Сюжетные игры в саду новинки средняя группа. Сюжетно-ролевая игра в средней группе «Салон красоты. Сюжетно-ролевая игра «Больница» в средней группе

Свою статью я хотела бы начать с высказывания великих учителей из далекого прошлого:

Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. Ж.- Ж. Руссо

Пусть дитя шалит и проказит, лишь бы оно не было вредно и не носило в себе отпечатка нравственного цинизма, …лишь бы дитя не было глупо и тупо, мертвенность и безжизненность хуже всего. В. Белинский

Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями и открывает для себя окружающий мир.

В период младенчества окружающий мир ребенка сводится к его семье, далее с наступлением младшего и среднего дошкольного возраста этот круг постепенно расширяется до границ дома, улицы, города. Примерно с 3 лет у ребенка появляется собственный круг интересов, он начинает познавать мир человеческих отношений и стремится влиться в этот мир. Дети 4 –го года жизни овладевают умениями принимать игровую роль, обозначать ее для партнера, развертывать элементарное парное ролевое взаимодействие, ролевой диалог с партнером – сверстником.

«Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» (Л. С. Выготский).

Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную.

Психологи считают, что сюжетно - ролевая игра – это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности.

Сюжетно - ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь, помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку зрения.

Играя в сюжетно - ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем самым обогащают свой внутренний мир.

Для сюжетно – ролевой игры детей среднего дошкольного возраста характерно возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными во время чтения художественной литературы, рассказов взрослых, просмотров телепередач и т.д. Характерная особенность в выполнении ролей, игровых действий – воссоздание взаимоотношений людей в процессе трудовой деятельности. Дети этого возраста начинают понимать, что в коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными, добрыми. Однако, в играх можно наблюдать и проявление негативных сторон нашей жизни. Содержание игры отражает отношение ребенка к окружающей его действительности. Можно наблюдать, как, играя в дочки-матери, одна «мама» будет постоянно кричать на своих детей, поучать их, другая будет примерять наряды, третья – заниматься детьми, читать им сказки и т. д. Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания. Наблюдая за детской игрой, можно сделать определенные выводы об особенностях развития и психического состояния ребенка, о его чувствах, настроении и темпераменте. В процессе игры дети показывают свое отношение к окружающему миру – ведь в игре ребенок наделен силой, которой лишен в реальном мире. Наблюдая за игрой ребенка, можно увидеть его страхи, боль, обиды, которые он по каким-либо причинам не может или не хочет показать взрослым. Зачастую не зная, как относиться к какой-либо ситуации, ребенок проигрывает эту ситуацию снова и снова, пытаясь принять ее на себя. С помощью игры можно воздействовать на мироощущение малыша, бороться со страхами, преодолевать неуверенность. Это следует учесть воспитателю, чтобы вовремя направить ход игры в нужное русло. Дети этого возраста любят совместные игры. Однако малый жизненный опыт, отсутствие устойчивости в проявлении нравственных чувств, недостаточно развитое умение поступиться своими желаниями, интересам в пользу другого иногда приводит к распаду игры, к разрушению налаженных дружеских контактов. Руководя игрой, педагог не только помогает детям из многих предложений выбрать самое интересное, но и учит их уважать замысел друг друга, быть внимательными к своим товарищам.

Задача воспитателя в работе с детьми 5 – го года жизни – переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. Эти умения – залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения ребенка.

Важно научить ребенка находить для себя роль, подходящую по смыслу к ролям сверстников с которыми он хотел бы поиграть, а для этого необходимо учить ребенка сменять принятую роль на новую. Обычно воспитатели не ставят перед собой такую задачу специального формирования у детей таких умений, уделяя основное внимание обогащению содержания детской игры. Воспитатель подбирает конкретную тему, связанную с определенной сферой реальной жизни и организует игру по заранее спланированному сюжету. Педагог стремится сразу включить в игру ровно столько участников, сколько он запланировал ролей в сюжете, каждому предписываются в игре определенные ролью действия. Стремясь к порядку в игре, воспитатель убивает сам дух игры как свободной деятельности. Дети, подчиняясь команде воспитателя, становятся пассивными объектами его воздействия. Такая игра, кроме как конкретизации знаний о (почте, стройке, магазине и т.д.) ничего не развивает в ребенке (ни умения самостоятельно соотносить свои ролевые действия с действиями партнеров, подключаться к их игре, ни умения менять роли в процессе игры).

Каким же образом можно формировать эти умения у детей? Решение этой задачи возможно только при наличии субъект – субъектного взаимодействия воспитателя с детьми, в совместной игре воспитателя и дошкольников, где взрослый является не руководителем и оценивателем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра должна развертываться особым образом, так, чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развертывания интересного сюжета. Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:

1. использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;

2. отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

Остановимся подробнее на структуре сюжетов. Любую интересующую детей тему, которую воспитатель хочет использовать в игре, можно представить так, чтобы одна из ролей (основная) была непосредственно связана с несколькими другими ролями, относящимися к этой же смысловой сфере. Возможный состав ролей принимает вид «куста»:

→ дополнительная роль 1 (событие 1)↓

Основная роль → дополнительная роль 2 (событие 2)↓

→ дополнительная роль 3 (событие 3)↓

→ основная роль 2 (вводится в конце игры)↕

В качестве примера приведем ролевой «куст» к сюжетно – ролевой игре «Поездка на пароходе»:

→ пассажир↓

Капитан → матрос↓

→ водолаз↓

→ капитан другого судна (вводится в конце игры)↕

Если для использования в игре реалистической тематики воспитателю придется подумать о том, как построить возможный «куст» ролей, то сказочные сюжеты уже имеют такую ролевую структуру (главный герой сказки обычно последовательно взаимодействует с остальными персонажами); они также могут быть использованы как основа для игры с детьми. Например:

→ мачеха↓

Золушка → фея↓

→ принц↓

Приведенные схемы помогут воспитателю развертывать совместную игру с детьми. Однако даже если воспитатель планирует какой – либо сюжет, для детей он должен выглядеть импровизацией – интересными предложениями, вносимыми по ходу игры партнером – взрослым.

Рассмотрим, как конкретно можно организовать совместную игру с детьми. Начинать такую работу целесообразно с каждым из детей индивидуально. Наиболее подходящее время – утренние и вечерние часы, когда детей в группе немного, и воспитатель может уделить ребенку 7 -10 минут.

На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предлагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Например, мальчик любит играть в «шофера». Воспитатель предлагает ему: «Вася, давай с тобой играть. Здесь у нас будет машина. Ты будешь шофер? А я – пассажир». Во время поездки развертывает ролевой диалог с «шофером», а затем предлагает следующее сюжетное событие, требующее появление нового персонажа: «Давай мы как будто на красный свет поехали, и милиционер нас остановил. Я теперь буду милиционером». После выяснения обстоятельств с «милиционером» можно ввести третье событие, требующее появление еще одного персонажа: « Давай рядом с твоей машиной ехала еще одна - грузовик. Я теперь шофер грузовика. Моя машина вдруг сломалась. Я тебе сигналю, чтобы ты остановился и помог ее починить!» и т.д.

Если у ребенка возникают собственные предложения в ходе игры необходимо их принять и использовать, включив в общую схему сюжета.

Играя с ребенком, воспитатель использует минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимания от ролевого взаимодействия.

Педагог не всегда располагает реальными возможностями часто играть с каждым ребенком, поэтому важно уметь охватить формирующими воздействиями сразу несколько детей – играть с небольшой подгруппой. Роли в игре сменяются аналогично при введении новых сюжетных ситуаций.

Вовлечение детей в игру осуществляется педагогом только по их желанию. Также дети должны иметь полную свободу «выхода» из игры. Если игра с воспитателем не увлекает ребенка, продолжение ее бессмысленно, так как в этом случае игра уже превращается в обязательное занятие. Воспитатель не «диктует», а предлагает детям в игре ту или иную роль, событие как равный партнер.

Такое взаимодействие в игровой деятельности способствует проявлению самостоятельности детской деятельности. У дошкольников появляется вкус к динамичному развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы. В игре дети учатся моделировать ролевой диалог с партнером, партнером – игрушкой, с воображаемым партнером, т.е. устанавливать разнообразные ролевые связи в игре. Все это подготавливает возможность дальнейшего перехода к совместному творческому построению новых игровых сюжетов в старшем дошкольном возрасте.

В заключении хотелось бы предложить вам несколько игр, в которые вы можете поиграть со своими воспитанниками:

Игрушки у врача

Цель: учить детей уходу за больными, и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Возраст : 3–7 лет.

Ход игры:

Воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием к врачу. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, у клоуна шишка на лбу, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит о том, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

Строим дом

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Возраст : 3–7 лет.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

Веселое путешествие

Цель: познакомить детей с профессией водителя, воспитать уважение к этой профессии, расширить словарный запас детей.

Оборудование: автобус, сделанный из стульчиков, руль, кепка водителя, насос.

Возраст : 4–5 лет.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям отправиться в веселое путешествие на автобусе. Выбирается Водитель автобуса, проводится обсуждение, что должен делать водитель в дороге, какие инструменты нужно взять с собой на случай поломки. Пассажиры собирают необходимые в дороге вещи. Педагог напоминает, что нужно соблюдать правила дорожного движения, и все отправляются в путь. В дороге можно читать стихи, петь любимые песни. Автобус делает остановки, Пассажиры отдыхают, а Водитель проверяет состояние автомобиля, при необходимости ремонтирует. По ходу игры вводятся новые персонажи.

Цель – познакомить детей с вариантом сюжетно-ролевой игры «На день рождения к бабушке»

Задачи:
1. развивать у детей интерес к игре.
2. воспитывать дружеские взаимоотношения между играющими в ходе игровой деятельности.
3. Закрепить знания о домашних животных и профессиях.
4. Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к старшим.
5. Активизировать и пополнять словарный запас детей.

Рекомендуемая предварительная работа:
Беседы на этикетные темы;
Разучивание песен и стихов;
Чтение художественной литературы а на тему день рождения: К.И. Чуковский «Муха-цокотуха»;
Обсуждение впечатлений детей о праздновании дня рождения в семейном кругу.

Демонстрационный материал и оборудование: мультимедиа для показа слайдов с картинками животных и видеописьма от бабушка, товар для магазина, элементы ряженья, стулья для автобуса, руль, касса, билеты, фишки — монетки, заправочная станция.

Ход игры:

1. Эмоциональный настрой
Под музыку дети, взявшись за руки входят в зал. И встают полукругом.
Воспитатель: Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
Доброе утро!
— Доброе утро
Солнцу и птицам!
— Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

Слышится звук смс-сообщения

Воспитатель: Ребята кажется нам пришло видео письмо. От кого же оно? Вы хотели бы знать? Тогда давайте присядем на стульчики и посмотрим. Внимание на экран.

Видео-письмо от бабушки.

Бабушка: Дорогие мои деточки, у меня сегодня День рождения, и я приглашаю вас на свой праздник. Приезжайте, буду очень, очень вас ждать.
Воспитатель: Ребята, вы хотите поехать на день рождение к Бабушке? Ну вот и хорошо. Но прежде чем отправиться в гости, давайте вспомним, с чем ходят на день рождения?
— Но где же нам взять подарки? (купить в магазине, сделать своими руками)
— Правильно, самый лучший подарок, сделанный своими руками, но у нас нет времени сделать его, поэтому мы отправимся в магазин.
Воспитатель — Кто в магазине всё продаёт? (Продавец)
Воспитатель — Как называются люди, которые покупают? (Покупатели)
Звучит объявление) «Внимание, внимание. В нашем городе открылся новый магазин подарков. Здесь вы можете приобрести подарки для друзей и близких».
— Как кстати, ребята, давайте посетим новый магазин и купим подарок бабушке.

Распределение ролей: А кто сегодня у нас будет продавцом? Таисия занимай своё рабочее место. Но, а мы с вами ребята будем кто? — покупатели. Ну, что ж вперёд в магазин за подарком для бабушки.
Воспитатель: Ребята, проходите к витрине, рассмотрите товар.
Ребёнок: Вам продам любой товар,
Упакую целлофан.
О товаре расскажу,
Что купить Вам, предложу!
Воспитатель: Как вы думаете, что можно приобрести бабушке в подарок (предложения детей)

Выбор подарка

Воспитатель: Подарок выбран, теперь можем отправляться в гости к бабушке. Уважаемый продавец мы приглашаем вас поехать с нами.
Ребята бабушка живёт далеко и нам придется отправиться к ней на каком-нибудь транспорте, какие виды транспорта вы знаете? (машины, троллейбус, поезд, самолет)
А вы не против отправиться к бабушке на автобусе, но где же мы его возьмем? (нужно его построить). Верно, мы его построим из стульев.

Дети и воспитатель дружно строят автобус.

Воспитатель: Какой хороший получился автобус! Ребята, — Молодцы. Но прежде чем автобус отправится, нам нужно купить на него билеты. Скажите где их можно приобрести?
Ребята, а приобрести билеты мы можем в кассе, а продаёт их там кассир.

Распределение ролей: А кто сегодня у нас будет кассиром и водителем автобуса? Вероника и Саша занимайте свои рабочие места. Но, а мы с вами ребята будем кто? — пассажиры. Ну, что ж вперёд в кассу за билетами. (покупая билет дети должны отсчитать фишки заданного числа). Билеты куплены. Уважаемый кассир мы приглашаем вас с нами поехать на день рождения к бабушке. Пора отправляться.
Занимаем свои места в автобусе. Водитель готов к поездке?Поехали. (Все рассаживаются и поют песенку «Мы в автобусе сидим… »)
Воспитатель: Водитель Саша, а всё ли у нас в порядке с автобусом мы едем очень долго, не заканчивается ли у нас бензин? Ребята, а кто знает, где заправляют машины бензином? А по моему мы сейчас будем мимо неё проезжать. Предлагаю остановиться.
Давайте сразу проверим автобус на исправность и поможет это сделать нашему водителю работник СТО.

Распределение ролей: А кто будет работником СТО? Серёжа и Кирилл занимайте свои рабочие места. Заправляйте автобус, ремонтируйте его для дальнейшей поездки.
Ребята смотрите недалеко от дороги – ферма. Пока автобус заправляется, хотите сходить туда. Кто главный на ферме, кто нас встретит. (фермер)

Презентация фермы

Распределение ролей: А кто будет фермером? Данил занимай своё рабочие место и встречай гостей.
Воспитатель: Здравствуйте фермер. Мы хотели бы посмотреть какие животные у вас живут на ферме.
Ребёнок: Я просто так не покажу. Сначала отгадайте загадки.
Воспитатель: загадывает загадки о домашних животных.

Раздаётся сигнал автобуса

Воспитатель: Ребята кажется наш автобус готов продолжать путь дальше. Уважаемый фермер спасибо вам за экскурсию. Мы приглашаем вас с нами поехать на день рождения бабушки.
Ребёнок: А можно я тоже ей возьму подарок. (достаёт из под курицы и складывает в корзинку яйца)

Подходят к автобусу.

Ребёнок: Мы можем ехать дальше
Воспитатель: Занимаем свои места в автобусе. Водитель готов к поездке? Поехали. (Все рассаживаются и поют песенку «В машине… »)
Воспитатель: Вот мы и приехали. Ребята, смотрите, нас встречает любимая бабушка.
Бабушка: Здравствуйте, мои дорогие, мои любимые. Я очень рада, что вы приехали ко мне на день рождения.
Вместе — Здравствуй бабушка. С днём рождения!
Воспитатель: Бабушка, дети приготовили тебе поздравления. Присядь на стульчик и послушай.

Картотека сюжетно-ролевых игр по формированию экологических представлений

«Кукла Катя в овощном магазине»

Цель: Учить узнавать и различать овощи и фрукты по внешнему виду; учить выполнять простейшие действия с предметами. Вызвать интерес от совместной игры.

Оборудование: Кукла Катя, муляжи овощей и фруктов.

Ход игры:

Воспитатель говорит детям, что кукла Катя собирается в магазин за продуктами, но она не хочет идти одна, потому что ей нужно купить много продуктов. Она хочет приготовить овощной салат и сварить компот. Потом выбирает из детей помощников для куклы. «Возьмите сумку и «отправляйтесь». Складывайте в сумку овощи и фрукты. Далее воспитатель подталкивает детей на игровые действия и следит за ходом игры.

«Кукла Катя варит суп»

Цель: Формировать представление о том, что из овощей варят суп, расширить знания об овощах. Вызвать положительные эмоции от игры.

Оборудование: Муляжи овощей, игрушечная посуда, кукла.

Ход игры:

Воспитатель предлагает вспомнить, как дети ходили в магазин за овощами. И предлагает вместе с куклой Катей приготовить овощной суп. Все действия должны проговариваться. После приготовления супа, воспитатель предлагает его попробовать.

«Теремок»

Цель: Пополнять знания о повадках и характерных признаках животных. Учить выбирать роль, сопровождать ее речью и действиями, развивать сюжет игры.

Оборудование: Большая корзина, мягкие игрушки – зверюшки, модули, детская мебель (стол, стулья), самовар, салфетки, игрушечная посуда, угощение для детей.

Ход игры:

Дети вместе с воспитателем находят в группе корзину, накрытую красивым платком. По предложению воспитателя снимают платок с корзины и достают из неё мягкие игрушки.

Воспитатель: Дети, кто-то нам принёс игрушки, давайте мы поиграем в сказку. Давайте рассмотрим, что это за игрушки и поиграем в сказку «Теремок». Чтобы играть в эту сказку, нужно построить теремок. У нас есть разноцветные модули, давайте построим теремок из них. Воспитатель вместе с детьми строят теремок. Перед теремком ставятся детские стулья по количеству играющих. Любуются на свою работу. Воспитатель: Хороший теремок получился? Дети: Да!

В жизни детей 4–5 лет сюжетно-ролевая игра продолжает развиваться и занимает ведущее место. Ребенок с увлечением выстраивает сюжеты, стремится к проигрыванию самых разнообразных ролей, становится более инициативным. Возросшие возможности позволяют ему выбирать тему и намечать замысел игры, обустраивать игровое пространство при помощи предметов, использовать в игре различные атрибуты. Педагог направляет свои усилия на обогащение ролевого поведения и взаимоотношений детей в игре, которые проявляются через диалог и игровое действие.

Воспитатель побуждает детей к планированию, то есть к созданию элементарного замысла, который будет воплощен в игре; учит их описывать сюжетные события, очерчивать (называть) круг действующих лиц (персонажей) в игре, раскрывать их взаимодействие.

Традиционные сюжеты
Любимыми сюжетами у детей 4–5 лет остаются игры в больницу и в магазин, в которых ребятам наиболее легко воплотить свой жизненный опыт. Педагог, вводя в игру новые роли, помогает расширить представления детей об игровом образе, о разнообразии ролей и ролевого поведения. Например, в игре в магазин шоферы, привозящие в магазин продукты, могут одновременно выступать и в роли грузчиков, могут менять свои роли на другие, например, на роли кладовщиков, работающих на складе. Дети, исходя из своего жизненного опыта, могут проигрывать различные ситуации, происходящие в медицинских кабинетах, так как каждый из них хотя бы раз побывал в поликлинике.

Как подготовить детей к игре?
Осваивая новые сюжеты, роли и игровые действия, ребенок обогащает игру новым содержанием, и, следовательно, она будет оставаться для него интересной. Воспитателю крайне важно поддерживать этот интерес, содействуя обогащению жизненного опыта, предоставляя ребенку время и место для игры, стимулируя его творческую активность. Обогащению игровых сюжетов способствуют экскурсии и целевые прогулки, рассказы о профессиях, тематические беседы, дидактические и театрализованные игры, показ иллюстраций. Все эти формы взаимодействия взрослого с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая подготавливает детей к игре.

Предварительная работа должна быть целенаправленной, педагогически емкой, многогранной, что позволит охватить целиком используемую в игре тему. В такого рода работе задействованы все способы и формы взаимодействия взрослого с ребенком в педагогическом процессе детского сада; в ней как ни в какой другой работе видно взаимодействие и взаимопроникновение различных видов детских игр.

Игра вбирает в себя все, что происходит в жизни ребенка.
1.Целевые прогулки и экскурсии позволят педагогу поближе познакомить детей с деятельностью взрослых, дадут им возможность побеседовать с представителями данной профессии, удовлетворить интерес малышей. Добиваясь намеченной цели, мудрый педагог превратит экскурсию в увлекательное путешествие.
2.Рассказы о профессиях заинтересуют ребят живыми образными сравнениями, дадут пищу для воображения. Если снабдить такой рассказ иллюстрациями, то у детей возникнет желание познакомиться поближе: применить или изготовить подобные инструменты, произвести действия. Можно воспользоваться книгой серии «Школа семи гномов» «Какие бывают профессии» Увлекают детей и придуманные воспитателем рассказы, специально нацеленные на то, чтобы воспроизвести какую-либо ситуацию, рассказать о событии («Как я побывала в аэропорту», «Как девочка потерялась на вокзале», «Как я была в новом магазине» и др.). Эти рассказы, идущие от лица значимого для ребенка взрослого, обеспечивают свежесть восприятия и вызывают веру в подлинность события.
3.Тематические беседы призваны прояснить представления детей о той или иной игровой (жизненной) ситуации, их мнение относительно какого-либо сюжета. Педагог вовлекает ребят в диалог и наводящими вопросами вызывает их речевую активность. Беседа по какому-либо сюжету позволяет показать модели замыслов игры и их развитие: «Знаешь, обычно доктор сначала раскладывает инструменты, а потом вызывает больных», «Когда шофер поставил машину в гараж, что он мог обнаружить?»; «Как лучше начать игру? Подумай, где будет место для аэродрома?»
4.Дидактические игры помогут детям научиться игровым действиям и поведению (взвешивать товар, ремонтировать машину, выслушивать пациента, определять качество товара), а также соблюдать правила в игре, быть организованными, проявлять лидерские качества. Для проведения дидактических игр вам понадобятся различного рода предметы, которые можно найти в разделах «Игровые наборы», «Инструменты и оружие», «Наборы посуды»,
5.Театрализованные игры научат детей обыгрывать готовые сюжеты, понимать и воплощать в действии игровой план, быть выразительным в роли. В создании интерьера для проведения театрализованных игр вам поможет специальные наборы мебели.
6.Иллюстрации будут дополнять все увиденное и услышанное детьми до этого. Дети увидят в них массу деталей, которые можно спокойно рассмотреть и которые они до этого не замечали. Яркие краски иллюстраций вызовут эмоциональные переживания, вызовут желание подражать действиям изображенных персонажей.

Светлана Ходеева
Картотека сюжетно-ролевых игр в средней группе

Картотека сюжетно – ролевых игр в средней группе .

1. «Магазин» .

2. «Семья» .

3. «Автобус» .

4. «Больница» . «У зубного врача» .

5. «Пароход» . «Моряки» .

6. «Прачечная» .

7. «Салон красоты» .

8. «День рождения» .

9. «Мы переходим улицу» .

10. «Зоопарк» .

11. «Театр» .

12. «Кукольный театр» .

13. «Экскурсия в музей» .

14. «Кафе» .

15. «Детский сад» .

16. «Музыка для кукол» .

«Музыка для кукол» .

Развивать интерес в игре. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки, атрибуты для игры. Воспитывать вежливость, дружеские отношения, бережное отношение к игрушкам.

Атрибуты.

Куклы, музыкальные инструменты (бубен, барабан, балалайка)

«Детский сад»

Развивать интерес к игре. Продолжать обучать выстраиванию игрового пространства в соответствии с сюжетом игры , посредством конструктивной деятельности. Закреплять знания детей о работе воспитателя, няни, развивать интерес и уважение к их труду. Развивать умение применять полученные знания в коллективной творческой игре. Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение согласовывать свои действия с другими участниками игры.

Атрибуты.

Куклы, коляски, игрушки, мебель, посуда.

«Кафе»

Продолжать знакомить детей с трудом взрослых. Воспитывать навыки культуры общения. Способствовать обогащению игровых навыков.

Атрибуты.

Фартуки, скатерти, меню, кондитерские изделия (пирожное, шоколад, печенье, конфеты, фрукты, напитки (сок, чай, кофе, карандаши, блокноты, посуда, подносы, салфетницы, вазочки с цветами, деньги.

«Экскурсия в музей»

Нацеливать детей на самостоятельное распределение ролей и умению действовать в соответствии с ними. Отображать в игре события общественной жизни, поведения в культурных местах, учить внимательно, доброжелательно относиться друг к другу. Развивать речь, обогащать словарь детей.

Атрибуты.

Репродукции картин , игрушки, деньги, билеты, табличка «Касса» .

«Театр»

Формировать у детей умение играть совместно, способствовать развитию ролевых действий, отражать в игре отдельные действия из литературных произведений, просмотров мультфильмов, иллюстраций. Развивать правильное взаимоотношение детей в коллективе, согласовывать свои действия с действиями партнёров по игре. Развивать выразительность речи. Воспитывать интерес и желание играть.

Атрибуты.

Деньги, билеты, табличка «Касса» , шапочки животных.

«Кукольный театр»

Учить детей разыгрывать знакомые сюжеты из сказок с игрушками, развивать умение стремиться выразительно передавать особенности голоса, эмоциональные состояния персонажей, воспитывать самостоятельность и творчество детей в игре.

Атрибуты.

Ширма, фигурки кукольного театра, пальчикового, деньги, билеты, табличка «Касса» .

«Зоопарк»

Закреплять знания детей о представителях зоопарка, формировать игровые умения, вступать в ролевое взаимодействие друг с другом, развивать у детей творческое отношение к игре, учить сообща выполнять задуманное, воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения.

Атрибуты.

Игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала, билеты, деньги, табличка «Касса» , лопатки, метёлочки, ведёрки.

«Мы переходим улицу»

Развивать интерес в игре, закрепить правила поведения на тротуаре, на проезжей части, воспитывать чувство уважения к окружающим – пешеходам, водителям.

Атрибуты.

Условные обозначения автомобилей (шапочки – картинки , светофор, пешеходный переход, рули, куклы, коляски.

«День рождения»

Развивать умение создавать игровую обстановку, использовать предметы ближайшего окружения. Формировать интерес к общему замыслу игрового сюжета , умение действовать согласованно. Воспитывать дружеские взаимоотношения между играющими в ходе игровой деятельности. Повторить нормы поведения в гостях. Совершенствовать умения и навыки за столом.

Атрибуты.

Торт, подарки, шары, колпачки на голову, дуделки, посуда, кондитерские изделия (пирожное, шоколад, печенье, конфеты, фрукты, напитки (сок, чай, кофе, мебель, куклы, посуда.

«Салон красоты»

Обогащать знания детей о труде парикмахера. Побуждать детей самостоятельно распределять роли, подготавливать необходимые условия. Создавать условия для творческого самовыражения. Способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений. Формировать навыки культурного поведения в общественных местах. Воспитывать вежливое обращение, уважение к труду парикмахера.

Атрибуты.

Зеркало, накидка для клиента, фартук мастера, телефон, инструменты парикмахера – расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен, заколки.

«Прачечная»

Развивать интерес в игре. Формировать по ложительные взаимоотношения между детьми. Воспитывать у детей уважение к труду прачки, бережного отношения к чистым вещам - результату ее труда.

Атрибуты : стиральная машина, верёвка, прищепки, тазики, гладильная доска, утюг, стиральные порошки (пустые баночки, бельё постельное, халаты.

«Пароход» . «Моряки» .

Учить детей взаимодействовать в игре, договариваться. Способствовать развитию диалогической речи, фантазии, воображения, ориентировки в пространстве, игрового навыка. Воспитывать культуру поведения, взаимовыручку, доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться, желание участвовать в совместных играх.

Атрибуты.

Строитель, бескозырки, воротнички, штурвал, рупор, подзорная труба, сети, рыба, спасательный круг, якорь.

«Больница» . «У зубного врача» .

Формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия,. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре) . Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к труду врача.

Атрибуты.

Зеркало (для осмотра зубов, шпателя, баночки с мазями, куклы, халат, вата, термометры, телефон, банки, грелки, шприцы, коробочки от лекарств, талоны на приём к врачу, ширма, фонендоскоп, карандаши, бумага.

«Автобус»

Закрепить знания о труде водителя и кондуктора, повторить правила поведения в автобусе. Развивать интерес в игре. Формировать положительные взаимоотношения между детьми. Воспитывать у детей уважения к труду взрослых.

Атрибуты.

Кепка шофёра, руль, ключи, документы, сумка кондуктора, деньги, билеты, светофор, набор инструментов для починки автобуса, макет автобуса из ткани.

«Семья»

Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре. Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет . Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.

Атрибуты.

Мебель, посуда, куклы, коляски, телефон, сумки, фартук.

«Магазин»

Продолжать знакомить детей с социальной действительностью, через закрепление представлений детей о профессии продавца. Обучать способам практического применения знаний в речевой, игровой, трудовой, коммуникативной деятельности. Формировать дифференцированные представления о нормах и правилах поведения между детьми. Закреплять правила поведения в общественных местах (магазин) . Воспитывать у детей уважение к труду взрослых.

Атрибуты.

Весы, касса, муляжи овощей и фруктов, деньги, кошельки, макаронные изделия, кондитерские изделия, напитки, молочные продукты.