Содержание предметно пространственной развивающей среды. Развивающая предметно - пространственная среда для организации изодеятельности в разных возрастных группах. Средний дошкольный возраст

Евгения Дружинина

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)- это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Создавая предметно - развивающую среду, мы учитывали, что среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Проектируя развивающую предметно – пространственную среду в нашей группе, мы опирались на 6 групп требований:

2. Трансформируемая

3. Полифункциональная

4. Вариативная

5. Доступная

6. Безопасная (безопасность не только физическая, но и психологическая)

При организации развивающей предметно - пространственной среды необходимо учитывать принципы организации пространства:

1. Принцип активности, самостоятельности, творчества

2. Принцип стабильности и динамичности развивающей среды

3. Принцип комплексирования и гибкого зонирования

4. Организация среды с учетом гендерных различий детей

5. Принцип дистанции, позиции взаимодействия взрослых с детьми

6. Принцип открытости - закрытости

7. Принцип эмоциогенности среды

8. Принцип этапности и учета возрастных особенностей детей

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. В нашей группе можно выделить три зоны: активная, спокойная и рабочая зона. В активной зоне находятся физкультурно – оздоровительный центр, центр сюжетно-ролевых игр и театральная студия В спокойной зоне – библиотека и центр дидактических игр. В рабочей зоне – центр творчества, центр строительно – конструктивных игр, центр сенсорики, центр ПДД, центр песка и воды.

Границами между зонами в нашей группе служат: ширмы, мебель, напольная мело – маркерная доска, коврики. В нашей группе нет такого, что вся мебель расставлена по периметру. Все предметы и материалы доступны детям.

Возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в нашей группе обеспечивается за счет наличия ширм, мягких модулей, передвижного подиума, невысокой легкой мебели.

Для того чтобы дети чувствовали себя как дома, у интерьера группы должно быть сходство с домашней обстановкой. С этой целью мы используем ковровые покрытия, комнатные цветы, мягкую мебель, торшер, сделанный своими руками.

Всего у нас получилось 10 центров:

1. Физкультурно-оздоровительный центр «Здоровейка»

2. Студия театра «В мире сказок»

3. Центр сюжетно – ролевых игр «Игралочка»

4. Центр ПДД;

5. Центр строительно-конструктивных игр «Собирай-ка»

6. Центр сенсорики «Узнавайка»

7. Творческая мастерская «Каляка-маляка»

8. Центр воды и песка;

9. Центр книги «Книжкин дом»

10. Центр дидактических игр

Физкультурно-оздоровительный центр «Здоровейка»

Этот центр направлен на оптимизацию двигательной активности детей, развитие двигательных качеств и способностей. Он пользуется популярностью у детей.

Студия театра «В мире сказок»

В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

По желанию дети могут убрать ширма и это будет сцена для выступлений.


Рядом находится костюмерная с набором костюмов с масками для разыгрывания самых распространенных сценок с участием лисы, волка, медведя и других.

Центр театрализации трансформируется в Центр «Уединения» . Бывает время, когда хочется остаться одному, со своими мыслями, настроением, переживаниями. Маленький ребенок также имеет на это право. В условиях детского сада решить это можно через создание центров уединения.


Центр сюжетно – ролевых игр «Игралочка»

В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Для развития игровой деятельности необходимо создать предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту детей и тематике планируемых сюжетно-ролевых игр.



Вся мебель мобильна, поэтому по желанию детей все перемещается и обустраивается по их желанию.

Центр ПДД



Центр строительно-конструктивных игр «Собирай-ка»

Эта в основном место для мальчишек. Здесь очень много различного строительного материала (конструктор различного вида, деревянный и крупный пластмассовый конструктор, мягкие модули и др.). Есть передвижной подиум, коврики – скрутки и схемы построек. Здесь мальчишки воплощают свои замыслы. Конструктор можно перемещать в любое место группы и организовывать деятельность как с подгруппой, так и индивидуально.


Центр сенсорики «Узнавайка»


Творческая мастерская «Каляка-маляка»

В распоряжении детей акварель, карандаши, гуашь, кисти, бумага разного размера, раскраски, дидактические игры и все, что необходимо для творчества. Здесь дети могут оформлять афиши к своим постановкам, изготавливать головные уборы. К данному центру имеется свободный доступ.



Для выставки работ из пластилина (находится в приемной).


Для выставки детских рисунков, аппликаций.


Центр воды и песка



На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес.

Центр книги «Книжкин дом»

Здесь ребенок может погрузиться в волшебный мир книг. Дети с удовольствием рассматривают красочные иллюстрации любимых книг, пересказывают понравившиеся сказки. А также в литературном центре можно организовать выставку произведений того или иного автора.


Центр дидактических игр

Находится на против центра книги. Ребята по интересам находят себе любые игры, переходят к столам или на ковер и с удовольствие проводят время.


В приемной размещен родительский уголок, куда мы вывешиваем необходимую информацию.


Правильно организованная развивающая среда помогает каждому ребенку найти занятие по душе, узнать свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, что и лежит в основе развития малыша.

Оборудование общего назначения

Доска для рисования мелом.

Наборы цветного и белого мела.

Мольберт односторонний или двусторонний.

Наборное полотно 60*50 или 80*50.

Фланелеграф, магнитная доска

Стенд для рассматривания детских работ по рисованию, демонстрации иллюстративного материала.

Подставка для размещения работ по лепке.

Счетная лесенка для рассматривания работ по лепке.

Валик для нанесения краски на бумагу.

Настольная точилка для карандашей.

Бак с плотно прилегающей крышкой для хранения глины.

Фартук для педагога

Фартуки и нарукавники для детей.

Педагогические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности

Единый стиль в оформлении его привлекательность для детей;

Наличие соответствующих декоративных моментов;

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка и взрослого;

Учет возрастных и половых особенностей детей, как в содержательном характере материалов, так и организации пространства.

Количественный состав предметов и материалов (наличие и число соответствующих предметов сопоставляется с нормативом);

Наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, дополнение, качество, внешний вид;

Педагогическая целесообразность (соответствие назначению и задачам эстетического воспитания);

Доступность материала для детей, удобное расположение.

Младший дошкольный возраст

Все материалы для свободной самостоятельной продуктивной деятельности должны быть доступны детям. Дети этого возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки, предпочитают стабильность, поэтому все материалы и пособия должны иметь постоянное место.Материалы и пособия для изобразительной деятельности ежедневно, после вечернего приема пищи, размещаются на столах, которые имеются в группе. В рабочем состоянии все материалы, пособия, оборудование и незаконченные детские работы сохраняются до завтрака следующего дня.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста материал и оборудование в уголке изобразительной деятельности можно размещать на открытых полках.

Детям младшей группы необходимо давать для рисования карандаши шести цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный и коричневый). Для рисования применять два вида водяных красок - гуашь и акварель. Для детей дошкольного возраста удобнее всего краски кроющие, пастозные, непрозрачные – гуашь. Краску нужно разводить до густоты жидкой сметаны, так чтобы она держалась на кисточке, не капала с нее. Лучше всего краску наливать в прозрачные баночки с низкими краями, чтобы дети могли видеть цвет. Удобно пользоваться красками гуашь в полиэтиленовых банках с закрытыми крышками: в них воспитатели готовят краску и оставляют после занятий, никуда не переливая. При этом краска расходуется экономнее и на ее приготовление нужно меньше времени. В младшей группе вначале дают 2-3 краски, а к концу года 4-6 цветов. Детям младшей группы рекомендуется давать кисточки № 12-14. Такая кисть, прижатая к бумаге, оставляет яркий, хорошо заметный след, облегчает передачу формы предмета. Для рисования нужна достаточно плотная, немного шероховатая бумага (лучше полуватман). Заменить ее можно плотной писчей бумагой. Не годится для рисования глянцевая, бумага, по поверхности которой карандаш скользит, почти не оставляя следа, и тонкая бумага, которая рвется от сильного нажима. Во время работы бумага должна лежать неподвижно и ровно (исключение составляет декоративное рисование, в процессе которого дети могут менять положение листа). Детям младшей группы рекомендуется давать для рисования бумагу размером в писчий лист - он соответствует размаху детской руки. Стремление к самостоятельной деятельности формируется у младшего дошкольного возраста в сотрудничестве со взрослыми, в совместной деятельности с ними. С учетом этого пространство организуется так, чтобы одновременно могли действовать двое-трое детей и взрослый. Рисунками и поделками дети имеют право распорядиться сами – забрать домой или использовать в игре, поместить на выставку.



Примерный набор материалов и оборудования для изобразительной деятельности для первой младшей группы

-Наименование - -Количество на группу -
Для рисования - -Набор цветных карандашей (6 цветов) - -На каждого ребенка -
-Набор фломастеров (6 цветов) - -На каждого ребенка -
-Гуашь - -Набор из 6 цветов на каждого ребенка -
-Круглые кисти (беличьи, колонковые 10 – 14) - -На каждого ребенка -
-Емкости для промывания ворса кисти от краски (0,5 л) - -По одной на двоих детей -
-Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм (15*15) - -На каждого ребенка -
-Подставки для кистей - -На каждого ребенка -
-Бумага для рисования- -На каждого ребенка -
Для лепки - -Глина - подготовленная для лепки - -0,3 кг на каждого
-Доски, 20*20 см- -На каждого ребенка -
-Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие- -1 – 2 шт. на каждого
-Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30*30), для вытирания рук во время лепки - -На каждого ребенка -
Для аппликации -Готовые формы для выкладывания и наклеивания в зависимости от программных задач - -На каждого ребенка -
-Розетки для клея - -На каждого ребенка -
-Подносы для форм и обрезков бумаги.- -На каждого ребенка -
-Щетинные кисти для клея - -На каждого ребенка -
-Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем- -На каждого ребенка -


Примерный набор материалов и оборудования для второй младшей группы для изобразительной деятельности

Тип материала Наименование Количество на группу
Для рисования Набор цветных карандашей (12 цветов) На каждого ребенка
Набор фломастеров (12 цветов) На каждого ребенка
Гуашь (12 цветов) Набор из 12 цветов на каждого ребенка и дополнительно 2 банки белого и 2 банки желтого цветов
Круглые кисти (беличьи, колонковые №№ 10 – 14) На каждого ребенка
Емкость для промывания ворса кисти от краски (0,5 л) По одной на двоих детей
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм (15?15) На каждого ребенка
Подставки для кистей На каждого ребенка
Бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается педагогом в зависимости от задач обучения
Для лепки Глина – подготовленная для лепки 0,5 кг на каждого
Пластилин 3 коробки на одного
Доски, 20?20 см На каждого ребенка
Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие 1 – 2 шт. на каждого
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30?30), для вытирания рук во время лепки На каждого ребенка
Для аппликации Готовые формы для выкладывания и наклеивания в зависимости от программных задач На каждого ребенка
Щетинные кисти для клея На каждого ребенка
Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем На каждого ребенка
Розетки для клея На каждого ребенка
Подносы для форм и обрезков бумаги На каждого ребенка

Средний дошкольный возраст

В среднем дошкольном возрасте предметно - пространственная среда организуется по принципу полузамкнутых микропространств, для того, чтобы избежать скученности детей (небольшие подгруппы 2-4 ребенка).

Рисунки, пластические работы детей четырех лет специалисты уже относят к первой стадии изобразительного этапа. Их отличает примитивная выразительность, которая связана как с особенностями восприятия, так и с умелостью ребенка.

Представления детей о предмете во многом отличаются от самого предмета и отражают не все его качества, а лишь отдельные стороны, иногда те, которые произвели на ребенка наибольшее впечатление. И эти представления постоянно меняются, преобразуются и обобщаются. Поэтому дети воспроизводят в рисунке не то, что они видели, а то, что они себе представляли, воображали и для этого они могут использовать разнообразные изобразительные материалы.

При этом для ребенка не имеет значения качество раскраски созданного им изображения. Вместе с тем, детей надо учить технике закрашивания. Это можно сделать не только при закрашивании рисунка, выполненного самостоятельно, но и при использовании специальных трафаретов, альбомов. Поэтому, начиная со средней группы, вводятся в перечень эти пособия. Для этого в работе с детьми по изобразительной деятельности на занятиях и в свободной деятельности должны быть широко представлены изобразительные и пластические материалы (сангина, соусы, угольный карандаш, цветной пат, соленое тесто и т. п.). В средней группе в начале года дают карандаши 6 цветов, а к концу года набор из двенадцати карандашей (добавляются оранжевый, фиолетовый, темно-красный, розовый, голубой, светло-зеленый).

Проведенные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях детей 4-5 лет в работе с цветом:

К четырем годам у ребенка достаточно хорошо сформирован зрительный анализатор, и дети способны различать разнообразные цвета и оттенки и знать их названия;

В этом возрасте наиболее ярко проявляется способность к цветоощущению;

Дети в состоянии выражать с помощью цвета свое отношение к предметам и осознанно использовать цвет при создании эмоционально значимых для них образов.

Очевидно, что способность воспринимать цвет имеет для ребенка этого возраста большое практическое значение. Благодаря цвету даже самые несовершенные работы преображаются, и дети испытывают радость и чувство удовлетворения от своего труда. Но для этого требуется специальное оборудование и материалы (палитры, большое количество белил и т.п.).

Таким образом, очевидно, что изменения в общем, психическом развитии ребенка на пятом году жизни и учет специфических особенностей конструктивной и изобразительной деятельности детей требуют внесения изменений в материалы и оборудование для продуктивной деятельности.

Обучение детей на занятиях рисованием и в процессе ежедневной, свободной деятельности желательно осуществлять за столами, которые поставлены в круг или буквой «П». За столами должно быть предусмотрено место и для воспитателя.

Считается, что такая подготовка рабочих мест отвечает особенностям возраста. Дети 4-5 лет еще остро нуждаются в своевременном участии взрослого (поддержка, помощь, совет). А школьный тип расстановки мебели психологически разъединяет детей друг с другом и ставит педагога в позицию учителя, а не доброго наставника, готового в любую минуту прийти на помощь ребенку.

Столы накрываются клеенками, на них размещаются все имеющиеся ножницы, клей ПВА, бумага (белая, цветная, в клетку, в линейку, оберточная и т. п.).

В начале года вместе с родителями дети изготавливают сумочку-пенал (на молнии, кнопках и т.п.). Эти сумочки раздаются детям, а кисти маркируются родителями.

Баночки для промывания кистей (большая - 0,5 л - для промывания "по-черному" и маленькая - 0,25 л - для ополаскивания) могут быть общими и вместе с наборами гуаши храниться в нижней части шкафа воспитателя, чтобы по окончании занятий дети могли убирать их на место.

Наши наблюдения показали, что такой подход к хранению и использованию изобразительных материалов оказался чрезвычайно полезным, так как способствует организованности и формированию у каждого ребенка бережного отношения к материалам и чувства личной ответственности за их состояние.

Детские работы вначале демонстрируются на стенде в группе, а после полного высыхания попадают в распоряжение детей. Они могут хранить их в индивидуальных папках, забрать домой или оставить в группе.

На занятиях аппликацией применяется традиционное оборудование (клеенки, клей, кисти, тряпочки и др.). Наряду с цветной бумагой мы рекомендуем использовать кусочки подкрахмаленной ткани, фантики, другой материал.

В работе с детьми от четырех до пяти лет может применяться клей ПВА. Желательно разлить его во флакончики из-под лака для ногтей и пользоваться кисточкой, которая там имеется.

Примерный набор материалов и оборудования для средней группы

Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте важно развивать любые проявления «самости» дошкольников: самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение. Поэтому уголок изобразительной деятельности организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединиться в подгруппы по интересам.

Создание условий для самостоятельной работы включает: наличие различных материалов, удобное их расположение, подготовка места для работы (стол, застеленный клеенкой для работы с бумагой, место, оборудованное для шитья, стол-верстак для работы с деревом), подготовка необходимых инструментов, соответствующих размеру детской руки. Это, прежде всего, относится к молоткам, стамескам, ножам, ножницам и т.п. Они должны быть настоящими, со всеми рабочими качествами, чтобы ими можно было что-то действительно делать, а не имитировать труд. Плохой инструмент, не дает возможности ребенку получить результат и приносит только разочарование и раздражение.

Все острые предметы (иглы, ножницы, ножи, крючки) должны убираться в закрывающиеся ящики. Во время работы детей с ними необходимо особое внимание педагога, обеспечение определенной техники безопасности. Так, если сформировать у детей правильный навык шитья - иголка идет вверх и от себя - можно предоставить детям больше самостоятельности при работе с иглой.

Дети данного возраста предпочитают чаще работать индивидуально, поэтому мест для занятий должно быть предусмотрено в 1,5 раза больше, чем количества детей в группе. Рабочие места для детей, занятых практической, продуктивной деятельностью должны быть хорошо освещены (находиться около окна или обеспечены дополнительными местным освещением).

Для развития творчества детей в самостоятельной работе необходимо позаботится о подборе различных образов: картинок, рисунков с изображением поделок, игрушек, вариантов оформления изделий, выкроек кукольной одежды, готовых изделий, сшитых или связанных взрослым, схем с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т.п. Это дает детям возможность почерпнуть новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же продолжить овладение умением работать по образцу, без которого невозможна трудовая деятельность.

На верхней полке шкафа выделяется место для периодически меняющихся выставок (народное искусство, детские поделки, работы школьников, родителей, воспитателей и др.).

На следующей помещаются материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном (различные виды бумаги и картона, выкройки, краски, кисти, клей крахмальный, казеиновый, ПВА, карандаши, салфетки, ножницы и др.). Затем - все для работы с использованным материалом (различные коробки из-под пищевых продуктов, парфюмерии, шпагат, проволока в полихлорвиниловой оболочке, поролон, пенопласт и др.).

Далее на полке располагается все необходимое для шитья (только в подготовительных к школе группах): одна - две швейные детские машинки; коробка с набором ниток, пуговиц, тесьмы, резинки; коробка с кусками различных видов тканей; альбом с образцами тканей; выкройки; шаблоны и др.

В старшей и подготовительной группах для рисования используют набор карандашей из 12 и более цветов. В старшей группе при рисовании гуашь дают 5-6 цветов, недостающие цвета дети получают сами, путем смешивания ее на палитре. Акварельные краски рекомендуют в старшей группе. Н.П. Костерин предлагает в условиях детского сада применять акварель полумягкую (в формочках) по 8-12 и более цветов. Необходимо планировать обучение детей навыкам правильного пользования акварельными красками (перед рисованием смачивать их, аккуратно набирать на кисточку, пробовать на пластиковой или бумажной палитре цвет, наносить негустым слоем, чтобы просвечивала бумага и был виден цвет), закрепляет ли приобретенные умения. Не следует допускать, чтобы акварельными красками дети рисовали так же, как гуашевыми. Рисуя красками, контуры предметов дети наносят на бумагу простым графитным карандашом. Для этого лучше всего использовать карандаши 2М.

М.Н. Поляков рекомендовал в предметно-развивающей среде уголка изобразительной деятельности младшего дошкольного возраста использовать цветные восковые мелки. Преимущество цветных восковых мелков, утверждала Т.С. Комарова состоит в том, что они могут давать линию карандашной толщины. Поэтому восковыми мелками рисунок выполняется без применения простого карандаша.

Для рисования красками используются круглые волосяные кисточки с мягким и эластичным ворсом - колонковые, беличьи, хорьковые и др. Кисточки различаются по номерам: № 1-8 - тонкие, № 8-16 -толстые.

Организация предметно-пространственной среды в группе детского сада для развития изобразительной деятельности детей

Предметно-развивающая среда - это комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в дошкольном учреждении - должна служить интересам и потребностям ребенка, а ее оборудование, материалы, дидактический материал и другое - его развитию. Среда должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям безопасности, разработанным для современного дошкольного образовательного учреждения. И это создает среду психологически комфортную, благоприятную для жизнедеятельности детей.

Уголок изобразительной деятельности можно рассматривать как своеобразный художественно-творческий комплекс. Создание предметной среды дошкольного образовательного учреждения предполагает организацию художественно-творческого комплекса уголка изобразительной деятельности, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельность дошкольников.

Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Организация предметно-развивающей среды по развитию изобразительной деятельности в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования отвечает следующим требованиям.

Насыщенность

Развивающая среда по организации изобразительной деятельности имеет разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. Она обеспечивает творческую активность всех воспитанников, их эмоциональное благополучие, эстетическое развитие и возможность самовыражения.

Трансформируемость пространства

Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации. Все элементы комплекса по изобразительной деятельности могут преобразовываться самыми разными способами. Группа по желанию детей может быть преобразована в «выставочный зал», «галерею», «мастерскую» и т.д.

Полифункциональность материалов

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Например, ширма переоборудована в выставочный стенд для экспозиции творческих работ. Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов (природного, бросового материала)

Вариативность среды

Наличие различных пространств для реализации изобразительной деятельности. Периодическая сменяемость, обновление предметно-развивающей среды, ее эстетическое и интеллектуальное насыщение с учетом специфики восприятия ребенком, позволяет решать задачи развития творческой активности детей.

Доступность среды

Среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому, в том числе и дети с ограниченными возможностями. Вместе с тем очень важно приучать детей все материалы убирать на место: во-первых, потому, что порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, а во-вторых, потому, что они могут понадобиться для занятий другим детям или этому же ребенку. Расходные материалы должны быть эстетичными, целыми, чистыми. Выставочные места должны быть доступны для обзора детям.

Безопасность

Оборудование должно соответствовать возрастным особенностям детей (учет требований антропометрии, психо-физиология восприятия цвета, формы, величины). Необходимо обеспечить хранение острых и режущих предметов (карандаши, ножницы) в специально отведенных чехлах, коробках, шкафах. В организации уголка изобразительной деятельности, высота столов и стульев должна соответствовать росту детей и они должны быть размещены так, чтобы при работе за ними было левостороннее освещение или, в крайнем случае, свет падал спереди. Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию теплой воды. Размер настенной доски составляет 0,75-1,5 метра, высота нижнего края настенной доски над полом 0,7-0,8 метра.

Созданию предметно-развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т.к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, где они проводят большую часть дня. В детском саду малыши играют, рисуют, лепят, принимают пищу, спят, общаются со сверстниками и взрослыми. Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.

Формируя предметно-пространственную развивающую среду в дошкольной организации (групповом помещении),необходимо учитывать все нюансы влияния среды на развитие ребенка от цветового оформления помещений до подбора игрового оборудования (игрушек).При оформлении группового помещения необходимо помнить о влиянии цвета на психологическое и физическое самочувствие ребенка, поэтому необходимо, чтобы цветовое оформление определялось в соответствии с законами цветовосприятия, с учетом назначения помещения, условий его эксплуатации возраста детей. В отделке детского интерьера нужна не пестрота, а тональное разнообразие цвета и фактуры при преобладании одной ведущей цветовой гаммы. Необходимо помнить, что смена цветоощущений оказывает или стимулирующее или угнетающее воздействие. Необходимо чтобы цвет в интерьере ДОУ выполнял сигнальную роль-оказывал помощь детям в том, чтобы найти необходимое помещение или зону в помещении .Самое значимое влияние предметно-пространственная развивающая среда оказывает на здоровье воспитанников, как физическое, так и психологическое. Поэтому необходимо создавать такую предметно-пространственную среду, которая способствовала сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

В ряде нормативных документов регулирующих деятельность дошкольных организаций прописаны требования к сохранению и развитию здоровья воспитанников. Так в Федеральном законе «Об Образовании» говорится, что образовательная организация обязана создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, а в Типовом положении о ДОУ в пункте 5 сказано, что основными задачами дошкольных учреждений является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей .

Одним из ключевых условий создания предметно пространственной развивающей среды является создание у воспитанников чувства безопасности, во все врем пребывания в дошкольной организации, безопасности как физической, так и психологической. Тем самым повышается качество жизни воспитанников, обеспечивается целостность социального и личностного развития. Категория безопасность носит интегративный характер. В ее сферу входит как важная составляющая категория психологическая безопасность(И.А. Баева). Психологическая безопасность образовательного процесса рассматривается как составляющая успешной организации образовательной деятельности.

Социальные отношения как компонент образовательной среды строятся на следующих способах взаимодействия: сотрудничество, признание прав ребенка и его свобод, обсуждение и сопереживание. В условиях такой системы социальных отношений ребенок испытывает чувства психологической защищенности, принятия своей индивидуальности, веры в справедливый мир. Во взаимодействии с социальными взрослыми психологический комфорт и эмоциональное благополучие достигаются в условиях образовательной среды, для которой характерны:

Отсутствие необоснованных запретов;

Продуманна, последовательная система требований и правил взаимодействия;

Отсутствие психологического давления со стороны взрослого;

Возможность выбора деятельности.

Структурным компонентом образовательной среды ученые выделяют предметное окружение. Для обозначения рассматриваемого окружения, максимально стимулирующего развитие личности, введен термин «развивающая среда» (Н. А. Ветлугина, В. А. Петровский, О. А. Радионова и др.). Последняя затрагивает все стороны личности ребенка - его эмоции, чувства, волю и требует от него работы мысли и воображения, то есть становится для ребенка средой развития, с которой он вступает в действенную связь.

Предметно-развивающая среда - составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на предметно-развивающую среду предполагает понимание её как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлён опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом (А. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений, происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Воспитательный потенциал среды многоаспектен: это-и условия жизнедеятельности ребенка (В. С. Библер), формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств (Л. П. Буева, Н. В. Гусева); это-и способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А. В. Мудрик), удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в деятельности.

Таким образом, среда-это поле социальной и культурной деятельности, образ жизни, сфера передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, развития творчества. Среда создается только в результате деятельности, а освоение её субъектом осуществляется через эстетическое, познавательное, оценочное и другие виды отношений и взаимодействий.

Воспитательно-образовательная система детского сада включает в себя и развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Это и элементарные формы бытового труда и самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением простейших трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, и занятия по ознакомлению с окружающими ребенка явлениями природы и общества, и различные формы эстетической деятельности, и элементарные формы учебной деятельности по овладению чтением, письмом, началами математики и, наконец, ролевая игра .

Развивающая предметная среда как система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития, предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Это действенное средство обогащенного развития специфических детских видов деятельности в дошкольный, имеющий непреходящую ценность, период жизни ребенка .

Предметный мир, осознаваемый ребенком, все более расширяется для него. В этот мир входят предметы, которые составляют ближайшее окружение ребенка, предметы, с которыми может действовать и действует сам ребенок, а также и другие окружающие его предметы. Предметно развивающая среда в каждой возрастной группе детского сада должна иметь отличительные признаки, а именно: для третьего года жизни - это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении; в группе четвертого года жизни-это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами; в отношении детей среднего дошкольного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться; в старшей группе чрезвычайно важно предлагать детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т. д. По мере взросления детей предметно-развивающая среда определяется сначала самим воспитателем с учетом интересов детей младшего возраста, со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют её с точки зрения своих детских интересов .

Следует отметить, что исследователи по разному подходят к вопросу о содержании развивающей среды. Одни утверждают, что элементами развивающей среды является мир природы и людей, предметно-пространственное окружение (Н. А. Ветлугина, Л. М. Кларина); другие -что компонентами среды выступают не только игрушки, обучающие материалы, спортивный инвентарь, но и все то, что образует содержание деятельности ребенка(В. Т. Кудрявцев).

Её основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.);

Должна быть организована в соответствии с основными принципами-дистанции, позиции при взаимодействии, активности, самостоятельности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, открытости-закрытости, стабильности- динамичности, комплексирования и гибкого зонирования .

Учитывает индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей и предполагает условия для подгрупповой и индивидуальной деятельности дошкольников (пространство групповой комнаты разделено на зоны, разграниченные с помощью мебели, невысоких перегородок и т. п., индивидуально оформленные, обеспеченные большим количеством оборудования и материалов);

Учитывает особенности эмоционально-личностного развития ребенка и предполагает «зоны приватности»- специальные места, в которых ребенок хранит свое личное имущество для любимого вида деятельности, «зоны отдыха» (мягкие подушечки, легкие прозрачные шторы, палатка-автобус), информационные доски «Моё настроение», «Я самый, самый, самый», «Мы все уникальны и талантливы», «Самооценка», «Добрые дела», дидактические игры, зеркала и др.;

Учитывает индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка и тем самым обеспечивает его право на свободу выбора;

Учитывает возрастные и полоролевые особенности детей и предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов ;

Предметно-развивающая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию, каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Так, игровые компьютеры, электронные механические игрушки приближают к современной науке и технике, расширяют технический кругозор; репродукции, эстампы, этюды, скульптура обеспечивают художественное восприятие, которое впоследствии становится основой эстетических суждений; предметы театрализованной и музыкальной деятельности открывают дорогу в мир сцены, песни, музыки; комната интеллектуального развития(типа лаборатории, оснащенной емкостями для исследования воды, теста из песка, глины, муки), разнообразные предметы для проведения опытов без приборов (воздушные шары, расчески, щетки, пуговицы и т. д.), игрушки для подгонки форм, нанизывания обеспечивают познание мира, его устройства на основе естественных и созданных материалов, т. е. предоставляют ключ к освоению действительности, законов её организации. Наконец, продукты творческой деятельности, удовлетворяющие потребности человека, раскрывают детям мир людей, социальную природу результатов их труда .

Предметы -- это яркий источник познания взрослого, его личностных и деловых качеств. Значение имеет и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Статичная, застывшая среда не может активизировать ребенка, вызвать у него желание действовать в ней. Следовательно, такая среда не просто не развивает, а отрицательно влияет на ребенка.

Развивающая среда должна быть мобильной и динамичной. В её организации педагогу необходимо учитывать зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности. Так, спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью, гигиене тела, двигательным умениям и навыкам; различные инструменты(уже с первой младшей группы) -мелки, краски, кисти, сангина, пастель, карандаши, фломастеры, глина, рисовальная стена творчества, включая грифельную доску, оргстекло, ватман, ткань,-позволяют в продуктивной деятельности отражать собственное художественное восприятие, видение мира, его понимание .

Необычные сказочные герои, живущие в группе, побуждают детей в практической деятельности реализовать понимание эмоциональных категорий, эмоционального состояния человека (радость, грусть, гнев, печаль, страх, удивление, злость, доброта и т.п.); кроссворды, лабиринты, головоломки, предметы-заместители, развивающие дидактические и настольно-печатные игры вводят в активную познавательную деятельность. Для того чтобы правильно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит её организация. Наукоёмкие проекты организации развивающей среды разработаны под руководством В. А. Петровского, С. Л. Новоселовой и др. В данных проектах дается психолого-педагогическое обоснование необходимости организации развивающей среды, и рассматриваются её основные принципы .

Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Так как, с точки зрения психологии, среда-это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда -- это условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.

Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Развивающая предметная среда детства - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

Проанализировав первую главу можно сделать следующие выводы:

-«Предметная развивающая среда»-это система материальных объектов деятельности ребенка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств.

Предметно-пространственная развивающая среда-основа реализации образовательной программы дошкольной организации;

Образовательная среда -совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей;

Развивающая предметно-пространственная среда-часть образовательной среды, представленная в специально организованном пространстве материалами, оборудованием и инвентарем, развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии ФГОС ДО, должна иметь следующие качества:

Насыщенность среды-разнообразие материалов, оборудования и инвентаря-в здании и на участке),должно соответствовать:

Возрастным возможностям детей;

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменения предметно-пространственной среды в зависимости:

От образовательной ситуации;

От меняющихся интересов детей.

Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды

Наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления. (в том числе использование природных материалов, предметы заместители.)

Вариативность среды предполагает:

Наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения;

Разнообразие игр, материалов, игрушек, оборудования обеспечивающий свободный выбор детей;

Периодическую сменяемость игровых материалов, появление новых предметов для стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей.

Доступность среды предполагает:

Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

Свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской деятельности.

Безопасность среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Изучая вопрос организации развивающей среды и её влияния на развитие умственных, психических и личностных качеств дошкольников, необходимо точно определить функции развивающей среды.

Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения должна способствовать своевременному и качественному развитию не только всех психических процессов, но и физическому развитию ребенка.

Развивающая среда должна быть мобильной и динамичной. В её организации педагогу необходимо учитывать зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.

Развивающая предметная среда детства- это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

Елена Рева

Я работаю над темой "Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования . Для успешной реализации работы в данном направлении мной была создана развивающая предметно-пространственная среда . В группе организован уголок изодеятельности, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества :

бумага разного цвета, фактуры и формы

цветные карандаши

фломастеры

восковые мелки

краски (гуашь и акварель)

кисти тонкие и толстые

картон (белый и цветной)

различные по толщине нитки и веревочки

печатки и шаблоны

баночки для воды

салфетки

зубные щётки

расчески

пенопласт

ватные палочки

кусочки ткани

штампы в форме геометрических фигур

трубочки для коктейля и т. д.

Весь материал хранится в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях . В уголке для рисования хранятся также папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациями к сказкам, рассказам. Имеется отдельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения ; технологические карты по рисованию . В группе оформлена выставка детских работ, позволяющая продемонстрировать детям свои успехи в творческой деятельности . В группе имеется магнитофон, записи с музыкой для использования музыкальных произведений на занятиях по художественному творчеству . Имеются также мольберты, ребенок может передвинуть их в любое место.

Мною систематизированы игры и упражнения на развитие творческих способностей . Составлена картотека, в которую входят игры на воображение, фантазию, внимание, память, гибкость мышления, мелкую моторику, невербальное общение и др.

Мною составлена картотека способов нетрадиционного рисования с детьми старшего дошкольного возраста .














рисование мыльными пузырями

Доклад

« Моделирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ

3. Принцип трансформируемости среды, который связан с полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством). Развивающая предметно-пространственная среда каждой группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

4. Вариативность - среды предполагает наличие различных пространств (для игры, уединения, конструирования и пр.), наличие материалов, оборудования, инвентаря, игр, игрушек для развития детских видов деятельности.

При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, т.к. появление новых предметов стимулирует исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей.

В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. Предметы, игрушки, пособия должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск.

5. Доступность. Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Для этого в ДОУ обеспечена детям доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, а так же свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды детской деятельности.

6. Безопасность. Среда, окружающая детей в ДОУ, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья , т.е. соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности. Форма и дизайн также ориентированы на безопасность. Все материалы и оборудование имеют сертификат качества, отвечают гигиеническим требованиям.

Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи:

1. Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.

2. Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.

3. Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.

Для реализации поставленных задач в ДОУ имеется музыкальный зал для проведения утренников, концертов, праздничных мероприятий. Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки рисунков детей и их родителей, поделок из природного материала. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию , развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется непосредственно по образовательным областям: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие», «Физическое развитие».


Организация учебно-воспитательного процесса реализуется че рез :

  • занятия по изобразительной деятельности,

  • занятия по музыкальному воспитанию,

  • театрализованную деятельность,

  • кружковую работу,

  • индивидуальную работу,

  • выставки детских работ,

  • посещение театров,

  • праздники, концерты, спектакли.
В дошколь ном учреждении имеется учебно-методическое обеспечение:

· программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;

· планы организации культурно-досуговой деятельности детей по всем группам;

· картотека занятий, сценарии досугов и праздников;

· картотеки дидактических музыкальных игр;

· фонотека по данному направлению.

В каждой возрастной группе созданы условия для художественно-речевой и музыкальной деятельности: имеются театральные, игровые уголки, художественные уголки.

В музыкальном кабинете имеется театральный реквизит; (костюмы для спектаклей, париковые изделия, маски, выполненные руками сотрудников, различные виды кукольных театров; имеется аудио и видеоаппаратура в группах и музыкальном зале.
В результате проделанной работы дети приобретают :


  • умения и навыки передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов;

  • у них улучшилось восприятие, обогатился сенсорный опыт;

  • приобрели способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений и передавать их в рисунке;

  • проявляют активность в восприятии прекрасного в окружающей действительности и искусстве;

  • откликаются не только на содержание образа, но и на художественную форму;

  • используют разнообразные средства и техники при передаче художественных образов.
Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах: дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в выставках и конкурсах; продолжают обучение в кружках.
Каждый специалист, действуя в своем направлении , работает на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования, помогает воспитателю решать задачи всестороннего развития.

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

Предметно-развивающая среда нашего ДОУ служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигает и реализовывает собственные инициативы, принимает самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Приоритетом новой образовательной политики является обеспечение качества образования. Одним из главных показателей качества дошкольного образования и является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с ФГОС. Поэтому необходимо систематически проводить анализ состояния РППС с целью привидения ее в соответствие с ФГОС, а также в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями.

Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого.
Литература.

Радынова О.П. «Музыкальные шедевры»

Калинина Р. « Прикоснись к душе ребенка»

Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников»

О.А. Соломенникова, ред. Комарова «Радость творчества»

Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском

Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном