Консультация развитие ребенка 4 5 лет. Возрастные особенности ребенка. В этом возрасте вашему ребенку важно

МБДОУ «Одесский детский сад»

Консультация для родителей средней группы

Тема: «Возрастные особенности детей 4-5 лет»

Подготовила:

педагог-психолог

с. Одесское - 2013 г.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4-5-х ЛЕТ

Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребенка , открытие им новых граней окружающего мира. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причи­ны и следствия его возникновения. Поэтому глав­ным вопросом для ребенка 4-х лет становится воп­рос «почему?».

Ребенок развивается, становится более вынос­ лив физически . Это стимулирует развитие вынос­ ливости психологической . Снижается утомляе­ мость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным , менее подверженным перепа­дам.

В этом возрасте сверстник становится более зна­ чим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по полово­му признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях , проявляю­щаяся в любознательности и любопытстве ребен­ка, позволяет ему выходить за пределы непосред­ственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умо­ заключения , что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.

Зависимость внимания от эмоциональной насы­щенности и интереса к ним сохраняется. Но раз­вивается устойчивость и возможность произволь­ного переключения.

Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.

Продолжает активно развиваться фантазирова­ ние , в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возмож­ ностей ребенка будет способствовать его нравствен­ ному и познавательному развитию . Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.

Малыш в возрасте 4-5-х лет спо­ собен:

Ø соотносить понятия «один» и «много»;

Ø записывать цифры от 1 до 10;

Ø пересчитывать предметы (до 10);

Ø соотносить количество предметов с цифрой;

Ø сравнивать количество предметов, используя слова «боль­ше», «меньше» и «столько же»;

Ø пользоваться количественными (один, два, три) и порядко­выми (первый, второй, третий) числительными;

Ø называть предыдущее и последующие числа («соседи» числа);

Ø понимать значение математических знаков «плюс» и «минус»;

Ø производить элементарные математические действия (+1 и -1):

Ø решать простейшие математические задачи с опорой на ри­сунок;

Ø ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, оперировать понятиями: выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, впереди – сзади - между;

Ø различать геометрические фигуры: точка, угол, круг, овал, тре­угольник, прямоугольник и квадрат;

Ø уметь сравнивать предметы разной величины, размещать предме­ты в порядке увеличения размера, сравнивать предметы по ширине, высоте, длине;

Ø различать цвета предметов.

Ø правильно произносить все звуки русского языка , внятно говорить;

Ø повторять за взрослым звуки, слова, предложения;

Ø различать гласные и согласные звуки;

Ø понимать разницу между звуком и буквой;

Ø выделять первый звук в слове и уметь написать первую букву, а также уметь подбирать слова, начинающиеся на заданную букву (звук);

Ø разбивать слова на буквы и слоги;

Ø слышать звуки в начале, середине и в конце слова;

Ø понимать речь взрослого, активно участвовать в диалоге, спраши­вать и отвечать на вопросы, строить сложные предложения;

Ø понимать значение предлогов;

Ø понимать разницу между словами, обозначающими предметы, при­знаки предметов и действия;

Ø согласовывать существительное и прилагательное (предмет и признак) в роде, числе и падеже, употреблять глаголы в нужном времени и лице;

Ø различать значение многозначных слов;

Ø подбирать обобщающие слова;

Ø описывать предметы;

Ø подбирать к заданным словам слова с противоположным зна­чением;

Ø знать наизусть несколько стихотворений;

Ø пересказывать сказки;

Ø составлять рассказы по картинкам.

Ø повторять за взрослым упражнения пальчиковой гимнастики (на­пример, имитировать игру на баяне, на пианино и т. д.);

Ø рисовать пальчиком в воздухе;

Ø вырезать при помощи ножниц из бумаги простые фигурки, квадра­ты, треугольники, полоски; вырезать из квадрата круг, а из прямо­угольника - овал;

Ø лепить из пластилина или глины простые фигурки животных и лю­дей, используя шарики и колбаски;

Ø самостоятельно застёгивать и расстёгивать молнии, пуговицы, кнопки, крючки, застежки-липучки;

Ø самостоятельно продевать шнурки в петли или отверстия;

Ø перебирать мелкие предметы, например уметь отделить грецкие орехи от фундука;

Ø закрывать и закручивать крышечки у различных ёмкостей, заво­дить механические игрушки;

Ø хлопать в ладоши тихо и громко;

Ø зажимать и разжимать пальчики, показывать один, два, три, четы­ре и пять пальцев;

Ø правильно держать ручку, карандаш и кисточку;

Ø обводить картинку по пунктирной линии;

Ø рисовать геометрические фигуры, фигуры людей и животных, раз­личные простые предметы (домик, ёлочка, грибок и т. д.).

Ø знать своё имя, фамилию и адрес, название города и страны, где он живёт;

Ø знать имена и фамилии родителей, где и кем они работают;

Ø знать правила личной гигиены, распорядок дня и свои обязан­ности;

Ø знать правила поведения в общественных местах (в гостях, в ма­газине, в поликлинике, в транспорте и т. д.);

Ø знать о службах помощи и личной безопасности;

Ø знать о сезонных изменениях в природе, о временах года и их признаках;

Ø знать несколько видов деревьев, цветов, ягод, грибов, овощей, фруктов;

Ø иметь представление о домашних и диких животных, о птицах, рыбах, насекомых;

Ø иметь представление о космосе, о Земле, Луне, Солнце, о звёз­дах и планетах;

Ø иметь представление о разных странах и континентах, языках и обычаях разных народов.

Ø выполнять задание, не отвлекаясь в течение 10-15 минут;

Ø находить между предметами или картинками 5-7 отличий;

Ø находить одинаковые предметы из ряда подобных;

Ø находить лишний предмет из четырёх предметов и объяснять свой выбор;

Ø находить общий признак 3-4 предметов;

Ø находить 4-8 пар одинаковых предметов;

Ø выстраивать картинки в логические цепочки, подбирать картинку, которой не достает в логической цепи;

Ø находить фрагменты картинок;

Ø складывать разрезанную картинку из 9-12 частей;

Ø запоминать 6-8 картинок в течение 1 минуты;

Ø запоминать и повторять ряды звуков, слов, движений;

Ø повторять за взрослым строку из стихотворения или фразу;

Ø воспринимать и воспроизводить ритмы;

Ø рассказывать наизусть несколько стихотворений.

Ø Выполнять:

· упражнения в ходьбе: ходьба на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп; ходьба приставным шагом, высоко поднимая колени; ходьба по прямой, по кругу, по периметру комнаты, змейкой, обходя предметы;

· упражнения в беге: убегать, догонять; бег по прямой, по кругу, по периметру комнаты, змейкой, меж­ду предметами;

· упражнения в прыжках: прыжки на месте на двух ногах, с продвижением вперёд, с по­воротом; прыжки на одной ноге (поочередно на правой и на левой); перепрыгивание предметов; прыжки с высоты 20-25 см;

· упражнения с элементами ползания и лазанья: ползание на четвереньках; подползание под предметы и перелезание через предметы; лазанье по гимнастической стенке;

· упражнения с мячом: катание мяча; бросание и ловля мяча; перебрасывание мяча через препятствие; отбивание мяча о землю.

Ø Летом кататься на двухколёсном вело­сипеде, а зимой - на лыжах.

Ø Ребёнок 4-5 лет проявляет интерес к произведениям искусства. Очень важно поддерживать и развивать это. Посетите вместе с малы­шом театр, сходите в музей.

Ø Продолжайте знакомить ребёнка с различными литературными жанрами (стихи, сказки, загадки, скороговорки, потешки и т. д.). Вме­сте с малышом слушайте музыкальные произведения, обращайте внимание ребёнка на названия инструментов и особенности их зву­чания.

Ø Приобщайте ребёнка к восприятию произведений живописи, скуль­птуры и архитектуры. Расскажите малышу о народных промыслах.

Ø Очень важно воспитывать у ребёнка бережное отношение к произ­ведениям искусства.

Ø Предоставьте ребёнку возможность создавать собственные худо­жественные образы (рисование, лепка, конструирование, музыка). Развивайте творческие способности малыша.

Следует обратить внимание на то, что в возрас­те 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка на­ чинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера. В эти годы наиболее интенсивно формируются такие эмоции, как любовь, нежность, сочувствие и сострадание. Почти в равной степени эти чувства проявляются в отношении обоих родителей, если между ними нет конфликта и они для детей объект любви. Любовь детей имеет, таким образом, безусловный характер, и родители должны хорошенько думать, прежде чем употреблять такие фразы, как: «Я не люблю тебя», «Я не буду с тобой дружить» , поскольку они крайне болезненно воспринимаются детьми этого возраста, и приводит к возникновению у них беспокойства (не всегда внешне проявляемого). В ряде случаев на него указывают нарастающая заторможенность, неустойчивость настроения, повышенная обидчивость и капризность.

Недостаточная эмоциональная отзывчивость родитель другого пола порождает беспокойство, неустойчивость настроения и капризность как средство привлечения внимания.

Заикание чаще всего происходит под влиянием типичных в данном возрасте страхов одиночества, темноты и замкнутого пространства.

Проблемы с детьми не существуют у тех родителей, которые уверенно и гибко ведут себя по отношению к детям, учитывают особенности их темперамента, зарождающиеся склонности и интересы, считаются с их «я», не ведут «войну» с упрямством, где доминирует отец, а мать всегда рядом с ребенком.

ГБОУ Школа №1375 ДО №6 г. Москва.

Консультация для родителей «Особенности развития детей пятого года»

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ»

Малыш, благополучно переживший кризис трехлетнего возраста, переходит в новый этап своей жизни, отличающейся затишьем. Несмотря на это, расслабляться родителям не нужно. Возрастные (психологические, интеллектуальные, физические) особенности детей 4-5 лет, подскажут в каком направлении нужно двигаться, как развивать ребенка и помочь ему в преодолении трудностей этого периода.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого, они выходят за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У ребенка формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуется избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм.

В ролевой деятельности детей среднего возраста появляются ролевые взаимодействия. Игровые действия начинают выполняться не ради их самих, а ради смысла игры. Происходит разделения игровых и реальных взаимодействий.

В этом возрасте также совершенствуется сторона изобразительной деятельности. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, а иногда и деталями одежды.

Дети могут вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу, рисовать основные геометрические фигуры.

На пятом году жизни двигательная активность характеризуется изменением мелкой и крупной моторике. Развивается ловкость,координация движений. Дети в этом возрасте лучше удерживают равновесие, перешагивают и перепрыгивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу пятого года восприятие детей становится более развитым. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Начинает складываться произвольное запоминание. А также развивается образное мышление. Продолжает развиваться воображение. Дети могут придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Они спокойно сосредотачиваются в течении 15-20 минут.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, и с выражением озвучивают роли.

Развивается грамматический строй речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил.

Таковы особенности развития ребенка 4-5 лет. Каждый ребенок это личность и его личность очень хрупка и нежна и требует к себе внимательного и бережного отношения, так как иначе может согнуться под действием неумелых внешних сил, приостановиться в своем развитии.

Раннее детство имеет огромное значение в том, как разовьется в будущем данная личность. Поэтому вам как его родителям, ВАЖНО:

— Понять своего ребенка, так как от вас зависит каким человеком он вырастет.

— Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать.

— Помните, что законов и запретов не должно быть очень много, иначе ребенку трудно будет их выполнять.

По возможности вместо запретов предлагать альтернативу, формируя ее так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно нарисовать вот на этом листе бумаги». Просто запреты могут разжечь в ребенке злость или протест и вряд ли чувство вины.

— Не перегружайте совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, запреты и наказания за незначительные проступки, вызывают у ребенка постоянное ощущение своей вины, страх и мстительность.

— Помните, что нельзя рассказывать при ребенке страшные истории, говорить о тяжелой болезни и смерти. Эта информация может стать сверхсильным раздражителем.

— Важно выслушать ребенка, разделить с ним все страхи и обиды, позволяя проживать их вместе с ним.

— Предоставить ребенку возможность для проявления его творчества и самовыражения.

— Развивать у ребенка мышление, воображение, творчество. Создавайте своему ребенку все условия чтобы обеспечить здоровое эмоциональное, физическое и интеллектуальное развитие.

Правила позитивного общения с ребёнком:

  • Безусловно, принимать и уважать ребенка.
  • Если вы рассержены на ребенка, нужно выражать свое недовольство, но не ребенком в целом, а его отдельными действиями.
  • Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства. Раз чувства у него возникли, значит, для этого есть основания.
  • Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в непринятие ребенка.
  • Активно выслушивайте его переживания и потребности.
  • Будьте (читайте, играйте, занимайтесь) вместе.
  • Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется.
  • Помогите, когда он просит.
  • Поддерживайте успехи.
  • Делитесь своими чувствами.
  • Конструктивно разрешайте конфликты.
  • Используйте в повседневном общении приветливые фразы.
  • Обнимайте не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.
  • Радуйтесь вашему малышу!


ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Ребёнок заметно изменился, у него развиваются ловкость и координация движений. Дети могут вычленять в сложных объектах простые формы. У них возрастает объём памяти. Начинает складываться произвольное запоминание: ребёнок помнит поручения взрослых и запоминает небольшие стихи. Начинает развиваться образное мышление.

Им доступна сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут, способность удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Речь становится предметом активности детей.

Основные достижения этого возраста связаны с развитием игровой деятельности – появлением ролевых и реальных взаимодействий; развитием изобразительной деятельности, образного мышления и воображения, памяти, внимания, речи, познавательной мотивации.

Психические особенности ребёнка 4-5 лет

Непроизвольность психических процессов сохраняется уде­тей и на пятом году жизни. Однако важнейшими новообразова­ниями являются два: в основном завершение процесса формиро­вания активной речи и выход сознания за пределы непосредст­венно воспринимаемой действительности.

Возраст 3 лет остался позади, дети стали более эмоциональ­но устойчивыми, менее капризными. Они начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнерам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Поэтому желатель­но организовывать формы взаимодействия детей, предполага­ющие сотрудничество, а не соревнование. Отрицательная оцен­ка, если она неизбежна, может прозвучать только в ситуации индивидуального общения, когда ее никто, кроме самого ребен­ка, не слышит.

Мышление по-прежнему носит наглядно-образный характер.

Средний возраст совершенно особый по отношению, как к предыдущему, так и к последующему. Самым эффективным способом сделать информацию привлекательной для ребенка четырех-пяти лет является «одушевление». В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.

В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей до­школьного возраста:

Мышление носит наглядно-образный характер;

Дети проявляют интерес к волшебным сказкам и легче вос­принимают и запоминают информацию, если она касается кого-то живого.

НАДЕЖДА САЮТИНСКАЯ
Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4– 5 лет»

Консультация для родителей

«Возрастные особенности детей 4– 5 лет»

Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями детей 4-5 лет, дать рекомендации по воспитанию детей.

Детям исполнилось 4 года, они перешли в среднюю группу. Мы замечаем в их поведении и деятельности много новых черт, которые проявились в интеллектуальном, физическом и эмоциональном развитии. Что же меняется в наших детях в возрасте 4-5 лет?

Игра.

Игра по-прежнему, ведущая деятельность дошкольника. В среднем дошкольном возрасте игры становятся совместными, в них включается все больше детей, появляются ролевые взаимодействия. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Игровые действия начинают выполняться не ради самих игр, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети уверенно действуют в соответствии со своей ролью. Детские ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок знаком по собственному жизненному опыту. В центре внимания ребенка оказываются отношения людей, связанные с конкретными предметными действиями, благодаря которым дети усваивают человеческие взаимоотношения. Преобладает однополое игровое общение. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые сюжеты, игры в «принцесс». Мальчики интересны игры в «военных, строителей, моряков». Многие предметы в игре заменяются условными, возникает символическая игра. Например, простой кубик может представлять различные предметы, в зависимости от тематики игры. Действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим. Особая роль в игре отводится точному соблюдению правил, здесь впервые появляется лидерство.

Символической формой игровой индивидуальной деятельности дошкольников является изобразительная деятельность. В рисование постепенно все более активно включаются представления и мышление. От изображения того, что он видит, ребенок постепенно переходит к изображению того, что помнит, знает и придумывает сам. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения

Также появляются игры – соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех. В таких играх формируется и закрепляется мотивация достижения успеха.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

Восприятие.

Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку - величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Разбирают и складывают трехсоставную и четырехсоставную матрешку, пирамидку, складывают разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Память.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают 5-6 предметов или картинок. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение.

Мышление.

В среднем дошкольном возрасте наиболее характерно для ребенка формой мышления является наглядно-образное, которое определяет качественно новую ступень в его развитии. В этом возрасте ребенок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах.

Наглядно-образное мышление в дошкольном детстве является основным и к старшему дошкольному возрасту становится более обобщенным. Дети могут понимать сложные схематические изображения, представлять на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создавать такие изображения. На основе образного мышления в дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое дает возможность ребенку решать задачи, усваивать более сложные элементарные научные знания. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Примечательной особенностью детей является фантазирование. Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. К 4 - 5 годам в процесс воображения включается планирование. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг. Можно сказать, что изменяется системное место воображения в общей структуре сознания ребенка. Ребенок дошкольного возраста становится способен действовать в плане общих представлений.

Внимание.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная. интересная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Речь.

Речь становится предметом активности детей, улучшается произношение звуков и дикция. Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Используют обобщенные слова, называют животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывают знакомые сказки с помощью взрослых. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации.

Общение со взрослыми и сверстниками.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. Детей в возрасте 4-5 лет называют любознательными почемучками, они активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Нередко ребенок многократно обращается с одним и тем же вопросом к взрослому, чтобы докопаться до волнующей его темы. У детей этого возраста пробуждается интерес к правилам поведения, о чем говорят многочисленные жалобы воспитателю, о том, что кто-то делает что-то не правильно или не выполняет какое-то требование. На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого.

Активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Характерна избирательность в общении, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел.

В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность, что оказывает влияние на развитие образа Я ребенка.

Эмоциональная сфера.

Идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими перерастает в более сложное чувство симпатии и привязанности. Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Они радуются похвале, но на неодобрение и замечание часто реагируют очень эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду. Ранимость ребенка 4-5 лет- это не проявление индивидуальности, а особенность возраста. На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности.

Детские страхи.

В возрасте 4-5 лет многие дети боятся сказочных персонажей (Бабу Ягу, Кощея, воображаемых чудовищ). Это возрастные страхи и носят временный характер.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения. Развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, ранимости, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Что мы можем сделать для поддержки и полноценного развития ребенка в этом возрасте?

Уделяйте время для познавательных бесед с ребенком. Читайте им познавательную литературу. Четырехлетний ребенок часто задает вопрос:"Почему? "Ему очень интересно познавать окружающий мир, обсуждать с Вами увиденное, слушать Ваши рассказы о морях и океанах, животных, истории из жизни людей.

Отвечая на вопросы детей, не пытайтесь объяснить все научно. Постарайтесь формулировать мысль более простым языком. Например, на вопрос ребенка о том, почему бывает гроза, вы не говорите о статическом электричестве, достаточно сказать, что тучи столкнулись друг с другом.

Дети этого возраста обожают наряжаться переодеваться. Предоставьте в их распоряжение как можно больше одежды и всяких предметов. Дети с удовольствием перевоплащаются, играют роли, представляя себя врачом, артистом, певцом. Изображают пение, танцуют, лечат друг друга.

Сверстник становится интересен как партнер по играм. Участие взрослого полезно, если дети сами его приглашают в игру или добровольно соглашаются на его участие. Сюжет и ход игры дети определяют сами, а так же распределяют роли. Это плюс игры, что это единственная самостоятельная, организуемая детьми деятельность.

В этом возрасте дети обожают путешествовать. Побольше гуляйте с ними за пределами садика. Водите в интересные места.

После 4 лет ребенок начинает интересоваться буквами, цифрами. Но не загружайте сильно ребенка. Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера. Оценивайте поступок ребенка, а не его личность в целом.

Памятка для родителей

Родитель – пример для подражания.

Поддерживать высокую общую самооценку личности ребенка («Я – хороший!») .

Отвечать на все вопросы детей полно и доступно.

Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.

Побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства.

Объяснять детям на доступном им языке моральные нормы и правила поведения.

Хвалить за проявления самостоятельности, инициативы.

Рассматривать и сравнивать различные предметы, выделяя их признаки и свойства.

Давать резкие негативные оценки личности ребенка (ты – плохой).

Отдалять от себя ребенка.

Игнорировать инициативу ребенка, когда он показывает собственные достижения.

Оставлять вопросы детей без ответа.

Возраст от четырех до пяти лет – возраст относительного затишья. Ребенок в целом стал спокойнее, покладистее, послушнее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. Ребенок начинает осознавать себя в этом мире и начинает более чутко воспринимать отношение к себе окружающих. В период 4-5 лет у ребенка формируется такая важная черта, как самооценка. Это один из важных показателей развития личности. Процесс формирования самооценки зависит от активного общения с окружающим его миром и в первую очередь - со взрослыми. Ребенок копирует поведение родителей, старших братьев и сестер, особенно поведение, которое получает положительные отклики у окружающих.

Некоторые родители не учитывают изменившиеся с возрастом потребности детей и продолжают общаться с ними на прежнем уровне, пытаются занимать их теми же видами деятельности, что и раньше, хотя ребёнку они могут уже быть неинтересны. Такая позиция неблагоприятна для детского развития и обучения новым навыкам. Поэтому взрослые должны очень чутко относиться к предпочтениям своего чада, чтобы понимать, чем его можно заинтересовать.

К 4-5 годам у детей четко формируются преимущественные виды деятельности. Родители могут понаблюдать за своим чадом, выявить его таланты, чтобы как можно раньше начать развивать их. В соответствии с его талантами и интересами, ребёнка можно записать в кружки (рисования, лепки, гимнастики, плавания, лёгкой атлетики и т.п.).

Обычно в возрасте 4-5 лет в большинстве случаев наблюдаются различия в предпочтении игр и игрушек. Мальчики любят машинки, конструкторы, роботов, спортивные игры. Девочкам нравятся куклы, мягкие игрушки, творческие занятия. Но не стоит переживать, если ваши дети выбиваются из стандартных ситуаций и предпочитают игрушки противоположного пола. Приоритеты часто меняются, и такой случай в наше время не редкость. Чаще всего девочки уже более усидчивы, чем мальчики, поэтому воспитание мальчика 4-5 лет может даваться несколько сложнее, чем воспитание девочки того же возраста.

В этот период могут начать проявляться разные способности: девочки склонны запоминать больше стихов и песен, а мальчики – любят считать.

В целом поведение мальчиков в 4-5 лет характеризуется проявлением большей физической активности по сравнению с девочками, склонностью к коллективным спортивным играм.

В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно- образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений могут создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.

Восприятие.

В этом возрасте ребенок активно развивает способность восприятия и познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения и прикладывания предметов друг к другу. Также продолжается исследование формы, цвета и величины предметов. А также вводятся такие категории как время (время суток, времена года), пространство (верх, низ, далеко, близко), вкус, запах, звук и качество поверхности. Формируется представление об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник).

Внимание.

Устойчивость внимания увеличивается. Ребенок способен сосредоточить свою деятельность в течение 15-20 минут. При выполнение некоторых действий он может удержать в памяти несложное условие (инструкцию). Для развития этого навыка ребенку нужно научиться больше рассуждать вслух при выполнении задания. Тогда длительность удержания внимания будет расти.

Память.

Сначала у ребенка этого возраста развиваются навыки произвольного припоминания. То есть ребенок может целенаправленно припомнить картину произошедшего без точных деталей и временных ограничений. Далее развивается способность преднамеренного запоминания, и эта возможность у ребенка усиливается при ясности и эмоциональной мотивации действия, например запоминание необходимого набора игрушек для игры или «поделка – подарок маме». Важно при заучивании какого-либо материала чтобы ребенок понимал смысл данного материала. Таким образом, можно сказать. Что к 5 годам объем памяти ребенка постепенно возрастает и это дает возможность более четкого воспроизведения выученного материала. Дети способны запомнить поручения взрослых, принять задачу на запоминание.

В это время у ребенка начинает свое развитие образное , с помощью которого дети способны использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач (построение по схеме, лабиринты). Также развивается такое свойство как предвосхищение – способность сказать, что произойдет с предметами в результате их взаимодействия.У детей этого возраста преобладает наглядно-образное , то есть представление предмета или действия с ним, неотрывно от самого предмета. А также находить различия и сходства между предметами.Появляется способность собрать картинку из 4 частей без опоры на образец. А также, усложняются категории обобщения (фрукты, овощи, одежда, транспорт, мебель, посуда, обувь).

Продолжает активно развиваться. Появляются такие способности как: оригинальность и произвольность (то есть возможность «придумывания» по собственному желанию). Ребенок может сам придумать сказку на заданную тему.

Развитие речи

В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.

Стоит отметить, что лучших успехов в воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, так как сотрудники садиков учитывают возрастные особенности детей 4–5 лет. Консультация для родителей является одним из путей такого взаимодействия. Взрослые члены семьи должны обладать хотя бы минимальной подготовкой в области психологии, чтобы лучше понимать своего ребенка.