Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Мастер-класс «Криотерапия или увлекательные игры со льдом Криотерапия игры со льдом для детей

Крупина Любовь Юрьевна
Должность: дефектолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №117"
Населённый пункт: город Петрозаводск
Наименование материала: Статья
Тема: "Криотерапия, как современная нетрадиционная здоровьесберегающая методика в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Дата публикации: 06.02.2017
Раздел: дошкольное образование

Крупина Л.Ю.,дефектолог МДОУ «Детский сад №117 «Рябинка» г. Петрозаводск
Криотерапия, как современная нетрадиционная здоровьесберегающая методика в

работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Сегодня, как никогда, усилия педагогов дошкольных образовательных учреждений направлены на оздоровление ребенка - дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. При воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья требуется систематическая работа по сохранению, укреплению здоровья, профилактики вторичных нарушений, улучшению социальной адаптации детей. В нашем ДОУ уделяется большое внимание оптимальному использованию интеллектуального, творческого потенциала каждого дошкольника. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении в группах для детей с ограниченными возможностями здоровья не вызывает ни у кого сомнения. Дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий, несовершенство нервной регуляции движений. Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья, профилактики вторичных нарушений, мы целенаправленно работаем над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищем методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из эффективных методик, активного используемых в практике нашей работы, является криотерапия. Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев рук обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов. Первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным их расширением, что значительно усиливает ток крови к месту воздействия, в результате чего,
улучшается питание тканей. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла - расслабление. В следствие этого возрастает сократительная способность мелких мышц кисти. В кору головного мозга подаются направленные сигнала, способствующие развитию двигательной зоны. Все это приводит к совершенствованию более тонких движений кисти рук, к выполнению четких движений, и как, следствие, улучшает процесс развития высших психических функций и речи. Данную методику мы включили в различные виды организованной образовательной деятельности. Так, в познавательно-исследовательской деятельности мы знакомим детей с основными свойствами льда (лед - твердое вещество, которое состоит из воды; обладает свойством плавучести, тает от тепла; приобретает форму емкости, в которой находится). На занятиях по ознакомлению с художественной литературой (при знакомстве со сказкой «Заюшкина избушка») мы смогли на основе полученных знаний в ходе опытно- экспериментальной деятельности, найти объяснения почему же ледяная избушка лисы растаяла с приходом весны. Это позволило нам, установить причинно-следственные связи между предметами и явлениями. На коррекционно-развивающих занятиях мы используем следующие виды упражнений, направленные на развитие мышления, тактильного и зрительного восприятия, мелкой моторики: опустить руки в непрозрачный полиэтиленовый пакет, наполненный кусочками льда, и попытаться найти в нем игрушку; определить на ощупь форму кусочка льда, спрятанного в непрозрачный пакет; группировать кусочки льда по цвету, форме, величине; определить лишнюю цветную льдинку (которая может отличаться цветом, формой, величиной); установить закономерность и продолжить ряд; с закрытыми глазами угадать с какой стороны находится миска со льдом, а с какой стороны - с теплой водой; наощупь определить холодные и теплые предметы; нанизывать кубики льда на шнурок; найти такую же ледяную фигуру.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений цветные кусочки льда позволяют нам: разложить их по цвету, по форме, по величине; составить сериационный ряд; соотнести кол-во предметов, замороженных в кусочке льда, с цифрой. На занятиях по развитию речи мы можем перекладывать кубик льда из одной руки в другую с одновременным проговариванием стихов; выкладывать столько кусочков льда, сколько слогов в слове или слов в предложении; искать и называть буквы, спрятанные в ледяной емкости, составлять слоги, из замороженных в кусочках льда букв и т. д. В конструктивной деятельности, цветные кубики льда, позволяют нам создавать орнамент, сооружать простые постройки. Что в свою очередь способствует развитию пространственной ориентировки и закреплению навыков конструирования. В продуктивных видах деятельности можно рисовать, закрашивать цветными кубиками льда. Кроме этого, криотерапию мы активно используем и в качестве динамических пауз. Например, «Тепло-холодно», когда дети, передав кусочек льда другому, начинает растирать свои ладони до ощущения тепла. Использование криотерапии в коррекционно-развивающей работе позволяет не только активизировать деятельность коры головного мозга, но и мобилизировать защитные механизмы организма от воздействия окружающей среды.

Речевое развитие детей является важным этапом в жизни дошкольников. И поэтому оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, и всех психических процессов. Особенности речевой деятельности отражаются на становлении сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. У большинства детей с ОНР недостаточная устойчивость внимания на занятиях, в совместной и продуктивной деятельности, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Отмечается низкая мнемическая активность, которая может сочетаться с задержкой в формировании психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления). У таких детей при овладении мыслительными операциями, доступными по возрасту, отмечается отставание в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Часто дети соматически ослабленны и имеют замедленное развитие локомоторных функций (манипулятивную деятельность рук, силовую выносливость мышц и суставов). При выполнении движений по словесной инструкции возникают наибольшие трудности, встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Так же у детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с ОНР отмечаются трудности формирования саморегуляци и самоконтроля.

Имея продолжительный опыт работы в группе компенсирующей направленности и сталкиваясь с вышеперечисленными трудностями в развитии детей с ОНР, я решила выбрать приоритетным направлением своей работы: использование здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности с детьми и в ходе режимных моментов.

Современные здоровьесберегающие технологии позволяют предупреждать, корректировать и реабилитировать некоторые особенности, либо отклонения в развитии личности ребенка.

Одними из таких современных здоровьесберегающих технологий, считаю использование контрастотерапии, криотерапии и арт-терапии.

Арт-терапия (методы творческого самовыражения)в дошкольном возрастеприменяю во всех видах непосредственно образовательной деятельности, рисование различными средствами художественного творчества, составление коллажей, оригами, объемные поделки из мятой бумаги и др. (например в познании, коммуникации, в художественном творчестве).

Большим успехом у дошкольников пользуется такой арт–метод, как «Песочная игра».На коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОНР игры в песочнице - один из естественных способов творческого выражения личности ребенка. Возникающие в играх на песке образы и символы могут быть использованы как средство диагностики и позволяют выстраивать индивидуальную программу коррекции. Причем, занятия в песочнице могут быть как основным, так и вспомогательным инструментом профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми.

Использование арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста позволяет глубже понять внутреннее состояние ребенка, помочь отреагировать на негативные переживания и снять психоэмоциональное напряжение (например, агрессию, тревожность, застенчивость)

Криотерапия - одна из современных нетрадиционных­ методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сопровождаться выраженным их расширением, что значительно усиливает приток кровик месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей.

Обычно игры со льдом очень нравятся детям, но иногда вызывают опасение у родителей. Поэтому перед использованием этой методики целесообразно побеседовать с родителями ребенка, pacсказать им, о сущности процедуры, правилах ее проведения, ожидаемом эффекте. Мной была подготовлена консультация с показом и подробным объяснением назначения и смысла данных здоровьесберегающих технологий, а так же запущена анкета, в которой родители, написали согласие или не согласие на то чтобы с их ребенком проводилась данная работа. Анкета (см. приложение 1)

Емкость для криотерапии - это пластмассовый лоток, в который высыпаются шарики льда непосредственно перед проведением процедуры. Безопаснее использовать ледяные шарики, поскольку у них нет острых краев, и ребенок не поранит о них пальцы. Изготавливаются цветные льдинки, окрашенные при помощи свежевыжатого сока овощей со всевозможными вмороженными предметами, на усмотрение педагога. Детям особенно нравится такое разноцветное ассорти. Ребенок погружает пальцы в лоток, захватывает кусочки льда, ищет cnpятанные там пластмассовые или деревянные фигурки опущенные в лоток заранее, пересчитывает ша рики, ощупывая их пальцами. Лед, заготовленный заранее, можно хранить в течение 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе. Рекомендуется организовывать занятия с использованием криотерапии по следующей схеме: одна, две процедуры в неделю в течение месяца, наиболее эффективно сочетание с контрастотерапией.

Контрастотерапия - использование контрастных ванн для кистей рук. Стимулирующий эффект основан на переменном воздействии холода и тепла на нервные окончания пальцев. Для использования контрастотерапии необходимы две ванночки с водой такой формы, чтобы в них кисть ребенка могла погрузиться полностью.

Оптимальное сочетание температур 45°С (горячая вода) и 16-18°С (холодная вода). Перерыв между сеансами криотерапии и контрастотерапии - не менее 2,5 - 3 месяцев. Данную технику эффективно использовать с детьми во второй половине дня, не более 3-5 минут, в зависимости от возраста детей, не чаще 2-3 раз в неделю.

Моя работа по внедрению данных здоровьесберегающих технологий в группе детей компенсирующей направленности с ОНР (подготовительная группа), состояла из 3 этапов в течение одного года.

1 этап - подготовительный:

Приобретение и изготовление оборудования;

Работа с родителями;

Составление перспективного плана работы.

2 этап – основной:

Организация работы по перспективному планированию.

3 этап – заключительный:

Проведение диагностического обследования;

Анкетирование родителей.

Сравнительный анализ заболеваемости за 2 года в группе компенсирующей направленности «Солнышко» показал, снижение простудных заболеваний за 2 года в среднем составил 8%.

Что свидетельствует об эффективности использования данных здоровьесберегающих технологий.

Перспективное планирование.

Использование здоровьесберегающих технологий в группе детей с ОНР.

Цель: Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей, снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Обучение новым приёмам рисования и развитие умения экспериментировать.

Развитие познавательных процессов.

Снижение импульсивности, тревоги, агрессии.

Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.

Расширение эмоционального опыта.

Воспитания межличностного доверия и группового сотрудничества.

П/П№

Дата

Лексическая тема

Применяемые технологии

Цель применения

технологии

Сентябрь

Осенняя ярмарка.


Человек, одежда,

обувь.

Контрастотерапия

Криотерапия

Игры с разноцветными льдинками

Арт-терапия

Рисование ладошками осенних листьев

Составление коллажа из журнальных вырезок

Развитие моторных функций

Совершенствование творческих способностей, коммуникативных навыков.

Октябрь

Моя семья.


Наш город. Моя улица.

Арт-терапия

Рисование с использованием различных средств выразительности.

Игры в песочнице

«Город из песка».

Снижение импульсивности, тревоги, агрессии.

Ноябрь

Домашние животные.

Дикие животные.

Арт-терапия

Рисование пальчиками кошки, собаки

Арт-терапия

Лиса

бумагопластика

Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Развитие познавательных процессов.

Декабрь

Зимние забавы.


Новый год.

Контрастотерапия

Криотерапия

«Игрушки в льдинках».

Арт-терапия

Коллаж «Мы гуляем на прогулке».

Оригами «Дед Мороз»

Развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики, восприятия, мышления, внимания, интеллектуальной и творческой активности.

Январь

Зимующие птицы.

Как звери зимуют.

Арт-терапия

Оригами «Синица»

Арт-терапия

Игры с песком.

Расширение эмоционального опыта.

Февраль

Транспорт.


День защитника Отечества.

Арт-терапия

Оригами «Кораблик»

Арт-терапия

Рисование 2-мя руками богатыря.

Воспитывать уверенность в своих силах и способностях

Расширение эмоционального опыта.

Март

Мамин день.


Весна

Контрастотерапия

Криотерапии

«Мамины помощники».

Арт-терапия

Рисование капелькой.

Развитие моторики и умения экспериментировать.

Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.

Апрель

Игрушки.


Школа Школьные принадлежности

Арт-терапия

Бросовый материал(по замыслу).

Арт-терапия

Коллаж - макет «Школьный двор»

Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.

Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.

Май

День Победы.


Насекомые.

Арт-терапия

Выдувание из соломинки праздничного салюта

Арт-терапия

Флористика«Бабо-чка».

Расширение эмоционального опыта.

Развивать пространственное воображение и умение мысленно оперировать с объёмными предметами

Литература:

1. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии. - СПб.: Речь, 2010. – 256 с.

2. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2008. – 256 с.

3. Мардер Л. Цветной мир: групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. –Изд. Генезис, 2007. – 147 с.

4.Пятница Т.В., Солодухина-Башинская Т.В. «Справочник дошкольного логопеда»

Издательство: Феникс, 2009-480 с.

5. Д.Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по песочной терапии», СПб, «Речь».

Приложение 1

Анкета для родителей

Использование современных технологий для укрепления психического и физического здоровья детей в дошкольном учреждении.

Цель: Выявить уровень компетентности родителей в вопросах применения оздоровительных методик

1. Знакомо ли вам понятие современные технологии?
2. Известны ли вам какие-нибудь технологии образования и воспитания?
3. Как вы относитесь к использованию здоровьесберегающих технологий в детсаду?

4. Как Вы считаете, стоит ли уже в дошкольном возрасте проводить криотерапию или контрастотерапию?

5. Согласны ли вы чтобы ваш ребенок принимал участие в оздоровительных мероприятиях?

6. Какой результат вы хотели бы видеть от данной работы с детьми?

"Криотерапия" - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающуюся в использовании игр со льдом.

Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами.Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным их расширением, что значительно усиливает отток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей.

Криотерапия проводится по следующей схеме:

Одна процедура через 1-2 дня в течении месяца.

Продолжительность игр со льдом нужно постепенно увеличивать с 5 секунд до 1 минуты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи».

Актуальность представленной темы обусловлена тем, что двигательный акт письма требует тонкой координации движений, длительной фиксации суставов, а, кроме того, связан со значительной статической нагрузкой, обусловленной неподвижной позой при письме. Несовершенная нервная регуляция движений, слабое развитие мелких мышц руки, низкая выносливость по отношению к статическим нагрузкам у детей этого возраста определяют чрезвычайную сложность овладения навыком письма.

Поэтому, для педагогов очень важно постоянно искать и находить объективно существующие точки соприкосновения различных областей знаний, на этой основе вырабатывать единый механизм формирования знаний, умений, навыков, развития способностей, активно воздействовать на воспитанников специфическими для каждой дисциплины средствами с целью создания широкой и прочной базы, на которой можно решать учебно-воспитательные задачи.

Криотерапия или контрастная терапия – один из таких методов, позволяющих производить воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно способствует развитию речи.

Говоря о формировании графо-моторного навыка у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием метода криотерапии, необходимо отметить, что проведение криотерапии не требует специального оборудования, что является достаточно удобным и ценным в условиях дошкольного учреждения.

Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.

Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.

Занятия с использованием метода криотерапии проводятся через 1-2 дня в течение месяца. От раза к разу увеличивается продолжительность взаимодействия и манипуляций со льдом от 5-8 секунд на первом занятии и доводится до 1 минуты на заключительных этапах, что позволяет от раза к разу увеличивать чувствительность кончиков пальцев, быстроту реагирования и скорость выполнения заданий.

Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:

1 этап – чередование теплых и холодных процедур.

Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:

Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд.

Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда. Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.

Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.

Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.

2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.

После протрехразового криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук,т.к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника.

После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.

3 этап - развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.

После проведённой коррекционной работы, было организовано экспериментальное исследование, имеющее целью анализ эффективности предложенной системы мероприятий по развитию графо-моторного навыка с применением метода криотерапии, которое показало, что использование данного инновационного и нетрадиционного метода в коррекционно-логопедических мероприятиях способствует успешному формированию графо-моторного навыка у данной категорией детей и позволяет им в последствии успешно овладевать графикой письма.

Следовательно, если в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, целенаправленно использовать метод криотерапии в сочетании со специальными упражнений и заданиями, то это будет способствовать развитию графо-моторного навыка у этих детей и отразится на успешности последующего овладения ими графикой письма.


Родители часто жалуются, что дети дошкольного возраста много болеют простудными заболеваниями. Одна из основных причин этого - несовершенный механизм адаптации организма ребенка. Частые заболевания плохо влияют на здоровье детей, могут привести к возникновению хронических заболеваний, в том числе к бронхолегочной патологии.

Закаливание

Очень важной является роль закаливания в профилактики простудных и инфекционных заболеваний. При охлаждении ступней у незакаленных людей рефлекторно набухает слизистая носа и других воздухоносных путей, проницаемость их покровного эпителия увеличивается. То есть у незакаленных людей покровный эпителий не выполняет свою функцию по защите дыхательных путей от проникновения вирусов и их токсинов.

Нельзя считать, что проведение профилактических прививок в достаточной степени обезопасит ребенка от заболевания. Известно, что прививки бывают недостаточно эффективны из-за наличия большого количества штаммов вирусов, их видоизменяемости, подверженности организма детей аллергии и сенсибилизации организма.

Закаливание - это сложный процесс. Благодаря деятельности центральной нервной системы, иммунной и эндокринной систем организма происходит приспособление к меняющимся внешним условиям жизни. В системе закаливания большую роль играют условные и безусловные рефлексы человека, так как сам механизм терморегуляции является сложным рефлекторным процессом.

Адаптация организма к изменениям в окружающей среде, к различным изменяющимся климато-гелиогеофизическим воздействиям может происходить в том случае, если организм регулярно охлаждается. В итоге организм закаленных детей более резистентен, такие дети реже болеют, а если болеют, то болезнь протекает легче и быстрее наступает выздоровление.

Вопрос применения холода с целью закаливания, а также с лечебной целью горячо обсуждается как в нашей стране, так и за рубежом. В частности, обсуждается вопрос использования температур до -30°С, то есть умеренно низких.

Дело в том, что применение холода (если оно методически правильное и дозированное) способно уменьшить воспалительный процесс, снять или уменьшить боль, способствовать расслаблению мышц, насыщению крови кислородом, повышению иммунитета, улучшению кровообращения. Итогом этого может явиться тренировка и восстановление защитных сил организма у детей и взрослых.

Методика криомассажа

Методика криомассажа (КМС) стоп ребенка - это новая методика закаливания и оздоровления детей дошкольного возраста. Эта методика экономичная, доступная, эффективная, может применяться в условиях детских садов. Особенность этой методики в том, что она предусматривает применение холода. Используется криопакет, который состоит из замороженной водоохлаждающей солевой смеси. Этот пакет помещен в герметичную эластичную оболочку, температура которой от -23,0 до -21,0°С. Объем криопакета 500,0 мл. Методика запатентована, патент № 2074680.

По этой методике осуществляется криомассаж подошвенных областей стоп ребенка. Движения осуществляются по кругу, по часовой стрелке. Процедуры рекомендуется проводить через день, длительность каждой 7-20 сек. Курс включает в себя 10-12 процедур в течение осени, зимы и весны, то есть примерно в течение 7-8 месяцев. Наблюдения за детьми показали, что криомассаж нормализует нервную систему ребенка, улучшают аппетит, сон, настроение и общее состояние. Организм ребенка становится более устойчив к заболеваниям.

Закаливание методом криомассажа стоп обычно используют для детей, закаливание которых только начинается, для детей-реконвалесценты, для детей с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии. Также этот метод может применяться и для детей, которые проходили уже курсы закаливания.

Но у этого метода имеются и противопоказания. Криомассаж стоп нельзя применять при индивидуальной непереносимости холода, в период простудного или инфекционного заболевания, а также при отрицательном отношении ребенка или его родителей к данной процедуре.

Если ребенок недавно перенес острое заболевание или ему была сделана прививка, то с проведением процедуры тоже рекомендуется подождать.

Также не стоит применять криомассаж, если не прошло двух недель после обострения хронического заболевания ребенка.

Специалисты, разрабатывающие эту методику, специально выбрали для массажа область стоп. Известно, что в этой области сосредоточено большое количество активных зон, которые влияют на жизнедеятельность всего организма, на работу всех его органов. Имеются исследования, говорящие об улучшении проходимости бронхов, об изменении вентиляционно-перфузионных отношений в сторону преобладания вентиляции в случае охлаждения стоп. При согревании стоп указанные процессы идут в обратную сторону, то есть, например, согревание стоп вызывает увеличение частоты дыхания и ухудшает проходимость бронхов.

Контроль за проведением методики показал, что температура стоп ребенка, которая до проведения криомассажа в среднем была 29,4° С, после проведения процедуры сразу понижалась до 27,6° С. А через 2 часа температура стоп ребенка уже была 30,3° С и сохранялась такой еще 3-4 часа.

Это доказывает, что в ответ на сильное кратковременное воздействие холодом происходит стимуляция внутреннего (эндогенного) тепла ребенка. Видимо, холод является одним из механизмов, который помогает осуществить оздоровление и закаливание ребенка, которое происходит в результате улучшения механизмов тепловой регуляции.

В ответ на кратковременное воздействие низких температур (от -15 и до -23° С) у человека возникает сильная теплорегуляторная реакция. При этом повышается потребление кислорода, активизируется выделение катехоламинов и секрета гормональных структур, увеличивается венозный, артериальный и капиллярный кровоток. Но эти положительные изменения в организме происходят только при кратковременном холодовом воздействии. Если воздействие низких температур принимает длительный характер, то это ведет к отрицательным изменениям в организме человека.

Наблюдение за группой детей, к которым применялся курс криомассажа

При проведении курса криомасажа проводилось наблюдение за группой детей в возрасте 3-5 лет, которые ходили в детский сад. Наблюдение проводилось в течение 8 месяцев, с осени до весны. Часть детей вошла в контрольную группу, часть - в основную. До проведения криомассажа.различий в здоровье детей не наблюдалось. Затем детям основной группы стали проводить сеансы криомассажа, а дети контрольной группы такие процедуры не получали.

После проведения курса криомассажа выяснилось, что показатель пропуска дней посещения у детей основной группы из-за ОРЗ на одного ребенка был 3, 2, а у детей контрольной группы тот же показатель - 5,7. При этом в течение последних месяцев наблюдения у детей основной группы пропуски из-за заболеваний ОРЗ вообще отсутствовали, а дети контрольной группы пропускали детский сад по этой причине в течение всего периода наблюдения.

Наблюдения показали, что и в период эпидемии гриппа дети основной группы болели меньше (а если заболевали, то у них отсутствовали осложнения), чем дети контрольной группы. Очевидно, что причиной такой ситуации явилась стимуляция иммунной системы при проведении криомассажа стоп детей.

Наблюдения показали также, что у детей основной группы при закаливании улучшался сон, снижалась раздражительность и возбудимость, улучшалась двигательная активность. Никаких отрицательных симптомов за время проведения криомассажа не было выявлено. Надо еще отметить, что процедуры криомассажа не вызывали привыкания детей и поэтому не было необходимости в изменении дозы процедур и их количестве.

Исследователи провели сравнение показателей двигательной активности и детей обеих групп после проведения процедур криомассажа в течение 8 месяцев и получили следующие данные. Скорость бега на 30 м (средняя) у детей основной группы составила 7,1 сек, у детей контрольной группы - 7,8 сек. Показатели по метанию набивного мяча: 255 см у основной группы и 209 см у контрольной. Прыжки в длину: 108 см у основной группы и 95 см у контрольной. Положительная проба на равновесие: 100% у основной группы и 50% у контрольной. Положительная проба на координацию движений: 87,5% у основной группы и 62,5% у контрольной. Результаты тестов на равновесие и координацию являются наиболее показательными.

По этим данным можно сделать вывод, что физическое развитие детей в основной группе в результате проведенных мероприятий по криомассажу стало лучше, чем у детей, не получавших такое лечение. Также у детей основной группы отмечалось увеличение роста без увеличения веса. Дети контрольной группы тоже подросли, но это сопровождалось увеличением веса. Исследователи считают, что такой результат связан с повышенной двигательной активностью детей основной группы.

Выводы

Можно сделать вывод, что описываемая процедура криомассажа стоп, используемая для оздоровления и закаливания детей, улучшает физическое и нервно-психическое состояние детей, уменьшает вероятность их заболевания респираторными заболеваниями и вероятность осложнений после вирусные инфекций в случае наступления заболевания.

Эта методика может внедряться в детские учреждения, не требует больших материальных затрат, легка в исполнении.

Материал приготовила
инструктор по физкультуре
Величкина О.С.