Условия формирования положительного отношения к труду взрослых детей старшего дошкольного возраста. Трудовое воспитание дошкольников. Формирование положительного отношения к труду Воспитание положительного отношения к труду у дошкольников

Задачи:

Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда.

Воспитание уважения к людям труда, бережного отношения к результатом труда.

Формирование трудовых навыков, положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.

Виды труда дошкольников:

  1. Самообслуживание.
  2. Хозяйственно-бытовой труд.
  3. Труд в природе.
  4. Ручной труд.

Формы организации труда:

  1. Поручения.
  2. Дежурства.
  3. Коллективный труд (общий, совместный).

Методический комментарий: Такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, используются во всех возрастных группах, а ручной труд - в старшей и подготовительной группах.

Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада. Но в младшей группе они являются ведущей формой организации труда. Поэтому работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам.

В силу психологических особенностей дети младших групп недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата. Поэтому только со второй половины года во 20й младшей группе, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения.

Основной формой объединения детей этого возраста в труде является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем. При этом малыш упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.

Во второй половине года во 2-й младшей группе вводятся дежурства - систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности. Наиболее широкое применение разного вида дежурства получают в старшей и подготовительной группах.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Широко он используется только в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки детей становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети к этому возрасту уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возрастные возможности детей позволяют воспитателей решить более сложные задачи трудового воспитания:

Приучать детей договариваться о предстоящей работе;

Работать в нужном темпе;

Выполнять задание в определенный срок.

В старшей группе педагог использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание, а в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг с другу с просьбой, договориться о совместных действиях, помогать друг другу.

В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными (труд в природе), осваивают простейшие действия с предметами, узнают о материалах и их свойствах (ручной труд). У детей формируется интерес к труду, желание трудиться (хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание).

В каждой группе необходимо создать условия для всех видов труда, соответствующие возрасту детей. Должен рационально храниться инвентарь и материалы, чтобы дети имели возможность самостоятельно ими пользоваться.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста:

1-я младшая группа

2-я младшая группа

Средняя группа

  1. Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.
  2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.
  3. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию(*умение и желание доводить начатое до конца, стремление сделать его хорошо).
  4. Разъяснить детям значимость их труда.
  5. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Старшая группа

  1. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Систематизировать знания о труде людей в разное время года.
  2. Рассказывать о профессиях педагога, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, швейной промышленности, торговли и др.
  3. объяснять, что для облегчения труда используется разнообразная техника (компьютер, кассовый аппарат, электрическая швейная машина и т.п.).
  4. Познакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративного - прикладного искусства. Показать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства.
  5. объяснять детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых.
  6. Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.
  7. Учить доводить начатое дело до конца.
  8. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.
  9. Учить наиболее экономным приемам работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
  10. Учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого.
  11. Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности.

Подготовительная группа

  1. Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, месту работы родителей.
  2. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий.
  3. Расширить представления о труде взрослых. Воспитывать уважение к людям труда.
  4. Формировать потребность трудиться.
  5. Воспитывать любовь к труду.
  6. Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
  7. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.

Методический комментарий.

Приобщение детей к трудовой деятельности начинается с 1-й младшей группы. Основной вид труда в этом возрасте - самообслуживание.

Во 2-й младшей группе продолжается формирование у детей желания к посильному труду.

Объем задач по трудовому воспитанию нарастает со средней группы, достигая максимума в старшей. Именно в средней группе дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно - бытового и самообслуживающего труда. В старшей группе добавляется ручной труд.

В старшей группе делается больший акцент на формирование всех доступных детям умений, навыкав в различных видах труда. Формируется осознание отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

В подготовительной группе сформировать навыки и умения совершенствуются. Но базовая основа трудовых умений детей закладывается в старшей группе.

Самообслуживание

1-я младшая

Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.

2-я младшая

  1. т.п.).

Средняяя

  1. Совершенствовать умения самостоятельно одеваться; приучать аккуратно складывать и вешать одежду с помощью взрослого, приводить ее в порядок - чистить, просушивать.
  2. Воспитывать стремление быть всегда аккуратным, опрятными.
  3. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
  4. Закреплять умения пользоваться расческой, носовым платком.
  5. Приучать при кашле и чихании отворачиваться и прикрывать нос и рот платком.
  6. Продолжать учить пользоваться правильно столовыми приборами - ложкой, вилкой, ножом.
  7. Учить детей полоскать рот после еды.
  1. Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки.
  2. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью(мыть, протирать, чистить, убирать на место).
  3. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
  4. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам.
  5. Развивать желание помогать друг другу.
  6. Приучать самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей.
  7. Соблюдать порядок в своем шкафу, раскладывать одежду в определенные места.
  8. Учить опрятно убирать постель.

Подготовительная

  1. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставит на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью.
  2. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.
  3. Учить самостоятельно готовит материалы и пособия к занятии.
  4. приучать чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном. К концу года дети могут: одеваться и раздеваться, следить за порядком в своей одежде, в случае необходимости приводить ее в порядок.

Как говорилось выше, более значительным результатом является формирование личности ученика на уроках трудового обучения, воспитание отношения к труду.

В начальных классах, когда значимость самого продукта труда, созданного учениками, еще сама по себе не велика, на первый план в работе учителя выступает формирование отношения к труду, и в первую очередь создание положительных мотивов, побуждений.

Как известно, в процессе учебной деятельности младшего школьника проявляются различные мотивы, значимым является познавательный интерес, интерес к знаниям, которые ученик получает в учебной деятельности. Но на уроках трудового обучения в процессе создания продукта исключительно важное значение, приобретают и широкие социальные мотивы.

В сложной структуре мотивов на уроках труда общественные мотивы труда должны быть ведущими, подчиняющими остальные мотивы.

Формирование общественной направленности труда часто сопряжено с трудностями. Во-первых, у младшего школьника может ярко проявляться личная, а не общественная направленность, ему хочется сделать для себя и оставить поделку себе, во-вторых, не использованная по назначению поделка, т. е. труд ученика, затраченный впустую, может сформировать такую черту, как равнодушие, безразличие к труду.

Для формирования общественных мотивов ученику очень важно четко знать, что и для чего он делает. Поэтому содержание общественно полезного труда в младших классах должно быть очень разнообразным: изготовление поделок для подшефного детского сада, ясли, подарок маме к 8 Марта и т. д.

Для формирования положительных мотивов на уроках труда очень важна оценка учителя.

Важную роль в формировании положительного отношения к труду играет организация коллективной работы младших школьников, когда весь класс или группа изготавливает одно изделие. При этом осуществляется разделение труда между учащимися. Каждый выполняет часть общего задания, стоящего перед всем классом. Дети привыкают сотрудничать друг с другом, работать по общему плану. Такая организация деятельности повышает интерес младших школьников к собственному труду и труду товарищей, чувство ответственности перед коллективом, учит оценивать свою работу, ясно осознавать требования к ее организации, планированию и осуществлению, определять критерии оценки готового изделия.

Предметом коллективной деятельности в школьные годы все чаще становятся аппликация и конструирование. В процессе подготовки к сборам, праздникам («Красная звездочка», новогодняя елка), к занятию-игре «Знай правила уличного движения, как таблицу умножения» и т. д. дети с удовольствием выполняют аппликации, фотомонтажи, конструируют макеты. Для этого они должны быть поставлены в условия, при которых можно убедиться, что без предварительного планирования общая работа едва ли будет эффективной.

Таким образом, коллективный труд способствует развитию всех сторон личности младших школьников и формированию у них способов совместной деятельности.

С учетом вышеизложенных рекомендаций и обобщения передового опыта педагогов по исследуемой проблеме была создана система занятий для младших школьников с целью формирования представлений о роли труда в жизни человека, воспитания чувства радости и удовлетворения от труда на пользу людям.

Результаты исследования позволили нам сделать следующие выводы:

  • 1. Трудовое воспитание младших школьников является составной частью процесса воспитания подрастающих поколений, системой педагогических воздействий, направленных на формирование у учащихся добросовестного, ответственного, творческого отношения к труду, соответствующих умений и навыков, общей трудовой культуры. Оно осуществляется в целостном педагогическом процессе в условиях тесного взаимодействия школы, семьи и общественности и учитывающем индивидуальные и возрастные особенности школьников.
  • 2. Наше теоретическое исследование и опытно-экспериментальная работа показали, что существует своеобразие трудового воспитания учащихся младшего школьного возраста. Оно определяется, прежде всего, возрастными особенностями (важное место в жизни ребенка занимает игра, познавательная деятельность происходит в учебе, большую роль играет личность учителя, преобладание конкретно-образного мышления, дети этой возрастной категории предпочитают физический труд умственному и т. д.), трудовыми и этнокультурными традициями народа.
  • 3. Основными типичными трудностями учителей начальных классов в организации трудового воспитания учащихся являются следующие: педагоги имеют недостаточную теоретическую, методическую, практическую готовность к трудовому воспитанию, слабо владеют аналитическими, диагностическими, прогностическими, информационными, конструктивными, организационными умениями; в школах сегодня нет единой общепринятой программы по трудовому обучению и воспитанию.
  • 4. В трудовом воспитании младших школьников важное место принадлежит урокам трудового обучения.

Совершенствование системы трудового воспитания учащихся, на наш взгляд, возможно при внедрении научно обоснованной системы трудового обучения и воспитания. С учетом современных требований, предъявляемых обществом к трудовой подготовке школьников, нами была разработана модель системы деятельности учителя начальных классов по трудовому воспитанию младших школьников, включающая в себя цель, задачи, закономерности, принципы, содержание, формы, методы работы, средства и результат. Цементирующей ее основой является цель, которую мы сформулировали следующим образом: каковы педагогические условия, при которых учитель начальных классов будет наиболее эффективно осуществлять трудовое воспитание младших школьников?

  • 5. В качестве критериев трудовой воспитанности в нашем исследовании выступали: отношение к труду, учебе, к людям, самому себе и коллективу;
  • - повышение уровня теоретической, методической, практической готовности учителя начальных классов к осуществлению трудового обучения и воспитания младших школьников;
  • - этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса;
  • - вовлечение младших школьников в выполнение разнообразных и усложняющихся видов трудовой деятельности; побуждение младших школьников к проявлению творческой активности;
  • - оптимальное сочетание трудового воспитания с нравственным, умственным, экономическим, экологическим, эстетическим, физическим и правовым воспитанием учащихся;
  • - осуществление дифференцированного подхода к учащимся в процессе формирования у них трудолюбия, ответственного отношения к труду, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
  • - организация тесного сотрудничества школы с семьей и другими социальными институтами воспитания, функционирующими в микрорайоне образовательного учреждения.

Воспитание положительного отношения к труду

В системе общественного воспитания маленьких детей посильный труд, связанный с жизнью ребенка в дошкольном учреждении и дома, с его интересами и потребностями, является одним из основных видов деятельности и важным воспитательным средством. Главная задача трудового воспитания - формирование правильного отношения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка. Воспитание у детей положительного отношения к труду в большей мере зависит от того, как этот труд организуется, и какие методы руководства при этом используются.

Ребенок пяти - семи лет стремиться к активному практическому действию, для него характерна повышенная эмоциональная чувствительность, подражательность, искреннее и безграничное доверие взрослому. Вместе с тем, у детей этого возраста наблюдается несоответствие между желаниями трудиться и способностью принять участи в труде. Ведь у ребят еще слаба мускулатура тела, несовершенна координация движений, неустойчиво внимание, отсутствует самоконтроль, неразвита воля. Поэтому, организуя труд старших дошкольников, необходимо принимать во внимание факторы, позволяющие добиться успеха: посильность содержания труда, своевременное переключение с одного вида деятельности на другой, смена рабочей позы (это снимает физическое утомление), правильное чередование труда и отдыха.

Кроме этого, взрослому, организующему трудовую" деятельность старших дошкольников, нужно позаботиться о создании таких условий, которые обеспечат воспитание стремления и умения трудиться постоянно, привычки к постоянному трудовому усилию. На воспитание положительного отношения к труду влияют различные факторы: формирование представлений о труде взрослых, осознание детьми значимости совершаемых действий, общественная мотивация труда, его результативность, усвоение определенных знаний и умений, эмоциональная окраска труда, физическая нагрузка. В семье в естественных условиях дети наблюдают разные виды труда и часто сами включаются в совместную работу с родителями.

Современные условия, особенно в городе, осложнили трудовое воспитание в семье. В наш быт все больше проникает техника, и круг домашних дел значительно сужается, однако в каждой семье можно подумать и предложить детям поручения, которые бы не только приобщали к труду детей, но и вызывали желание трудиться. Необходимо создавать такие условия, которые ставили бы детей перед необходимостью трудиться постоянно, повседневно, воспитывать уважение к труду окружающих, желание самим находить применение Своим силам и умениям, не дожидаясь просьбы или требования.

Очень важно на первых порах, когда идет обучение трудовому навыку или определенному виду труда, использовать конкретные трудовые задания, поручения, например, вымыть сапожки, полить грядку, почистить ботинки младшему братишке или сестренке и прочее. Такие конкретные задания даются до тех пор, пока дети не научатся выполнять их самостоятельно. В дальнейшем взрослый, учитывая знания, умения и опыт детей, побуждает их самих подумать и догадаться, что нужно сделать. Тем самым у детей воспитывается наблюдательность, сообразительность, настойчивость. Ребята сами реализуют на практике свое желание трудиться.

Дети постоянно осознают процесс труда, его значение, пути преодоления трудностей. У них формируется положительное отношение к делу, к близким людям, к окружающим.

Руководство трудовой деятельностью детей не должно быть навязчивым или подчеркнутым. Это нужно для того, чтобы сохранить непринужденность поведения ребенка в процессе труда. Взрослый показывает пример отношения к труду, к людям, к вещам, вызывает у дошкольника при этом большое расположение и доверие к себе.

Например, мать учит дочку пришивать пуговицы. Сначала она объяснила и показала, как это нужно делать. «А теперь будем работать вместе, - говорит мать. - Я пришью пуговицу к пальто, а ты - к наволочке». Работая, мать следит за действиями девочки, помогая ей. Дочка старательно тянет нитку, но она спуталась в узелок и не проходит в отверстие пуговицы. Девочка заволновалась: « У меня не получается». Мать спокойно говорит: «Зачем же так волноваться? Не нужно тянуть с силой нитку, она порвется. Я сейчас попытаюсь развязать узелок. Вот видишь, все в порядке, работай дальше». Через некоторое время мать опять услышала радостный голос дочки: «Смотри, мама, получилось! Я сама пришила пуговицу! Я умею!» Мать смотрит на работу дочки и вместе с ней радуется ее успеху.

Дети обладают величайшей способностью радоваться и получают удовольствие от выполненной работы. Например, ребенок мастерит вертушку. Вначале, когда он берется за дело, то знает только, что вертушка должна вертеться и что ребята делают отличные вертушки. Он и сам не раз играл такой. Но как сделать прорези на бумаге, как завернуть уголок, как прикрепить вертушку к палке, чтобы она закружилась от ветра? Не мало потрачено бумаги, не мало погнулось гвоздей. Наконец вертушка сделана и она вертится. Сколько радости от достигнутого успеха! Успех, вызывая прилив энергии, влечет снова взяться за дело. Тот, кто постоянно испытывает радость успеха, стремиться к труду, чтобы вновь и вновь пережить это чувство.

Ребенок, преодолевая одно затруднение за другим, переходя от одного успеха к другому, на некотором этапе своего развития начинает чувствовать потребность в труде. Это важный переломный момент в жизни человека. Дошкольники, как правило, еще не достигают этого момента. Но, тем не менее, именно в дошкольном детстве закладывается этот фундамент, который обеспечит зарождение этой потребности. Она развивается из стремления к труду, желания трудиться, из любви к нему. Воспитание положительного отношения к труду требует от взрослого гибких методов стимулирования, и прежде всего таких видов поощрения, как одобрение, похвала, показ образцов труда ребенка близким, товарищам. Одобрение трудовой деятельности, ее признания, укрепляют веру ребенка в себя, создают устойчивую основу для положительного отношения к трудовым занятиям. Нужно всемерно поддерживать ребенка, давать ему возможность пережить чувство удовольствия от того, что он добился хорошего результата, вызывать желания повторять такие действия. А поддержка эта состоит в подбадривании, в разумной помощи, в совете. Если ребенок старается, а результаты его труда еще не удовлетворяют взрослого, все равно оценка работы, без захваливания должна быть положительной. Важно, чтобы радость или успех ребенка были замечены, чтобы он мог свой восторг разделить с окружающими. Детская радость и удовольствие от завершенного дела, оценка и самооценка - все это создает основу для возникновения желания трудиться. Если ребенок получил удовольствие от того, что быстро оделся (это его волевое усилие), надо сделать так, чтобы от этого удовольствия был перекинут мостик к другому усилию, ранее не практиковавшемуся,- убрал постель, хорошо умылся, причесался и т.д. Если ребенок помог маме почистить вареный картофель для винегрета, поменял в вазе с цветами воду и пережил подлинную радость, то пусть эта радость станет первым звеном в цепи других дел, которые он еще сможет сделать.

Обстановка в семье ; сложившиеся взаимоотношения между родителями и детьми, так же имеют важное значение для формирования положительного отношения к труду. Это касается и требований, которые предъявляют члены семьи к труду ребенка, и методикой руководства трудовой деятельностью сына или дочери, и личного родителей к своему производительному труду, к домашним обязанностям. Случается, что родители наказывают детей трудом: «Ах, ты не вымыл посуду? Вымоешь ее, а в наказание подметешь еще пол».

Некоторые родители наказывают ребенка лишением труда, любимого ребенком. И та и другая мера не содействуют развитию желания трудиться, и является препятствием на пути воспитания положительного отношения к труду.

Для воспитания правильного отношения к труду большое значение имеет отношение взрослых к своим обязанностям по дому, и особенно к своей основной работе. Если отец и мать постоянно выражают недовольство организацией труда на производстве, рассказывают о трудностях, связанных с несением своих повседневных трудовых обязанностей, то дети накапливают отрицательный опыт. Они начинают бояться труда, отказываются от участия в нем, ибо труд, по словам родителей, не приносит радости.

Важно, чтобы родители показывали примеры коммунистического отношения к труду, вкладывали в свою работу всю душу.

Для воспитания у детей живого эмоционального отношения к труду необходимо обогащать их представления о разных видах труда взрослых, о его общественной направленности, о роли труда в жизни людей, об отношениях, которые складываются в процессе труда, о мотивах, которые движут людьми.

В процессе ознакомления с трудом взрослых дети проникаются чувством уважения к людям, стремятся подражать им, делать свою работу тщательно, добросовестно. У них формируется положительное отношение к труду.


Трудолюбие как основа воспитания положительного отношения к труду

Во все времена и на всех этапах развития общества главное заботой всех народов являлось воспитание в труде, так как вне труда нет не эстетического, ни нравственного, ни физического, ни полноценного умственного развития.

Цель: рассмотреть условия формирования трудолюбия у старшеклассников; изучить особенности трудового воспитания учащихся.

Задачи:

1. Изучить содержание понятия «трудолюбия».

2 . Оценить исходный уровень сформированности навыков труда у старшеклассников.

Трудолюбие - черта характера, состоящая в положительном отношении

к процессу трудовой деятельности. Проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. В психологическом плане трудолюбие предполагает отношение к труду как основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться. (Словарь психолога - практика/ сост. С. Ю. Головин).

«К сожалению, среди современных школьников еще довольно часто встречаются ребята, не обладающие трудолюбием, привычкой к труду, напряженной работе, постоянным умственным и физическим нагрузкам. Более того, немалая часть из них не имеет даже самых элементарных трудовых навыков». (Алексеев С. Н., Семыкин Н. П. Мудрая школа труда.)

Чтобы любить труд, надо уметь трудиться; чтобы трудиться с интересом, нужно, чтобы труд привлекал. Как же это обеспечить?

Рассмотрим вначале первое из условий. По поводу него возможны возражения: всему на свете научить нельзя. Что же, чему ребенка научили, к тому он и будет относиться с любовью, а чему не научили? Очевидно, надо научить каким-то общим действиям, которые облегчают труд, делают его осмысленным и привлекательным. И, прежде всего, научить ставить цель труда, выбирать наиболее рациональный способ ее достижения, оценивать результаты своей деятельности. Именно этому мы учимся на уроках технологии. Важно не просто требовать выполнения задания, а помочь освоить те приемы рациональной деятельности, благодаря которым учащийся сможет выполнить задачу: научить планировать выполнение домашних заданий, выбирать последовательность работы, самому себе задавать когда-то любимые вопросы «что?», «как?», «почему?», чтобы быть уверенным, что задание выполнено правильно, чтобы учебный материал запомнился.

«Целью трудового воспитания и обучения в школе должно быть привитие любви к труду и уважение к людям труда, формирование у них в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений». (Психологические основы трудового воспитания школьников Э. А. Фарапонова).

Что же нужно, чтобы развить у учащихся потребность в труде? Прежде всего - это организация трудовой деятельности, потому что любое качество личности развивается и формируется в том виде деятельности, который этого качества требует. Иначе говоря, воспитать потребность в труде без включения в сам труд просто невозможно.

Знания, умения, практические навыки - необходимая предметная основа для отношения к труду как к потребности. Чем совершеннее умения, чем выше мастерство, тем свободнее чувствует себя человек в освоенном виде деятельности, тем большее удовлетворение доставляет ему работа.

Однако этого мало. Не менее значимо эмоционально положительное отношение к труду. Способность испытывать радость от удачно завершенной работы, умение видеть творческое начало в труде, наслаждаться самим процессом труда - все это проявления эстетического отношения к труду. Без такого отношения немыслимо воспитание потребности в труде. Как же его вызвать? Это не скупиться на добрые слова, поощрительную улыбку, чтобы дать почувствовать ученикам, как дорого то, что сделано его руками!

Истинное сотрудничество невозможно без уважения к личности ребенка, без доверия со стороны взрослых.

Для воспитания трудолюбия нужно, чтобы человек видел и понимал смысл и результаты своего труда. (Словарь психолога -практика/ сост. С. Ю. Головин).

Формируя у детей трудолюбие, я учу их ставить цели, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели.

Стремление ребенка сделать что- то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности.

Цель, поставленная перед ребенком мною, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Поэтому, формируя целенаправленную деятельность учащихся, следует избегать непосильной для них работы.

В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желания трудиться, важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.

В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудностей при достижении намеченного результата.

Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется мною. При этом имею в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс. Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе. На занятиях план чаще всего предлагаю я, так как здесь основной задачей является научить тому, чего учащийся еще не умеет делать.

Для того, чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, даю ему пример, упражняю ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагаю вопросы: «Подумай, как ты будешь делать, с чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?».

Учащихся ставлю в условия необходимости предварительно обдумать процесс деятельности.

Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у учащихся в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности

Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.

Включая детей в трудовую деятельность, я формирую трудовые навыки, воспитываю привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирую положительные взаимоотношения между учащимися.

При организации труда я руководствуюсь «Рабочей программой по парикмахерскому делу», которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой группе. Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НРАВСТВЕННО-ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Кулышева Юлия Сергеевна

МБДОУ № 79, воспитатель

Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является содействие гармоничному развитию личности ребенка, которое невозможно без формирования знаний о социальной действительности. Эти знания составляют основу человеческого сознания, выступают как важнейший компонент в структуре личности, влияют на ее отношение к миру.

Трудовая деятельность способствует развитию умственных и физических возможностей детей, эстетическому и нравственному развитию. В труде воспитываются такие значимые качества как чувство взаимопомощи, ответственность, трудолюбие и т.д.

В п. 2.6. Федерального государственного стандарта дошкольного образования в числе важнейших задач обучения и воспитания отмечается формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, под которыми подразумевается труд как свой собственный, так и труд других людей – детей и взрослых.

У современных дошкольников отмечается несоответствие между желанием трудиться и способностью принимать участие в труде. Как отмечает Т.А. Маркова, у некоторых детей желание трудиться развивается быстрее, чем формируются трудовые навыки, степень выраженности желания трудиться у многих детей достаточно низкая, отсутствуют основы приучения к труду в семье. Недостаточное физическое развитие, неустойчивость внимания, слабое развитие регуляторных функций, самоконтроля, силы воли приводят к трудностям освоения трудовых навыков .

Трудности формирования положительного отношения к труду взрослых обусловлены также тем, что мир профессий взрослых усложняется, возрастает количество профессий, более сложными для понимания детей становятся сами виды деятельности, гораздо меньше у детей опыта соприкосновения с миром профессий, редко дети бывают на экскурсиях на разных предприятиях, не обогащается в должной мере трудовой опыт детей в детском саду, в семье уделяется недостаточное внимание трудовому воспитанию детей. Поэтому возникает необходимость в организации целенаправленной педагогической работы по формированию осознанного отношения к труду взрослых.

С.А. Козлова считает, что применительно к дошкольному возрасту отношение к труду взрослых можно рассматривать как устойчивое положительное отношение к труду взрослых, основанных на знании различных видов труда взрослых, понимание значения труда взрослых и готовности по мере взросления осваивать данные виды деятельности .

Структура отношения к труду включает когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент отношения к труду взрослых включает в себя знания и представления детей о профессиях, о видах деятельности, которые характерны для взрослых людей, о их значении в жизни человека и общества.

Аффективный компонент характеризуется тем, что включает в себя эмоциональное отношение, располагающееся между полюсами симпатии и антипатии к тому или иному виду труда взрослых.

Поведенческий компонент отражает стремление ребенка знакомиться с какой-то конкретной профессией и видом деятельности, наличие интереса к ней, желание знать как можно больше и стремление освоить эту профессию в будущем, т.е. элементарные формы профессиональной мотивации.

В работах Л.В. Загик, Г.С. Малуновой и других авторов подчеркивается, что формирование отношения к труду взрослых является важной составляющей общего процесса трудового воспитания детей, и оно основывается на нескольких аспектах. Прежде всего, необходимо отметить, что отношение к труду взрослого формируется на основе осознания сущности данного труда, его ценности, понимание взаимосвязи между действиями отдельных людей, результатами их труда и определенными событиями, явлениями, ситуациями в жизни конкретного ребенка. Поэтому очень важно формировать у детей представления о труде взрослых, о разных профессиях, об их отличительных признаках, об их значениях, о том, какую роль они играют в жизни каждого человека .

В.И. Логинова отмечает, что следующий важный аспект отношения к труду взрослых заключается в воспитании целого ряда положительных качеств личности. Положительное отношение к труду взрослых способствует воспитанию в детях таких качеств, как: трудолюбие, уважение к труду других людей, аккуратность, внимательность, отзывчивость, ответственность, дисциплинированность и т.д..

Повышение осведомленности детей дошкольного возраста в вопросах труда взрослых, знакомство детей с процессом трудовой деятельности, производственным процессом, элементарными трудовыми действиями – все это играет немаловажную роль в формировании у них стремления осваивать какие-либо трудовые действия, развивать собственные умения и навыки.

Р.С. Буре и другие авторы выделяют три основных направления формирования положительного отношения к труду взрослых: наблюдение за трудом взрослых, частичная помощь взрослым, организация совместной деятельности взрослых и детей .

Как указывает Т.А. Маркова, формирование осознанного положительного отношения к труду взрослых взаимосвязано с расширением представлений старших дошкольников об окружающей действительности с развитием у них способности к обобщению, развитию их собственного опыта участия в посильном труде, которые помогают осознавать общественную значимость труда и взаимосвязь людей в различных видах деятельности .

Как подчеркивает В.И. Тютюник, сюжетно-ролевая игра, являясь ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте, выступает одним из наиболее распространённых и эффективных наряду с непосредственной трудовой деятельностью детей, средств формирования положительного отношения к труду взрослых .

В работе Р.С. Буре одним из средств формирования положительного и осознанного отношения к труду рассматривается коллективный труд детей. Организация различных дежурств, регулярные поручения, труд в природе, сочетание индивидуальных и коллективных форм работы детей способствуют достижению высокого результата в плане воспитания отношения к труду . Ещё одним немаловажным аспектом формирования осознанного отношения к труду взрослых является взаимодействие детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания.

В исследованиях Т.А. Марковой, отмечается, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является стремление помогать взрослым, поэтому совместная деятельность является оптимальной формой для формирования осознанного отношения к труду и развития собственной трудовой деятельности дошкольников. Осознание значимости труда способствует возникновению желание помогать взрослым, а опыт совместной деятельности формирует отношение к труду взрослых .

Таким образом, организация педагогической работы по трудовому воспитанию включает в себя формирование осознанного положительного отношения к труду у старших дошкольников осуществляется на основе расширения представлений о труде взрослых, его значимости, формировании у детей трудовых умений и навыков, взаимодействия со взрослыми. Для этого используются разные средства: наблюдения, экскурсии, игры, трудовые поручения, изучение художественной литературы, проектная деятельность.

Литература:

  1. Буре, Р. С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания: учеб.-метод. пособие / Р.С. Буре. - СПб. : «Детство-Пресс», 2006. - 139 с.
  2. Загик, Л. В. Воспитание детей дошкольного возраста в труде / Л.В. Загик.- М., 2013. – 184 с.
  3. Козлова, С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А. Козлова. - М. : «Просвещение», 2012. - 271 с.
  4. Логинова, В. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. - М. : «Детство-Пресс», 2008. - 224 с.
  5. Малунова, Г. С. Трудовое воспитание детей в семье, детском саду, школе / Г. С. Малунова. – М.: АПК и ППРО, 2005. - 208 с.
  6. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников / Т.А. Маркова. - М.: Просвещение, 2011. - 112 с.
  7. Тютюнник, В. И. Психолого-педагогические условия развития «внутренней позиции» субъекта труда в дошкольном возрасте / В.И. Тютюник // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 2009. - № 4. - C. 39-48.