Осенний народный праздник "кузьминки". Осенние Кузьминки — приметы и пословицы: особенности Осенних Кузьминок Осенние кузьминки

В давние времена считалось, что в праздник Кузьминки можно кардинально изменить свою жизнь к лучшему. Соблюдайте народные традиции и приметы, связанные с этим днем, чтобы привлечь счастье, удачу и защитить себя от невзгод.

14 ноября 2018 года православные верующие почтят память бессребреников Космы и Дамиана, которых на Руси обычно именовали «Кузьма и Демьян». За долгие годы это событие вобрало в себя множество традиций и примет — как церковных, так и народных. В этот день наши предки прощались с осенью и встречали зиму, и делали это в соответствии с определенными правилами. Эксперты сайта сайт расскажут вам, как правильно провести этот день, чтобы избежать неприятностей и привлечь удачу.

Традиции Кузьминок

Особую важность этот день имеет для тех, кто страдает от различного рода заболеваний и недугов. 14 ноября 2018 года православные верующие смогут обратиться к Кузьме и Демьяну с просьбами об исцелении и защите. На Руси в это время проводили обряды и ритуалы, нацеленные на скорейшее выздоровление.

Чтобы избавиться от болезней, в этот день зажиточные люди посылали в дар малоимущим домашнюю птицу и яйца. Считалось, что яйцо, снесенное курицей в этот день, обладает сильными целебными свойствами, а с его помощью можно избавиться от любой хвори.

Кузьминки — праздник, во время которого наши предки провожали осень и готовились к встрече зимы. Считается, что отмечать событие нужно с размахом, иначе весь следующий год можно провести в горе. В этот день принято приглашать в дом гостей и готовить праздничный ужин из многочисленных блюд. Если на столе будет скудно, то домочадцы будут страдать от нищеты. Традиционным напитком праздника является свежесваренное пиво, которым необходимо угощать не только своих гостей, но и всех соседей.

14 ноября отмечали курьи именины, поэтому главным блюдом на праздничном столе была птица. Чаще всего в качестве угощений подавали лапшу и выпечку с курицей, считая, что при помощи этих блюд можно привлечь счастье и здоровье.

По традиции девушки на выданье самостоятельно устраивали праздник в своем доме, убирались и готовили блюда из курицы, а затем приглашали гостей, в том числе и неженатых молодых людей. Каждый из присутствующих одиноких мужчин должен был попробовать угощения, приготовленные девушкой.

Задабривание домового — одна из самых важных традиций праздника. Для этого наши предки варили кашу из пшена, расставляли миски с лакомством во всех углах дома. Если на следующий день количество каши в одной из мисок уменьшилось, значит, домовой попробовал угощение. В таком случае верили, что в будущем защитник будет оберегать жилище от бедствий, врагов и грабителей.

Народные приметы 14 ноября

Чтобы весь год в доме деньги водились , 14 ноября необходимо съесть хотя бы кусок курицы. В первую очередь эта примета касается тех, кто занимается разведением домашних птиц.

Если на Кузьминки вам посчастливилось найти кошелек, значит, весь год прибыль расти будет. Потерять бумажник — к нищете.

Если в этот день вы решите подать милостыню, ни в коем случае не смотрите в глаза нуждающемуся, иначе в будущем его судьба может настигнуть и вас.

Услышать мяуканье кошки утром — к счастью. Если кошка мяукает прямо у вас дома, значит, вскоре вас ожидает позитивное событие.

Если 14 ноября одинокая девушка познакомится с мужчиной, это сулит счастливое замужество. Не обязательно, что женихом будет новый знакомый.

Женщинам в этот день нельзя умываться ключевой водой, чтобы не смыть красоту и здоровье.

В ноябре 2018 года православным верующим предстоит отметить множество церковных событий, и ко многим из них нужно подготовиться. Чтобы не пропустить ни одного важного праздника, рекомендуем вам заглянуть в православный календарь . Желаем вам счастья и здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и

На вечеринке. 1910
Тип народно-православный
иначе Кузьма и Демьян - рукомесленники, Встреча зимы, Курьи именины
также Косма и Дамиан (христ.)
Значение первая встреча зимы
Установлен вероятно имеет древние дохристианские корни
Отмечается славянами
Дата 1 (14) ноября
Празднование девушки в ссыпчину справляли кузьминскую вечеринку
Традиции обряд задабривания Домового в Ярославской губернии

Кузьми́нки осе́нние (Курьи именины ) - день народного календаря славян, отмечаемый 1 (14) ноября . По представлению селян, в этот день осень провожают, зиму встречают. В России день Кузьмы и Демьяна больше отмечали девушки - снимали избу и справляли «курячьи именины».

Другие названия

Кузьма и Демьян - рукомесленники, Козьмодемьян, Кузьминки, Встреча зимы, Проводы осени, Праздник девичества, Курьи именины, Курячий праздник, Курятник, «Врачеви» (серб.).

В церковном календаре

В этот день Русская православная церковь почитает: бессребреников и чудотворцев Косму и Дамиана Азийских и матерь их преподобную Феодотию (III); священномучеников Александра и Феодора пресвитеров (1918); священномучеников Александра и Димитрия пресвитеров, мученицу Елисавету (1937); мученика Петра (1941); священномучеников Иоанна епископа и Иакова пресвитера, в Персии пострадавших (ок. 345); мучениц Кириену и Иулианию (305-311); мученика Ерминингельда, царевича Готфского (586); мучеников Кесария, Дасия и с ними пяти (VII).

Обряды дня

В этот день справляли курьи именины. Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами и после обедни служили молебны. Богатые люди рассылали кур в подарки родным и близким. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житьё». В ответ боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор). Таких «челобитные куры» содержали особо: их кормили в основном овсом и ячменём и никогда не убивали. Яйца, которые несли эти куры, считались целебными. В Ярославской губернии в этот день в деревнях убивали петуха («кочета») в овинах. Хозяин выбирал петуха и сам отрубал ему голову топором. Ноги «кочетиные» бросали на крышу избы для того, чтобы водились куры. Самого петуха варили на обед.

В России день Кузьмы и Демьяна считался девичьим праздником широко отмечался. На день, а то и за три дня снималась изба, где собирались справлять кузьминскую вечеринку; девушки ходили по домам - собирали продукты к ужину, а также сообща варили пиво. Если присутствовала девушка-невеста - она считалась за хозяйку в доме. «Ссыпчины » эти устраивали для себя, но к вечеру приглашали парней, музыканта, и тогда начиналось веселье - совместные игры, песни, танцы, ухаживания и «жениханье». Обычно разыгрывались так называемые «поцелуйные» игры.

Обязательным блюдом такой вечеринки была куриная лапша, другие блюда из курятины, каша. Святых Кузьму и Демьяна называли «курятниками» и «куриными богами» (ср. Куриный бог), а день их памяти называли «кочетятником», «курячьим праздником» и «курячьими именинами». Приглашали священников, чтобы в курятниках отслужить молебен, затем священник кропил святой водой домашнюю птицу. В этот день резали кур, чтобы в течение года в хозяйстве будет велась птица. Трапезу начинали обычно молитвой: «Кузьма-Демьян - сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». Существовало поверье: если за обедом сломается куриная кость - то в следующем году вылупится уродливым цыплёнок.

В некоторых местностях существовал обычай, по которому девушка на выданье готовила для семьи разные кушанья из курятины и угощала всех приходящих в дом. В качество «почётного» угощения на такой стол подавалась куриная лапша. В некоторых деревнях для честных гостей варили козьмодемьянское пиво.

В Ярославской губернии в этот день обращались к дворовому , присматривающему за домашним скотом. Если во дворе заводился лихой дворовый, любящий похулиганить, то хозяин брал помело, садился на лошадь, которую не любит дворовой, ездил на ней по двору, махал метлой и кричал: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину». После этого обряда дворовый должен успокоиться. Иногда помело обмакивали в дёготь с намерением отметить на лысине дворового зазубрину. Считалось, что с такой отметиной лихой домовой сбегал с двора.

Легенда о Кyзьмодемьяне

Кyзьмодемьян, говорят старики, был первый человек у бога, как мир был создан. Этот Кyзьмодемьян первый был кузнец и первый плуг сделал в свете. Тогда ещё не было плугов он первый его придумал. Кузня его была на 12 верст, у неё 12 дверей, 12 молотов.

В те времена в лесных дебрях и непролазных трущёбах и болотах жил многоглавый и крылатый Змий. Междy людьми нашей земли и Змеем сyществовал тяжёлый договоp: люди должны были ежегодно посылать к немy на пожеpенье по девице. Там, где Змей появлялся люди гинули, как трава под ногами скота, и как просо на солнце.

Однажды кузнец ковал первый плуг, когда к кузнице прилетел, гонясь за жертвой, змей-людоед. Кyзьмодемьян спрятал её у себя и запеp толстые железные двеpи кyзницы. Когда Змей оказался y самой кyзни, кyзнец пpедложил емy: «Пpолижи в двеpях дыpкy, тода я посажу тебе на язык». Змей лижет железную дверь кyзни, а кyзнец в это вpемя pазогpевает клещи. Когда Змей пpосунул язык в пpолизаннyю им дыpy, кyзнец схватил Змея за язык pаскалёнными клещами. Чувствуя, что теряет силы, Змей предложил: «будем мириться: пусть будет вашего света половина, а половина - нашего… переделимся». На что Кyзьмодемьян ответил: «Лучше переорать (перепахать) свет, чтобы ты не перелезал на нашу сторону брать людей - бери только своих». Запpяг его в выкованный им плyг и начал орать на нём гигантскyю боpоздy. Проорал ровную боpоздy аж от Чеpниговской гyбернии так пpямо до Днепpа. И где они прошли остался вал со pвом на южной стоpоне, который есть и поныне. Как проорал до Днепpа, змей дюже утомился и хотел пить. Доpвавшись, наконец, до воды, Змей пил, пил и лопнyл.

Поговорки и приметы

Кузьминки - об осени поминки. Кузьминки - встреча зимы. Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Святую Русь в ней ледяные цепи куются. Кузьма-Демьян - кузнец, кует лёд на земле и на воде. Из кузьмодемьяновой кузницы мороз с горна идёт. Не заковать реку зиме без Козьмодемьяна. Козьма и Демиан с гвоздём. Закуёт Кузьма-Демьян - до весны красной не расковать. Кузьма-Демьян - кузнец, кует лёд на земле и на воде. Если Кузьма и Демьян с мостом, то Никола с гвоздём, а то и сам с гвоздём (начало зимы). Коли Кузьма и Демьян закуёт, то Михаил раскует (оттепели). Если на Козьмодемьяна лист остаётся на дереве, то на другой год будет мор. На Кузьму и Демьяна лист на дереве - через год мороз. Снежный день обещает будущей весной большой разлив. У кузнеца - что стукнул, то гривна.

Кузьма-Демьян - куриная смерть. Батюшка Кузьма-Демьян - куриный Бог. На Кузьму и Дамьяна курячьи именины, куриная смерть. На Козьмодемьяна курицу - на стол, цыплёнка - попу.

Литература

  1. Энциклопедия обрядов и обычаев / Сост.: Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева. - СПб.: Респект, 1996.
  2. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси . - М .: Индрик, 2000. - 703 с. - ISBN 5-85759-108-2
  3. Некрылова А. Ф. Круглый год. - М .: Правда, 1991. - 496 с. - ISBN 5-252-00598-6
  4. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М .: Наука, 1981. - 608 с.

Ссылки

  • 1 ноября в православном календаре // Pravoslavie.ru

Кузьминки осенние

народно-христианскийнародно-христианский

Кузьма и Демьян - рукомесленники, Встреча зимы, Курьи именины

Косма и Дамиан (церк.)

Значение:

первая встреча зимы

Отмечается:

славянами

Празднование:

девушки в ссыпчину справляли кузьминскую вечеринку

Традиции:

обряд задабривания Домового в Ярославской губернии

Другие названия

Обряды дня

Легенда о Кузьмодемьяне

Поговорки и приметы

Кузьминки осенние (Курьи именины ) - день народного календаря у славян, отмечаемый 1 (14) ноября.

По представлению восточных славян в этот день осень провожают, зиму встречают. В России день Кузьмы и Демьяна больше отмечали девушки - снимали избу и справляли «курячьи именины».

У славян-католиков День Всех святых: этот день и последующий - праздники поминовения душ умерших родственников, которые, по поверьям, в это время возвращаются домой.

Другие названия

Кузьма и Демьян, Кузьма-Демьян - рукомесленники, Кузьма, Демьян, Кузнецы, Батюшка Козмодемьян, Кузьминки. Курячий праздник, Курьи именины, Куриная смерть, Рукомесленники, Козьма и Демьян Курятники, Кузьминки осенние, Курытники, Курятники; «Кузьма і Дзямян» (белорус.), «Кузьма-сякач» (полес.), «Врачи, Врачеви» (серб.), «Безмитни Врачеви» (серб.), «Свети Врач, Кузма и Демиан» (болг.), «Светите Врачове, Врачи, Враче-безмитниче» (болг.).

В этот день почитаются в том числе: православными славянами - Косма и Дамиан, а славянами-католиками - Собор всех святых; чьи имена присутствуют в названиях дня.

Обряды дня

Косма и Дамиан (Кузьма и Демьян) - христианские святые, покровители ремёсел, брака, домашней птицы; почитаются также как врачи-бессребреники.

Косме и Дамиану молятся о душевном и телесном исцелении, о просвещении разума, научении грамоте и о помощи в трудном учении, о любви и мире супругов, о покровительстве семейного очага.

В этот день справляли курьи именины. Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами и после обедни служили молебны. Богатые люди рассылали кур в подарки родным и близким. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житьё». В ответ боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор). Такие «челобитные куры» содержались особо: их кормили в основном овсом и ячменём и никогда не убивали. Яйца, которые несли эти куры, считались целебными. В Ярославской губернии в этот день в деревнях убивали петуха («кочета») в овинах. Хозяин выбирал петуха и сам отрубал ему голову топором. Ноги «кочетиные» бросали на крышу избы для того, чтобы водились куры. Самого петуха варили на обед. В Воронежской губернии крестьяне обязательно жарили «кочета» (петуха) и курицу, служили молебны в курятниках и кропили их святой водой.

В России день Кузьмы и Демьяна считался девичьим праздником широко отмечался. На день, а то и за три дня снималась изба, где собирались справлять кузьминскую вечеринку; девушки ходили по домам - собирали продукты к ужину, а также сообща варили пиво. Если присутствовала девушка-невеста - она считалась за хозяйку в доме. «Ссыпчины» эти устраивали для себя, но к вечеру приглашали парней, музыканта, и тогда начиналось веселье - совместные игры, песни, танцы, ухаживания и «жениханье». Обычно разыгрывались так называемые «поцелуйные» игры. Посиделка могла продолжаться до утра. Когда заканчивалось угощенье, парни могли отправиться «на промысел» - воровать соседских курей. Такие кражи, по существовавшей традиции, односельчанами не осуждались.

Обязательным блюдом такой вечеринки была куриная лапша, другие блюда из курятины, каша. Святых Кузьму и Демьяна называли «курятниками» и «куриными богами» (ср. Куриный бог), а день их памяти называли «кочетятником», «курячьим праздником» и «курячьими именинами». Приглашали священников, чтобы в курятниках отслужить молебен, затем священник кропил святой водой домашнюю птицу. В этот день резали кур, чтобы в течение года в хозяйстве будет велась птица. Трапезу начинали обычно молитвой: «Кузьма-Демьян - сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». Существовало поверье: если за обедом сломается куриная кость - то в следующем году вылупится уродливым цыплёнок.

В некоторых местностях существовал обычай, по которому девушка на выданье готовила для семьи разные кушанья из курятины и угощала всех приходящих в дом. В качество «почётного» угощения на такой стол подавалась куриная лапша. В некоторых деревнях для честных гостей варили козьмодемьянское пиво.

Многие обряды и действия, которые совершали девушки в этот день, соотносились со свадебной обрядностью и идеей смены статуса представительниц взрослой девичьей группы.

Петух здесь может быть сопоставлен с эмблемой солнца - отмеченный праздничный обряд жертвоприношения петуха на Кузьму-Демьяна слился с ритуальной едой, основной которой была курятина.

В Ярославской губернии в этот день обращались к дворовому, присматривающему за домашним скотом. Если во дворе заводился лихой дворовый, любящий похулиганить, то хозяин брал помело, садился на лошадь, которую не любит дворовой, ездил на ней по двору, махал метлой и кричал: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину». После этого обряда дворовый должен успокоиться. Иногда помело обмакивали в дёготь с намерением отметить на лысине дворового зазубрину. Считалось, что с такой отметиной лихой домовой сбегал с двора.

В Пензенской губернии Городищенском уезде существовал обычай «похорон Кузьмы-Демьяна»: «в жировой избе девушки приготовляют чучело, т. е. набивают соломой мужскую рубашку и шаровары и приделывают к нему голову; затем, надевают на чучело «чапак», опоясывают кушаком, кладут на носилки и несут в лес, за село, где чучело раздевается и на соломе идёт весёлая пляска».

В Белоруссии в этот день в некоторых сёлах молодёжь на вечорках делала соломенное чучело Кузьмыдемьяна. Его одевали в мужскую одежду, приделывали фаллос из красной материи, сажали на почётном месте за столом, угощали его и угощались сами. Рядом с чучелом садилась девушка и их «женили, играли свадьбу», исполняли частушки на любовно-эротическую тему. В конце вечорок парни выносили чучело за село, снимали с него одежду, а солому сжигали.

У южных славян Кузьма и Демьян почитаются как святые-целители. В их дни кололи курбан, женщины воздерживались от работы, чтобы никто в семье не заболел, пекли хлеб и раздавали его «за здравие». Кузьму и Демьяна считают своими покровителями знахари, целители и травники.

Поляки верили, что в этот день души умерших посещают дома, для них оставляли открытыми окна и двери, на столе - еду и питье, а также носили им еду на кладбище; вечером опасались ходить в костёл, так как считалось, что мёртвые сами приходят туда служить мессу. Чехи и словаки тоже посещали могилы. Испечённые булочки (чеш. dušičky, duše ) раздавали нищим или одаривали ими колядников, ходивших с пожеланием большого урожая. В северной Словакии в костёле подавали поминальные записки и такое же количество куделей чёсаного льна, веря, что за каждую кудель ухватится одна душа и выберется из чистилища. В Бенетской Словении (на юго-западе страны) известен обычай колядования женщин, которые поют в этот день особые «колядки» (словен. dušne kolednice ).

Легенда о Кузьмодемьяне

Кузьмодемьян, говорят старики, был первый человек у Бога, как мир был создан. Этот Кузьмодемьян первый был кузнец и первый плуг сделал в свете. Тогда ещё не было плугов он первый его придумал. Кузня его была на 12 верст, у неё 12 дверей, 12 молотов.

В те времена в лесных дебрях и непролазных трущобах и болотах жил многоглавый и крылатый Змий. Междy людьми нашей земли и Змеем существовал тяжёлый договор: люди должны были ежегодно посылать к немy на пожеренье по девице. Там, где Змей появлялся люди гинули, как трава под ногами скота, и как просо на солнце.

Однажды кузнец ковал первый плуг, когда к кузнице прилетел, гонясь за жертвой, змей-людоед. Кузьмодемьян спрятал её у себя и запеp толстые железные двери кузницы. Когда Змей оказался y самой кузни, кузнец предложил емy: «Пролижи в дверях дыркy, тода я посажу тебе на язык». Змей лижет железную дверь кузни, а кузнец в это время pазогревает клещи. Когда Змей просунул язык в пролизанную им дыpy, кузнец схватил Змея за язык pаскалёнными клещами. Чувствуя, что теряет силы, Змей предложил: «будем мириться: пусть будет вашего света половина, а половина - нашего… переделимся». На что Кузьмодемьян ответил: «Лучше переорать (перепахать) свет, чтобы ты не перелезал на нашу сторону брать людей - бери только своих». Запряг его в выкованный им плуг и начал орать на нём гигантскую бороздy. Проорал ровную бороздy аж от Черниговской губернии так прямо до Днепра. И где они прошли остался вал со pвом на южной стороне, который есть и поныне. Как проорал до Днепра, змей дюже утомился и хотел пить. Дорвавшись, наконец, до воды, Змей пил, пил и лопнул.

Поговорки и приметы

  • «Wszyscy Święci, zima się kręci» (пол.) - Зима ко Всем Святым приурочивается.
  • Кузьма-Демьян - кузнец, кует лёд на земле и на воде.
  • Батюшка Кузьма-Демьян - куриный Бог.

Православные верующие 14 июля вспоминают двух братьев-бессребреников – Косма и Дамиана Римских. Они жили в 3 веке в Риме при царе Карине. Братья лечили больных людей и животных, оказывали помощь бедным людям. И за все это они не просили никакой платы. Своими учениями они многих людей обратили к христианству.

Братьев называли «безмездными врачами». Но все-таки нашлись и такие люди, которым не нравилась их деятельность, и они опозорили и убили с особой жестокостью братьев.

В день Кузьмы и Демьяна люди у Космы и Дамиана просили помощи, чтобы те избавили их от разных болезней. Братья были покровителями лекарей, поэтому тот, кто каким-то образом относился к медицинской деятельности, молились им, ставили свечки и просили знаний, защиты и силы.

Этот день называют:

  • «Кузьма и Демьян»
  • «День Козьмы и Демьяна»
  • «Бабий праздник»
  • «Женский праздник»
  • «Кузьминки». Это название праздник получил от имени одного из братьев, которого чтят 14 июля – Космы. В народе это имя мало было знакомо, поэтому люди подобрали очень близкое к нему.

Сенокос в это время был на самой вершине, то есть все отправлялись косить траву. Говорили в народе: «Козьма и Демьян пришли - мы на покос пошли», «Кузьма-Демьян ни свет ни заря встают, баб на покос ведут».

Также на самом пике была прополка грядок, так как нужно было убирать все сорняки и уже начинать собирать первый урожай корнеплодов для продажи. Приговаривали: «Огород - бабий доход».

В этот день уже нужно было собирать малину и крыжовник, из которых потом варили компоты и крыжовник. Считали что малиновое варенье самое вкусное в этот период. А вот сам крыжовник также добавляли еще и в мясные блюда, особенно в тушеную курицу.

Летние Кузьминки считается женским праздником. После сделанной за весь день работы молодые девушки и женщины вечером собирались на гулянья. На пиру варили кашу-сыпчину или как ее еще называли «сборную кашу», куда добавляли все то, что каждый принес с собой (крупу, муку, молоко, яйцо), выпивали пиво. Также женщины пели песни, делились полезными советами и просто разговаривали. Еды готовили много, чтобы можно было угостить соседей и бедных.

Верили в приметы на Кузьму и Демьяна:

Если к вечеру серп луны чуть красного цвета – будет ветер, а если края чуть притуплены – начнутся ливни.

Верили: что приснится во сне в эту ночь, то скоро исполнится; что-то новое начинать не стоило – все равно не сбудется; до заката солнца нужно просить друг у друга прощение.

Именинники в этот день: Алексей, Ангелина, Аркадий, Василий, Демьян, Иван, Константин, Кузьма, Лев, Никон, Павел, Пётр, Тихон


В этот день отмечали курьи именины. Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами и после обедни служили молебны. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житьё». В ответ боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор). Таких «челобитных кур» содержали особо: их кормили в основном овсом и ячменём и никогда не убивали. Яйца, которые несли эти куры, считались целебными.

В России день Кузьмы и Демьяна считался девичьим праздником и широко отмечался. На день снималась изба, где собирались справлять кузьминскую вечеринку; девушки ходили по домам —собирали продукты к ужину, а также сообща варили пиво. Если присутствовала девушка-невеста — она считалась за хозяйку в доме. «Ссыпчины» эти устраивали для себя, но к вечеру приглашали парней, музыканта, и тогда начиналось веселье — совместные игры, песни, танцы, ухаживания и «жениханье».Обычно разыгрывались так называемые «поцелуйные» игры.


Обязательным блюдом такой вечеринки была куриная лапша, другие блюда из курятины, каша. В этот день резали кур, чтобы в течение года в хозяйстве велась птица. Трапезу начинали обычно молитвой: «Кузьма-Демьян — сребреница! Зароди, Господи, чтобы писклятки водились». Существовало поверье: если за обедом сломается куриная кость — то в следующем году вылупится уродливым цыплёнок.


В некоторых местностях существовал обычай, по которому девушка на выданье готовила для семьи разные кушанья из курятины и угощала всех приходящих в дом. В качество «почётного» угощения на такой стол подавалась куриная лапша. В некоторых деревнях для честных гостей варили козьмодемьянское пиво.


В Ярославской губернии в этот день обращались к дворовому, присматривающему за домашним скотом. Если во дворе заводился лихой дворовый, любящий по-хулиганить, то хозяин брал помело, садился на лошадь, которую не любит дворовой, ездил на ней по двору, махал метлой и кричал: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину». После этого обряда дворовый должен успокоиться. Иногда помело обмакивали в дёготь с намерением отметить на лысине дворового зазубрину. Считалось, что с такой отметиной лихой домовой сбегал с двора.