Обучение чтению притяжательные прилагательные в старшей группе. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительной к школе группе «Притяжательные прилагательные. Дидактическая игра «Зоопарк»

ТЕМА: ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Цель: закрепить навык практического употребления в речи притяжательных прилагательных;

развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях;
обучение синтаксически правильному оформлению предложения.

Словарь :

Предметный (названия домашних животных, диких животных, птиц, частей их тела, названия жилищ этих животных и птиц);

Глагольный (названия действий, связанных с передвижением птиц, животных, принятием пищи, подачей голоса).

Ход занятия

I. Организационный этап

Игра «Четвёртый лишний»

На доске выставляются картинки в той последовательности, в которой их называет логопед:

Ласточка, воробей, змея, грач.

Корова, лошадь, волк, кошка.

Медведь, лиса, скворец, заяц.

Дети определяют в каждом ряду лишнюю картинку, объясняя, почему она не подходит.

Игра «Кто самый внимательный?»

Помощник логопеда (из числа детей) подходит к каждому ребёнку с веером из картинок, предлагая выбрать любые три. Картинки раскладываются на столах перед детьми. Логопед называет только обобщающее слово (домашние животные, дикие животные). Дети должны поднять соответствующую картинку. Далее определяется самый внимательный ребёнок, это тот, кто вспоминает всех названных птиц, домашних и диких животных. Логопед указывает на то, что художник на каждой их картинке забыл нарисовать отдельные детали. Дети меняются друг с другом картинками и называют, чего не хватает у животных и птиц. Например, у коровы нет рога, у лошади хвоста, у белки морды и т.д.

II. Обучающий этап

На доске с правой стороны выставляются картинки с изображением животных и птиц, а с левой – недостающие детали.

Логопед обращает внимание детей на то, как по-разному называют части тела у разных животных и птиц. Даются соответствующие образцы. Например:

Это хвост лисы, он чей? – Лисий.

Это хвост белки, он чей? – Беличий.

Это хвост медведя, он чей? – Медвежий.

Это хвост коровы, он чей? – Коровий.

Это клюв курицы, он чей? – Куриный.

Это клюв воробья, он чей? – Воробьиный.

Дети хором и индивидуально повторяют предложения: «это медвежий хвост» и т.д., при этом допускается любое фонетическое оформление высказываний.

Аналогично проговариваются названия других частей тела, животных и птиц:

Морда лошади, она чья? – Лошадиная.

Морда лисы, она чья? – Лисья.

Морда белки, она чья? – Беличья.

Морда зайца, она чья? – Заячья.

Морда кошки, она чья? – Кошачья и т.д.

Логопед интонационно подчёркивает связь между вопросами Чей? Чьё? и прилагательными мужского и женского рода.

III. Этап закрепления.

Раздаётся стук в дверь. Появляются гости, которых узнают по маскам. Это собаки, кошки, мышь, коза. Они раздают детям конверты с разрезанными картинками. На счёт «раз» - картинки достаются из конвертов, на счёт «два», раскладываются на столе, на счёт «три» -определяется, кому и какая нужна недостающая картинка.

Например:

Мне нужен кошачий хвост (лошадиная морда, петушиный клюв и т.д.)

Игра «Кто первый догадается?» (на развитие логического мышления)

Логопед предлагает послушать загадку.

«По деревьям скок – скок, а орешки щёлк – щёлк» (белка)

Ребёнок, давший правильный ответ, надевает маску белки и развешивает на волшебном дереве гирлянды, состоящие из контурных картинок, изображающих животных и птиц. Дети вспоминают, кто из них где живёт и прикрепляют карточки в соответствии с контурными образцами правильного ответа: Медведь живёт в берлоге. Это медвежья берлога; лиса живёт в норе. Это лисья нора и т.д.

Сначала дети повторяют ответы за логопедом, а затем самостоятельно называют жилище животных и птиц, ориентируясь на вопросы: Чем? Чья? Чье? –беличье дупло, собачья конура, куриный насест и т.д.

IV . Итог занятия

Игра с мячом

Дети становятся в круг, логопед - в центре. Бросая ребёнку мяч, он называет притяжательные прилагательные из числа тех, что отрабатывались на занятии. Ребёнок, отдавая назад мяч, проговаривает с этим словом сочетание. Например:

Куриный - куриный клюв

Змеиный – змеиный хвост

Рефлексия……


Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе.

Тема «Притяжательные прилагательные».

Цели:
1. Закреплять умение образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные по лексической теме «Животные». 2. Развивать связную речь через театрализацию сказки «Теремок». 3. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. 4. Формировать навыки сотрудничества, инициативности, самостоятельности.
Ход занятия:
1. Логопед приглашает детей встать в круг. Читает отрывок из стихотворения К. Чуковского «Путаница», воспитанники должны исправить ошибки, которые есть в стихотворении. Свинки замяукали: Мяу, мяу! Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю! Уточки заквакали: Ква, ква, ква! Курочки закрякали: Кря, кря, кря! Воробышек прискакал И коровой замычал: Му-ууу! Прибежал медведь И давай реветь: Ку-ка-ре-ку! 2. На поляне стоит сундучок. Дети подходят к нему и встают вокруг. Логопед предлагает заглянуть в сундучок. Из сундучка дети достают маски – шапочки героев сказки «Теремок». Логопед раздает маски – шапочки детям и спрашивает - Ребята, героями какой сказки вы стали?
- Мы стали героями сказки «Теремок» 3. Герои расходятся на свои места. Логопед читает сказку. - Живут в высоком тереме звери: мышка – норушка, лягушка – квакушка, зайка – попрыгайка, лисичка – сестричка, медведь косолапый и петушок – золотой гребешок. Петушок всех утром будит, мышка кашу варит, лягушка воду носит, зайчик ягоды собирает, лисичка в доме прибирает, медведь дрова колит. У каждого свои дела, заботы. Вдруг звери услышали стук в дверь. - Кто там? - Почтальон. Я принес вам письма, только не могу понять – кому какое? Но здесь есть символы, вы сможете мне помочь? - Конечно, сможем! Почтальон отдает письма. Дети разбирают их. Чтение мнемознаков. - На конверте нарисованы заячьи уши, значит письмо для зайца. - На конверте нарисован лисий хвост. Это письмо для лисы. - Это письмо для медведя, потому что на конверте нарисован медвежий хвост. - А это письмо для петушка, потому что на конверте нарисован петушиный гребешок. - Письмо для мышки, т.к. на письме нарисован мышиный хвост. - А это письмо для лягушки, на конверте нарисованы лягушачьи лапки. Все звери получили свои конверты. В них разрезные картинки, которые нужно собрать. - Молодцы, собрали картинки верно. А теперь поднимите ту часть картинки, на которой изображен хвост, (голова, лапы….) Логопед спрашивает у каждого ребенка: - Чей хвост, (голова, …..) изображен у тебя? Мышка: « У меня заячий хвост» (заячья голова, ….) Петушок: « У меня медвежий хвост» (медвежья голова, …) Динамическая пауза. Звучит мелодия. Кто из героев услышал свою музыку, выполняет движение, остальные дети повторяют за ним. - Веселая прогулка получилась. Вы наверное проголодались. А я приготовила, для вас обед. Логопед выставляет корзину. Дети выбирают предмет, называют его, называют чья это еда.
- Это морковка. Это заячья еда. - Это колосок с зерном. Это мышиная еда. - Это комар. Это лягушачья еда. - Это мед. Это медвежья еда. - Погуляли звери, пообедали, пора и отдохнуть. Дети возвращаются на свои места. Звучит музыка, дети закрывают глаза и мечтают. - Уснули звери с мечтой, а с какой – скоро узнаем. Логопед прикрепляет возле каждого ребенка карточку. Музыка закончилась, дети проснулись. Рассматривают карточки и отвечают на вопрос: - Что вам приснилось во сне? Что произошло? Мышка: «Ах, как давно я хотела лисий хвост! Наконец – то моя мечта сбылась!» Заяц: «А я всегда хотел петушиный хвост! Ура!» Лягушка: «Мне нравились медвежьи лапы». Медведь: «Какие красивые лягушачьи лапы» Петушок: «Посмотрите, у меня вырос маленький заячий хвост». - Рады звери, что их мечты сбылись. Стали они жить поживать с новыми хвостами, да лапами. Много времени прошло, мало ли. Но плохо зверям, с новыми хвостами и лапами. Плачут, жалуются друг другу. Решили звери вернуть все, как было. Подошла лягушка к медведю: - Неудобно мне воду носить, медвежьи лапы очень большие. Возьми их назад. - А мне дрова трудно рубить. Ты забери свои – лягушачьи. Мышка подходит к лисе: - Мешает мне лисий хвост готовить, забери его. -А мне совсем не подходит мышиный хвост. Заяц подходит к петуху. - Увидят охотники яркий петушиный хвост и поймают меня. - А меня никто не узнает с заячьим хвостом. Давай меняться. - Вернули звери все на свои места и стали любоваться друг другом, да собой. Радуются, что стали такие, как были.

Ольга Викторовна Горячевская
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Притяжательные прилагательные»

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе.

Тема: Притяжательные прилагательные.

Цели:

Коррекционно-образовательные: совершенствование навыков словообразования, закрепление умения детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных;

закрепление, уточнение и расширение знаний о диких животных.

Коррекционно - развивающие: развитие внимания и памяти;

развитие словесно-логического мышления

Коррекционно-воспитательные: формирование интереса к живой природе;

формирование доброжелательности, инициативности во время образовательной деятельности.

Оборудование: предметные картинки диких животных, «лакомства», пособия к играм «Кто где живёт», «Накорми животных», «Чьи следы?», «Чудо животное».

Ход:

Организационный момент.

Пальчиковая речевая игра "Здравствуй" (по стихотворению Т. Сикачёвой)

Логопед: Я здороваюсь везде-

Дома и на улице,

Даже "Здравствуй" говорю

Я соседской…

Логопед и дети: . курице (Дети показывают "крылышки")

Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце)

Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо)

Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают "ветерок")

Здравствуй, маленький дубок! (Показывают "дубок")

Здравствуй, Утро! (Жест вправо)

Здравствуй, День! (Жест влево)

Нам здороваться не лень! (разводят обе руки в стороны)

Ребята, как замечательно у нас с вами получилось! Понравилось вам здороваться стихами? (Ответы детей). А с кем мы ещё не поздоровались? (Ответы детей).

1. Постановка цели занятия.

Посмотрите внимательно и назовите, кто нарисован на этой картине? (Лиса, медведь)

Назовите их одним или двумя словами. (Звери, дикие животные)

Почему этих животных называют дикими? (Они живут в лесу, боятся человека, сами добывают себе еду и строят жилища)

Сегодня мы вспомним и узнаем много интересного о диких животных.

А ещё мы продолжим правильно отвечать на вопросы: Чей? Чья? Чьи?

Вопросы слушайте внимательно

И тогда ответите замечательно.

Чей? Чья? Чьи?

Ответы в рифму говори.

Чья? – Лисья. Чей? – Заячий. Нужно чётко произносить конец названного слова.

2. Дидактическая игра «Зоопарк».

А сейчас мы поиграем в «Зоопарк». В зоопарке все звери сидят в клетках. Чья эта клетка? (Лисья)

По аналогии дети называют притяжательными прилагательными клетки волка, белки, зайца, оленя, медведя, рыси, лося. - Между чьими клетками стоит лисья клетка? – Лисья клетка стоит между беличьей и волчьей.

3. Дидактическая игра «Чья клетка пустая?»

Закройте глаза, я выпущу из клетки одного из животных. Чья клетка пустая?

4. Игра «Накорми животных».

Но вот настало время обеда, всем животным принесли еду.

Это морковь, трава, орехи, мясо, ягоды. Давайте правильно раздадим еду.

Малина - это чья еда? – Медвежья.

Орехи – беличья.

Морковь – заячья.

Мясо – волчья, лисья, рысья.

Трава – оленья.

5. – А теперь отправимся в лес.

Физминутка «Автобус» (диск Е. Железновой «Аэробика для малышей» дорожка 1)

6. Игра «Чьи следы?»

Вот мы с вами и добрались до лесной полянки. Присмотритесь и прислушайтесь. Что вы слышите? Что вы видите? (Тут тихо. Стоят зелёные ёлочки. На снегу следы куда – то ведут.)

В лесу идёт своя жизнь. Зимой в лесу холодно, голодно. Передвигаясь, звери оставляют на снегу следы. Вот это следы чьи? – Заячьи. Как вы догадались? Давайте проследим глазами, куда ведут эти следы. Что это? (Кустик) Как вы думаете, кустик – это чей дом? (Заячий). Посмотрите, здесь что-то есть. Что это? (Шишка) На шишке – запись. Это лес делится с нами своими секретами. (Почему зайца косым называют? – Глаза у него не в центре мордочки, а по бокам расположены, и зверёк может видеть, что делается сбоку и даже сзади. Ни волк, ни лиса к нему незамеченными не подкрадутся).

А эти следы чьи? – Беличьи (волчьи, лисьи, оленьи). Куда они ведут? (Это беличье дупло, волчье логово, медвежья берлога, лисья нора).

Присядем на пенёчки, отдохнём, послушаем лес.

Волк (вой волка в записи). Часто в лесу разносится тоскливый волчий вой. У каждого волка свой неповторимый голос, и по голосам они издалека узнают друг друга. Волки не просто воют на луну, жалуясь на голод и холод, нет, своим воем они передают сородичам важные послания о добыче, сообщают, что лесная территория уже занята их стаей. А у вожака волчьей стаи самый сильный и громкий голос. Все должны его слушаться!

Белка ("цокает" белка - запись) У белки главная гордость – хвост! Украшает, согревает в ненастные дни, помогает ей при прыжках. Распушив хвост, словно парашют, белка легко и свободно перелетает с ветки на ветку. Она управляет своим хвостом, словно рулём.

Лиса - Почему на кончике хвоста у лисы мех белый? Когда в сумерках, в глухом лесу лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста для них служит ориентиром, не даёт потеряться, сбиться с пути. Вот почему лисичка свой хвост бережёт.

Медведь. Ходит он так тихо, что ни один сучок не треснет под ногами. Ещё в народе называют медведя «босоногим мужиком». Ступни у мишки голые, ими он чувствует каждый камешек, любой бугорок и подкрадываться может неслышно и незаметно. Хоть и кажется медведь неуклюжим, но он быстро бегает, может делать большие прыжки, ловко лазает по деревьям, хорошо плавает.

Ребята, а почему нет медвежьих следов? (Зимой медведь спит.)

7. – Займём свои места. Взяли в руки бинокли и смотрим по сторонам. Кто это?

Дидактическая игра «Непонятное животное»

Я смотры – глазам не верю:

Что за птица, что за зверь?

Дети: У этого животного лисий хвост, заячьи уши, медвежье туловище и т. д.

8. –Лес нас отпустит, если мы сможем ответить на его вопросы.

Игра с мячом «Назови части тела»

Тот, кто получит мяч должен правильно назвать любую часть тела того животного, которого я назову. Например: лиса – лисий хвост, заяц – заячьи лапы и пр.

9. Итог занятия, оценка деятельности детей.

– Вот мы и в родной группе. Что нового вы узнали сегодня? Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны. Поэтому я с удовольствием вручаю вам подарок. Что это? Кто вам передал такой подарок? (Детям вручается корзинка с лесными орехами).

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию «Два веселых гуся» Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию в 1 младшей группе № 2 "Два веселых гуся"Используемые.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе «Звук [Б]» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ 1. Тема: Воспитание звуковой культуры речи. Звук [Б]. 2. База.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе Тема: «И знает каждый с малых лет, подарка лучше книги нет». Занятие в рамках проекта «Книги и библиотеки» Программное содержание: Продолжать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Осень» Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: Осень Направление: речевое Задачи: грамматически правильно строить речь; развивать.

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию «В гости к Красной Шапочке» 1. Пояснительная записка 1.1 Актуальность Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно.

Конспект организации образовательной деятельности по речевому развитию Этапы непосредственно-образовательной деятельности Содержание этапов 1. Целеполагание. - Форма ОД: НОД-взаимообучения -Образовательная область:.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию детей с использованием мнемотаблиц на тему: «Посылка.

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей 5–7 лет «Сад - огород» Тема: «Сад - огород» 1. Коррекционно – образовательные: – уточнить словарный запас по теме «Сад-огород» ; – закрепить умения выделять первый.

Цели: закрепить умение детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных и включать их в предложение.

Ход занятия

Организационный момент. У логопеда на столе различные предметы детской одежды: шарф, шапка, куртка и т. п. Логопед поднимает по очереди вещи, спрашивая: Чей шарф? Чья куртка? и т. д. В случае появления ошибок он поправляет детей, добиваясь правильного образования притяжательных прилагательных (Олина, Катина, Сережин и т.п.). Садятся на свои места те дети, которые правильно проговорили словосочетание (Димин шарф и пр.).

1.У логопеда за ширмой игрушки, изображающие разных зверей, например медведя, зайца, лису. Показывая из-за ширмы отдельные части тела игрушечного зверя, логопед просит детей догадаться и назвать: чей хвост? чьи уши? чья лапа? (лисий, заячьи, медвежья и пр.).

Следующие вопросы требуют от детей знаний и воображения:

Чьи лапы самые сильные? Чей хвост самый короткий? самый пушистый? Чья мордочка самая вытянутая? Чьи уши длиннее? И т. п.

После того как дети ответили полным предложением и образовали притяжательные прилагательные, логопед достает игрушки из-за ширмы и дети убеждаются в правильности своих высказываний. 2. Логопед вносит конверт, в нем письмо из страны Выдумляндии с портретом невиданного зверя (на картинке скомбинированы части тела различных животных: слоновий хобот, куриные лапы, верблюжий горб, тигриный хвост, львиная грива и т.п.).

Вопрос логопеда: Чьи части тела вы узнали? (Дети отвечают полным предложением, акцентируя притяжательное прилагательное.)

8. Динамическая пауза. Игра с мячом.

Логопед объясняет, что дети, получившие мяч, должны правильно назвать любую часть тела того животного, которое укажет логопед. Например: козел - козлиная борода, кошка - кошачьи лапы, собака - собачья морда. (Желательно выбрать тех зверей, которых еще не называли: жираф, крокодил, корова, лошадь и пр. Возможные ошибки исправляются сразу же, и ребенок повторяет правильный вариант ответа.)

Тема: Притяжательные прилагательные.

Цель: Научить детей употреблять в речи притяжательные прилагательные.

Задачи:

    Учить детей употреблять в речи притяжательные прилагательные.

    Закрепить у детей знание животных и их детенышей.

    Закрепить знания частей тела различных животных.

    Активизировать словарный запас слов.

    Воспитывать у детей любовь к животным.

Оборудование: картинки животных,

картинки детенышей животных,

Картинки с изображением частей тела животных,

предметные картинки

Ход занятия.

Организационный момент.

К нам пришли гости. Угадайте, кто это?

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белка)

Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу.

(Медведь)

Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая.

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живет,

А деревне кур крадет.

(Лиса)

Догадались, кто у нас в гостях? Звери.

У каждого зверя есть детеныши. Давайте их назовем.

1. Игра «Найди свою маму».

Детям раздаются маски зверей. Каждый надевает на себя маску и зовет своего детеныша. Например: Я лиса. Где мой лисенок? Я белка. Где мой бельчонок? Я медведица. Где мой медвежонок? Звери находят своих детенышей и строятся парами. Потом можно поменяться масками и повторить игру.

2. Дидактическая игра «Чей хвост, чьи уши?»

На доске выставлены картинки с изображениями зверей.

Дети, давайте посмотрим, что вы видите на картинках, что общего у этих зверей?(Морда, хвост, лапы, уши, туловище).

Дети, назовите части тела различных животных. Это лиса. У лисы морда. Послушайте, как надо назвать морду лисы и других зверей. Чья морда? – Лисья. Это волк. Чья морда? – Волчья. Чей хвост? – Волчий, лисий.

Дети проговаривают сочетания: лисья, медвежья морда и т.д.

Детям раздаются картинки с изображением животных, где перепутаны части их тела. Дети должны правильно подобрать соответствующие картинки. Те дети, которые правильно подобрали картинки и правильно проговорили притяжательные прилагательные получают фишку.

3.Дидактическая игра «Чей, чья, чье?»

Образование притяжательных прилагательных:

Папа – папин Таня – Танин

Мама -… Нина - …

Тетя -… Вова - …

Дядя - … Дима - …

Образование словосочетаний:

Папин диван (пуфик, банкетка, ботинки, туфли, рубашка)

Мамин…(тапки, юбка, платье, кофта, стол, сумочка, блокнот, духи и т.д.)

4. Дидактическая игра «Найди свой домик».

Справиться с этой игрой нам помогут картинки, на которых нарисованы части тела животных и домики, где живут разные животные.

Все звери живут в домах, которые по-разному называются. Давайте вспомним, как они называются? (конура, берлога, нора, гнездо).Для каждого зверя надо найти свой домик. Выбрать зверя помогут картинки, на которых нарисованы части тела этих животных. Например: Это лисий хвост, Мой зверь – лиса. Она живет в норе. Это беличий хвост. Мой зверь – белка. Она живет в дупле и т.д.

5. Дидактическая игра с мячом.

Логопед объясняет, что дети, получившие мяч, должны правильно назвать любую часть тела того животного, которое укажет логопед. Например: козел – козлиная борода, кошка – кошачьи лапы, собака – собачья морда. Желательно выбрать тех животных, которых еще не называли: жираф, крокодил, корова, лошадь, обезьяна, кролик и пр.Возможные ошибки исправляются сразу же, и ребенок повторяет правильный вариант ответа.

6.Итог занятия . Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Логопед выставляет на доске 4 предметных картинки. Дети должны их назвать и определить лишнюю, объяснив, почему она не подходит.

Например: лисий хвост, заячий хвост, лиса, медвежий хвост;

Беличья морда, медвежьи лапы, волк, заячьи уши.