Конспект занятия для старшей группы: «Космическое путешествие. Конспект занятия по математике в старшей группе «Космическое путешествие Интегрированное занятие путешествие в космос старшая группа

НОД

« Космическое путешествие»

Познание ФЭМП в старшей группе

Программное содержание:

Продолжать учить детей прямому и обратному счёту в пределах 10.

Закреплять знания о геометрических фигурах: круге, прямоугольнике, треугольнике, овале.

Развивать навык ориентировки в пространстве на листе бумаги.

Уточнить представления детей о космосе.

Через игровую деятельность развивать у детей смекалку, самостоятельность, сообразительность, память, творческие способности.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать вместе над выполнением задания.

Образовательные области:

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Предварительная работа:

Выполнение заданий конструктивного рисования; на ориентировку на листе бумаги; решение математических задач; выполнение творческих заданий компаниями.

Материал:

Изображения: звёздного неба, летящих метеоритов, планеты Марс с марсианами.

Геометрические фигуры – круги 6-ти цветов; магнитофон с «космической» музыкой;

Конструктор, счётные палочки, треугольники - для постройки ракет; цифры в конвертиках.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу.

Ребята, какой сегодня день недели? А завтра будет? Вчера был? Вот сегодня, в четверг, я хочу предложить вам, друзья, отправиться со мной в путешествие. Вы любите путешествовать? А в какое путешествие, отгадайте сами. (Загадка про космос)

Там все знаки зодиака-

Водолея, девы, рака.

Светятся и ночью и днём,

Туда смотрит астроном.

(Космос)

Молодцы, ребята, вы угадали, это космос. Ну и в какое путешествие я вас приглашаю? (ответы детей). Верно, в космическое путешествие.

Скажите, ребята, а на чём мы можем полететь в космос? (На космическом корабле, на ракете).

А как называется человек который летит в космос? (космонавт)

Представьте, что вы сегодня космонавты.

Чтобы во время нашего путешествия всё прошло слаженно и спокойно, поиграем в игру

« Дружба»

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Что ж, давайте посчитаем, сколько вас отправиться в путешествие. (счёт до 18)

Полетим в космос на 3 ракетах (столы), для этого делимся на компании. Посмотрите на цифры, которые у вас на груди и займите соответствующие места в транспорте.

А сейчас постройте свои ракеты.

Причём у каждой компании свой строительный набор- у кого-то геометрические фигуры, у кого-то кубики, у кого-то счётные палочки.(дети собирают ракеты)

Все готовы? Выберите достойных капитанов и назовите свою «ракету» какой- либо планетой. (работа в компаниях. Ответы капитанов).

Для полета в космос нужны внимательные, дисциплинированные и эрудированные космонавты. Сейчас я проверю вас. Я буду задавать вопросы, а вы должны на них быстро и правильно дать ответ. Все вопросы логические и вполне космические. Одна команда отвечает, остальные слушают и проверяют правильность ответов.

Готовы? (по очереди каждая команда отвечает)

Какое сейчас время года?

Сейчас утро или вечер?

Какие еще части суток вы знаете?

С Земли можно взлететь – А на Землю можно приземлиться

Солнце от Земли далеко – А Луна близко

Самолёт летит медленно – А наш космический корабль летит быстро

Задачки:

1. В космическом корабле летело 4 космонавта. Двое из них вышли на задание в открытый космос. Сколько космонавтов осталось на корабле? (2)

2. С ночного неба упали три звезды. Потом мы наблюдали падение еще двух звезд. Из скольких звезд получился звездопад? (из 5)

3. В космос утром полетела 1 ракета, днём ещё полетело 2 ракеты. Сколько всего ракет улетело с Земли в Космос? (3)

Ну, что ж, вы вполне эрудированные космонавты, можно отправляться в космос.

Всё готово? Ключ на старт!

Отправляемся в полёт,

Нам пора начать отсчёт.

Дети хором: Десять, девять, восемь…Пуск!!! (звучит космическая музыка, дети закрывают глаза.)

Как космос велик и прекрасен,

Как много загадок таит.

Но только умеющий думать

Любые загадки решит.

Наши ракеты поднимаются высоко вверх. Будьте внимательны! Ведем наблюдение за космическими объектами в иллюминатор.

Ой, ребята, что я вижу, небо звёздное вокруг,

А ещё планеты, солнце и спутники тут!

Вы тоже должны увидеть, смотрите повнимательней!

Итак, задание для капитанов. Выполняем по очереди каждое задание.

Внимание! В левом верхнем углу мы видим Солнце. Обозначьте его желтым цветом (кружок).

В правом верхнем углу мы видим Полярную звезду - белый круг,

В нижнем левом углу находится планета Земля - голубой круг.

В правом нижнем углу я вижу планету Марс (обозначим красным кругом).

В середине луна – оранжевый круг.

Справа от луны летит метеорит, обозначьте его чёрным кругом.

Знаете ребята, что космонавты много занимаются спортом. Даже в полёте они находят время для спортивных упражнений. И мы сейчас немного отдохнём.

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело!

Внимание опасная зона! Мы попали под метеоритный дождь.(Метеорит – такое тело, которое представляет собой каменную массу, падающую на Землю, оставляя за собой огненный след.)

Но мы можем избежать его, если правильно выполним все задания.

Задание:

(на доске рисунки камней, на которых написаны задания)

  • Возьмите цифры и разложите числовой ряд.
  • Покажите, которая по счёту планета Земля.
  • Покажите, который по счёту Меркурий.
  • Покажите, сколько всего планет в солнечной системе.
  • Вспомните считалку про все эти планеты.

Молодцы! Вы справились с трудным заданием, метеориты не повредили наши космические корабли. Летим дальше.

Зарядка для глаз.

Нарисую в воздухе сейчас

Я загадочку для Вас!

А вы внимательно смотрите,

Что это, скорей определите!

(Рисую круг.Что бы это могло быть в космосе? (луна, солнце, планеты, метеорит). Рисую звезду. Рисую солнце.

Ну что ж, вы были очень внимательны.

Нас встречают марсиане с шарами.

Давайте определим, чем отличаются марсиане друг от друга.

Для того, чтобы вам было легче, будем называть человечек слева и человечек справа.

Посовещайтесь в компаниях, а сейчас по очереди отвечаем.

Ребята, давайте выйдем к марсианам и поиграем в игру «Актёры»

Игра «Актёры» Представьте, что мы выходим на планету Марс.

1 компания сфотографирует вокруг всё необычное, планеты.

2 компания « Вы вышли на Марс и увидели что-то интересное»

3 компания « Во время полёта решили подкрепиться – кушают»

Ребята, пора возвращаться домой.

За чудесами мы стремимся,

Но нет чудесней ничего,

Чем полетать и возвратиться

Под крышу дома своего!

На какую планету? (Земля)

Внимание! Ведем обратный отсчет от 10. Полетели домой.(снова музыка) Есть касание!

Воспитатель:

Вы снова на планете Земля.

Понравилось путешествие?

Что больше понравилось?

Что показалось труднее?


Цели:

образовательные :

Закреплять знания о последовательности дней недели;

Продолжать учить детей решать примеры, складывать и вычитать в пределах 10;

Закреплять название геометрических фигур;

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги;

Формировать навык самоконтроля

развивающие:

Развивать внимание, сосредоточенность, память;

Развивать логическое мышление

Развивать творческие способности

воспитательные:

Воспитывать культуру поведения на занятии;

Воспитывать целеустремленность, устойчивый интерес к знаниям.

Демонстрационный материал: карточки с заданиями,

Фонограмма взлета ракеты, космической музыки;

Презентация к занятию

Раздаточный материал: карточки с заданиями, простой карандаш, геометрические фигуры.

Предварительная работа: занимательные игры, чтение стихотворений.

Методы и приемы: сюрпризный момент, игровые приемы, уточнения, опросы.

Активизация словаря: солнечная система, планеты: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Предварительная работа: беседа с детьми о празднике “День космонавтики”, рисование “Пришельцы из космоса”, аппликация “Наш космодром”.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Мендвт, куукд.

– Ребята, к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с гостями. А теперь садитесь за столы. Вы хотите полететь в космос?

Дети : Да.

Во время космического полета вы узнаете много интересного о космосе, вспомните названия планет Солнечной системы, покажете как вы умеете рассуждать и выполнять различные задания.

А сейчас устный счет по –калмыцки (прямой и обратный).

№1. Соедини точки по порядку.

Возьмите лист с номером 1, соедините точки по порядку, начиная с цифры 1, и у вас получится модель летательного аппарата.

– Что у вас получилось? Правильно - ракета.

Я - командир корабля “Дружба”, вы – мой экипаж.

Сядьте прямо, пристегните ремни. Даю 10-минутную готовность. Ставим пальчик на зеленую кнопку.

Начинаем обратный отсчет: 10, 9,8,7,...2,1. Пуск.

Вот мы взлетаем и летим в открытый космос.

2. Назовите дни недели по порядку.Какой сегодня день недели, если вчера был вторнпк? Да, сегодня среда, 9 апреля. Как называется наша планета? Как называют жителей Земли? Кто был первым космонавтом Земли?

Недавно наша страна отметила 90-летие Ю.А.Г

Это был храбрый и мужественный человек- не побоялся полететь в космос, в котором до него не бывал. А сейчас космонавтов много. Они работают на космической станции в космосе.

Какие вы знаете планеты Солнечной системы?

По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием.... (Плутон).

Сейчас мы увеличиваем скорость и пролетаем мимо Марса.

Каким по счету от Солнца является планета Марс?

Марс – четвертая планета Солнечной системы. Она вдвое меньше Земли. Посмотрите на эту планету, она отличается от других планет красноватым свечением, поэтому ее часто называют красной планетой. Как можно назвать жителей Марса?

Посмотрите направо, налево. Что вы видите? (на воображение детей) – комету, метеориты, звезды.

Звезды - раскаленные газовые шары. Ближайшая к нам звезда - это Солнце. Все звезды разного цвета. Цвет звезды зависит от температуры на ее поверхности. Красные - самые холодные, а белые (или даже голубые!) - самые горячие.. По цвету звезды можно определить и ее возраст. Молодые звезды – самые горячие. Они светят белым и голубым светом. Старые, остывающие звезды, излучают красный свет. А желтым светом светятся звезды среднего возраста

№2. Представь, что ты звездочка в этом большом космосе. Что ты будешь делать, если увидишь космический корабль?

№3. Задача.

Посмотрите вперед. По ходу корабля мы видим 2 желтые и 3 красные звезды. Сколько всего звезд

мы видим по курсу корабля?.

Мы попали под полосу метеоритов. Положите руки на плечи, наклонитесь влево, вправо. Еще раз –влево, вправо. Молодцы! Вот и выбрались из полосы метеоритов.

Сейчас мы пролетаем мимо Юпитера. Это –пятая планета от Солнца. Юпитер - самая большая планета Солнечной системы. Мы довольно далеко от Земли.

Когда человек находится далеко от дома, ему вспоминаются родные места. Давайте уточним как называется наша страна? Наша республика?

Сейчас весна. - как весна по-калмыцки?

Мини дурта цаг

Эвр сээхн зург.

Закройте глаза и представьте такую картину. Играет музыка.

Хорошо в степи весной
Травы светятся росой.
Пахнет мятой ветерок
Пахнет медом тонконог.
Вышли суслики из норок
Дружно встали на пригорок.
Очень нравится им как
Пахнут клевер и типчак.

Вот по степи идет верблюд. Сколько ног у одного верблюда? Сколько ног у двух верблюдов?)

А вот зайчики и ежи. Задача про зайцев и ежей.

А вот мальчики играют в калмыцкую национальную игры - альчики.- шаhа наадлhн.

Из мешочка вынули для игры 4 альчика для 2 мальчиков. Сколько альчиков нужно вытащить из мешочка ещё для одного мальчика? Сколько всего альчиков у 3-х мальчиков?

С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
“Не за будь своих друзей!”
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?

Было у Максима с Ксюшей
Три больших шара воздушных,
А потом им дядя Клим
Подарил еще один.
Вышло по два на двоих.
Сколько шариков у них?

Физминутка

Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Здесь ленивым места нет!

Посмотрите в иллюминатор - мы приближаемся к планете Сатурн.

Сатурн непременно узнаешь в лицо –
Его окружает большое кольцо.
А кольцо это из снега и льда.

№5. Логическая задача. На что это похоже?

Работа с карточками.

Сколько здесь фигур(№2)

Дорисуй картинку(№3)

Уран, Нептун, Плутон –
Здесь холодные миры.
Света нет и нет жары.
Вечная зима и ночь...

Поэтому мы ложимся на обратный курс и возвращаемся домой.Мы приближаемся к земле и видим космодром.

8. Работа с геометрическим материалом. (№4)

Цель: совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, знать геометрические фигуры и цвета.

Представьте, что этот лист бумаги- космодром, откуда космические ракеты улетают в космос и возвращаются назад.

В правом верхнем углу космодрома стоит на старте ракета - круг.

В нижнем правом углу космодрома стоит на старте ракета - овал.

– В верхнем левом углу космодрома приземлился корабль марсиан в виде треугольника.

– В нижнем левом углу космодрома приземлился корабль с Луны в виде квадрата.

– В середине космодрома находится межпланетная станция в виде прямоугольника.

9. Д/и “Истинное и ложное высказывание”

– Наш садик называется “Солнышко”, а группа – “Василек” (ложное)

– У нас в группе есть девочки и мальчики (истинное)

– Все люди живут на Марсе (ложное)

– Голубая звезда- самая горячая (истинное)

– В этом году все дети детского сада идут в школу (ложное)

Ребята, мы вернулись домой. Отключите двигатели - нажимаем на красную кнопку.

III. Итог занятия.

– Какое мы совершили путешествие?

– О чем вы узнали?

Самооценка.

– Ребята, попробуйте оценить свою работу. Если вам было интересно на занятии, у вас все получалось, то поднимите “солнышко”. Если при выполнении заданий вы затруднялись, поднимите “тучку”.

Молодцы! Всем спасибо! В шкафчиках вас ждут призы. Сэн бээтн.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей № 25 «Сказка»

Образовательная деятельность

в старшей группе

по теме: «Космическое путешествие»

Воспитатель: Гареева

Гульнара Хасаншевна

I кв. категория.

г. Набережные Челны, 2015 год

Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.

Задачи:

Образовательные: Побуждать детей участвовать в коллективной беседе; закрепить дни недели, части суток, время года; развивать умение определять местоположение звука в слове, определять гласные и согласные в слове; уточнение представление детей о космосе, звездах, планетах; закрепление названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, ромб; упражнять в счете в пределах десяти и обратно, а также в счете на татарском языке.

Развивающие: Развивать интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей; развивать навык словообразования; развивать логическое мышление, внимание, память, воображение и мелкую моторику рук.

Воспитательные: воспитывать чувства доброты и взаимопомощи; воспитывать самостоятельность, активность, инициативность, умение работать в коллективе .

Предварительная работа: Проведение беседы на тему «Космос»; просмотр видеофильма про космос; рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе; изготовление поделок о космосе, аппликации ракеты; игровые ситуации «Космодром», «Командир», разгадывание загадок.

Оборудование:

Демонстрационный материал: Презентация к занятию; музыкальная запись; магнитные геометрические фигуры, магнитная доска; мини лаборатория; магнитные цифры; схема домик для разбора слова на гласные и согласные; ватман черного цвета 60/60см.

Раздаточный материал: карточки для разбора слова ЛУНА, фишки красного и синего цвета; пластилин (белого, голубого, желтого цветов); бумажные салфетки.

Инвентарь для опыта : воронки; активированный уголь; пустые стаканы, стаканы с грязной водой ватные диски, подносы, салфетки.

Словарная работа: Вселенная, пространство, спутник, планета, звезда, ракета, комета, блестящая, яркая, космонавты, фильтр для очитки воды, телескоп.

Виды детской деятельности в НОД:

Коммуникативная (беседа, ответы на вопросы)

Игровая (игра «Командир» УМК)

Познавательно-исследовательская (проведение опыта по очистке воды)

Продуктивная (лепка звезды)

Музыкально-художественная (слушание музыкальной композиции «Звездное небо»)

Непосредственно образовательная деятельность состоит из трех частей: 1.вводная

2.основная

3.заключительная

Общая продолжительность составляет 25 минут.

Ход НОД:

1. Вводная часть.

Дети входят в группу, встают полукругом возле стульчиков.- Ребята у нас сегодня необычное занятие к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Здравствуйте гости) Ребята, а еще мы с вами умеем здороваться на татарском языке (Исәммесез, Хәерле көн).

Ребята, посмотрите пожалуйста на экран и послушайте музыкальную композицию.(Слайд№1. «Звездное небо»)

Вы уже догадались, в какое далекое путешествие приглашает вас эта музыка?

(в космическое путешествие). А давайте мы с вами отправимся в космическое путешествие. - Вы согласны? (Да).

2.Основнаячасть. Беседа с детьми.

Давайте и мы с вами вспомним сейчас все то, что мы знаем о космосе. – Что же такое космос? (Космос это пространство). - Что находится в космическом пространстве? (В космическом пространстве находятся звезды и планеты). Правильно ребята мы с вами живем в комическом пространстве Вселенной. Вселенная – это весь мир, звезды, кометы, земля, планеты, солнце.

Что представляет из себя Солнце? (Солнце – это раскаленная, шарообразная звезда). Правильно ребята оно излучает тепло и свет, дает жизнь людям, растениям, животным. Но на самом Солнце жизни нет, там очень жарко. (слайд№2) А что вы знаете о планете – Земля? (На Земле живут люди, так как там есть воздух и вода). Земля – наш с вами дом, который надо любить и беречь. Слайд №3)

- Какие первые в мире живые существа, побывав в космосе, возвратились на Землю? (в космос полетели собаки Белка и Стрелка). Как зовут первого космонавта который увидел Землю из космоса? (Ю. А. Гагарин.)(Слайд №4)

Ребята, а на чем мы можем полететь? Дети высказывают свои предложения. (самолет, вертолет, космический корабль, ракета)

Правильно на ракете! Ребята, ракета это какой вид транспорта? (воздушный) А сейчас мы с вами будем инженеры конструкторы и построим ракету из геометрических фигур по схеме. (Слайд№5 «Схема ракеты»)

На столе разложены магнитные геометрические фигуры. Воспитатель приглашает по одному ребенку к магнитной доске. Дети по схеме составляют из геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, цилиндр, конус, круг) ракету.

Ребята, как вы думаете ракету нужно строит с какой части? (ответы детей) Постройка ракеты завершена. Ну что ж, вот мы и готовы к полету. Ребята, а кто

управляет ракетой? (космонавты). Правильно сейчас мы с вами будем космонавтами. Готовы лететь к звездам? Начинаем счет до 10! Дети считают до 10. Ракета стоит на месте.

Может, мы неправильно считали? Как же нам считать? (Надо считать, наоборот, от большего к меньшему числу…

-: Начинаем обратный отсчет от 10 в обратном убывающем порядке (10….5,4, 3,2,1,0, пуск!)

Ребята, а вы знаете что на корабле у космонавтов очень хорошая дисциплина. Они очень внимательные и исполнительные.Космонавты выполняют задания которые дает им командир. Ведь если они будут делать все, что им захочется нажимать на разные кнопочки, то корабль может столкнуться с кометами и разбиться. Мы с вами знаем игру на татарском языке «Командир» . Давайте мы в нее поиграем покажем какие мы с вами настоящие космонавты.

Игра «Командир».

Выбирается ребенок «командир». Дети выполняют команды командира.

Командир: - Бас (встают со стула); -Сикер (прыгают на месте); - Аша(имитируют как едят); -Битне ю(моют лицо); и д.т.

Молодцы ребята! Вы настоящие космонавты.

- Ребята, а вы знаете, что космонавты находятся долгое время в космическом путешествии. И пока мы с вами тут летаем уже целая неделя прошла!

Мозговой штурм:

1) –Какой сегодня день недели?

2)Какой день недели был вчера?

3) - Назовите дни недели по порядку? (понедельник- воскресенье)

4) -Сколько дней в одной недели?(7)

5) - А какая часть суток сейчас? (утро)

6)- Какие части суток вы знаете еще?(утро, день, вечер, ночь)

7)Какое сейчас время года?

8)Назовите самое жаркое время года?

Молодцы!

Мы остановились на «Голубой» планете здесь живут голубые веселые человечки. А вот жители этой планеты. Ой что с ними случилось, они какие- то грязные! Ребята они написали послание о помощи. К ним на планету пробрались космические пираты. Они насыпали в их водоемы земли, мусор, веток и теперь их вода стала грязной, что же нам делать спрашивают они? (очистить воду). Давайте поможем жителям голубой планеты! Ведь космонавты исследуют космос. Значит они - (исследователи). Каждый день на орбите ведется экспериментальная работа в космической лаборатории. Сейчас мы с вами пойдем в нашу космическую лабораторию и там проведем исследование по очистке воды. (Дети идут за столы).

Я предлагаю очистить эту воду с помощью специальных фильтров. Фильтры – это специальные вещества, проходя через которые вода очищается, оставив в фильтрах вредные примеси. Вот у меня такой фильтр. Он состоит из воронки, ватного диска с активированным углем и стаканчика. Посмотрите, ребята, у меня на блюдце лежит такой уголь.

Что у меня в руке? (ватный диск ) Давайте проделаем небольшой опыт. В банку поместим воронку. В воронку положим ватный диск. Таблетку активированного угля, и еще один диск сверху. Осторожно, понемногу, будем наливать грязную воду в воронку с ватой? А какой становится вата? Какая вода капает в банку? А почему? Правильно ребята, вата впитывает в себя грязь. А вода становится чистой.

Вопрос: можно ли теперь пить эту воду? (Нет, в ней могут быть невидимые микробы) Воду нужно прокипятить. Вот мы и помогли очистить грязную воду, отправляемся дальше. (Дети рассаживаются на свои места)

Смотрите впереди еще одна планета «Астрономов» , там живут желтые человечки . Они очень любопытные и наблюдательные. Чтобы наблюдать за звездами, солнцем и планетами они установили на своей космической станции сначала три телескопа, а потом еще три. Сколько всего телескопов установили на космической станции?(6 телескопов). Ребята, а давайте выложим с помощью цифр. 3+3=6

- А вот посмотрите наша земля, да только в космосе она не одна. Есть у земли подружка одна.

А что за подружка, узнаете отгадав загадку.

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам …(Луна)

Молодцы!

Вокруг Земли вращается Луна, ее называют спутником Земли.

Ребята давайте разберем слово Луна. Какой первый звук вы слышите в слове ЛУНА? (лъ). Какой последний? Ребята давайте определим какие в этом слове гласные и согласные. (схема слова Луна, выкладываем фишки)

Ребята давайте сейчас пройдем к столам и разберем слово Луна на гласные и согласные. (Ро бота с карточками . Дети проводят звуковой анализ слова «луна» с выкладыванием фишек.

Л У Н А

А давайте мы с вами поиграем в игру «Скажи наоборот».

Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.

Холодный –теплый

Большой–маленький

Твёрдый – мягкий

Чистый- грязный

Светлый- (темный

Легкий – (тяжелый

Длинный – короткий

Высокий – низкий

Широкий – узкий;

Толстый – худой;

Далеко – близко;

Слева – справа;

Один – много;

Дети, подойдите к столу и посмотрите, что там такое? (на столе ватман черного или темно синего цвета, рядом в тарелочках разложены кусочки пластилина желтого или белого цвета) Ребята, как вы думаете, что это и чего тут не хватает? (ответы детей) Правильно ребята это ночное небо. И не хватает здесь звезд. А давайте каждый из вас зажжет на небе свою звезду. (да).

А сейчас выберете кусочек пластилина какого цвета будет ваша звезда.(желтый, синий, белый). Пластилин размяли(согрели), скатали шарик, прикрепили на ватман лепешкой и пальчиком растягиваем делая лучики звезды в разные стороны. Молодцы ребята, теперь у нас с вами есть свое звездное небо. Звездочки получились разные и красивые.

Ребята, а сейчас нам нужно возвращаться обратно в детский сад. А чтобы нам вернуться нам н а д о сосчитать на тат ар ском языке от 1 до10. (бер, ике. өч, дүрт, биш, алы,сигез, тугыз, ун)

3.Итог.Заключительная часть.

Дети рассаживаются на стульчики. - В нашем космическом путешествии, что нового вы узнали? Какие задания вам больше всего понравились? А какие задания для вас были непонятны или сложные?

Дети давайте встанем в круг. Вы очень, понравились веселым человечкам и они вам прислали в подарок космический камень. (воспитатель достает из шкатулки камень) Какой он? (прикладывает к щеке каждого ребенка) .(Холодный).Как вы думаете его можно согреть? (Наверное…) Я знаю волшебные слова, которые помогут нам согреть камень. Камень, возьми тепло моих рук, жар моего сердца и подари их моему другу. (Воспитатель передает камень рядом стоящему ребенку. Тот крепко сжимает камень в руках и передает его дальше по кругу. Через некоторое время камень вновь оказывается в руках у воспитателя). Почувствуйте, какой теперь стал камень! (прикладывает к щеке каждого ребенка). Вот видите, мы передали камню часть нашего тепла, и холодный камень стал теплее, как будто ожил. И если мы, люди, будем дарить друг другу тепло и каждый почувствует себя на нашей планете уютнее и станет добрее. Желаю вам хорошего дня и хорошего настроения.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

«Путешествие по Космосу».

Подготовил воспитатель:

Тиунова Татьяна Николаевна

Задачи:

1. Уточнить и расширять представления детей о космосе, планетах, Солнечной системе , Дне Космонавтики. Вызвать познавательный интерес к космосу.

2. Развивать фантазию, воображение, желание передавать свои впечатления, умение самостоятельно использовать навыки рисования в различных техниках (сочетание акварели и восковых мелков, акварель + соль, выдувание, тычкование, примакивание); мелкую моторику; умение ориентироваться на листе бумаги.

3. Воспитывать умение работать коллективно.

Материал: иллюстрации с изображением Вселенной, звезд, планет, космическая музыка, глобус, презентация по теме «В Космосе», листы голубого цвета, фишки.

Материал для рисования : акварель или гуашь, палочки для тычкования, соль, баночки с водой, кисти, трубочки для выдувания, салфетки, ватман, подставки под кисти.

Предварительная работа: просмотр слайдов, презентаций по теме «Космос», чтение познавательных рассказов изэнциклопедии дошкольника и «Я познаю мир», продуктивная деятельность: рисование планеты Земля в технике «тычкование», лепка ракеты в технике «пластилинография», беседы о космосе, о солнечной системе, о планетах, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, знакомство с нетрадиционными техниками рисования.

Словарная работа: космос, планеты (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон), солнечная система, космодром, скафандр.

Ход занятия:

Звучит космическая музыка. Педагог предлагает прослушать музыкальную композицию и представить, в какое далекое путешествие приглашает нас эта музыка (космическое путешествие).

Почему вы так думаете? (Музыка загадочная, таинственная, необычная, как и космос).

Рассказ воспитателя: В древности, когда наши предки жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами в бездонной вышине сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появиться следующей ночью. И там, где днем сверкал огромный диск Солнца, ночью, разгоняя тьму, сияла Луна, которая периодически меняла свою форму. Почему это происходит, наши предки не понимали, и объяснить не могли. Но прошли тысячелетия и на многие вопросы люди нашли ответы.

- Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие за пределы нашей планеты в далёкий и необъятный космос. Во время путешествия вы будете выполнить задания. Помогут нам перенестись на космический корабль волшебные слова (Дети кружатся по комнате и говорят волшебные слова ).

Если очень постараться, если очень захотеть,

Можно на небо подняться и до Солнца долететь

Воспитатель: Ребята, мы очутились на космическом корабле. Хотите отправиться в путешествие? Ну, тогда занимайте свои места. Внимание! Приготовьтесь к запуску космического корабля. Считаем обратно от десяти (10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1). Пуск! Наш корабль поднимается высоко вверх. Будьте внимательны! Ведем наблюдение за космическими объектами в иллюминатор. Задание №1 висит на звездочке.

Воспитатель: Первое задание, которое вам предстоит выполнить – нужно вспомнить все, что вы знаете о космосе.

Беседа для уточнения представлений детей по теме.

Презентация «В Космосе» (слайд №1)

Вопросы к детям:

1. Как называется наша планета?

Ответ детей: Земля (слайд №2).

2. Как называется модель Земли, уменьшенная во много раз?

Ответ детей. Показать глобус.

3. У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски…

Ответ детей: космонавт (слайд №3)

4. Назовите первого космонавта, полетевшего в космос?

Ответ детей: Юрий Алексеевич Гагарин (слайд №4).

Дополнительный вопрос: Когда празднуется День Космонавтики? (12 апреля).

5. Как называется специальная одежда для полетов в космос?

Ответ детей: Скафандр (слайд №5).

6. Астроном - он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная …

Ответ детей: Луна (слайд №6)

7. Откуда стартуют космические корабли?

Ответ детей: космодром (слайд №7)

8. Свет быстрее всех летает,

Километры не считает.

Дарит Солнце жизнь планетам,

Нам - тепло, хвосты - …

Ответ детей: кометам (слайд №8).

9. Сколько известных людям планет вращается вокруг солнца? (слайд №9).

Ответ детей: 9 - Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон

Воспитатель: поздравляю вас с пройденным испытанием.

Воспитатель: Сделайте глубокий вдох, выдох, успокойте свое дыхание. Ну, вот вы и готовы выполнить следующее задание, вам нужно переместиться во второй отсек нашего корабля.

Задание 2 на звездочке: у всех детей листы голубого цвета - это космическая орбита.

Воспитатель: Внимание! В левом верхнем углу Мы видим солнце, обозначьте его желтым цветом (кружок). В нижнем левом углу находится планета Земля – голубой круг. В правом верхнем углу, мы видим полярную звезду – белый круг; в правом нижнем углу я вижу планету Марс, обозначьте его красным кружком.

Проверка задания.

Где находится:

    Земля (в нижнем левом углу)

    Солнце (в верхнем левом углу)

    Полярная звезда (в правом верхнем углу)

    Марс (в правом нижнем углу)

Воспитатель: молодцы, с заданием все справились. Дежурны е убирают математику.

Физ минутка «Космонавт» (1 мин)


Раз-два, стоит ракета. (дети поднимают руки вверх)

Три-четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца (круг руками)

Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой)

Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)

Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)

Пролетая над землею (разводят руки в стороны)

Ей передадим привет. (поднимают руки вверх и машут)

Воспитатель : Вот мы с вами немного попутешествовали по Космосу и я предлагаю вам раскрасить Солнечную систему. Чтобы узнать, кто какую планету будет рисовать, вам нужно отгадать загадки.

Загадки «Солнечная система»

1. На этой планете такая жара,

Что там оказаться опасно, друзья.

Какая у нас самая жаркая планета? (Мерку­рий)

3. А эта планета нам всем дорога.

Нам жизнь подарила планета...(все: Земля)

2,4. К планете Земля две планеты близки.

Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс)

5. А эта планета гордится собой.

Поскольку считается, самой большой.

Что это за планета? (Юпитер).

6. Планета кольцами окружена,

И этим от всех отличилась она. (Сатурн)

7. А что за планета

зеленого цвета? (Уран).

8. Царь морской названье той планете дал.

Он именем своим ее назвал. (Нептун)

9. А эту планету холод страшный сковал,

Теплом ее солнечный луч не достал.

Что эта за планета? (Плутон).

Беседа о предстоящей работе

Воспитатель: вам необходимо выбрать материал для различных техник рисования, а это значит, что и рисунки у вас должны получиться самые разнообразные.

Лиза, Саша, Святогор… какую технику рисования вы выбрали. Подумайте, какой материал вам понадобится? Дети организуют рабочее место.

Пальчиковая гимнастика «Планеты».

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз … Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре … Марс.
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Самостоятельная работа . Во время рисования звучит спокойная, тихая музыка. После того как все ребята приступили к работе воспитатель определяет, кто в данный момент нуждается в помощи, кто затрудняется начать работу. С этими детьми воспитатель выясняет этапы работы. Проводится индивидуальная работа.

Звучит музыка во время рисования.

Итог : Ребята, посмотрите, наш белый лист превратилась в огромный космос.

Вы настоящие художники, и вам удалось передать красоту космического пространства.

Куда мы совершали путешествие?

Что запомнилось больше всего?

Какие планеты вы рисовали?

Какую технику выбрали?

Все сегодня молодцы.

Настало время вернуться в детский сад. Дети произносят волшебные слова.

Кто старался назвать.

Дежурные убирают принадлежности.

Образовательные задачи:

Закреплять количественный, порядковый счет в пределах 10;

Совершенствовать умение правильно отвечать на вопрос «который по счету»;

Закреплять знания объёмных и плоскостных геометрических фигур;

Совершенствовать умение называть следующее и предыдущее число;

Закреплять умение отвечать на вопрос «Сколько»;

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, на листе бумаги, во времени;

Формировать понятие о том, что квадрат можно разделить на 4 равные части.

Развивающие задачи:

- развивать геометрическую зоркость;

Развивать творческое воображение и фантазию;

Развивать внимание и логическое мышление;

Развивать любознательность;

Развивать интерес к познанию космического пространства.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес и уважение к людям – первооткрывателям космоса; воспитывать в детях гордость за свою страну;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща трудиться; убеждение в ценности коллективного труда для достижения общей цели;

Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Материал:

Волшебный цветок, «метеоритный поток», магниты, звезды, плакат «Планеты Солнечной системы», зашифрованные сказки, скафандр, технические средства обучения.

План занятия:

1. Орг. момент – 1 минута

2. Подготовка к восприятию – 4 минут

3. Конструирование ракеты. Полет. - 2 минуты

4. «На неизвестной планете» - 15 минут

5. Полет на планету Земля – 2 минуты

6. Итог занятия – 1 минута

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель приводит детей в музыкальный зал, дети садятся на стулья.

2. Подготовка к восприятию.

Здравствуйте, дети. Я, инопланетянин Альф, прибыл с далёкой и неизвестной планеты. Наша планета в опасности. Злой волшебник Астероид заколдовал её. Планета будет уничтожена, если мы не решим 7 сложных заданий.

Мне поступил сигнал о том, что на планете Земля, в городе Дубна, есть детский сад «Рябинка», в котором живут самые находчивые дружные и смелые дети! Вы готовы нам помочь?

Чтобы космонавтом стать,

Чтобы в небо взлетать,

Надо много знать,

Надо много уметь.

И при этом, и при этом,

Вы заметьте – кА,

Космонавтам помогает

МАТЕМАТИКА!!!

На чем можно полететь в космос? (звездолет, астролет, ракета, летающая тарелка). Предлагаю сегодня полететь на ракете, которую вы построите сами!

3. Конструирование ракеты из объёмных модулей. Полет.

Внимание! В шеренгу становись, направо - раз, два, налево – раз, два! По порядку номеров рассчитайтесь!

А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете!

(дети заходят в ракету)

Пристегните ремни!

Обратный отсчет: 10, 9, 8 …

И летит ракета ввысь!

На мониторе - карта нашего маршрута. Начало полёта – планета Земля. Определите местоположение планеты Земля на космической карте.

(нижний левый угол)

Мы подлетели к красной звезде. Назовите её местоположение на карте.

(верхний левый угол)

Что – то мелькнуло за иллюминаторами ракеты?! Это метеоритный поток. Назовите форму метеоритов (шар, куб, цилиндр).

Мы приближаемся к желтой звезде. Назовите её местоположение на карте (верхний правый угол).

Мы у цели. Неизвестная планета рядом. Назовите её местоположение

(нижний правый угол).

4. «На неизвестной планете»

Внимание! Посадка! Немедленно приступаем к спасению планеты!

За каждое правильно выполненное задание вы получаете 1 звезду. Вам необходимо собрать 7 звезд, чтобы спасти планету! Отвечаем четко, быстро, друг друга не перебиваем! Вперед!

(воспитатель подводит итог после каждого задания)

7 заданий злого волшебника Астероида:

1) Задание первое.

«Да – нет» (игра в круге с мячом)

- Отвечаете быстро на вопросы: да или нет:

  • Земля круглая?
  • Сегодня понедельник?
  • Всего 4 времени года?
  • На небе много звезд?
  • В году 10 месяцев?
  • Земля – самая большая планета Солнечной Системы?
  • 6 меньше чем 3?
  • Вчера была суббота?
  • После весны наступит лето?
  • В неделе 7 дней?
  • У круга есть углы?
  • Куб – устойчивая фигура?

Вы быстро и четко справились с заданием и получаете первую звезду!

2) Задание второе.

«Фигуры на спине» (игра в круге):

Встаньте в круг! Необходимо отгадать геометрическую фигуру, которую я нарисую вам на спине! (звучит космическая музыка)

7 правильных ответов считается выполненным заданием! Команда получает вторую звезду!

3) Задание третье.

«Волшебный цветок» (дети садятся на стулья)

Следующее задание «Волшебный цветок». Сколько лепестков? Берем лепесток и называем соседей данного числа.

Хорошо справились с заданием. Получаете третью звезду!

4) Задание четвертое.

- Решаем хитрые задачки:

  • Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (6)
  • Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (По 5 км)
  • Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять па двух ногах? (2 кг)
  • Над лесом летели 3 рыбки, 2 приземлились. Сколько улетело?
  • Упали 2 горшка: железный и глиняный. Каких осколков будет больше?
  • На березе росло 3 яблока. 1 яблока сорвали. Сколько осталось?
  • На столе 4 моркови и 3 огурца. Сколько фруктов на столе?

Вы проявили смекалку. Молодцы! Ваша четвертая звезда!

ТАНЕЦ ПРИШЕЛЬЦЕВ

А теперь отдохнем и исполним космический танец.

5) Задание пятое (подойти к столу)

«Что лишнее»

Земля, Солнце, скафандр

Комета, метеорит, глобус

Астролет, звездолет, лодка

Телескоп, бинокль, телевизор

Планета, спутник, пылесос

Космонавт, астронавт, водитель

Самолет, вертолет, ракета

Здорово! Великолепно справились с заданием! Вы получаете пятую звезду!

6) Задание шестое.

«Планеты солнечная система» (подходят к мольберту)

Вокруг Солнца вращаются планеты. Солнце и планеты – это Солнечная система. Сколько планет вращается вокруг Солнца? (9 планет).

На каком месте Меркурий? Земля? Венера? Марс? Уран? Сатурн? Юпитер? Нептун? Плутон?

Замечательно выполнили задание. Ваша шестая звезда!

7) Седьмое задание (дети садятся за столы)

«Загадочный квадрат»

- Слушайте внимательно: если сложить квадрат пополам и ещё раз пополам, сколько будет равных частей? Давайте проверим: сложите пополам, уголки к уголкам, сгиб пригладить и ещё раз пополам. Сколько частей получилось?

Вы быстро и четко справились с заданием и получаете седьмую звезду!

8) Восьмое задание.

«Назови сказку!»

- Внимательно посмотрите на эти схемы и определите название сказки. Заветная седьмая звезда - ваша!

Сколько звёзд вы собрали?

ПЛАНЕТА СПАСЕНА!!!

СПАСИБО ВАМ ДЕТИ. В награду – каждому звезда!

В благодарность ВАМ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ возможность ДАТЬ ЕЙ НАЗВАНИЕ!!!

Творческое задание «Придумай название планете»

5. «Полет на планету Земля»

Внимание! Из космического центра планеты Земля поступил сигнал о возвращении домой. В шеренгу становись! По порядку номеров рассчитайтесь! Экипаж, занять свои места! Пристегните ремни! Обратный отсчёт.

(имитация полета под комическую музыку)

6. Итог занятия

Мы на планете Земля!

Спасибо вам за смекалку и добрые сердца! Дружба помогает вам делать настоящие чудеса! В память о космическом путешествии дарю пазл «Солнечная система» для изучения и открытия неизвестных вам планет. А мне пора в космос на мою планету ….!