День Мёртвых. Национальный праздник Мексики Día de los Muertos (День мертвых) Праздник смерти в мексике как называется

Скелеты, разлагающиеся трупы, ожившие мертвецы… Бррр! Но это не фото с кладбища или фильм о зомби – это «День мертвых» в Мексике. И сегодня об этом необычном празднике вы прочитаете на сайте «Я и Мир».

«Весёлый» карнавал

Какого числа отмечают радостную встречу с любимыми умершими родственниками? Даты празднования – 1 и 2 ноября – день памяти по маленьким детям и, соответственно, взрослым. В эти дни в Мексике «восстают» усопшие, а люди радуются и веселятся, потому что у них есть возможность встретиться с умершими родственниками.


Почему именно такое название у праздника, думаем понятно. История этого дня начинается ещё у ацтеков и майя, которые хранили черепа мёртвых родственников и время от времени использовали их по назначению, т. е. для священных ритуалов воскрешая и принося в жертву. Именно жертвоприношения считались великим уважением для усопших, поэтому кровавые дни продолжались летом целый месяц в честь Богини загробного мира.


Завоеватели на протяжении веков пытались искоренить страшные традиции, но удалось только отменить кровавые жертвы и сократить праздник до 2-3-х дней.

Но заменить безудержное веселье на печаль по умершим так и не вышло, а череп так и остался основным атрибутом Дня мёртвых. По древней традиции, мексиканцы считают, что мёртвые продолжают жить в другом мире, но каждый год на несколько дней им позволено вернуться в мир живых и повидаться с любимыми родственниками.

Красивый ритуал

Эти дни празднуются по всей стране, при этом, закрываются школы и предприятия, а подготовка начинается за несколько месяцев. Изготавливают красочные костюмы и маски, придумываются большие куклы в человеческий рост и выше, а цветов заказывают столько много, что их привозят на грузовиках.


В каждом доме ставится алтарь, украшенный необычными рисунками и жёлтыми бархатцами (цветами мёртвых). У алтаря обязательно должны лежать подношения: свечи, блюда из кукурузной муки, различные фрукты, детские игрушки и алкогольные вина. Обязательно ставится посуда с водой и особый сладкий хлеб, т. к. считается, что мертвецы обязательно захотят попить и поесть после перехода в наш мир. После дневных дел – приготовления большого количества любимой еды умерших родственников и приборки в доме – вся семья собирается в одной комнате, встретить родных и близких.


В каждом магазине можно приобрести арт-объекты: черепа и скелеты, и, вообще, они повсюду: на одежде, стенах, на дороге. Черепушки в основном «улыбаются», ведь это весёлый праздник. А в кондитерской малышам покупают черепки на палочках – этакие сладкие конфетки. Если вам подарят гроб или череп с вашим именем, не пугайтесь – это от всей души!


Обязательно нужно сделать красочный макияж по образу популярной Катрины. Кто это такая? Милая, красивая и богатая женщина с гравюры мексиканского художника, стремящегося показать, что смертны все: и нищие, и олигархи. Обычно девушки и женщины одевают наряд начала прошлого века, где обязательна шляпка, но можно просто раскрасить лицо и вплести в волосы цветы. Не отстают и мужчины, раскрашивая лица в виде черепов. Особенно колоритно выглядят парни с бородами.


Отличительные черты

В небольших городках и сёлах празднование традиционно заканчивается на кладбищах, у могил родственников, куда их провожают живые по окончании праздника. Задушевно посидев ночью на местах погребения, все возвращаются по домам.


А вот в крупных мегаполисах веселье проходит с большим размахом: фестивали, парады и шествия просто обязательны в эти дни. Сначала идут музыканты и играют с таким задором, что мёртвые действительно могут «проснуться». К ним присоединяются все, кому не лень и эта процессия движется по улицам, причём без заранее запланированного маршрута, нарезая круги по городу. В 2017 году больше миллиона человек участвовало в параде мёртвых в столице Мексики. В этом 2018 можно заказать тур на 3 дня и 2 ночи с русскоязычным гидом с 1 по 3 ноября.


Самое яркое празднование проходит на острове Яницио. С раннего утра начинается охота на уток, а в полночь блюда из пернатых несут на кладбище. В свете сотен свечей женщины совершают молитвы, а мужчины распевают песни. Всё заканчивается, когда первые солнечные лучи коснутся земли, а ночь начнёт постепенно «таять».


Почти в то время, когда празднуют довольно страшный Хэллоуин в Европе, мексиканцы противопоставляют страх и ужас веселью Дня Мёртвых. Они считают, что пугать духов дурацкой тыквой не стоит, лучше с радостью вспоминать умерших родственников и духи уж точно не сделают живым ничего плохого.

А вспомните как называется красивый русский праздник, когда пекутся сладкие куличи и тоже возвращаются усопшие. Пасху на Руси тоже можно сравнить с мексиканским радостным Днём Мёртвых. Нам кажется, что не нужно страшных праздников, в мире и так неспокойно, так давайте чаще веселиться и отмечать события радостно!

Видео

День Мертвых является одним из наиболее известных мексиканских праздников в мире. Скелеты из папье-маше и сладкие черепа - такие же узнаваемые символы, как тыква-фонарь во время празднования Хэллоуина. Для непосвященных, День мертвых в Мексике прочно ассоциируется со скелетами и несет на себе оттенок скорби и печали. В действительности, этот праздник отмечают с радостью, ведь смерть для мексиканцев - не конец жизни, а ее продолжение в ином мире. Мексиканцы убеждены, что раз в году усопшие навещают их, поэтому этот праздник не несет грусти. Мертвых в Мексике не поминают, их здесь встречают.

Истоки праздника

Празднование Дня мертвых в Мексике своими корнями уходит в древние традиции коренных народов. Ритуалы, связанные со смертью предков, коренные народы отмечали 2500-3000 лет. Система верований ацтеков прочно связывалась с ритуалами смерти и воскрешения, считалось очень важным воздать почести тем, кто умер раньше. Еще до испанского завоевания Мексики в 16 веке, черепа предков ацтеки хранили у себя дома и использовали их в символических церемониях.

Когда испанские конкистадоры высадились на территории Центральной Америки, они впервые познакомились с ритуалами, которые, казалось бы, насмехались над смертью. Завоеватели посчитали ритуал кощунственным, а коренное население варварским и языческим.

Испания огнем и мечом завоевала народы Центральной Америки и обратила их в католицизм. Хотя испанцев потрясла традиция празднования мертвых, она настолько сильно пустила корни в их культуру, что завоеватели будут не в состоянии ее искоренить. Практиковавшиеся тысячи лет ритуалы были слишком важны для коренных народов, чтобы от них так просто отказаться. Поэтому у церкви не было другого выбора, как разрешить продолжать эту традицию. Торжества, ранее отмечавшиеся на девятом месяце календаря ацтеков (24 июля-12 августа), перенесли на 1-е и 2-е ноября, что календарно совпало с двумя католическими праздниками - Днем всех Святых и Днём всех усопших. Так этот праздник и отмечается сегодня.

Суть праздника

День Мертвых празднуют два дня, 1 и 2 ноября, иногда торжества охватывают 31 октября и 2 ноября. В большинстве регионов Мексики, 1 ноября почитают усопших детей и младенцев (Día de Angelitos, День маленьких ангелов), 2 ноября поминают умерших взрослых (Día de los Muertos, День мертвых).

В системе веры, унаследованной мексиканцами от ацтеков, мертвые продолжают жить в Миктлане (загробном мире). Смерть является лишь переходом от одной жизни к другой, и связь между живыми и мертвыми существует, она не прерывается. С Миктлана усопшие возвращаются в свои дома спустя год после смерти, чтобы вновь насладиться радостями жизни, повидать родственников, друзей, получить то, что они любили при жизни. Помочь душам умерших побывать дома призвана арка (алтарь) из желтых бархатцев, этакая символическая дверь между этим и потусторонним мирами. К ней возлагают подарки и угощения для невидимых посетителей: цветы, свечи, тамале (блюдо из кукурузной муки), фрукты, игрушки (для детей и младенцев), бутылки текилы и мескаля (для взрослых). Два обязательных атрибута - вода, потому как духи испытывают жажду после длинного путешествия, и pan de muertos (хлеб мертвых). Хлеб пекут в круглых буханках с полосками сверху (напоминающие по форме кости), и обычно посыпают сахаром. Часто сверху выпекают хлебный шарик, символизирующий череп. Женщины целый день готовят любимую еду усопшего, друзья и родственники собираются вместе для встречи с призрачными посетителями. В домах заправляют кровати, на которых умершие могут отдохнуть после долгого путешествия.

Кульминация праздника - посещение кладбища. Семьи приводят в порядок могилы, устраивают пикники и танцы под живую музыку мариачи, возлагают любимые блюда, напитки, фотографии и памятные вещи покойного, украшают их свечами и оранжевыми бархатцами. В современной Мексике, оранжевые бархатцы часто называют flor del muerto (цветок мертвых). Полагают, эти цветы привлекают души умерших. Все это делается для того, чтобы души услышали молитвы и разговоры.

В преддверии праздника, магазины и рынки заполняются миниатюрными гробами, черепами и скелетами, сделанными из шоколада, бумаги, картона или глины. Общим символом праздника является череп (на испанском языке calavera). Скелетные изображения появились на улицах мексиканских городов и деревень в начале 20 века, когда художник-график Хосе Гваделупе Посада создал знаменитую цинковую гравюру La Calavera de la Catrina (Череп богатой женщины). Знаменитый мексиканский художник акцентировал внимание на том, что богатые и успешные такие же смертные, как и все остальные. Образ женщины со скелетом в богатом убранстве стал ассоциироваться с Днем мертвых, и с того времени Калавера Катрина является неотъемлемой частью современных обрядов Дня мертвых.

В северо-западной и центральной Мексике (особенно в крупных городах), дети в костюмах бродят по улицам и выпрашивают calaverita (подарок в виде шоколадного или сахарного черепа). Этот относительно недавний обычай похож на выпрашивание сладостей во время празднования Хэллоуина.

День Мертвых признан национальным праздником Мексики, школы, предприятия, банки и другие коммерческие заведения не работают. В учебных заведениях всех уровней, правительственных учреждениях, как правило, возводят небольшой алтарь с пожертвованиями - еще одно свидетельство того, какое значение этот праздник занимает в мексиканской культурной традиции.

Какая разница между Хэллоуин и Днем мертвых?

На первый взгляд, мексиканский обычай празднования Дня Мертвых имеет немало общего с традициями Хэллоуина. Оба произошли от ранних культур и позднее смешались с христианством. Оба основаны на том, что духи возвращаются в это время года (Хэллоуин отмечается 31 октября). Общими являются атрибуты черепов, праздники тесно связаны с понятиями смерти и загробной жизни, но на этом параллели заканчиваются.
Идея празднования Хеллоуина основана на страхе смерти, праздник изобилует демонами, ведьмами и другими фигурами из мира ужасов - все отрицательные персонажи. День Мертвых заметно отличается в этом отношении, демонстрируя сильное чувство любви и уважения к своим предкам, посвящен семье, родным и близким, о которых помнят - все положительные понятия.

Традиции Хэллоуина связаны с понятием, что духи злонамеренны (дети одевают маски, и им тогда не будет причинен вред), а в День мертвых духов радостно встречают их родственники, которые не видели их целый год.

Еще одно принципиальное различие - отношение к смерти. В Хэллоуин, смерть - это то, чего нужно бояться. В Дне мертвых, смерть - это то, что надо отметить.

Региональные отличия

Сегодня, в некоторых районах Мексики размах празднования Дня Мертвых затмевает даже Рождество. Но традиции празднования не универсальны и часто варьируются от региона к региону. Например, в южном штате Чьяпас большой акцент делается на шествиях и общественных мероприятиях, в долине Мехико доминирует украшения алтарей в домах умерших. Для юга и сельской местности праздник имеет гораздо большее социальное и культурное значение, чем на севере и в крупных городах. День мертвых широко отмечают по всей стране, но душой праздника остается Южная Мексика, где культура коренных народов сильнее. О том, как празднуют День мертвых в Помуч, Окотепек и Сан Андрес Мишкик читайте ниже.

Помуч

Если хотите увидеть, как доколумбовые культуры отмечали День мертвых, отправьтесь в город майя Помуч (Pomuch) на полуострове Юкатан, штат Кампече. Жители Помуча придерживаются традиций, которых можно увидеть только в фильме ужасов. Каждый год, в канун празднования Дня мертвых, члены семьи усопших эксгумируют останки своих близких (спустя три года после их смерти). Затем кости тщательно очищают, кладут в ящик, покрытый вышитой тканью с именем покойного, и выставляют на всеобщее обозрение на кладбище. По окончании праздника останки кладут в оссуарии – места для хранения скелетированных останков.

На следующий год очистка, которую здесь проводят с 26 по 31 октября, повторяется. Ящики с останками достают из оссуарий, кости очищают, старую ткань заменяют новой.

Ритуал связан с верой в то, что если не проявлять заботу о костях, души усопших будут беспокоить своих живых родственников во сне и в День мертвых не побывают дома.

Даже многие мексиканцы поражены такими архаичными традициями. Но для жителей Помуча в этом нет ничего ужасного - для них очистить кости усопших – то же самое, что помыть любимого человека при жизни.

Кладбище в Помуч видео

Сан Андрес Мишкик

В 20 веке, Сан Андрес Мишкик (San Andres Mixquic) поглотила быстро растущая столица Мексики . Ныне это часть Тлахуак (Tláhuac), одного из 16 районов Мехико , но при этом Мишкик сохранил атмосферу сельской местности с сильными народными традициями. Больше всего Сан Андрес Мишкик известен празднованием Дня мертвых. Кульминация праздника - церемония alumbrada, когда кладбище вокруг главной церкви светится тысячами свечей и наполняется дымом благовоний.

Сан Андрес Мишкик хорошо известен в столице, а его кладбище считается единственным, сохранившимся в Мехико возле церкви (все остальные были закрыты или перемещены в "гигиенических целях"). Ритуалы и церемонии праздника собирают возле кладбища тысячи мексиканских и иностранных туристов.

В дополнение к традиционным атрибутам праздника (возведение алтарей, уборка могил) здесь проводят игры, шествия, концерты и народные танцы. Вечером 1 ноября инсценируют похоронную процессию. Шествие по городу с картонным гробом направляется на кладбище, где "мертвец" выпрыгивает из гроба и скрывается из виду под всеобщий смех толпы.

С утра 2 ноября кладбище готовят к церемонии alumbrada. В восемь часов вечера кладбище вокруг храма озаряется тысячами горящих свечей, воздух наполняется запахом горящего копала (используется в Мексике как благовоние в религиозных церемониях). Сплошное море света тысяч свечей, аромат благовоний и цветов помогает душам найти свой путь в земной мир.

В 2011 году, Сан Андрес Мишкик включили в список "Barrio Mágico" Мехико (Магических окрестностей Мехико). Список состоит из двадцати одного предместья Мехико, названых "магическими окрестностями" с целью развития туризма. Программа создана по образцу "Магических городов Мексики" (Pueblo Mágico).

Окотепек

Окотепек (Ocotepec) - небольшой городок в нескольких минутах езды от Куэрнавака (штат Морелос). Главной особенностью Дня мертвых в Окотепек является огромное количество жертвоприношений. Семьи, потерявшие близкого человека в течение предыдущих 12 месяцев, делают алтари, занимающие иногда целые комнаты. Алтари украшены цветами, свечами, к ним сложены фрукты, хлеб, текила, сигареты, любимые блюда усопших.

Дома, недавно потерявшие своих родственников, легко определить по дорожке, выложенной цветами и горящими свечами. Цветы и свечи служит не только указателем для души усопшего, куда идти, но и приглашение живим войти в дом и полюбоваться алтарем с богатыми приношениями. С наступлением сумерек и примерно до полуночи идет сплошной поток гостей, они возлагают у алтаря принесенные с собой оранжевые бархатцы и длинные свечи, дань уважения к усопшим. По древнему обычаю, их угощают тамале (традиционное блюдо Мексиканской кухни из кукурузной муки) и атоле (традиционный горячий напиток из кукурузной муки). Такие угощения готовятся только в тех домах, где кто-то умер в последние 12 месяцев.

Вторая особенность празднования Дня мертвых в Окотепек – ночные шествия в ночь на 1 и 2 ноября. Все жители городка отправляются на кладбище, и проводят ночь рядом с могилами.

Интересной достопримечательностью Окотепека считается само кладбище. На многих могилах стоят маленькие церкви и соборы, покрытые керамической плиткой.

Умение без страха встретить смерть всегда была важнейшей целью человеческого существования. Празднование Дня Мертвых в Мексике дает представление о том, как мексиканцы с этим справляются.

Статья

500 лет католической пропаганды, скрещивание с религиозным календарем, даже полный запрет на проведение, а все насмарку. День мертвых (Dia de los Muertos) — по-прежнему самый национальный, самобытный и языческий праздник Мексики.

Вечеринка на кладбище

Кладбище мексиканского городка Санта-Крус-Хохокотлан оцеплено полицейскими машинами. Все парковочные места заняты на несколько километров вокруг. Народ плотными веселыми рядами стекается ко входу и растворяется в полумраке, перемежаемом блеском свечей и вспышками туристических фотокамер.

Внутри тысячи дрожащих огоньков рядами и созвездиями высвечивают праздничные картины. Белые пятна мужских рубашек, цветные ленты в косах пожилых индианок, кружево женских блузок. Кресты и надгробия, усыпанные плотным ковром желтых лепестков, убранные венками и букетами из бархатцев, заставленные сладостями, едой, горячительными напитками, фотографиями, игрушками и сувенирами.

Сегодня ночь с 31 октября на 1 ноября, начало главного народного праздника — Дня мертвых. В течение следующих двух дней все в Мексике перевернется с ног на голову. Ночь станет днем, кладбище — самым популярным местом в городе, живые люди нарядятся мертвецами, а мертвые вроде как снова оживут. И вместе со всеми будут веселиться, вспоминать былое и учить живых не бояться смерти, потому что она — не конец, а продолжение пути, как про это говорили майя, ацтеки, миштеки, сапотеки и прочие доиспанские цивилизации. Поэтому обязательный ночной поход на кладбище — не грустные поминки, а долгожданная встреча с родными: возможность провести с ними время, а заодно и хорошо поесть, выпить, послушать музыку и повеселиться.

Фото: Константин Калишко, kalishko.com

Вокруг каждой могилы своя семейная идиллия. Мужчины ведут беседу. Мама суетится, разливая мескаль (самогон из агавы) и раскладывая закуску на могильных плитах. Бабушка рассказывает анекдоты из жизни покойных. Дочки со съехавшими набок бантами, наряженные ведьмами, играют в прятки и пятнашки. Младший спит, свесившись с плеча папы и размазав черно-белый грим по всему лицу. Он не просыпается даже при приближении голосистых мариачи — уличных музыкантов, поющих по заказу любимые песни усопших. В эту ночь мариачи будут петь до утра и сделают полугодовую выручку.

Сахарные черепушки

Испанские миссионеры пытались придать индейскому празднику благостный вид, приурочив его к христианскому Дню поминовения всех усопших и Дню всех святых. Им удалось добиться отмены кровавых жертвоприношений и сократить месячный разгул до трехдневного. Но заменить радость на скорбь и череп (главный праздничный символ) — на крест не получилось.

Черепа и скелеты повсюду. В окнах, дверях, на балконах, на улицах, нарисованные на земле, на стенах, на одежде. Доминируют сахарные черепушки-калаверы, улыбающиеся и раскрашенные в жизнерадостные цвета. Составленные в красивые пирамиды на витринах супермаркетов, они напоминают ацтекские цомпантли — стены из черепов побежденных, стоявшие когда-то в каждом индейском городе в качестве украшения, устрашения для врагов и любимого символа жизни и смерти как неразрывной пары. И не удивляйтесь, если на празднике вам подарят череп с вашим именем — это от всей души. Их дарят членам семьи и друзьям. Дети предпочитают шоколадные и марципановые или в виде чупа-чупсов.

Но основное предназначение калаверы — украшение алтаря. Алтарь с подношениями должен стоять в каждом доме, а в последние годы их стали делать везде: на площадях, в школах, магазинах, полицейских участках, больницах, ресторанах, отелях и аэропортах. Иначе, по мексиканским поверьям, мертвые расстроятся и могут учинить неприятности.

Обычно алтарь — это арка из желтых бархатцев, цветов смерти, фруктов и ярких лент. Под аркой устанавливают стол или подиум, на котором создают композиции из сахарных черепов, фотографий и подношений. Среди них обязательно сладкий белый хлеб мертвых (pan de muerto) и напитки. Считается, что после долгой дороги «оттуда» духов особенно мучает жажда. В зависимости от персональных пристрастий усопшего родственники ставят стакан с пульке, брагой из агавы, или даже банку кока-колы.

На алтарях выставляют еду, личные вещи, а также игрушечные скелеты, одетые в костюмы, соответствующие любимым или профессиональным занятиям покойного: скелет-футболист, офисный сотрудник, новобрачный, священник, выпивоха, танцор…

Парад веселых мертвецов

Фото: Константин Калишко, kalishko.com

Задушевные ночные посиделки на кладбищах — традиция, больше присущая жителям деревень и небольших городов. Столичные жители все чаще предпочитают карнавальную составляющую праздника. И в этом не найти равных оахаканцам.

Оахака-де-Хуарес — большой колониальный город на юге Мексики, гастрономическая и культурная столица. Если вас не пугает оказаться в эпицентре Дня мертвых, то вам сюда — в город танцующих скелетов, расписных черепушек, духовых оркестров и пропитанных мескалем мариачи.

Здесь начинают готовиться к празднику за несколько месяцев. Все школы, институты и местные сообщества заняты созданием масок, костюмов, ростовых кукол. Рисуют дизайн-проекты алтарей, заказывают грузовики, полные свежесрезанных бархатцев. Музыканты проводят ежедневные репетиции. Все ради того, чтобы в течение трех дней радостно сходить с ума на глазах тысяч туристов, заполняющих город с 31 октября по 2 ноября.


Как и положено потустороннему явлению, праздник начинается ближе к ночи. На пустынных улицах внезапно появляются бродячие духовые оркестры-тамборы, достопримечательность Оахаки. Огромная туба, трубы, тромбоны, барабаны и мексиканские народные инструменты создают бравурный микс марша, балканских лихих мотивов и мексиканских народных мелодий. Звуковой энергетик, способный поднять мертвого из могилы, а живого заставить всю ночь ходить и веселиться без устали.

Бродячие оркестры собирают за собой длинные шествия ряженых и просто зевак. Такое хождение называют компарсой. Компарса возникает спонтанно и не имеет ни точного расписания, ни маршрута.

Противостоять музыкальному гипнозу невозможно. И я тоже сливаюсь с пляшущей дикой компарсой, нарезаю круги по городу вслед оркестрам, сталкиваюсь лбами с противоположной толпой на центральной городской площади Сокало, меняю оркестр, снова ухожу петлять по городу и, очарованная шумом и ритмом, прихожу в себя только в последнюю ночь праздника.

Фото: Константин Калишко, kalishko.com

Передо мной уставшие мертвецы, скелеты, черти и ведьмы выстраиваются на последнее общее фото. Смерть своей косой портит кадр. Ее пытаются задвинуть к краю. Она ворчит, но подчиняется. Фотограф приказывает смотреть в камеру и не улыбаться. Застывает кадр из фильмов Альмодовара — странный, нереальный, завораживающий.

В свете разноцветных фонарей, на фоне пустой церкви и кустов агавы на меня смотрят обряженные в смерть дети и взрослые. Впервые за эти три дня их лица серьезны. Музыканты опустили инструменты. Игра окончена. Праздничное, очищающее разум безумие ушло. Дверь в потустороннее закрывается до следующего года. Adiós, Мексика!

Рецепт традиционной сахарной калаверы-черепушки

Фото: Константин Калишко, kalishko.com

Ингредиенты

Для теста

  • 250 г сахарной пудры
  • 1 яичный белок
  • 1 ст. л. кукурузного сиропа (можно заменить жидким медом с нейтральным вкусом)
  • 0,5 ст. л. ванили (лучше использовать натуральную ваниль, не ванилин. Можно заменить ванильным сахаром)
  • 40 г кукурузного крахмала

Для украшения

  • цветная сахарная глазурь (купить готовую в тюбиках или сделать дома, подкрасив с помощью пищевых красителей)
  • фантазия

Процесс

Фото: Константин Калишко, kalishko.com

Просеиваем сахарную пудру

В очень чистой (обезжиренной) миске смешиваем белок, кукурузный сироп и ваниль.

Постепенно добавляем в смесь сахарную пудру с помощью деревянной ложки. Все хорошо перемешиваем. Если тесто получается слишком рассыпчатым — добавляем чуть-чуть воды. Слишком мокрое — кладем больше сахара.

Насыпаем немного крахмала на доску, выкладываем тесто и продолжаем вымешивать его руками до мягкости и эластичности.

Наносим немного кукурузного крахмала себе на ладони и скатываем нужное количество шариков-заготовок. После чего вспоминаем анатомию человека и приступаем к фигурной лепке.

Оставляем фигурки на просушку на всю ночь. Приступайте к покраске, только убедившись в том, что фигурки полностью высохли!

Совсем недавно, в первых числах ноября, в Мексике отшумел один из самых необычных праздников в мире - День мертвых, или Dia de los Muertos на языке празднующих. Вообще-то необычным он может показаться кому угодно, только не самим мексиканцам, отличающимся весьма экстравагантным отношением ко всему, что связано со смертью, поэтому, если бы Дня мертвых не существовало, то его несомненно стоило бы придумать. Несмотря на устрашающее название, праздник этот вызывает исключительно положительные эмоции, и во время нашего мексиканского путешествия мы смогли убедиться в этом на собственном опыте. Об этом я сегодня и расскажу!

История праздника берет свое начало в культуре ацтеков и майя, которые ежегодно, на протяжении одного летнего месяца, устраивали умопомрачительный разгул в виде череды кровавых жертвоприношений, отдавая тем самым дань уважения загробному миру и его покровительнице — богине Миктлансиуатль (жму руку тому, кто выговорит с первого раза). С вторжением же в Мексику испанцев верования индейцев стали истребляться, а на их место пришло католичество. Но, как бы миссионеры не усердствовали, искоренить древнюю индейскую традицию у них не получилось: праздник мертвых празднуется по сей день, разве что теперь он обходится без жертвоприношений и длится не месяц, а всего пару дней. Изменилось также время проведения праздника: вместо июля-августа, как это было у ацтеков и майя, он отмечается 1 и 2 ноября — эдакая попытка совместить индейскую традицию с проводимыми в те же дни католическими Днем поминовения всех усопших и Днем всех святых, надо сказать, с треском провалившаяся — ибо День мертвых в Мексике затмевает собой все!

Приближение Дня мертвых ощущается еще до наступление праздника. На улицах и площадях всех без исключения мексиканских городов разворачиваются ярмарки, на которых можно приобрести главные атрибуты предстоящих торжеств - фигурки в виде скелетов, керамические черепа, свечи и сладости, выполненными в форме мертвецов и разноцветных гробиков. Отведать в День мертвых марципановый гроб со своим именем на крышке — это нечто само собой разумеющееся.

Один из главных символов Дня мертвых - Катрина: скелет, облаченный в нарядную женскую одежду и неизменную широкополую шляпу. Мексиканцы считают, что именно так должна была выглядеть та самая Миктлансиуатль, в честь которой ацтеки и майя приносили человеческие жертвы, но в действительности образ костлявой модницы был создан лишь в начале 20 века известным мексиканским графиком Хосе Гуадалупа Посада. Являясь плодом творческой фантазии творца, никакого отношения к индейской богине смерти Катрина по сути не имеет.

Мексиканцы верят, что во время празднования Дня мертвых загробный мир оживает, а души умерших получают возможность посетить свой дом и родных. Именно поэтому в каждом доме в преддверии праздника устраивается алтарь смерти — небольшой постамент, на котором размещаются подношения умершим родственникам. Здесь можно найти и угощения, и выпивку, и вещи, которые были любимы ими при жизни, ну и конечно же расписные черепа, цветы и свечи. Нередко подобную инсталляцию можно встретить и на улице: чаще всего они сооружаются в честь кого-либо из покинувших наш мир знаменитостей.

По улицам городов рассекают грузовички, набитые тоннами огненных бархатцев. Мексиканцы считают, что бархатцы — любимые цветы смерти. Ими они будут украшать домашние алтари и могилы умерших родственников.

Как уже упоминалось выше, праздник отмечается в течение первых двух дней ноября. Первого ноября мексиканцы поминают умерших детей, поэтому и день этот называется Día de los Angelitos — день ангелочков. Второе ноября предназначено для поминовения взрослых умерших. Несколько предпраздничных дней мы застали в двух городах - и (все фотографии выше были сделаны именно там), а на празднование самого Дня мертвых мы прибыли в мой любимый город Мексики - , по приезду в который было понятно — к празднику здесь подготовились основательно. В первый, детский, день студенты одного из многочисленных гуанахуатских университетов устроили ну очень впечатляющий алтарь, раскинувшийся на огромной лестнице одного из старинных зданий в самом центре города. Тема «ангелочков» угадывается здесь сразу: на ступеньках разложены детские вещи, игрушки, сладости и фрукты — все, что по мнению мексиканцев способно доставить радость душам умерших детей.

Еще большее впечатление произвело на нас декоративное кладбище из крестов, окрашенных во вполне жизнерадостный цвет, на каждом из которых значилось имя — полагаю, одного из выдающихся деятелей Гуанахуато или даже всей страны. И все это — на центральной площади города возле главного католического храма города!

Ближе к полудню на улицах города появились костюмированные шествия, главной героиней которой, как и следовало ожидать, оказалась Катрина, нет — много Катрин, соревнующихся друг с другом великолепием праздничных нарядов.

Но оказалось, что и одиноко прогуливающуюся по улице Катрину встретить не так уж трудно. Никогда не угадаешь, у какой из проходящих мимо нарядных фигур…

… окажется такой вот неожиданный анфас.

Попадаются и вовсе фантастические персонажи, при виде которых на какое время теряешься — настоящая она или нет?! Но едва только шелохнется платье из листьев кукурузы или моргнут еще секунду назад казавшиеся стеклянными глаза, как все тут же встает на свои места — самая что ни на есть настоящая, живая!

Еще один аттаракцион Дня мертвых — это улицы, превращающиеся в своеобразную городскую выставку. С раннего утра здесь собирается молодежь, стаскивающая мешки, набитые разноцветными сыпучими материалами — крупой, опилками, горохом, солью, песком, из умелого сочетания которых спустя пару-тройку часов на мощеной поверхности улиц появляются настоящие произведения искусства. Основная тема создаваемых таким образом картин, конечно же, смерть и все, что с ней связано: черепа, скелеты, Катрина и даже знаменитая . «Рассыпчатые» картины стали для меня самой впечатляющей частью праздника. До сих пор размышляю над тем, сколько кропотливого труда вложено в создание этих однодневных шедевров, а ведь еще их и от ветра надо защитить! Поражает то, что картин создается ни одна, ни две, а десятки — так, что глядя вглубь улиц, им не видно ни конца, ни края.

Ну и, конечно, ни один День мертвых не обходится без посещения кладбища. Как только стрелка часов показала приближение ночи, именно туда мы и направились — разведать обстановку и пощекотать нервы (последнее мы особенно уважаем). Кстати, именно с этого кладбища были выкопаны «экспонаты», составляющие экспозицию знаменитого на весь мир Музея мумий в Гуанахуато (если любите страшилки и истории про мертвецов — прочитайте мой о нем , не пожалеете).

В небольших городах и деревнях, к которым Гуанахуато как раз не относится, ночные посиделки на могилах своих родственников — это непременная, строго соблюдаемая традиция. Кладбище освещается сотнями свечей и лампочек — так по поверью местных жителей мертвые души смогут быстрее найти дорогу домой. Близкие умершего собираются вокруг могилы, украшенной цветами и подношениями, устраиваются поудобнее и вспоминают веселые случаи из жизни виновника праздника. Никаких слез, только радостный смех! Похоже, они и правда знают что-то такое, чего не знаем мы…

К сожалению, в Гуанахуато традиция ночных семейных сборов на кладбище не популярна. Заметно, что на могилах недавно побывали — здесь много живых цветов и горящих свечей, но скорее всего родственники совершили все необходимые почести днем, а ночью же кладбище превращается в место встречи тех, кто ищет острых ощущений — в основном это костюмированная молодежь и редкие туристы вроде нас.

Рассвет… Марципановые гробики съедены, свечи задуты, черепа и скелеты убраны в шкаф… Живые желают умершим счастливого обратного пути и прощаются с ними до следующего года. Ну а мы за эти два дня усвоили одну очень важную для понимания мексиканской сути вещь: День Мертвых - это не просто пара праздничных дней в году, День мертвых — это неотъемлемая часть жизни каждого мексиканца, особое, неведомое нам, жителям другого континента, мироощущение, в котором мертвые, пока о них помнят живые, на самом деле бессмертны.

Ко мне, упыри! Ко мне,
вурдалаки!

К/ф «Вий»

Если бы моя бабушка каким-нибудь чудесным образом оказалась в Мексике в первых числах ноября, она бы непереставая крестилась, думая, что оказалась в гостях у Дьявола.

1 и 2 ноября в Мексике отмечают один из самых грандиозных и красочных праздников – День Мертвых (Dia de los Muertos) . Как оказалось, именно в Оахаке и ее окрестностях он проходит с особым размахом. Тысячи туристов приезжают сюда посмотреть на торжество мертвых душ и их живых родственников. Ну а нам, живущим в Оахаке, грех было не окунуться в атмосферу праздника с головой.

У мексиканцев совершенно особое отношение к смерти. Мало того, что они ее не боятся, так еще и подшучивают частенько над этим неизбежным событием. Черепа, скелеты – неотъемлемая часть их повседневной жизни. Чего только одна колоритная стоит. Кто это, спросите вы? Катрина – это милейшая женщина-скелет в шикарной шляпке. Ее образ очень популярен в Мексике и встречается повсеместно, даже на одной из знаменитых фресок Диего Риверы.

День же Мертвых – самый настоящий апофеоз отношений мексиканцев, смерти и всяких потусторонних сил в целом.

Этот праздник уходит своими корнями еще во времена ольмеков и майя. Посвящен он памяти умерших и празднуется с большим размахом, увлекая всех жителей в единый водоворот. Никто не остается безучастным, никто не сидит дома. Считается, что в эти дни души умерших родственников посещают родной дом и их пытаются встретить с распростертыми объятиями, любовью и радостью. Никто не грустит и не печалится, да и, сказать честно, мексиканцы вообще не любят грустить ни в какие из дней. Чтобы было веселее, устраивают парады, костюмированные шествия и украшают все вокруг.

Что же получается? Выходит, что наполовину этот праздник внешне напоминает наши Пасху и Троицу, наполовину – американский Хэллоуин. С одной стороны, мексиканцы, помимо приглашения усопших в дом, толпами отправляются на кладбища, дабы почтить своих умерших родственников. Там они наводят порядок, украшают все охапками ярких цветов (одни мы называем бархатцами, другие – петушками). Плюс к этому пекут Хлеб Мертвых (Pan de Мuerto) – аналог наших пасхальных куличей. Ну, чем не Пасха? Разве что не принято грустить. Наоборот, устраиваются шумные концерты, театрализованные сценки, гулянья, в общем, все веселятся от души. Даже над могилами родственники вспоминают смешные и курьезные случаи из жизни ушедших и смеются от души.

С другой стороны, мексиканцы устраивают костюмированные карнавалы, что очень напоминает «тыквенный праздник». Место тыкв занимают черепа, а улицы заполняют толпы всевозможных страшилищ: ведьмы, колдуны, скелеты, зомби. Наряжаются все: от малых детей до преклонных лет мужчин и женщин.

Пожалуй, хватит разговоров, давайте-ка посмотрим на праздник. Если помните, официально длится он два дня, на деле растягиваясь порой на неделю.

Первого ноября мы с Андрюсиксом отправились в центр города, в сторону улицы Алькала (Calle Alcala) . Там-то и происходит все самое интересное, захватывая также центр города с площадью Сокало (Zocalo) и прилегающие улочки.

Не успев дойти до Алькалы, начали замечать всякие необычные невиданные до того штуковины. Из глубины дворов на нас смотрели яркие алтари. Подобные шедевры встречались рядом с церквями и на центральной площади. Традиционно алтари украшают черепами, цветами и любимыми кушаньями усопших, в честь которых они создаются.

На улицах стали появляться колоритные персонажи. Творили этих симпатяг здесь же, посреди улицы, с помощью нехитрого набора красок и нескольких кисточек. При желании за 200 рублей можно было превратиться в милого мертвеца, упырька или сестренку Катрины.

Детишки повсюду клянчили мелочь у прохожих и особенно усиленно и самоотверженно у туристов.

Некоторым было явно не до праздника.

Ноги сами собой привели нас на главный рынок Бенито-Хуарес (Benito Juárez) . Здесь многие продавцы и прочий персонал также перевоплотились в персонажей из потустороннего мира.

Побродив по городу, мы с Андрюсиксом отправились на центральное кладбище – Пантеон Генераль (Panteon General) . На задворках кладбища нас встретил цветочный рынок, пестрящий яркими красками.

Пантеон Генераль – старейшее кладбище во всей Оахаке, многие могилы датированы второй половиной девятнадцатого века. Шикарные надгробия и склепы делают его практически музеем.

Некоторые украшения, если честно, устрашают))

Посетителей на кладбище можно повстречать самых разных: здесь и ничем не выделяющиеся обыватели, и уже вошедшие в образ. Побывать в обители усопших может любой желающий, независимо от внешнего вида или национальной принадлежности. Туристы посещают пантеон охотно и с большим любопытством. Еще бы! Такие персонажи, да в такой обстановке!

Незадолго до того, как мы покинули кладбище, повсюду стали зажигать свечи. Говорят, что огонь свечей помогает душам мертвых найти дорогу туда, где их помнят и ждут.

День неуклонно приближался к вечеру. Стремительно темнело. Толпы гуляющих становились все плотнее, а персонажи еще забавнее. Казалось, что мы попали на выставку забавных уродцев, пытавшихся перещеголять друг друга.

Хозяева даже собак своих попытались сделать частью всеобщего веселья. Четвероногие, кажется, были довольны, щеголяя в искрящихся плащах и сбрасывая с себя островерхие шляпы.

Туристы, надо заметить, тоже не отставали, разукрашивая свои лица не менее, а может, даже более охотно, чем мексиканцы. Экзотика, однако.

Город гудел и извергал громкие звуки. То и дело поток гуляющих разрывали группы музыкантов, заполняя все вокруг немного нескладными, но заводными мелодиями.

Андрюсикс не успевал нажимать на кнопку затвора, пытаясь запечатлеть интересные типажи, в которых не было недостатка. Нам было интересно все! Подобное действо мы видели впервые. Разве что парад в честь Девы Марии Гваделупской запомнился, на который мы однажды попали в Мехико.

В центре, совсем рядом с Сокало мы увидели нечто новенькое – картины из песка, покрывавшие и перекрывавшие собою проезжую часть дороги.

К восьми-девяти вечера толпа слилась в нечто единое, покрыв Алькалу ровным шевелящимся покрывалом. Перемещаться можно было только подстроившись под общий ритм.

На силу вырвались из бушующей толпы и отправились в сторону дома, решив, что на сегодня впечатлений достаточно. Не успели подойти к нашей улице, как увидели еще один эпицентр празднества в паре минут от нашего дома, у церкви Iglesia de San Matias Jalatlaco . Здесь плясали, пели и взрывали петарды. Уснуть в тишине нам сегодня явно не грозило. В итоге так и заснули под непрекращающиеся взрывы и звуки оркестра.

Второго ноября было решено продолжить приобщение к мексиканскому колориту. Видимо, истосковались мы по нему за время путешествия по Штатам и последовавших за этим трудовых будней. С этой целью отправились в расположившийся недалеко от Оахаки городок Куилапам-де-Герреро (Cuilapam de Guerrero) . Главной нашей целью было посещение тамошнего бывшего монастыря. Я уже упоминала о нем в дневнике , возможно, еще и подробную заметку напишу с технической информацией, потому что монастырь этот оказался неожиданно интересным и атмосферным местом.

После обследования монастыря, заглянули на местное кладбище (Panteón Municipal) . Вы не думайте, мы не маньяки, просто кладбища у мексиканцев на День Мертвых очень уж нарядные и яркие.

На этом мы поставили точку в нашем знакомстве с мексиканским Днем Мертвых. Остались очень довольны, получив массу положительных эмоцией и хлебнув с излишком местного задора!

Ах, да, чуть не забыла! Всем тем, кто планирует провести второе ноября в Оахаке, советуют также посетить кладбище Panteon San Felipe , что к северу от города.Мы поленились и не поехали туда, решив, что хватит с нас подобных мест. Тем боле, что находится это кладбище весьма далеко от центра города – надо искать автобус, да еще и ехать минут пятнадать-двадцать.

Побольше вам интересных праздников, дорогие читатели!