может быть интересней и увлекательней, как на свежем воздухе в тенечке, уютной.

«Экономика для детей». Конспект занятия в рамках проекта Тема: Будем бережливы. Программное содержание: формирование навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей;.

1. Сообщение темы. Кто на площади шагает Грудь в медалях,в орденах! Люди все их уважают Им "спасибо" говорят! -Дети, про кого эти стихи?.

«Камни». Конспекты непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками в рамках реализации инновационного проекта Конспекты непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками в рамках реализации инновационного проекта. Тема проекта:"Сетевое.

С 2015 года в Свердловской области стартовала программа, разработанная и одобренная всем профессиональным сообществом, Советом главных.

Решил месяц сшить себе платье.

Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем.

А платье-то и узко и коротко.

— Видно, я ошибся, — говорит портной. И снова сел за работу.

В назначенный срок пришёл месяц за платьем.

Опять платье мало.

— Видно, и теперь я ошибся, — сказал портной. И снова стал кроить и шить.

В третий раз пришёл месяц к портному.

Увидел портной: идёт по небу круглый месяц — не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашёл.

Так и остался месяц без платья.

Вопросы для закрепления

Ты знаешь, как шьют одежду? Что нужно сделать для того, чтобы одежда получилась впору?

Правильно ли сделал портной, когда снял мерку с месяца? Для чего он это сделал?

Что же случилось, когда месяц пришёл за платьем?

Сколько раз приходил месяц за своим платьем? Ты догадался, почему платье для месяца всё время оказывалось ему мало?

Почему портной убежал, когда увидел месяц в третий раз?

Ты знаешь, какой бывает месяц? Попробуй нарисовать несколько картинок, как постепенно узенький месяц растёт и превращается в полную луну. А потом нарисуй, как постепенно полная луна уменьшается и превращается в узенький месяц.

А ты бы смог сшить платье для месяца? Каким бы оно у тебя получилось?

Урок по Русской грамоте Тема: Сказки народов мира. Сербская сказка. «Почему у месяца нет платья». Ненецкая сказка «Кукушка»

24.02.2016 1101 295 Хасенова Рысты Саимовна

Тема: Сказки народов мира. Сербская сказка. «Почему у месяца нет платья». Ненецкая сказка «Кукушка»
Цель:
1. Продолжить знакомство со сказками народов мира. Совершенствовать умения читать текст.
2. Обогащать словарный запас. Развивать умения определять мягкость и твёрдость согласных звуков с помощью глухих букв, мягкого и твёрдого знака. Развивать умения рассуждать.
3. Воспитывать любознательность через сказку.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Выставка книг (сказки народов мира), лента букв.
На доске «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Ход урока:
I. Орг. момент. Психологический настрой.

С добрым утром! Начат день.
Первым делом гоним лень!
Утром надо не зевать,
И проснуться и вставать!

С каким настроением вы ребята проснулись? - А с каким настроением пришли в школу!
Я надеюсь, что хорошее настроение поможет справиться со всеми заданиями на уроке.
Но для этого, какими ещё вы должны быть?
Внимательными Сосредоточенными Дружелюбными и т.д.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Минутка чистописания.
Ро, зю, бя Ты
2. Пересказ сказки «Снегурочка».
3.Работа по ленте букв.
- Какие буквы показывают мягкость согласного?
- Какие буквы показывают твёрдость согласного?
- Какие из них не имеют звука? Ъ, Ь
На доске слова. Река, Лёня, носи, день, груша, Люся, Лена, дети, очки, робот, месяц, луна.
Работа в тетради.
- Записать только те слова, в которых все согласные мягкие (письмо с комментированием).
- Составить и записать предложение со словами дети. (Фронтальный опрос).
Дети пришли в школу.
- Подчеркнуть твёрдые, мягкие согласные. - Разделить на слоги, поставить ударение.
физминутка
III. Работа по новой теме.
1. Отгадайте загадку. «Рогатый, а не бодается». А отгадка находится среди слов записанных на доске.
2. Обратимся к набору слов.
В этом слове содержится звук всегда твёрдый. Месяц.
Интонирование слова в тетрадь
Словарная работа. Месяц – это ……
Рассмотреть рисунок в учебнике.
- В какое время суток можем увидеть месяц.
- Кому довелось видеть месяц?
3. Чтение сказки. «Почему у месяца нет платья?» с.138
Первичное чтение учителем.
- Почему на каждой примерке платье было мало месяцу?
- Кто догадался во что превратился месяц?
Загадка.

Над домом у дорожки
Висит кусок лепёшки (Луна).

С чем сравнивается луна? (Интонирование слова луна).
- Отгадать загадку в букваре. - С чем сравнивается месяц?
Повторное чтение учащимися по цепочке.
В тетради по чтению сделать зарисовку. Месяца и луны.
Что бы ты сделал на месте портного? (ответы детей). физминутка
Обобщение по сказке.
- Что сказочного, необычного произошло?
- Какой образ дан месяцу?
- Может ли это произойти в реальной жизни?
- Почему?
4. Чтение сказки. «Кукушка» с.140
Первичное чтение учителем.
Беседа по содержанию сказки.
-Какое настроение вызывает эта сказка?
-Придумай свой конец сказки.
Итог урока.
С какими сказками познакомились?
Что узнали нового?

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.