Кимоно японское: история возникновения, особенности и традиции. В чем отличие доги киокушинкай от кимоно Правильное название спортивной формы для карате

Странный вопрос, не правда ли? Человек со стороны может даже принять такой вопрос за розыгрыш, ведь ответ очевиден и уже содержится в самом вопросе. Но, тем не менее, если начать детально в нём разбираться, то можно найти много интересного.

Чтобы оценить глубину вопроса, я зайду издалека. И для начала расскажу один забавный случай, не имеющий отношения к карате. Этой историей со мной поделился один высококвалифицированный профессиональный переводчик.

После этого случая словарный запас Юрия пополнился еще одним межъязыковым омонимом. Такие слова ещё называют «ложными друзьями переводчика». Они похожи только внешне и дают чёткое понимание того, что смыслы слов могут меняться по мере развития языка.

Как же всё-таки называется одежда для карате?

Казалось бы всё просто. Есть определенного фасона спортивная форма и для неё, скорее всего, должен существовать собственный термин-название. Как всегда, на практике всё оказалось гораздо сложнее.

Пришедшее в начале ХХ века в наш язык слово кимоно, которое в современном японском языке является широким термином и означает практически любую одежду, приобрело в русском языке к 80-м годам прошлого столетия ещё и узкоспециализированный смысл, обозначая форму для занятий карате. Такой трансформации смысла, вероятно, способствовал недостаток информации по предмету в те времена.

С развитием боевых искусств в России в период 90-х и 2000-х, стало появляться всё больше мастеров и просто активных последователей карате глубоко владеющих предметом, которые оперировали чисто японскими словами. Это не удивительно, так как во время тренировок в клубах по традиции удары, стойки, ката и большинство команд подаются на японском языке. Это привело к тому, что помимо «кимоно» в русский язык пришло несколько вариантов очень узкоспециализированных терминов для обозначения спортивной униформы – кейкоги, каратеги, доги, ну и просто – ги. Все они представляют собой транслитерацию японских слов на русский язык и сегодня почти не известны людям далёким от карате.

Значения терминов или Что это такое?

Итак, мы имеем четыре полноценных слова и одно сокращение (ги), которые обозначают спортивную форму для карате. Теперь пора подробнее разобраться, что же каждый из них собой представляет и к какой одежде их применяют.

Кимоно – происходит от японского глагола «киру» – надевать, носить и существительного «моно» – вещь. Это слово в японском языке, кроме широкого значения – одежда, обозначает ещё и разновидность национальной одежды, но не является названием формы для занятий карате. Что вполне понятно, поскольку кимоно в Японии это, по сути, Т-образный халат, а униформа для карате состоит из куртки и штанов.

Кейкоги – само слово состоит из двух частей кейко и ги и буквально означает одежда для обучения. В японском языке оно применяется для обозначения тренировочного костюма. Это достаточно общий термин. В любом случае при выборе кейкоги придётся уточнять для какого направления единоборств подбирается униформа, так как для разных стилей она может кардинально отличаться не только внешним видом, но и плотностью ткани и фасоном.

Каратеги – так в Японии называют комплект формы – куртку и штаны – для занятий карате. Структура термина и его составные части здесь уже более очевидны. Если обучение – кейко – проходит по направлению карате, то и спортивная форма будет называться каратеги. Аналогичным образом образуются слова для обозначения спортивной формы для других вышедших из Японии боевых искусств: вместо слова кейко указывается название единоборства и прибавляется слово «одежда» – ги.

Доги это ещё одно японское слово, пришедшее в русский язык, для обозначения спортивной формы. Оно является наиболее близким по смыслу к кейкоги, но уже более точно указывает на принадлежность тренировочной формы к боевым искусствам. Первая часть слова – до – как известно, означает дорогу или путь, как в буквальном смысле, так и в философском, обозначая взгляды на жизнь спортсмена, идущего по пути боевых искусств. Вторая часть слова – ги, как мы помним, это одежда. Так что доги можно рассматривать как собирательный термин, которым называют спортивные формы для различных направлений боевых искусств в целом.

Не обошлось и без отдельного ги. Так, например, в Бразилии, слово ги полностью вытеснило из употребления кейкоги, а англичане упрощают слово кейкоги до ги и верно при этом понимают смысл слова из контекста. Но такой подход был бы неправильным в Японии, так как для японцев ги это одежда. В русском языке каратисты также иногда употребляют слово ги в качестве названия формы для карате.

Правильное название спортивной формы для карате

С формальной точки зрения наиболее правильным вариантом названия из всех перечисленных выше является каратеги. Однако, интересно, что такого слова ни один толковый словарь русского языка пока не знает. Как не знает он и других аналогичных слов из нашего списка. Единственным исключением является кимоно. Да и оно упоминается там в единственном и верном контексте национальной японской одежды.

Язык – гибкая и живая система. Значение одного и того же слова может развиваться в различных направлениях. Именно благодаря такому развитию заимствованное слово может иметь расхождение в лексическом значении по сравнению со словом оригиналом. Однажды придя в язык, слово может сохранить своё первоначальное значение, как например слово «клан», которое и в английском варианте «clan» означает то же самое. Но оно также может и изменить первоначальное значение. Например английское слово «angina», которое в английском языке обозначает «стенокардию», и не имеет отношения к заболеванию горла. Да и антураж, как оказалось, в английском и русском языках разный по смыслу. Именно такое изменение произошло со словом «кимоно» в России, где оно добавило новый смысл, которого не было в японском языке.

Из всего многообразия слов, обозначающих одежду для карате, сегодня, на мой взгляд, наиболее распространено кимоно. И как мне кажется, причиной тому является не только более раннее появление слова в русском языке, но и особенности звучания самого слова по-русски. Ведь русский язык характерен тем, что большинство слов, если не принимать во внимание сложные и сложносокращенные слова, имеют одно ударение. Все заимствованные слова (кимоно, доги, каратеги, кейкоги), перечисленные выше, имеют два и более ударений на слово. Из них только кимоно имеет ярко выраженное ударение на последнем слоге, и может быть прочитано как слово с одним ударением.

Возможно, в этом и состоит секрет того, что «кимоно» прижилось и стало успешно распространяться. В любом случае споры вокруг терминологии утихнут только тогда, когда специалисты лингвисты внесут в словари одно или несколько слов для фиксации названия формы для карате. И пока, как мне кажется, у кимоно есть большая фора.

КАРАТЭГИ - одежда для занятий каратэ

Кэйкоги (稽古着 или 稽古衣) — японское слово, означающее тренировочный костюм (кэйко — тренировка, ги — костюм, одежда). Синонимом слова кэйкоги является слово доги — одежда для занятий Будо. Кэйкоги используется для обозначения униформы, носимой при занятиях боевыми искусствами. Для различных боевых искусств используются различающиеся между собой кэйкоги: кэйкоги для каратэ называется — каратэги (空手着 или 空手衣).

Значение каратэги

В соответствии с традицией все каратэка занимаются в додзё в специальной одежде. Очень часто эту одежду называют кимоно, однако, в японском языке слово «кимоно» означает национальную японскую одежду вообще, в отличие от европейской, которую японцы называют «ёфуку». Существует множество разновидностей кимоно: мужские и женские, верхние и нижние, домашние и спальные, летние (хитоэ), осенние (авасэ) и зимние (косодэ). Все кимоно представляют собой прямокроенный халат с широкими рукавами, запахивающийся на груди на правую сторону и у мужчин, и у женщин. На левую сторону кимоно запахивают только на покойнике перед погребением. Мужчины фиксируют захлест обычного кимоно поясом на бёдрах, завязывая особый узел спереди, на боку справа или сзади. Поверх кимоно в холода носят «хаори». На праздничном хаори ткут (или печатают краской) пять «мондокоро» -фамильные гербы «мон». Такими же мондокоро всегда украшают праздничное кимоно.

Кимоно для спортивных занятий получило общее название «ги» или «доги». Кимоно для каратэ, каратэги, состоит из трёх частей: куртки, штанов и пояса. Все каратэка, независимо от их уровня, обязаны надевать на занятия чистые (обычно белые) каратэги (из хлопка или смешанной ткани), которые должны быть аккуратными, выстиранными и поглаженными. Не допускается никаких разноцветных - красных, синих или зеленых ги, из атласа или с поясами на резинке. Допускается мон чуть выше сердца, чтобы показать общую принадлежность всех каратэка к стилю, школе, направлению. Мон - это знак подчинения каратэка правилам и требованиям единой организации. От всех остальных форм одежды ги отличается тем, что обеспечивает каратэка необходимую свободу движений.

Каратэги - это неотъемлемая обязательная часть тренировочного процесса. К занятиям каратэ в обычном спортивном костюме допускаются только вновь принятые ученики, ещё не определившиеся, будут ли они продолжать обучение каратэ. В некоторых школах право ношения каратэги - это признание ученика членом школы, и каратэги вновь принятому ученику позволяется одеть только после определённого экзамена. В других школах ношение каратэги требуют уже с первых занятий, как обязательную форму одежды для тренировки. В любом случае, человек, пришедший в клуб или школу каратэ и принявший решение о начале или продолжении изучения боевого искусства, тем самым подтверждает свое намерение приобщиться к философии, культуре и традициям этого боевого искусства. Ношение каратэги и обеспечение соответствующего ухода за ним - одна из традиций каратэ.

В настоящее время в розничной торговле выбор каратэги очень велик, а количество вариантов по соотношению цена-качество - ещё больше. Поэтому важно выбрать каратэги грамотно, обеспечив себе возможность думать на занятиях о качестве выполнения технических действий, а не о тех неудобствах, которые может доставлять неверно подобранное каратэги. Учитывая технические особенности каратэ, при выборе каратэги следует помнить, что оно должно быть сшито из гладких, достаточно прочных и легких материалов. Стандартный вес каратэги для тренировок составляет 8-10 унций (1унция = 28,35 граммов), а для соревнований — 12-14 (для сравнения, вес кэйкоги для тренировок дзюдо — 12-16 унций). Для тренировок предпочтительнее каратэги из чистого хлопка, этот материал экологичен, хорошо впитывает пот и пропускает воздух, имеет оптимальное сочетание прочности и легкости. Однако, хлопковое каратэги имеет тенденцию «садиться» при стирке, и усадка может составлять до 10%. Каратэги с добавлением синтетики таких недостатков не имеет. При этом оно обычно дольше сохраняет белый цвет. Смешанная ткань делает каратэги более аккуратным, улучшая визуальное восприятие владельца. Кроме того, при выборе плотности материала каратэги, следует учитывать условия, в которых проходят занятия: летом, в душном зале - тонкое каратэги, в том же зале, но зимой или летом, но на улице - плотное каратэги.

В различных федерациях каратэ требование к внешнему виду каратэги могут отличаться, так что перед покупкой следует уточнить, какое именно каратэги следует приобрести. Чаще всего в продаже встречаются традиционное каратэги — это куртка длиной несколько ниже бёдер с рукавами до запястий и штанами до щиколоток. Кэйкоги для каратэ бывает двух цветов: чёрное и белое. Во многих школах каратэ чёрное каратэги допускается только для инструктора или учеников высших кю, начинающие - всегда ходят в белом.

ОБИ — пояса в каратэ

Оби (帯) — это пояс, который служит для того, чтобы удерживать запахнутой одежду для занятий - каратэги. Оби в каратэ завязывают строго определенным способом вокруг талии. Оби - это важная часть каратэги. Оби не только показывает уровень подготовки каратэка. Узел пояса должен находиться точно посредине живота. Повязанный с надлежащей силой оби позволяет почувствовать сжимание мышц живота во время концентрации. Во время фокусирования живот должен давить на пояс так, чтобы под него было трудно просунуть руку.

Но значение Оби гораздо больше, чем просто быть «завязкой». Оби еще имеет символическое значение. Для тех, кто занимается каратэ, его пояс, это символ упорных занятий и усилий на тренировках. ОБИ должен быть высушен, но не постиран, так как он символически содержит впитанный дух ваших усердных тренировок.

Первый символический аспект оби — цвет. Традиционные окинавские школы каратэ имеют пояса следующих цветов — белого, желтого, оранжевого, зеленого, голубого, синего (пурпурного), коричневого и черного. Эти цвета также обозначают главенство. Такой формат отношений установленной системы поясов поддерживается во многих Додзё. В некоторых стилях вводятся дополнительные цвета поясов (красные, фиолетовые, и другие), различные отличительные полоски.

Откуда же возникло различие в цветах поясов и что символизирует тот или иной цвет? Каков философский аспект заключен в цветовой гамме поясов? Какие исторические предпосылки предшествовали такой градации рангов?

Поскольку иерархия школ каратэ возникла из структуры самурайских кланов, этим объясняется историческое значение и символическое влияние цвета пояса в иерархической лестнице. Все школы боевых искусств, как и правящие кланы, имели свои «генеалогические книги», где воспроизводилась «цепь» правителей - Сёгунов и их придворных - «цепь» учителей и их учеников. Поэтому принадлежность человека к тому, или иному клану или к «традиции» боевых искусств, можно было проверить по ношению герба соответствующего клана или школы. Цвет пояса служил отличительной чертой приближенности к главе клана в иерархической лестнице. В сущности, эта система оценивала первоначально не техническое мастерство людей, а их приближённость к духовному центру школы. Первоначально эта система применялась во всех школах боевых и других искусств, но затем была оттеснена системой оценки мастерства, при которой после прохождения теоретического, физического и технического экзамена присваиваются пояса и степени (даны и кю).

Часто можно услышать рассказы что, когда кто-то начинает изучение каратэ, ему разрешают носить белый оби (пояс). Пояса никогда не стирали, как символ тяжелого труда, вкладываемого каждый день в тренировки. Через некоторое время белый пояс от пота, пролитого на тренировках, становится желтым. Еще через некоторое время от кровавых мозолей пояс принимает более темную оранжевую окраску. После многих месяцев тяжелых тренировок в додзё или на природе, пояс становится зеленым под цвет травы и листвы. Еще через некоторое время от впитанного пота пояс линяет, а от солнца выцветает и принимает светло серую, почти голубую окраску, которая постепенно темнеет и переходит в серо-синий или пурпурный цвет. После нескольких лет занятий пояс становится коричневым. Если каратэка продолжает свои тренировки, то пояс постепенно темнеет и становится черным. Черный пояс означает, что человек старательно изучал каратэ много лет. Если каратэка посвятил изучению боевых искусств всю свою жизнь, то его оби сначала продолжает темнеть, а потом начинает изнашиваться и выцветать и постепенно светлеть (белеть). В этом и заключается бесконечность обучения и движение по спирали на пути к совершенству.

Другое пояснение цветовой гаммы оби.

Белый — это сложное смешение красного, зелёного и синего спектральных цветов, это самый наполненный (яркий) цвет цветовой гаммы - оттенок равен 0, поэтому считается, что это цвет чистоты и невинности, цвет начала всех начал. Он указывает, что ученик, его сознание и дух «не заполнены» относительно духовных аспектов каратэ-до. Белый цвет также показывает, что человек мало знаком с техникой каратэ. Белый цвет — это цвет новичка, того, «чья чаша знаний свободна».

Желтый — это цвет начала весны, солнца, цвет света, цвет богатства. Желтый оби указывает на того, кому «начал сиять свет нового дня». Это цвет того, чей дух, понимание и технические навыки отдалились от «абсолютной пустоты», неизменно крепнут и растут.

Оранжевый - цвет конца весны, цвет яркого полуденного солнца, цвет огня. Оранжевый оби означает, что ученик продвинулся в изучении карате с момента получения желтого пояса. Оранжевый оби показывает, что человек проявляет пламенное пристрастие к постижению каратэ.

Зеленый — это цвет начала лета, цвет травы и лесов, цвет роста. Зеленый оби указывает на тех учеников, которые начали поглощать свет, впитывать его, наполняться им и получать жизненно необходимые знания, как растения жизненную силу при помощи фотосинтеза, тех учеников, у кого навыки и дух начинают расцветать и готовы приносить плоды.

Светло-синий — это цвет середины лета, цвет безоблачного знойного неба, цвет многих полевых цветов, являющихся плодами развития растений. Этот цвет показывает, что его обладатели уже начинают понимать суть каратэ и выполнять большую часть базовой техники каратэ.

Синий (фиолетовый) - цвет конца лета, цвет океана, цвет вечернего неба. Синий оби указывает на тех, кто начинает набираться не только силы и умений, а еще и мудрости. Синий пояс - первый пояс старшего ученичества. Получение синего пояса означает овладение базовой техникой, отныне он будет в меньшей степени изучать технику, а в большей ее совершенствовать.

Коричневый — это цвет осени, цвет земли, цвет стволов деревьев, цвет надежной опоры. Коричневый оби имеет тот, чья техника становится совершенной. Чье сознание плодородно и дух крепок. И не случайно коричневый оби постепенно превращается со светло-коричневого в темно-коричневый, что символизирует начало осени, затем середину (золотую пору) и конец осени, когда природа (деревья, травы и другая растительность) очищается от бремени прежних достижений и готовится к новым свершениям и дальнейшему росту.

Черный — спектрально это тот же белый цвет, но очень малой интенсивности. С повышением интенсивности он плавно, через тона серого переходит в белый. Объединение всех пассивных (субтрактивных) цветов спектра дают черный цвет. Этот цвет указывает на тех, кто смог преодолеть первые препятствия, в начальные годы изучения каратэ. Черный — это цвет начала зимы, цвет ночи. Он показывает, что первый период, который начался с желтого оби, закончен, и наступает новый цикл. Этот цвет показывает, что каратэка стоит в самом начале — ДО, своего Пути мастерства в боевых искусствах. В японской культуре чёрный цвет — символ благородства, возраста и опыта по контрасту с белым цветом, который символизирует чистоту, ученичество, молодость. Чёрный цвет (чёрный пояс) символизирует высший ранг во многих боевых искусствах.

Цвет пояса привязан к значению степеней мастерства. В карате существует два типа рангов: Кю (級 по-японски «степень, ранг») и Дан (段 «уровень, ступень») - ученические и мастерские степени. Оба слова, и кю, и дан, в переводе с японского означают слово ранг, уровень. Градация кю применяется к ученикам и исчисляется сверху-вниз, т.е. самый низкий уровень - 10-й кю, самый высокий - 1-й. Количество степеней кю отличается в разных направлениях, видах и стилях, а также других школах японских боевых искусств. Так, например, в айкидо часто используют шкалу от 6 до 1 кю, тогда как в каратэ обычно от 10 до 1 кю. Выше ученических степеней идут уже мастерские уровни - Дан. Значения уровня Дан противоположно значению Кю: чем больше степень дан, тем выше мастерство. В каратэ всего 10 степеней Дан.

Носителей Кю в Японии называют «Му дан ся» (無段者) — «тот, у кого нет дана», а достигший степени первого дана называется «Сё дан ся»(«Шо дан ся») (初段者) — «тот, у кого есть первый дан». Имеющие Дан выше первого — «Ю дан ся» (有段者) — «тот, у кого есть Дан».

Обладателя первого или второго Дана, в подчиненности старшему мастеру, обычно называют Сэмпай (яп. 先輩), обладателя 3-го и 4-го дана — Сэнсэй (яп. 先生). Обладатели с 5-го Дана по 7-ой дан — Шихан (яп. 師範). Обладатели 8-го и 9-го Дана — Ханси (Ханши). Обладателя 10-го Дана — Мэйдзин. Для черных поясов с 5-го Дана, которые совершенствуются в учительской карьере служит градация рангов на Ренси (錬士, буквально - «закалённый воин», инструктор, человек высоких моральных качеств «тренирующийся мастер»). Затем идет ранг — Киоси или Кёси (教士, буквально - «наставник воинов», старший инструктор, «Большой Учитель», «Обучающий Мастер»). Следующий ранг — Ханси (範士, буквально - «опытный боец», «учитель, достойный подражания» — большой мастер в боевых искусствах, пример для всех Мастеров). Все эти три титула могут принадлежать только мастеру уровня Шихана, которые являют собой образец мастера Каратэ. Шихан также может быть Учителем учителей, тех, кто является обладателями Черных поясов но стоит рангом ниже его. Выше чем Ханси по иерархии рангов в Будо находится только Мэйдзин (名人, буквально - «Великий мастер»).

Интересным является тот факт, что степени дан и кю используются также и в японских играх го, рэндзю и сёги, а также в любых иных областях, как, например, в тесте на знание японского языка или в чайной церемонии тядо. Собственно, термин дан изобретен Хонинбо Досаку, профессиональным игроком в го в период Эдо. А система рангов в Японии была введена с июня 1901 года по предложению основателя Дзюдо Дзигоро Кано Японской общественной организацией Дай Ниппон Бутокукай (大日本武徳会 - «Общество Воинской Добродетели Великой Японии», созданной выдающимися мастерами боевых искусств (будо) в 1895 г. в Киото).

В каратэ ступени кю и дан были внесены в 1924-1926гг. Гитином Фунакоши, который перенял систему ученических и мастерских степеней, разработанную основателем дзюдо Дзигоро Кано. Эта система использовала цветные пояса для обозначения степени мастерства занимающегося данным видом боевого искусства. Изначально каратэ имело только три цвета поясов: белый, коричневый и черный (как это принято в японской системе поясов дзюдо).

Получение степени первого дана - большое событие в жизни любого каратэка. С одной стороны первый дан - признание мастерства, с другой - это лишь начало настоящего обучения каратэ. Как в школе: когда все буквы выучены открывается возможность учиться читать и писать, открывается широкое поле деятельности и самосовершенствования. Ученики уровня 1-го и 2-го дана носят названия сэмпай - «старшие ученики».

Черный пояс, как правило — именной. На нем вышито имя владельца и иногда его Дан. Технология изготовления черных поясов отличается от всех остальных, цветных. В то время как цветные пояса меняются, черный пояс остается один на всю жизнь, и поэтому он шьется очень толстым и прочным. Цветные пояса являются просто покрашенной тканью, черный пояс — не красится. В его основе лежит белый пояс, обшитый поверх тонкой шелковой черной тканью. По мере постоянных, продолжительных и интенсивных тренировок черная ткань поверхности оби истирается и рвется, сначала мало, потом все больше. Часто можно видеть, что у многих мастеров черная ткань сильно потерта и мало выделяется на белом поясе мастера. Сильная потертость пояса — это свидетельство активных тренировок и большого усердия, а не неопрятности. Когда черная ткань полностью сойдет, и останется чистый белый пояс — считается, что человек достиг вершин Мастерства и готов к новому витку постижения знаний на бесконечном пути к совершенству.

Для надписей на концах поясов обычно используется Кандзи (漢字 - «ханьские буквы»), Хирагана и/или Катакана. На конце пояса, который располагается справа пишется имя (фамилия), и иногда — ранг. На левом конце пишется название стиля или ассоциации. Традиционно общим цветом для надписи служит желтый (золотой) или красный цвета. Иногда цвет надписи может обозначать ранг. В некоторых школах стандартизованы цвета, обозначающие ранги Юданся. Белый цвет обозначает ранг первого и второго дана, желтый - обозначает третий и четвертый даны, и красный цвет от пятого дана и выше.

Второй дан служит определенным качественным этапом в изучении каратэ. Считается, что обладатель второго дана освоил всю доступную базовую технику каратэ и далее должен совершенствоваться в военно-прикладных аспектах, а также в сфере духовной. Обычно для получения второго дана требуется не менее четырех лет упорных занятий, а для получения третьего дана — не менее шести. Впрочем, изначально для того чтобы получить третий дан требовалось куда больше времени. Как правило, от обладателя третьего дана требуется знание не менее четырнадцати ката, виртуозная техника и выигрыш призовых мест на соревнованиях национального или международного уровня.

Обладателями четвертого, пятого и шестого дана каратэ чаще всего становится люди, у которых каратэ является смыслом всей жизни и основной профессией. Они преподают в лучших школах и гордо носят звание Сенсэй (先生 — «рождённый раньше», старший, учитель). В японских традициях Сэнсэй — вежливое обращение к учителю, врачу, писателю, начальнику, политику и др. значительному лицу или значительно старшему по возрасту человеку.

Мастера следующих двух степеней (обычно не моложе сорока лет) считаются носителями традиций школ. Их именуют Канчо — «наставники». Они возглавляют крупные школы, консультируют, входят в судейские коллегии, но сами уже не выступают на соревнованиях и, как правило, не проводят тренировок.

Более высшие даны присваиваются за особые заслуги в каратэ. Обладатели высших данов считаются носителями высшей духовной мудрости Будо, которая постигается с годами, поэтому никогда еще высшие даны не присваивались молодому человеку, даже если он наделен недюжинными физическими способностями и технически прекрасно подготовлен.

Получение новых поясов и степеней проводится спустя некоторое время после экзамена в рамках Рейсики (礼式- букв. «этикет»), как правило с вручением дипломов и следующих поясов. Эта церемония различается в разных Додзё. В основном, это построение учеников напротив главной стены Додзё (Камидза). После того как Сэнсэй выходит перед строем все садятся в положение Сэйдза и совершают поклон. Затем, поочередно, каждый ученик, который успешно сдал экзамен, после приглашения подходит к Сэнсэю. Он опускается на левое колено и двумя руками принимает от учителя заслуженный пояс. Ученик с благодарностью, подносит пояс ко лбу, после чего получает право надеть свою награду за успешный труд, а затем, поднявшись с колена, не поворачиваясь к учителю спиной, возвращается под аплодисменты товарищей на своё место и опускается в позицию сэйдза. В некоторых Додзё ученики не опускаются на колено и после получения поясов, поворачиваются к учителю спиной, чтобы заменить и перевязать старые цвета поясов на новые. Затем проворачиваются вновь, совершают поклон и садятся в сэйдза. В дальнейшем они уже не должны обвязываться поясом символизирующим низший ранг. Церемония присвоения и замены поясов в каждом Додзё может проходить по своему, одно общее в этой церемонии - это подчеркивание ответственности, серьезности и торжественности. Рейсики предшествует экзамен, на котором ученики демонстрируют свои физические, теоретические, технические и психофизические навыки, соответствующие рангу.

Черные пояса должны с уважением относиться к новичкам, так как попытка, насмешки или унижения младших по возрасту или по подготовке — попросту недостойно поведению обладателей черного пояса. Право на критику в Додзё имеет лишь учитель, но даже он должен это делать корректно, с учетом необходимости и меры, с сохранением доброжелательности и приличия.

Второй символический аспект оби — то, как он носится. Оби опоясывает владельца, окружает его. Круг — универсальный символ цельности и гармонии. В Дзэн, от которого происходит каратэ, круг символизирует «центр» и всеобщность Вселенной. При правильном ношении оби окружает хара или тандэн - центр человека. Хара (腹 - желудок, живот) является важным термином японских боевых искусств. Это эквивалентно наименьшей из трех даньтянь (тандэн - на японском языке) в традиционной китайской медицине, для «центра бытия». Хара - точка ведущая к центру энергии для медитации и в боевых искусствах - применяются сознательно с целью исцеления. Это точка, которая находится приблизительно на 5 — 8 см ниже пупка, и которую на Востоке считают центром человека. Хара считают центром микрокосма, источником ки (силы жизни или жизненной энергии). Концентрация на этом центре создает большую энергетику и тягу жизни и вызывает уверенный вид, состояние внутренней целостности. Процесс концентрации стимулирует внутреннее мужество и делает человека естественно дисциплинированным. В традиционных японских боевых искусствах есть несколько дыхательных упражнений, где внимание всегда держится на хара.

Узел оби завязывается так, что он касается хара. Оби — символ собственной Ки (気 - ki, китайское Ци, термин, обозначающий энергию космоса, земли, человека, растений или всего живого), символ источника жизни. Узел оби напоминает каратэка о его личном центре и связи с центром Вселенной - источником Ки.

Третий символический аспект оби - есть выражение технической компетентности и духовного уровня каратэка. Окружность оби символизирует длинный Путь каратэка от белого пояса к чёрному и снова к белому в течение всей его жизни. Оби есть внешнее выражение внутреннего содержания каратэ, символ самого каратэ-до. Среди каратэка традиционных стилей существует давняя и прочная традиция — не менять и не стирать свой чёрный пояс. Считается, что именно пояс впитывает вместе с потом, пролитым на тренировках, всё техническое мастерство и все знания каратэка. Конечно, это лишь легенда, но именно поэтому самые знаменитые мастера каратэ появляются в Додзё со старыми обтрёпанными поясами. В этих поясах заключается вся их жизнь в каратэ. Пояс любого цвета, который можно повязать вокруг своей талии, не имеет никакого смысла без соответствующих ему знаний и умений. Можно достичь мастерства, занимаясь в спортивном костюме, а чёрный пояс, полученный без достаточных оснований, есть всего лишь тряпка, которая свидетельствует о тщеславии её владельца. Ученик должен больше думать не о цвете пояса, а об ответственности, которую он несёт за достойное соответствие своему поясу. Получая черный пояс, вы доказали себе и другим, что вы — серьёзный ученик. И только теперь начинается подлинное обучение.

Кимоно — это неотъемлемая часть Вашего тренировочного процесса. Придя в додзе в обычном спортивном костюме, Вы рано или поздно должны будете надеть кимоно. В одних школах – это признание Ваших небольших достижений, и кимоно позволяется одеть только после определённого экзамена. В других школах кимоно требуют уже с первых занятий, как необходимую форму для тренировки. В любом случае, Вы рано или поздно пойдёте в магазин выбирать себе эту экипировку.

Вот тут Вы и столкнетесь с множеством нюансов, о которых даже не подозревали. Потому что выбор кимоно в настоящее время велик, и потому что разброс цен велик ещё больше. А на консультацию продавца надеяться не приходится, так как ему надо просто продать товар. И чем больше, тем лучше. Да и не тренируется продавец чаще всего, а, следовательно, не знает, что не всегда то кимоно, которое дороже, будет удобно на тренировке.

Но для начала немного истории

Восточные единоборства - это не просто спорт, это «маленькая жизнь». Конечно, в настоящее время увлечение единоборствами носит скорее спортивный характер, хотя всегда найдутся те, кто считает, что занимается очень древним и особенным боевым искусством. Речь не об этом. Как бы Вы не относились к своему карате, Вы всё равно частично или полностью принимаете японскую философию.

А для японцев кимоно - это традиционная мужская и женская одежда: прямокройный халат, запахивающийся слева направо и удерживаемый поясом. Кимоно пришло в Японию из континентальных стран (Китай, Корея, Монголия), со временем изменившись, и став таким, каким оно является на сегодняшний день. К XVII веку кимоно становится простой одеждой - как для мужчин, так и для женщин. Естественно, что существующие на тот момент тренировки воинов проходили в кимоно. И естественно, что на сегодняшний момент ничего не изменилось.

Про историю всё.

Теперь поговорим о самом кимоно

Кимоно для карате отличается от других своих собратьев. Так что, придя магазин, и спросив у продавца кимоно, не забудьте добавить, что Вам оно нужно для тренировок по карате.

Карате в переводе с японского означает «пустая рука». Отсюда следует, что не обязательно носить при себе уйму оружия, чтобы спокойно ходить по улицам. «Руки и ноги — это острые мечи», «Одна атака — один удар» — вот основные принципы карате. Для нас это означает, что упор в карате идёт на ударную технику. А при хорошей атаке и результативном ударе до бросков дело не доходит.

А применительно к кимоно всё вышесказанное значит следующее — кимоно для карате шьют из гладких, достаточно прочных материалов (к примеру, кимоно для занятий дзюдо изготавливается из толстого рифленого материала, рассчитанного на сильные броски и захваты со стороны противника). Вес кимоно для тренировок составляет 8- 10 унций (1унция = 28,35 г), а для соревнований - 12-14 (для сравнения, вес кимоно для дзюдо для тренировок - 12- 16 унций). Цена соответственно колеблется от 500 рублей до 10000. Кстати, хорошее кимоно — необязательно дорогое. Конечно, если гнаться за модой (есть такая штука и в карате тоже), то среди каратистов особо ценится фирма «Токайдо». Если для Вас имеет значение лейбл, то готовьте для тонкого кимоно порядка 2500 рублей, а для плотного — около 6000 рублей. И ищите всё это богатство в магазине «Будо-спорт», что в Москве на Покровке 40.

Раньше кимоно шили в основном из хлопка. Сейчас в состав ткани добавляют синтетику. Что, кстати сказать, не так плохо, как кажется. Разберёмся, что для чего подходит.

Для тренировок предпочтительнее кимоно из чистого хлопка, этот материал экологичен, хорошо впитывает пот и пропускает воздух. Оптимальное сочетание прочности и легкости. Но х лопковое кимоно имеет тенденцию «садиться» при стирке. Усадка может составлять до 10%. То есть, если Вы меряете такое кимоно, учитывайте, что сантиметров 10-15 Вы при первой же стирке можете потерять, причем не только на длине штанов, но и на длине рукавов и длине самой куртки. На сколько кимоно «сядет» за год при интенсивных тренировках (а значит, и постоянных стирках) сказать сложно, но известны случаи, когда обладатель такого кимоно к концу года ходил в «брюках» по колено, хотя в начале они были ему по щиколотку.

Кимоно с добавлением синтетики таких недостатков не имеет. При этом оно обычно более белоснежное (белый цвет, оказывается, тоже бывает разным), что особенно ценится продвинутыми каратистами. Кимоно такого типа (отбеленная смешанная ткань хлопок + полиестор) используют для соревнований и показательных выступлений. Смешанная ткань делает кимоно более аккуратным, «белым» и «отглаженным», улучшая визуальное восприятие спортсмена.

Добавлю также, что при выборе плотности материала кимоно руководствуйтесь тем, где и как Вы будете тренироваться. Если летом в душном зале, то тонкое кимоно предпочтительнее. А если в том же зале, но зимой, то лучший вариант — толстое и плотное кимоно. Визуально тонкое кимоно смотрится не очень, именно по этому инструкторы, гордо ходящие по залу, предпочитают плотную ткань.

Кстати, только по большому секрету, среди продвинутых опытных каратистов особенно ценится характерный «хлопок» кимоно при нанесении удара рукой или ногой. Так вот, даже если Вы обладатель мощного сногсшибательного удара, то в тонком кимоно его никто «не услышит». Зато в плотном добротном кимоно уже просто хороший удар будет «слышен» как нечто страшное и всёсметающее. Зрители в восторге!

Вот так, думайте сами, решайте сами...

В различных федерациях карате требование к внешнему виду кимоно могут отличаться, так что перед покупкой обязательно уточните, какое именно кимоно Вам требуется. Чаще всего встречаются традиционное кимоно и кимоно Ояма-карате.

Традиционное кимоно - это куртка длиной чуть ниже бёдер с длинными рукавами и штанами до щиколоток. Кимоно Ояма-карате — куртка длиной немногим выше колена, с рукавами три четверти, и штаны длиной до половины голени. Это обусловлено тем, что Ояма-карате представляет собой более жесткий стиль, и одежда должна обеспечивать максимальную свободу движений. Как всё это смотрится, особенно на хрупких девушках, вопрос третий.

Добавлю, что кимоно для карате бывает двух цветов: чёрное и белое. Если Вы впервые покупаете кимоно, то Вам нужно кимоно белого цвета, при этом о цвете пояса можете не думать, он тоже будет белым, и он прилагается к кимоно. Кстати, к чёрному кимоно пояс может не поставляться. Это объясняется тем, что во многих школах карате чёрное кимоно допускается только у инструктора или высших поясов. Начинающие же ходят в белом.

С кимоно разобрались.

Теперь пояс — оби, по научному

Пояс удерживает куртку от распахивания и показывает уровень мастерства его обладателя. Как уже было сказано выше, если Вы покупаете кимоно белого цвета, то пояс будет входить в комплект, а если Вам нужно чёрное кимоно, то чёрный пояс Вы вряд ли получите. Что правильно. Чёрные пояса тоже разные и иногда стоят дороже, чем само кимоно.

К примеру, моё любимое чёрное кимоно (12 унций) при его покупке 5 лет назад в спортивном около дома стоило около 900 рублей (очень удобное кимоно, при стирке не теряет цвет и до сих пор смотрится как почти новое), а чёрный пояс к нему из магазина «Будо-спорт» потянул на 1200 рублей (плотный, жёсткий, без иероглифов и надписей — все смотрят и думают о таком же).

Покупка пояса отдельно позволяет выбрать наиболее подходящий вариант из десятка существующих: жестких, мягких, с иероглифами и без них, хлопковых или атласных. Цена на чёрный пояс может колебаться от 100 рублей до 5000. Между хлопком и атласом выбирайте хлопок. Он долговечный и хорошо держит форму. Атлас через какое-то время начнёт перетираться на месте сгиба, из него полезут нитки, и вид пояса будет очень неопрятный. Особо продвинутые на вершину мастера называют такой эффект «результатом длительных и упорных тренировок». На самом деле, эффект к тренировкам никакого отношения не имеет, просто атлас менее жизнестойкий, чем хлопок, хотя блестит красиво (наверное..., лично мне не нравится, но речь не обо мне, а о выборе пояса).

Цветные пояса гораздо дешевле чёрного, около 100 рублей. И вряд ли Вы будете покупать их. Эти пояса обычно выдают сами школы, после успешного прохождения учениками аттестационного экзамена. Замечу только, что при стирке большинство цветных поясов «линяют» и теряют свой насыщенный цвет. Так что действуйте в духе японцев. У них пояса стирать не принято, считается, что их потемнение — это признак роста мастерства владельца.

И напоследок

Занятие карате - дело, преимущественно, мужское. Но сейчас есть много женщин, которые успешно конкурируют с мужчинами на их исконном поприще. Девушки помните: кимоно всегда завязывается на мужскую сторону, то есть верхняя планка запахивается слева направо.

Заветы предков для японца это всё: чайная и свадебная церемонии совсем не изменились за прошедшие века, так же, как и кимоно, которое носится некоторыми представительницами старшего поколения в качестве повседневной одежды. К отмечаемым праздникам добавились несколько новых «красных дней календаря», но в общей массе состав праздников почти не изменился.

Кимоно дословно с японского переводится как «одежда». Первоначально «кимоно» обозначало одежду всех типов, но впоследствии стало обозначать исключительно те «халатики», которые до сих пор носятся многими японскими мужчинами и женщинами, ну и детьми, разумеется, тоже.

Кимоно по форме напоминает букву «Т» и такое длинное, что достигает лодыжек. При этом все швы в кимоно исключительно прямые. Также имеется воротничок и, разумеется, рукава, причем ширина рукавов бывает разной и, соответственно, может много сказать о владельце кимоно. В частности, девушки на выданье носят кимоно с такими широкими и длинными рукавами, что в длину те практически достигают пола, а в ширину могут быть до полуметра.

Запахивают кимоно всегда таким образом, чтобы его левый конец всегда был сверху или, иначе говоря, «на правую сторону». Таким образом одеваются и мужчины, и женщины, а на левую сторону запахивают кимоно только на покойнике.

Традиционным аксессуаром к кимоно является оби - широкий и мягкий пояс, который несколько раз оборачивается вокруг тела и завязывается сзади сложным бантом. Спереди бант завязывают исключительно представительницы одной из самых древнейших профессий - дзёро. Разумеется, к кимоно подойдёт далеко не вся обувь (про современную речи и быть не может), поэтому японцы до сих пор носят традиционные гэта или дзори. И, как правило, кимоно носится во «множественном числе», т.е. под одно верхнее и наиболее богато украшенное кимоно надевают ещё несколько нижних и похуже. Такое нижнее кимоно получило название nagajuban.

История возникновения кимоно

Японцы скалькировали своё кимоно с китайского hanfu посредством возникающих в V в. н.э. культурных связей, а свой окончательный вид кимоно приобрело в эпоху Хейан (794-1192) и с тех пор его внешний вид остаётся неизменным.

Традиционно все женского кимоно делают на один размер, а уж подгоняют его под себя сами владелицы, сворачивая и подворачивая кимоно так, как им удобно. Шьют кимоно из одного единственного куска ткани (в Японии выпускают специальную ткань для пошива кимоно определённой длины и ширины, так что её остаётся только раскроить на несколько прямоугольников и прострочить), которая в старину делалась руками. Также вручную кимоно и расшивалось - понятно, что стоило оно немалых денег, поэтому носилось крайне бережно.

В древности кимоно распарывали для стирки, после чего снова сшивали, но современные ткани и методы очистки свели на нет такую необходимость. И тем не менее, кое-где кимоно ещё стирают по старинке. Для предотвращения лишней помятости, появления морщин, а также для того, чтобы слои кимоно не путались друг с другом, кимоно смётывают крупными и свободными стежками.

На протяжении всей истории кимоно существовало множество самых различных вариантов расцветок, тканей и различных аксессуаров - таких, как оби. Существует множество стилей кимоно - от самых официозных до откровенно-легкомысленных. Степень формальности женского кимоно определяется, в первую очередь моделью и тканью, а также цветом. Женское кимоно для молоденькой девушки имеет более длинные рукава и в целом более сложно, нежели кимоно для японки постарше.

Мужское кимоно имеет одну основную форму и шьётся из тканей приглушенных расцветок. Формальность также определяется типом и цветом аксессуаров, типом ткани, а также количеством (или, наоборот, отсутствием) kamon (гербов семьи). Для кимоно шёлк является самой желательной (и к тому же высококачественной) тканью, среди всех тканей он наиболее официозен. На втором месте находится хлопок, на третьем же - появившиеся, но довольно редкие, кимоно из полиэстера.

На сегодняшний день как женское, так и мужское кимоно можно приобрести необходимого размера. В связи с традицией шить кимоно из одного-единственного рулона ткани, очень сложно найти большой размер и очень дорого сшить кимоно большого размера на заказ. У борцов сумо, например, у всех кимоно сшиты по заказу.

Кимоно может быть довольно дорогим - стоимость женского кимоно может легко превысить 10 000 у.е., а полный «боекомплект» вместе с нижним бельём, оби, сандалиями, таби и завязками может превысить порог в 20 000 у.е. Сделанный в единственном экземпляре оби мог легко стоить несколько тысяч долларов.

Однако, большинство кимоно, принадлежащих увлекающимся их собиранием или историческим реконструкторам, являются более дешёвыми. Активисты делают кимоно самостоятельно, перешивая старое или же используя в качестве примера стандартное, а окрашенный вручную шёлк заменяют на сделанные машиной ткани. Такое поношенное кимоно на внутреннем рынке может стоить около 500 йен, женские оби, сделанные по шаблону - около 1500 йен, но будучи выполненными вручную могут продаваться за многие тысячи долларов. Мужские же оби, как более узкие и короткие, стоят гораздо дешевле женских.

Кимоно никогда не расходуется впустую и старое кимоно может быть использовано для изготовления самых разных вещей:
- хаори;
- детское кимоно;
- ткань может использоваться для починки похожего кимоно;
- из больших кусков ткани могут изготовляться сумочки и им подобные аксессуары.

Кимоно, повреждённое ниже талии, могло носиться с хакама. Существовали также умельцы, распускавшие испорченное кимоно по ниточке, которую и переплетали потом в новую ткань, шириной в мужское оби. Такой метод обновления кимоно называли saki-ori.

Сегодня кимоно как правило носят только в официальных случаях и по большей части только женщины. Женщины старшего возраста (да и некоторые мужчины тоже) носят кимоно ежедневно. Также по сути ежедневно кимоно носят профессиональные борцы сумо, т.е. они обязаны надевать традиционную одежду всякий раз, когда находятся на публике вне ринга. Помимо этих случаев кимоно надевают на свадьбах и чайных церемониях, а также на спортивных состязаниях типа кэндо.

В Японии множество «кимономанов», которые часто ходят на курсы, где им объясняют, как надевать и носить кимоно. Занятия включают в себя выбор соответствующих сезону и предстоящему мероприятию ткани и фасона, способы завязывания оби и многое другое.

Кимоно - это неотъемлемая часть
Вашего тренирово чного процесса. Придя в додзе в обычном спортивном
костюме, Вы рано или поздно должны будете одеть кимоно. В одних школах
- это признание Ваших небольших достижений, и кимоно позволяется одеть
только после определённого экзамена. В других школах кимоно требуют уже
с первых занятий, как необходимую форму для тренировки. В любом случае,
Вы рано или поздно пойдёте в магазин выбирать себе эту экипировку.

Вот
тут Вы и столкнетесь с множеством нюансов, о которых даже не
подозревали. Потому что выбор кимоно в настоящее время велик, и потому
что разброс цен велик ещё больше. А на консультацию продавца надеяться
не приходится, так как ему надо просто продать товар. И чем больше, тем
лучше. Да и не тренируется продавец чаще всего, а, следовательно, не
знает, что не всегда то кимоно, которое дороже, будет удобно на
тренировке.

Но для начала немного истории

Восточные единоборства — это не просто спорт, это «маленькая жизнь».
Конечно, в настоящее время увлечение единоборствами носит скорее
спортивный характер, хотя всегда найдутся те, кто считает, что
занимается очень древним и особенным боевым искусством. Речь не об
этом. Как бы Вы не относились к своему каратэ, Вы всё равно частично
или полностью принимаете японскую философию.

А для японцев кимоно — это традиционная мужская и женская одежда:
прямокройный халат, запахивающийся слева направо и удерживаемый поясом.
Кимоно пришло в Японию из континентальных стран (Китай, Корея,
Монголия), со временем изменившись, и став таким, каким оно является на
сегодняшний день. К XVII веку кимоно становится простой одеждой — как
для мужчин, так и для женщин. Естественно, что существующие на тот
момент тренировки воинов проходили в кимоно. И естественно, что на
сегодняшний момент ничего не изменилось.

Про историю всё.

Теперь поговорим о самом кимоно

Кимоно для каратэ отличается от других своих собратьев. Так что, придя
магазин, и спросив у продавца кимоно, не забудьте добавить, что Вам оно
нужно для тренировок по каратэ.

Каратэ в переводе с японского означает "пустая рука". Отсюда следует,
что не обязательно носить при себе уйму оружия, чтобы спокойно ходить
по улицам. "Руки и ноги - это острые мечи", "Одна атака - один удар" -
вот основные принципы каратэ. Для нас это означает, что упор в каратэ
идёт на ударную технику. А при хорошей атаке и результативном ударе до
бросков дело не доходит.

А применительно к кимоно всё вышесказанное значит следующее - кимоно
для каратэ шьют из гладких, достаточно прочных материалов (к примеру,
кимоно для занятий дзюдо изготавливается из толстого рифленого
материала, рассчитанного на сильные броски и захваты со стороны
противника). Вес кимоно для тренировок составляет 8- 10 унций (1унция =
28,35 г), а для соревнований — 12-14 (для сравнения, вес кимоно для
дзюдо для тренировок — 12- 16 унций). Цена соответственно колеблется
от 500 рублей до 10000. Кстати, хорошее кимоно - необязательно дорогое.
Конечно, если гнаться за модой (есть такая штука и в каратэ тоже), то
среди каратистов особо ценится фирма "Токайдо". Если для Вас имеет
значение лейбл, то готовьте для тонкого кимоно порядка 2500 рублей, а
для плотного - около 6000 рублей. И ищите всё это богатство в магазине
"Будо-спорт", что в Москве на Покровке 40.

Раньше кимоно шили в основном из хлопка. Сейчас в состав ткани
добавляют синтетику. Что, кстати сказать, не так плохо, как кажется.
Разберёмся, что для чего подходит.

Для тренировок предпочтительнее кимоно из чистого хлопка, этот материал
экологичен, хорошо впитывает пот и пропускает воздух. Оптимальное
сочетание прочности и легкости. Но х лопковое кимоно имеет тенденцию
"садиться" при стирке. Усадка может составлять до 10%. То есть, если Вы
меряете такое кимоно, учитывайте, что сантиметров 10-15 Вы при первой
же стирке можете потерять, причем не только на длине штанов, но и на
длине рукавов и длине самой куртки. На сколько кимоно "сядет" за год
при интенсивных тренировках (а значит, и постоянных стирках) сказать
сложно, но известны случаи, когда обладатель такого кимоно к концу года
ходил в "брюках" по колено, хотя в начале они были ему по щиколотку.