Конспект занятие в первой группе раннего возраста. Занятия для раннего дошкольного возраста Открытые занятия в 2 группе раннего возраста

Программное содержание:

Закрепить знания детей о вещах, которые их окружают .

Активизировать употребление слов-названий предметов быта и гигиены, игрушек.

Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя, строить рассказы из 2-х предложений.

Учить понимать речь взрослого и выполнять соответствующие действия.

Формировать правильное произношение шипящих звуков.

Развивать четкость движений, мелкую моторику пальцев рук, глазомер, фонематический слух, память.

Воспитывать самостоятельность, желание творить, работать вместе со сверстниками, творчески подходить к выполнению задач при помощи воспитателя.

Воспитывать положительные эмоции.

Материал и оборудование: кукла Маша, игрушка мишка, разрезные картинки предметов гигиены, полотенце, зубная щетка, расческа, мыло.

Ход занятия в группе раннего возраста детского сада

Орг. момент

Пальчиковая гимнастика «Доброе утро»

Наши красные цветки

Раскрывают лепестки

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет

Наши красные цветки закрывают лепестки

Головой кивают и сладко засыпают

Входит кукла Маша

Давайте, дети, поздороваемся с куклой: «Здравствуйте».

Дети подходят к кукле, рассматривают, касаются.

Дети, а у нашей гостьи-то лицо, руки и платье мокрые. И на щечках какие-то пятна...

Что же случилось с куклой? (Загрязнилась)

Наверное она не умеет сама соблюдать чистоту, вот и загрязнилась.

А наши дети знают, какие вещи нужны для того, чтобы быть чистыми и опрятными.

Дидактическая игра «Собери картинку»

(Предметы гигиены)

Воспитатель

Дети, встречайте наших друзей - помощников, которые помогают нам быть чистыми.

Заходит Мыло.

Даю вам чистоту и пену,

И уменьшаюсь постепенно.

Воспитатель. - Что же это за помощник такой, который помогает детям быть чистыми?

Мыло:

Вы знаете, дети, что без меня нельзя помыться, как бы много воды не было. Ведь мыло - самый большой враг грязи.

Воспитатель кладет на столик мыло, предлагает понюхать. Ох, какое пахучее!

Дети, как выглядит здоровое, умытое лицо? (Оно румяное, белое, чистое)

Давайте покажем нашей Машеньке, как мы умеем и любим мыть руки.

Трутся ладошки, да еще и с мылом, да еще и друг друга обнимают

Правая ладошка моет левую, а левая ладошка - правую.

Воспитатель пускает мыльные пузыри.

Подвижная игра «Мыльные пузыри»

Забегает Зубная щетка

Костяная спинка,

Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит.

Воспитатель. - Дети, что же помогает чистить зубки? (зубная щетка)

Давайте покажем, как мы чистим зубы (имитация)

Мы не ленимся чистить зубы

Дважды в день их чистить будем

Чистим щеточкой вверх и вниз

Ну-ка, микробы, берегись!

Дети, а в нашем зеленом уголке поселился крокодил. У него очень болят зубы.

Что ему нужно сделать? (Почистить зубки)

Давайте возьмем большую щеточку и почистим ему зубы, чтобы они никогда не болели.

Крокодил благодарит малышей.

Все она по волосам,

Ходит тут и ходит там,

Где проходит, не спеша

Там причёска, хороша!

Воспитатель. - У кого же это большие зубы, которые никого не кусают, а волосики в порядке держат?

(Расческа)

Приход Мишки (игрушка)

Дети, мишка к нам так быстро собирался, что забыл причесаться. Давайте покажем, как надо причесываться.

Раздают гребешки (Закрепляют цвета)

Расчесывание мишки (вместе с детьми)

Мишка благодарит малышей.

Дети рассказывают стихи Мишке.

Только солнышко засветит,

Умываются коты.

Рано утром на планете

Чистым должен быть и ты.

Умываются лисицы,

Умываются слоны.

Все на свете этом лица

Быть чисты с утра должны.

Воспитатель. - Дети, давайте нашей кукле Машеньке вытерем лицо, руки, чтобы она тоже была чистой.

Иногда, когда в кране нет воды, и когда нет рядом мыла, на помощь могут прийти влажные салфетки.

(Девочка вытирает кукле щечки, руки.) Кукла благодарит.

Воспитатель обращает внимание на яркую шкатулку, которая стоит на столике.

Открывает ее.

Ой, сколько тут интересных и полезных вещей?

Что это? (Полотенце)

Для чего нужно полотенце?

Какое оно на ощупь? (Пушистое, мягкое).

Вот сколько нужных вещей вы знаете и умеете самостоятельно ими пользоваться.

Потешки

Вот бежит водичка (перебирают пальчиками)

Я умою личико (умываются)

Полотенцем вытираться начну (вытирают лицо)

Затем в зеркальце загляну (имитируют)

Причешусь расческой гладко(имитация)

Буду молодцем ладным (руки на поясе, становятся прямо)

Давайте Машеньке подарим полотенце

Упражнение «Прищепки»

(К бумажному макету полотенца дети прищипывают отделку-бахрому: разноцветные прищепки)

Воспитатель. Маша будет вытираться, и нас вспоминать, будет всегда чистая и опрятная

И вы, дети, если будете мыть руки, умываться, чистить зубки, то будете меньше болеть.

А сейчас мы Машеньке покажем, как вы умеете танцевать.

Танец-игра

Итог. Рефлексия

О чем мы говорили на занятии?

Игровое развивающее занятия для детей 1-2 лет. Тема: Знакомство

Демонстрационный материал:

— разные игрушки и дидактические игры;

— ширма и мягкие игрушки кота и собаки;

— книга с иллюстрированной сказкой «Курочка Ряба»;

— мячи для подскоков (хоппы).

Занятие проводится как вводное, в свободной форме. Дети осваивают новое пространство, рассматривают игрушки, изучают на ощупь, играют, используя их в различных играх, если хотят, выполняют предлагаемые вами задания, которые должны быть хорошо знакомы им. Поэтому следует играть в самые распространенные игры, в которые малыши, наверняка, играли дома с мамой.

Во время первого занятия вам необходимо понаблюдать за детьми, постараться выявить индивидуальные особенности каждого ребенка, отметить наиболее активных детей и, наоборот, застенчивых.

Знакомство

От первого впечатления ребенка о вас зависит вся его дальнейшая деятельность на занятии. Поэтому важно произвести на ребенка самое благоприятное впечатление *

Воспитатель радостно встречает детей, называет каждого по имени, делает маленький комплимент.

Воспитатель . Какая Арина сегодня нарядная. Тимур принес с собой синюю машинку. Как хорошо улыбается Марат. Здравствуй, Гоша, ты пришел с мамой? И т.д.

Физкультминутка «Ладушки-ладушки»

Игры с движением руками стимулируют речевое и интеллектуальное развитие.

Воспитатель показывает детям движения по ходу чтения стихотворения, возможно дети захотят присоединиться.

— Ладушки-ладушки,

Где были? —

У бабушки.

— Что ели? —

— Что пили? —

Попили, поели, Хлопают в ладоши

Домой полетели — Машут руками.

На головку сели,

Ладушки запели. Кладут руки на голову.

Обучающая игра «Мяу-гав»

Учит осознанно переключать внимание, развивает умение произносить звуки, издаваемые животными.

Покажите из-за ширмы кошку.

Воспитатель . Как кошка говорит? Мяу.

Дети, по возможности, повторяют «мяу». Воспитатель убирает кошку и достает собаку.

Как собака говорит? Гав.

Потом снова покажите кошку. Можно по несколько раз доставать одну и ту же игрушку.

Чтение сказки «Курочка Ряба»

Приучает детей слушать и понимать сказку, развивает эмоциональность.

Эмоционально расскажите русскую народную сказку про Курочку Рябу и покажите иллюстрации в книге.

Хоровод «Как на наши именины»

Помогает создать хорошее настроение, содействует развитию основных слаженных движений.

Дети и родители берутся за руки и ходят по кругу со словами.

Как на наши именины

Испекли мы каравай:

Вот такой ужины, Сходятся к центру.

Вот такой вышины, Поднимают руки вверх.

Вот такой нижины. Опускают руки вниз.

Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай.

Я люблю, конечно, всех,

А детишек больше всех.

Пальчиковая игра «Этот пальчик — мама»

Родители (или дети) поочередно касаются каждого пальчика на руке ребенка, проговаривая слова стихотворения.

Этот пальчик — мама,

Этот пальчик — папа,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья.

Раскачивание на хоппе

Полезно для расслабления спины.

В конце занятия родители могут покачать своего ребенка, лежащего животом или спиной на мяче. Покачайте ребенка вперед-назад, вверх- вниз, в стороны, по кругу. Помогите ребенку расслабиться, лежа на мяче, чтобы его тело прогнулось и приняло форму мяча.

В работе представлена система сюжетно-тематических комплексных занятий для детей раннего возраста и их родителей, рекомендована для использования педагогами в дошкольных образовательных учреждениях, в центрах раннего развития.

Рецензент Сечкина Ольга Константивна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук.

Составитель: педагог-психолог

Скобелева Алина Андреевна

Введение

21 век, в котором довелось жить нам и нашим детям, очень динамичен. И именно динамика жизни в современном мире заставляет родителей задуматься о судьбе собственного ребенка уже на первых годах жизни. Важность развития ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет трудно переоценить. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте 3 лет приобретает от 60–70 % информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30–40 %. В настоящий момент ученые доказали, что наиболее благоприятное развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. После первого года жизни ребенка начинается новый этап в его развитии. Младенчество «вооружило» ребенка умением смотреть, слушать и управлять движением рук. С этого времени, ребенок чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей: формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

В раннем возрасте ребенок обладает повышенной внушаемостью, стремится подражать. Ребенок зависим от взрослого, родители и педагоги для него являются главными авторитетами. Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Современные специалисты предоставляют родителям возможность самим разобраться в потребностях и возможностях своего ребенка при поддержке профессионалов, которые знают и любят свое дело. Современные научно-обоснованные представления о детском развитии предполагают не ускорение его хода в плане овладения новыми навыками, а обогащение новыми возможностями и развитие способностей в естественных для ребенка видах деятельности – в общении, предметном манипулировании и игре. Максимально действенными средствами в развитии детей раннего возраста являются средства символизации – цвет, музыка, художественно-графические формы, выразительные движения. Они стимулируют познавательную активность ребенка и способствуют вовлеченности в процесс занятия. При посещении центров и клубов раннего развития, дети, впоследствии лучше и быстрее адаптируются к любым занятиям для детей более старшего возраста; реже испытывают затруднения в установлении контактов со взрослыми и сверстниками; у них отличаются достижения в развитии познавательной сферы; активно развивается речь, увеличивается объем внимания, овладевая различными способами обследования предметов, дети при помощи педагогов быстрее обучаются сравнивать, различать, находить сходства, устанавливать связь между предметами и явлениями, что способствует развитию наглядно действенного мышления.

Целью разработанных нами комплексных сюжетно-тематических занятий, является гармоничное интеллектуально-личностное развитие ребенка раннего возраста.

Комплексные занятия направлены на решение следующих задач:

Развитие чувства ритма;

Адресатом комплексных занятий являются дети раннего возраста (от полутора до трех лет) и их родители.

Результатом реализации занятий являются положительные изменения в интеллектуально-личностном развитии детей раннего возраста, которые являются предпосылкой для становления двигательной культуры, успешного усвоения графических навыков, что обеспечит успешную подготовку учащихся к школе; родители чувствуют себя компетентными в воспитании и развитии своих детей.

Апробация примеров занятий проходила на базе детского развивающего центра «Чудесная страна» г.о. Тольятти в течении трех лет.

Пояснительная записка

При разработке комплексных занятий использовались рекомендации Министерства образования Российской Федерации (Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/23-16), согласно которым предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью.

Целью разработанных нами комплексных сюжетно-тематических занятий, является гармоничное интеллектуально-личностное развитие ребенка раннего возраста.

В ходе реализации занятий в соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, классификаций, обобщений;

Развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;

Развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера);

Развитие внимания, речи, воображения, творческих способностей;

Развитие слухового внимания, произвольности;

Развитие чувства ритма;

Развитие пространственных представлений, умение отображать по инструкции;

Развитие тактильного восприятия;

Развитие умения подражать движениям взрослого;

Создание положительного эмоционального настроя в группе.

Работа с детьми включает развивающие занятия для детей с использованием комплекса упражнений и игр, направленных на интеллектуально-личностное развитие ребенка. Координация движений, мелкая моторика, чувство ритма развиваются через использование на занятиях музыкальных подвижных игр, пальчиковой гимнастики, через проведение развивающих игр с использованием мелких предметов, а так же с помощью продуктивной познавательно-творческой деятельности.

При создании занятий использовались следующие методологические принципы:

Принцип системности, последовательности и постепенности;

Принцип индивидуального подхода;

Этнопедагогический принцип;

Принцип деятельностного подхода;

Принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии специалиста (педагога-психолога).

Принцип системности, последовательности и постепенности, что занятия выстраиваются педагогом систематизировано, структурировано. В основе принципа лежит идея от простого к сложному. Благоприятные эмоциональные отношения между взрослым и ребенком создают основу для гармоничного развития маленького человека, его познавательной активности, самостоятельности, любознательности, развития творческого потенциала.

Принцип индивидуального подхода соблюдается в том, что развитие личности как основная идея рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием ребенка, что отражено в задачах и содержании комплексных занятий. Воспитание опирается на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности ребенка, признания ценности личности, ее уникальности, права на уважение. В свою очередь, такое развитие личности маленького человека возможно только при создании позитивных эмоциональных отношений между всеми участниками педагогического процесса.

Этнопедагогический принцип предполагает, что ребенок растет и развивается в конкретной социокультурной среде. Воспитание должно строиться с опорой на народные традиции в широком смысле, культуру, включающую богатейший опыт обрядов и обычаев. Народная культура построена на идеях природосообразности. В соответствии с этим в занятия включены потешки, пестушки, сказки, народные песенки.

Принцип деятельностного подхода выражается в том, что предметная деятельность и общение являются ведущими в раннем возрасте. Взаимодействие ребенка со взрослым по поводу предмета или игрушки невозможно без теплого эмоционального общения. Принцип деятельностного подхода реализуется: в играх с сюжетными игрушками (куклами, машинками, зверюшками и т. д.) и с природным материалом (камешками, ракушками, шишками, каштанами, желудями) в занятиях продуктивными видами деятельности (рисование, лепка, аппликация). В каждом занятии прослеживается взаимосвязь между различными видами деятельности, направленными на решение развивающих и воспитательных задач.

Принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии специалиста (педагога-психолога) соблюдается в том, что раннее развитие и воспитание во взаимодействии ребенка с родителем направлено на достижение двух целей:

– создание оптимальных условий для интеллектуального и психомоторного развития ребенка (развитие координации движений, мелкой моторики и чувства ритма);

– создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития ребенка и формирование у него таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.

Главным и необходимым условием достижения этих целей являются отношения между матерью и ребенком. В современной модели взаимодействия «родитель-ребенок-специалист» родителю (маме) отводится ведущая роль, ему принадлежит инициатива. Специалисту отводится роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего родителя некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. Таким образом, специалист и родитель находятся на одном уровне партнерских отношений. Такая модель позволяет более эффективно решать поставленные задачи развития ребенка.

Наряду с материалами современной отечественной и традиционной народной педагогики в программе используются элементы зарубежной педагогики: идеи М. Монтессори о создании подготовительной среды и специальных материалов для развития общей и мелкой моторики ребенка.

Практической деятельностью являются структурированные комплексы занятий. Все занятия выстроены в одной тематической линии, линия выдерживается на протяжении всего занятия. Занятия построены в виде сюжетно-ролевой игры, которая является единственной подходящей формой обучения и развития для детей данного возраста. Каждое тематическое занятие содержит около десяти заданий и упражнений, направленных на решении поставленных задач.

Конспекты пятнадцати занятий (включая два праздничных) приведены в развернутой форме. Это дает возможность проследить логику занятия и увидеть взаимосвязь его составных частей. Последующие планы-конспекты даны в сжатой форме, предоставляя возможность для творческого воплощения на практике.

Занятия рассчитаны час, но в зависимости от правил, наполняемости групп и оснащения вашего клуба, могут проводиться как полуторачасовые. Так же отдельной главой, предлагаются варианты приветствия, прощания в кругу, так же варианты для игрового массажа и пальчиковой гимнастики, которые не вошли в предложенные занятия, но проверены и активно используются педагогами нашего центра. Структура развивающего занятия представлена в таблице.

Структура развивающего занятия

Краткая характеристика основных частей занятия

Приветствие , является неизменным каждое занятие, либо можно использовать один персонаж (куклу, солнышко…), при этом менять потешки. Приветствие настраивает детей и родителей на занятие, является организационным моментом. Дети с помощью мам говорят о своем присутствии. Такое начало настраивает ребенка на дальнейшее общение и предоставляет ребенку возможность для осознавания себя как индивидуальность.

Пальчиковая гимнастика является важной частью занятия. Пока дети не устали, они могут сосредоточиться на сложных движениях, выполняемых руками. Это способствует развитию мелкой моторики, координации движений рук, чувства ритма, развитию речи и музыкальности.

Изучение заданной темы, направленное на интеллектуально-личностное развитие ребенка (использованием методик Зайцева, Монтессори, Савичева и др.) данный блок является самым обширным во всей структуре занятия. Направлен на развитие мыслительных операций – анализа, синтеза, классификаций, обобщений, на развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле. Так же, при помощи методики Зайцева, знакомим детей с чтением и основами математики.

Музыкально-ритмическая часть осуществляется на выбор педагога, что является простором для творчества. Можно использовать проверенные музыкальные занятия Е.Железновой, можно использовать полосу препятствий либо ортопедические дорожки. Музыкально-ритмические движения являются наиболее удобной формой для развития координации

Изобразительная деятельность по теме занятия включает в себя: рисование восковыми мелками, рисование акварелью, гуашью, лепку из пластилина и соленого теста, аппликацию из цветной бумаги, поделки из различных материалов. Изобразительной деятельностью дети занимаются совместно с мамами под руководством педагога-психолога.

Сказка по теме либо игровой массаж. Осуществляется на выбор педагога, просмотр сказки, длящейся не более 5–7 минут, постепенно воспитывает в малышах такие качества, как внимательность и усидчивость, чуткость. Близкое общение со сказочными героями, снимает у ребенка страх перед ними.

Игровой массаж обеспечивает сенсорное развитие. Ребёнок воспринимает и оценивает холод и тепло, силу давления, характер прикосновения, направление движения, гладкость или шершавость материала и др. Благодаря массажу дети начинают различать лопатки, затылок, ступни, икры и другие части тела. При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику.

Прощание , так же как и приветствие, является организационным моментом на занятии. Дети усваивают определенные нормы поведения, тем самым достигается своеобразная ритмичность и предсказуемость в построении занятия для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно и уверенно на занятии.

Необходимые ресурсы для эффективного проведения развивающих занятий

Требования к ведущему . Специалисты, ведущие занятия по раннему развитию, должны иметь профильное образование,(желательно высшее), так же иметь опыт работы с детьми раннего возраста и их родителями, учитывать возрастные особенности детей раннего возраста, владеть игровыми технологиями с маленькими детьми, постоянно повышать свою квалификацию, следить за новинками в сфере образования.

Перечень учебных и методических материалов для реализации занятий достаточно большой, но все необходимое есть в любом детском развивающем центре: кубики Зайцева, мягкие игрушки, кукольные и настольные театры, фланелеграф, спортивный инвентарь. Для занятия с сыпучими материалами используем горох, фасоль, гречку, орехи, пуговицы, прищепки, клубочки. Необходимо иметь канцелярские принадлежности для занятий творческими видами деятельности. Дополнительные материалы подробно описаны в конспектах занятий.

Результатом комплексных занятий являются положительные изменения в интеллектуально-личностном развитии детей раннего возраста, позитивная динамика в развитии психомоторных свойств. Данные критерии можно проследить при помощи структурного наблюдения, проведения методики Е.А. Стребелевой, а так же анкетирование родителей.

Конспекты сюжетно-тематических развивающих занятий

Занятие № 1
на тему «Помощники доктора Айболита»

Задачи:

Дать общее представление о понятиях аптечка, больничка, лекарства;

Привлечение детей к игровым действиям;

Активизировать речевое развитие детей;

Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком;

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, классификаций, обобщений.


Необходимые материалы и пособия: Игрушечные телефоны по числу детей, или один для вас, игрушка-врач, игрушечная аптечка, пластырь по количеству детей, заготовки для творчества, герои сказки Доктор Айболит (начало), кукла, медвежонок, резиновый или пластмассовый лягушонок, зайка, набор морковки для счета, разноцветные камушки и баночки соответствующих цветов (можно использовать аквариумные), лед(если нет возможности принести настоящий, можно заменить стеклышками для аквариумов), чашечки по количеству детей, игрушечные ягоды или крупные бусины, баночки из под аскорбинки, по числу детей.

Приветствие , (на ваш выбор, можно использовать солнышко с сопутствующим текстом и манипуляциями)

Ход занятия:

Педагог: «Ребятки, а смотрите, кто это со мной пришел к нам на занятие??? Это же кукла Маринка !» Педагог показывает куколку. «Маринка, давай- ка с ребятишками поздороваемся. – Ой, а у меня что-то головушка болит, и сил совсем нет поздороваться. Педагог трогает кукле голову. – Ой, Маришка, да ты же вся горишь, простудилась, наверное. Не переживай, мы сейчас с ребятками тебе доброго доктора вызовем!»

Детям раздаются игрушечные телефоны, предварительно их можно сложить для каждого в развивающий мешочек с молниями, застежками, пуговками и т. п., для развития мелкой моторики. Дети рассматривают мешочки, ищут что там внутри, достают телефон. Все вместе прикладываем телефоны к ушкам, педагог озвучивает разговор с Айболитом, приглашает его проведать куклу Маринку.

Педагог: «Ну вот, ребятки, а пока к нам едет наш добрый доктор, давайте куколке песенку споем…»

Раздаем детям су-джоки, делаем с помощью мам массажик по ручкам, ножкам, головке.


Наша кукла заболела,
Ничего весь день не ела.
Добрый доктор Айболит
К нам по улице бежит.

Доктор куколке кладет
Руки на спину и ждет.
Кукла чувствует тепло
И у куклы все прошло.
Доктор две руки кладет
Ей на голову и ждет.
Кукла чувствует тепло
И у куклы все прошло.
Гладит спинку: Молодец,
Ты здорова, наконец.
Машет куколке рукой
И идет к себе домой.

Приезжает Доктор Айболит, знакомится с детьми, показывает свою аптечку, можно рассказать детям, что для чего, далее меряет кукле температуру, назначает чай с вареньем и постельный режим.

Педагог: «ой, а давайте чаек с вареньем для Маринки приготовим, как доктор сказал, чтобы она точно поправилась.»

Детям раздаем каждому чашку, ложку. На каждого предлагается в отдельной посуде ягодки-бусы, в количестве 8 штук, можно положить 2 овоща для усложнения задания. Сначала считаем все предметы, потом говорим что что-то напутали и нечаянно положили овощи, дети убирают их. Считают сколько ягодок осталось, перекладывают с помощью ложечки, по одной в чашку и размешивают.

По-очереди угощают куклу.

Кукла: «ой, спасибо ребятки. Теперь мне гораздо легче. только что-то я спать захотела, может вы мне колыбельную споете, тогда я посплю и точно выздоровею.»

Включаем песню Е. железновой «Куколка», дети встают в круг, по-очереди качают куклу, покачав, передают по кругу следующему ребенку. Последний укладывает куклу в подготовленную кроватку.

Педагог переключает внимание детей:

Педагог: «ребятки, а слышите чьи-то шаги, стучит за спиной по бубну, кто же это может быть: такой шумный, тяжелый и неуклюжий, показывает куклу – перчатку медвежонка. Здравствуйте, мои хорошие, давайте я с вами за ручку поздороваюсь. »

Здоровается с каждым ребенком.

Медвежонок: «представляете, шел я по-лесу, собирал шишки как всегда, и вдруг одна шишка как упадет мне прямо в лоб!!!»

Педагог удивляется, предлагает детям встать в круг и инсценировать стихотворение мишка-косолапый, по лесу идет.

Педагог: «Да, Мишенька не повезло тебе, но мы с ребятками одно средство знаем, оно тебе точно поможет.»

Педагог раздает детям, заранее приготовленный лед в стаканчике, дети рассматривают, трогают, знакомятся со свойствами. Если нет возможности показать настоящий лед, можно заменить аквариумными камушками-стеклышками. Если позволяют условия можно их предварительно охладить. Показать детям, что происходит со льдом когда он постоит, обратить внимание, что получается водичка, для ускорения процесса можно использовать соляную грелку.

Педагог: «Давайте. Скорее лед мишке ко лбу приложим, пока он не растаял совсем».

Здесь можно либо педагогу показать процесс, либо каждому по-очереди приложить, но тогда имеет смысл использовать имитацию льда.

Педагог: «Смотрите, ребятки, шишка-то у мишки почти прошла!!! Давайте попрощаемся с мишкой. Пока мишутка, будь осторожнее теперь!»

Детки машут медвежонку, проговариваем. Чтобы он был осторожнее.

«ква, ква…»

Педагог: «ой, ребятки. А там кто-то еще к нам спешит за помощью. Кто же это…?»

Показываем игрушку-лягушонка, здороваемся с каждым по-очереди. Предлагаем попробовать поздороваться по лягушачьему. Дети пробуют квакать вместе с мамами.

Лягушонок: «я к вам, детки за помощью прискакал, вот что со мной приключилось,… решил я с кувшинки на бревно прыгнуть. Чтоб на солнышке погреться, да не заметил веточку маленькую и поцарапался немножко. Может вы знаете, как мне помочь.?»

Педагог: «смотрите, ребята, нам же доктор айболит оставил какие-то волшебные штуки, давайте посмотрим, что это…»

Показываем детям пластырь, показываем что он липкий, как его можно приклеить и для чего он нужен. Детки с мамами встают в круг и танцуют танец «Четверо лягушат» Е.Железновой, при этом, дети прыгают по импровизированным кочкам. Для детей постарше можно использовать «кочки» с изучаемой буквой или цифрой для закрепления.

Педагог: «Смотрите, а пока мы с вами плясали к нам в гости зайка ушастый пожаловал. Еще он что-то принес.»

Зайка несет корзинку с морковкой, но чихает (имитируем) и просыпает всю морковку.

Педагог: «Да, ты зайчишка простыл, наверное, но мы с ребятками знаем, как твой недуг победить.»

Предлагаем детям помочь зайке собрать морковку, закрепляем изучаемую цифру, в данном случае 8.

Педагог: «зайка, а мы тебе сейчас леденцы волшебные сделаем, с ними ты точно кашлять перестанешь»

Раздаем каждому ребенку баночку, хорошо если баночка будет аптечная, например из под аскорбинки и т. п.

В центре высыпаем разноцветные камушки, можно использовать камушки для аквариумов. Каждому ребенку даем жетончик определенного цвета и инструкцию, что каждый собирает для зайки свои таблеточки от кашля.

Передаем их зайке, зайка всех благодарит.

Подводим итог:

Педагог: «ребятки, вот мы с вами какие молодцы сегодня, скольким зверятам помогли, и Маринку вылечили, и мишку и зайку и лягушонка. Теперь мы с вами настоящие Айболиты!»

Далее, дети переходят в другой зал, где 10–15 минут, либо бегают по кругу по ортопедическим дорожкам, преодолевают препятствия и т. п. под веселую музыку, либо танцуют под музыку Е.Железновой с инсценировкой песенок, либо занимаются в Монтессори зале, в зависимости от того, чем оснащен ваш клуб.


Творчество

Аптечка

Делаем аптечку. Для этого нам понадобятся красные листы по числу детей, можно использовать картон, белые полоски для крестика, картонные заготовки в виде баночек аскорбинки с заранее наклеенной надписью «Аскорбиновая кислота», по числу детей желтые шарики из пластилина размером с аскорбинку, картонный градусник со шкалой, красные фломастеры по числу детей, кассеты из под таблеток по числу детей, цветные шарики из пластилина, примерно 1 см в диаметре, клей на каждого.


Даем инструкцию, что мы сегодня были помощниками доктора Айболита, и теперь если у вас дома заболеет какая-нибудь игрушка, у вас должен быть волшебный чемоданчик-аптечка.

Красный картон или листы сворачиваем наподобие конверта, можно подготовит заранее, и обрезать уголки, чтобы был похож на сумочку. Внутри либо проклеиваем, либо скрепляем степлером каждому ребенку, либо заранее приклеиваем полоски двустороннего скотча, ребенку останется только снять защитный слой и склеить по краям. Далее приклеиваем белые полоски на сумочку в виде крестика.

Приступаем к заполнению аптечки: на градусниках рисуем красную шкалу, на баночки с аскорбинкой наклеиваем желтые шарики, в кассеты от таблеток прилепляем пластилиновые шарики, все складываем в аптечку- готово!

Помните, все материалы должны быть заранее подготовлены, вырезаны и разложены в емкости по числу детей.

Педагог должен делать свою поделку вместе с детьми для образца, либо предоставить уже сделанный экземпляр.

Детки по очереди задувают свечку под аплодисменты.

Помните, успех любого занятия зависит от вашей эмоциональности и артистичности, и умения подстраиваться под ситуацию!

Развивающее занятие.

Тема. «Домашние птицы»

Программное содержание.

1.Знакомить детей с внешним видом и некоторыми характерными повадками домашних птиц (курицы, утки, гуся, индюка). Учить отличать и правильно называть этих птиц и их детенышей. Формировать словарь по теме.

2.Развивать правильное звукопроизношение и звукоподражание.

3.Учить складывать картинку из четырех частей, развивать зрительное внимание, умение визуально контролировать и координировать свои движения.

Материал. Сказка «Курочка ряба», картинки: курица, утка, гусыня, индюшка, дидактические игры «Найди маму», «Накормим птиц», разрезные картинки.

Ход занятия.

1.Показ сказки «Курочка ряба»

2.Рассматривание картинок .

Воспитатель. Какие птицы жили у бабушки и дедушки? Кто еще жил? У бабушки и дедушки во дворе жили утка, гусыня, индюшка, а в доме жила курица (показывает картинки). Вот сколько домашних птиц было у бабушки и дедушки.

3.Упражнение в звукоподражании.

Воспитатель. Покажите, где курица. Как говорит курица? Затем воспитатель предлагает имитировать голоса других домашних птиц.

4.Динамическая пауза. «Разминка» Е. Железнова.

5.Дидактическая игра «Накорми птиц»

Воспитатель. Бабушка и дедушка любили своих птиц, заботились о них, кормили их. Давайте поможем бабушке и дедушке накормить птиц. Что любят кушать птицы (зернышки, травку, хлеб).

6. Дидактическая игра «Найди маму»

Воспитатель. У курицы, утки, гусыни, индюшки есть маленькие детки. Давайте поможем мамам найти своих деток.

7.Игра «Разрезные картинки»

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.

Тема. «Зима в лесу»

Программные содержание.

1. Закреплять знания детей о сезонных явлениях природы.

2. Формировать активный и пассивный словарь детей.

3. Создавать условия для развития компонентов устной речи в различной деятельности.

4. Развивать память, внимание, мышление детей.

5. Воспитывать доброжелательное отношение к животным.

6. Воспитывать умение играть совместно с другими детьми.

7. Побуждать детей к активным действиям с игрушками и диалогу.

Материал. Игрушка -мышка, морковки разного размера, мешочки с крупой, игрушка –зайка, одежда для зайки, снежки из ткани, бумажные снежинки.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, какое время года наступило?

Дети. Зима.

Воспитатель. Правильно зима. Ребята, наступили морозы, подул сильный ветер. С неба падают белые снежинки. Сегодня мы с вами пойдем гулять в зимний лес, посмотрим, кто живет в зимнем лесу.

Дети вместе с воспитателем идут по дорожке.

«По заснеженной дорожке

Шагают наши ножки,

Ножки поднимаем

Весело шагаем! »

Воспитатель. Привела нас дорожка прямо в зимний лес на лесную опушку.

Как красиво кругом! Какие красивые стоят деревья в лесу. Снег лежит на ветках.

«На сосне и на березе бахрома

Белым снегом их закутала зима.

Вот под деревом сугроб

Все белым бело!

Все тропинки белым снегом в лесу замело».

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какие красивые снежинки на веточках лежат. Давайте, возьмем снежинки в руки и поиграем с ними.

«Мы снежинки, мы снежинки

Мы пушистые снежинки.

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул - полетели! »

Воспитатель. Положим, ребята снежинки обратно на веточки, пусть будет красиво в лесу.

(Раздается писк мышки)

Ой! Послушайте, ребята. Кто-то тихонько там пищит.

(Выглядывает голова мышки)

Воспитатель. Это мышка, выходи к нам мышка с ребятами поиграть.

Позовем, ребята мышку, иди к нам мышка. Вот и вышла мышка к нам.

Здравствуй мышка! Здравствуйте ребята.

Воспитатель. Ребята, мне мышка рассказала, что у нее нет домика, а на улице зима и очень холодно. Давайте мышки построим домик.

Физкультминутка «Строим домик»

Целый день тук да тук,

Раздается звонкий стук.

(Дети делают вид, что стучат кулаками, как молоточками).

Молоточки стучат-

Строим домик для мышат,

Вот с такой крышей.

(Руки над головой, кончики пальцев кончики пальцев соединены).

Вот с такими стенами.

(Прямые ладошки соединены боковыми сторонами).

Вот с таким окошком.

(Одна рука снизу головы, другая параллельно ей сверху головы).

И вот с такой дверью.

(Ладошки соединены перед грудью, они раскрываются и снова и снова соединяются).

Воспитатель. Не бойся мышка, мы тебя не обидим. Посмотрите, ребята, какая красивая мышка.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает игрушку.

«Круглые ушки,

Короткие ножки.

Длинный хвосток,

Серый бочок

Зоркий глазок! »

Воспитатель. Где у мышки ушки? Где у мышки ножки? А где у мышки хвостик?

Воспитатель. Красивая мышка! Погладим ей ушки, погладим ей ножки, погладим ей хвост. Мышка кушать захотела и тихонечко запела: пи-пи-пи Как мышка пищит? (Пи-пи-пи). Угостим мышку хлебными крошками.

Хлебные крошки хороши,

Кушай, мышка не спеши»

Как мышка кушает? (Ам-ам-ам).

Воспитатель. Молодцы!

Мышка наша просит пить

Надо мышку напоить!

Воспитатель предлагает ребенку взять блюдце и напоить мышку водичкой.

Воспитатель. Наелась, напилась и домой собралась наша мышка. «Спасибо, вам ребятки, пойду я домой. Подожди, мышка, не спеши. Мы тебе с собой дадим запасы на зиму.

Воспитатель вместе с детьми отдает мышки запасы на зиму.

Вот мешок тебе с горошком.

Вот пшена тебе немножко,

Вот с гречихой мешок.

Воспитатель. Молодцы ребята! А теперь мышке в свой домик пора. До свидания мышка!

Дети прощаются с мышкой, воспитатель читает стихотворение.

«Превратилась туча в снег

И нападала на всех

А в лесу особенно-

Вот такой сугробина!

Мы сугроб здесь раскопаем,

Что там есть, сейчас узнаем! »

А что мы нашли в сугробе? Это корзинка, а в ней лежат снежки.

«Кто снежочки сделал эти?

За работу кто в ответе?

Это зимушка-зима,

Снежки детям принесла! »

Поиграем в снежки? Дети. Да!

Звучит подвижная музыка, дети под музыку играют в снежки.

Воспитатель. «Мы снежочками играли

И друг в друга их кидали,

А теперь их соберем

И гулять скорей пойдем! »

(Раздаётся плачь).

Воспитатель. Кто это там плачет? (Обращает внимание детей) Давайте посмотрим. Это зайка плачет. Что ты плачешь, зайка? «Я по лесу гулял, на тропинке заплутал, очень сильно замерз, устал».

Воспитатель. Ребята, возьмем зайку к себе? Зайку мы обогреем, зайку мы пожалеем. Ребята пожалейте зайку.

Воспитатель. Где у зайки ушки? Где у зайки лапки? А где у зайки хвостик? Чтобы зайка не мёрз в лесу, надо зайку одеть. Давайте оденем носочки и шапочку.

Воспитатель. Теперь зайке будет тепло в лесу зимой. Спасибо говорит нам зайка. А теперь угостим зайку морковкой. Пора нам с зайкой поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Зайчик».

Жил-был зайчик.

(Хлопают в ладоши).

Длинные ушки

(Ладони приставляют к голове).

Отморозил зайчик

Носик на опушке

(Трут нос).

Отморозил носик

(Сжимают и разжимают пальцы обеих рук).

Отморозил хвостик

(Гладят кобчик)

И поехал греться

(Крутят руль)

К ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо

(Разжимают кулаки обеих рук),

Волка нет

(Хлопают в ладоши),

И дают морковку на обед

(Поглаживают живот ладонью ведущей руки по

Часовой стрелке).

Воспитатель. Молодцы! Зайку мы обогрели, накормили, поиграли с ним а теперь ему пора домой. Ребята, сегодня мы с вами встретили в лесу мышку и зайку. Вы очень добрые и заботливые ребята помогли сегодня мышке и зайке в зимнем лесу, а теперь пойдем домой.

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи и ознакомлению

С окружающим миром.

Тема. «Осень»

Программное содержание.

1.Познакомить детей с характерными признаками осени.

2.Учить дифференцировать красный и желтый цвет.

3.Воспитывать правильное физиологическое дыхание, вырабатывать длительный плавный вдох.

4.Развивать соотносящие, хватательные движения.

Материал. Картина «Осень», листья из бумаги желтого и красного цвета, листы бумаги.

Ход занятия.

1.Рассматривание картины «Осень», рассказ воспитателя.

Воспитатель показывает детям картину, рассказывает о том, что на ней изображено: «Наступила осень, стало холодно. Мы надеваем теплые кофты, брюки, шапки. На улице идет дождик. Как дождик капает? «Кап-кап-кап». Листочки на деревьях становятся желтыми, красными и падают на землю. Это называется листопад.»

Листопад, листопад,

Листья по ветру летят.

2.Игровое упражнение «Собери букет из листьев»

Воспитатель. Посмотрите, у нас тоже листопад. Смотрите сколько листиков нападало. Листочки разные желтые и красные. Соберите букеты из желтых и красных листьев.

3.Упражнение на развитие речевого дыхания.

Воспитатель. Осенью часто дует ветер. Давайте подуем, как сильный осенний ветер. А теперь-как слабый ветерок. Давайте подуем на ладошку и почувствуем ветер.

4.Подвижная игра «Солнышко и дождик»

5.Игра по развитию мелкой моторики рук «Осенние листья»

Воспитатель раздает детям листы бумаги и предлагает сделать осенние листья, разорвав бумагу на кусочки. Затем показывает детям как листья падают с деревьев и кружатся по ветру. По окончании игры можно попросить детей помочь вам убрать листочки.

Предварительный просмотр:

Конспект игрового занятия.

Тема. «Поезд»

Программное содержание.

2.Формировать устойчивые знания о величине (большой-маленький), о фигуре (круг).

4.Учить детей элементарным способам конструирования: накладыванию.

5.Упражнять детей в звукоподражании.

6.Продолжать учить детей наклеивать детали изображения.

7.Развивать речь, мышление, общую моторику.

8.Воспитывать умение подчинять свои действия требованиям коллектива, взрослого.

Материал. Игрушки: паровоз с вагонами; мелкие фигурки лягушки, лошади, коровы, петуха, собаки, кошки; книги; маленькие фигурки матрешек; счетные палочки; картинки с изображением рельсов; картинка «паровоз без колес», черные круги (одно большое, два маленьких).

Аудиозаписи.

Ход занятия.

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

2.Игровая ситуация «Подарки паровоза»

Паровоз, Паровоз,

Что в подарок нам привёз?

Я привёз цветные книжки.

Пусть читают ребятишки!

Детям раздают книги и они листают их, рассматривая картинки.

3.Конструирование «Рельсы»

Дети, паровозу нужна специальная железная дорога - из рельсов и шпал. Вот рельсы у нас есть, нужно только шпалы выложить. Возьмите палочки-шпалы и выложите сверху на рельсах. Вот так.

4.Аппликация «Колеса для паровоза»

Нужно починить паровоз - ведь у него отвалились колеса. Колесо какой формы? На какую фигуру похоже колесо? Колесо круглое, похоже на круг. А колеса одинаковые или разные. Колеса разные. Есть колесо большое и есть маленькие. Приложите колеса к паровозу. А теперь приклейте.

5.Игровая гимнастика «Паровоз» (Е. Железнова)

Паровозик чух – чух – чух,

Мчит по рельсам во весь дух,

В зоопарк зверей везет,

Чух – чух- чух, он им поет.

(А. Кузьмина)

Кто в этом вагончике приехал? Послушайте и догадайтесь, чей это голос?

Гав-гав. Му-у. Ква-ква. Ку-ка-ре-ку. Иго-го. Мяу.

После того, как дети отгадывают животное, воспитатель выставляет их фигурки перед детьми. Затем предлагает взять в руки и озвучить их голос.

Дидактическая игра «Паровозик и матрешки»

Разноцветный паровозик,

Всех матрешек нынче возит.

Всех в рядочек посадил

И по лесу покатил.

(Дети выставляют фигурки матрешек на поезд)

Он привёз их на лужайку:

Эй, матрешки, вылезайте,

Бегайте, резвитесь,

Пойте, веселитесь.

(Дети манипулируют фигурками матрешек по тексту)

Я посплю совсем немного,

И отправимся в дорогу.

Что же, матрешки поиграли, паровозик поспал немного, пора в обратный путь. Рассадите матрешек в каждый вагончик.

Звучит аудиозапись. Е. Железнова «Паровоз»

Предварительный просмотр:

Конспект игрового занятия.

Тема. «Поезд»

Программное содержание.

1.Расширить знания детей по теме «Поезд».

2.Формировать устойчивые знания о количестве (один-много), цвете (красный, желтый, зеленый, синий).

3.Учить детей элементарным способам конструирования: приставлению.

4.Упражнять детей в звукоподражании.

5.Продолжать учить детей рисовать карандашом.

6.Развивать речь, мышление, мелкую и общую моторику.

7.Воспитывать умение подчинять свои действия требованиям коллектива, взрослого.

Материал. Игрушки: паровоз с вагонами, котенок, карандаши черного цвета, картинки «паровоз с трубой», картонные силуэты котов, бинт, игрушечные шприцы, настольный строительный материал.

Аудиозаписи. Е. Железнова. Песенка «Паровоз», Игровая гимнастика «Паровоз»

Ход занятия.

1.Приветствие «Наши умные головки»

Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

2.Чтение стихотворения, звукоподражание и рисование «Дым из трубы»

Под веселый стук колес

Мчит по рельсам паровоз.

Дым, пуская на лету,

Паровоз гудит: туту!

(Т. Второва)

Как гудит паровоз? Погудите, как паровоз: туту!

А вот паровоз останавливается, тормозит и выпускает пар: с-с-с.

А теперь возьмите в руки черные карандаши и нарисуйте дым, который вылетает из трубы паровоза.

3.Динамическая пауза «Паровоз»

Дети выстраивают стулья друг за другом и рассаживаются под песенку «Паровоз».

4.Настольный театр «Паровоз»

Паровоз бежит по рельсам,

На пути котенок спит.

Паровоз остановился

И котенку говорит:

Ты, котенок, ты, котенок,

Очищай машине путь.

А котенок отвечает:

Сам проедешь как-нибудь.

Паровоз разгорячился,

Отдавил котенку хвост.

А котенок разозлился,

Оцарапал паровоз.

Паровоз лежит в больнице,

Ему делают укол.

А котенок спит на рельсах

С перевязанным хвостом.

(С. Я. Маршак)

Дети делают укол паровозу и перевязывают бинтом хвосты картонных силуэтов котят.

5.Пальчиковая игра «Паровозик едет в гору»

Паровозик едет в гору,

В гости к дедушке Егору.

(Трем ребром поставленные ладони друг о друга)

А в вагончиках сидят

Четверо малых ребят:

Аня тут и Даня.

Тая и Матвей.

С ними вместе Котофей.

(Перебираем подушечки пальцев, начиная с мизинца, заканчивая большим пальцем-котом)

У него закрыты глазки,

Он мурлычет детям сказки.

6.Конструирование из строительного материала «Поезд»

Дети выкладывают разноцветные кирпичики из строительного материала приставляя их друг к другу вплотную по одной линии, выбирая последовательность цветов в соответствии с текстом стихотворения.

От орешника до ели

Ехал поезд три недели,

Не заставишь ездить быстро

Черепаху-машиниста.

Первый в поезде вагон -

Ярко-желтый как лимон.

А вагончик номер два

Весь зеленый как трава.

Третий в поезде вагон

Красной краской крашен он.

Вот вагон четвертый, новый.

Синий-синий, аж блестит.

Он по рельсам катит споро

И по сторонам глядит.

Так и едет по оврагам

Поезд черепашьим шагом.

Коль в пути проблем не будет,

Ровно через год прибудет

7.Игровая гимнастика «Паровоз»

Предварительный просмотр:

Игровое занятие на тему: «Репка»

Программное содержание.

1.Вызвать интерес к сказке «Репка».

3.Формировать устойчивые представления о понятиях «большой-маленький», «верх», «один-много», «сначала-потом».

4.Учить играть роль персонажа сказки с помощью взрослого.

5.Закрепить знания о желтом и зеленом цветах.

6.Ввести в словарь детей слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

7.Продолжать учить детей рисовать восковыми мелками, лепить из пластилина.

8.Формировать у детей умение внимательно слушать.

9.Развивать внимание, речь, чувство ритма, мелкую моторику, координацию движений.

10.Воспитывать дружеские отношения со сверстниками.

Материал.

1.Персонажи для настольного театра «Репка».

2.Картонные силуэты репки с зелеными прищепками-ботвой, подносы желтого и зеленого цветов.

3.Картонные большие и маленькие «репки» и «корзинки».

4.Пластилин, силуэты репки.

5.Картинки-раскраски «Репка», зеленые и желтые восковые мелки.

7.Картинки с тучами, синие восковые мелки.

7.Большой желтый мяч с приделанной из зеленой гофрированной бумаги ботвой.

8.Зонт.

9.Кукольная посуда (кастрюли, тарелки, ложки), салфетки, крупа.

10.Атрибуты для инсценировки сказки: шапка, платок, передник, шапочки «Собака», «Кошка», «Мышка».

Ход занятия.

1.Приветствие «Наши умные головки»

Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы все сегодня пришли!

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Вы на стульчики садитесь.

Крепко за руки держитесь

Раз, два, три, четыре, пять

Сказку будем начинать.

2.Настольный театр «Сказка «Репка»

Воспитатель рассказывает сказку, передвигая на столе игрушки-персонажи.

3.Дидактическое упражнение «Один-много»

Сколько репок выросло? Выросла одна репка. А сколько людей и зверей тащили репку? Много. Давайте посчитаем их. Дед-один, бабка-два, внучка-три, Жучка-четыре, кошка-пять и мышка-шесть. Вот как много людей и зверей тащили репку.

Смог дед один вытащить из земли репку? Нет, один дед не смог. А все вместе, дружно смогли.

4.Динамическая пауза «Посадили репку в огороде»

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом

(Ходьба)

Перед нами огород

(Руки вытянуть вперед)

Дед на помощь нас зовет

(Махи руками)

Вот мы репку посадили

(Наклониться)

И водой её полили

(Имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка

(Развести руки в стороны)

А теперь её потянем

(Имитация движения)

И из репы кашу сварим

(Имитация движения)

И будем от репки здоровые и крепкие

(Показать силу)

Быстро справится сумели

И на место тихо сели.

5. Лепка «Репка на грядке»

Дети раскатывают пластилин прямыми движениями ладоней. В получившуюся толстую колбаску-грядку втыкают-сажают репки-картонные силуэты.

6. Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Вот посадили в землю маленькое зернышко.

(Сесть на колени и сгруппироваться)

Из зернышка выросла сначала маленькая репка.

(Выпрямиться, сидя на коленях)

А потом репка росла-росла и выросла большая-пребольшая.

(Встать на ноги. Руки поднять вверх)

Вот перед вами репки. Сколько их? Посчитаем: один, два. Сколько репок? Две репки.

Репки разные - одна меленькая, другая большая.

Какая сначала была репка? Сначала репка была маленькая.

Возьмите маленькую репку и положите в маленькую корзинку.

А какой репка стала потом? Потом репка стала большой. Возьмите большую репку и положите в большую корзинку.

7. Проговаривание заклички «Дождик-дождик»

Чтобы репка поскорее выросла большой, нужно поливать ее. Давайте позовем дождик, чтобы он полил нашу репку.

Дождик-дождик, лей сильней.

Репку нашу ты полей.

8.Рисование восковыми мелками «Дождик»

На листах бумаги нарисована тучка. Дети мелками наносят короткие штрихи - рисуют дождик.

9.Динамическая пауза «Все под зонтик»

Ой, какой дождик полил. А как можно спрятаться от дождя? Под зонтик можно спрятаться. Воспитатель раскрывает зонт. Дети бегут прятаться под зонт.

10.Инсценировка сказки «Репка»

Детям надевают атрибуты (шапка, платок, передник, шапочки «Собака», «Кошка», «Мышка». Далее дети исполняют свою роль под слова сказки, которую рассказывает воспитатель.

11.Рисование восковыми мелками «Репка»

Вот какая репка выросла на этой картинке. Нужно ее раскрасить.

Какого цвета мелок мы возьмем для того, чтобы разукрасить репку? Желтый мелок.

А каким цветом закрасим листья-ботву? Зеленым.

Дети закрашивают силуэтное изображение репки восковыми мелками.

12.Дидактическая игра с прищепками «Очистим репку от ботвы»

Давайте с помощью прищепок покажем, какая ботва-листья у репки. Прикрепите прищепки к верхней части репки. А вот какого цвета прищепки мы выберем? Листья какого цвета? Зеленые. Значит прищепки какого цвета мы возьмем? Зеленые прищепки.

Дети прикрепляют прищепки к картонным силуэтам репки.

Чтобы сварить кашу, нужно репку очистить от ботвы - зеленых листиков.

Дети снимают с картонных силуэтов репки зеленые прищепки.

Репки какого цвета? Желтого. Вот и сложите репки на желтый поднос. А прищепки-ботва какого цвета? Зеленого. Сложите их на зеленый поднос.

13. Упражнение «Передай репку по кругу»

Дети передают мяч-репку друг другу.

Динамическая пауза «Каша»

Вот из репки наша каша.

(Ладони сложить лодочкой перед собой)

Пар над кашей поднялся.

(Поднять руки вверх)

А где же каша?

(Пожать плечами)

Нету! Вся!

(Отрицательно покачать головой и развести руки в стороны)

14. Упражнение «Переложи кашу из кастрюли в тарелку»

Возьмите салфеточки, постелите их перед собой. Сверху на салфеточку поставьте тарелочку. А теперь положите в тарелочку кашу.

Дети ложкой пересыпают крупу их кукольный кастрюль в тарелочки.

15.Словесная игра «Назови ласково героев сказки»

Воспитатель просит детей повторять за ней.

Репка - репонька.

Дед - дедушка.

Бабка - бабушка.

Внучка - внученька.

Собака - собачка.

Кошка - кошечка.

Мышь - мышка.

Предварительный просмотр:

Занятие по сенсорному развитию.

Тема . «Рыбки»

Цель.

1.Продолжать обогащать опыт детей при действии с предметами различной величины и цвета (желтый, синий, красный, зеленый).

2.Формировать знания о понятиях «круг», «один-много» и способах уравнивания совокупностей.

3.Развивать память, мелкую и общую моторику, координацию движения.

Материал. Игрушки «рыбки» разных цветов и размеров. Обручи желтого и красного цветов. Обручи синего цвета, под ними вырезанные из прозрачной клеенки круги.

Ход занятия.

1.Приветствие «Веселые хлопушки»

Пусть стоят на месте ножки,

Только хлопают ладошки.

Хлоп да хлоп перед собой.

(Хлопки перед собой)

А теперь скорей похлопай,

Да погромче, за спиной.

(Хлопки за спиной)

Выше, выше, выше хлопай,

Руки выше поднимай.

Ниже, ниже, ниже хлопай.

Руки ниже опускай.

(Хлопая, опустить руки)

А теперь махать руками

Можно целых пять минут.

(Произвольные махи руками)

Отдыхая вместе с нами,

Руки тоже отдохнут.

(Сложить ладони под щечку)

2.Дидактическая игра «Цветные рыбки»

Вот у нас два аквариума (обруча) - желтый и красный. А вот рыбки - желтые и красные. Нужно разложить их в аквариум. Каждой рыбке свое место: желтые рыбки - в желтом аквариуме, а красные рыбки - в красном аквариуме.

3.Игра с прищепками «Рыбий хвостик»

Посмотрите, какой красивый у рыбки хвостик и плавник. Давайте снимем прищепки и попробуем сами сделать такой же красивый хвостик и плавник.

4.Физкультминутка «Пять маленьких рыбок»

(Имитация движения рыб)

(Развести руки в стороны)

(Имитация ныряния)

(Руки сложить под ухо)

(Потереть кистями плечи)

(Убегают)

5.Дидактическая игра «Рыбки большие и маленькие»

В большой аквариум поселите больших рыбок, а в маленький аквариум - маленьких рыбок.

6.Упражнение «Одна или много рыбок?»

В этом озере сколько рыбок? Много. А в этом озере сколько рыбок? Одна. Возьмите своих рыбок и пустите поплавать к одной рыбке. Сколько рыбок стало? Стало много рыбок.

7.Пальчиковая игра «Рыбка»

Рыбка плавает в водице.

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Ладони поочередно сжимаются в кулак)

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком вильнула,

Материал. Игрушки «рыбки» разного размера, любые животные, платочки, картонные круги синего цвета, камешки, таз с водой, таз с пшеном.

Ход занятия.

1.Приветствие «Веселые хлопушки»

Пусть стоят на месте ножки,

Только хлопают ладошки.

(Дети сидят или стоят, хлопают ладошками по столу)

Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай,

Хлоп да хлоп перед собой.

(Хлопки перед собой)

А теперь скорей похлопай,

Да погромче, за спиной.

(Хлопки за спиной)

Выше, выше, выше хлопай,

Руки выше поднимай.

(Хлопая в ладоши, поднять руки вверх)

Ниже, ниже, ниже хлопай.

Руки ниже опускай.

(Хлопая, опустить руки)

А теперь махать руками

Можно целых пять минут.

(Произвольные махи руками)

Отдыхая вместе с нами,

Руки тоже отдохнут.

(Сложить ладони под щечку)

2.Сюрпризный момент «Поймай рыбку»

В таз с пшеном дети опускают руки и выкапывают небольшие игрушки, изображающие рыб

3. Рассматривание игрушки.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает рыбку.

Кто это? Это рыбка. У нее есть глазки. (Покажите глазки). Есть ротик. (Покажите ротик). Есть плавники. (Покажите плавники). Есть хвостик. (Покажите хвостик). Где живет рыбка? Рыбка живет в реке, аквариуме.

4.Артикуляционное упражнение «Рыбка открывает рот»

Покажите, как рыбка ротик открывает и закрывает. Не торопитесь.

5.Дидактическая игра «Где спряталась рыбка?»

Перед ребенком выкладываются две игрушки (рыбка и любое животное). Каждая фигурка накрывается платочком.

Найди рыбку. Где она спряталась?

6.Физкультминутка «Пять маленьких рыбок»

Пять маленьких рыбок плескались в реке.

(Имитация движения рыб)

Лежало большое бревно на песке.

(Развести руки в стороны)

Первая рыбка сказала: - нырять здесь легко.

(Имитация ныряния)

Вторая сказала: ведь здесь глубоко.

(Грозят указательным пальцем)

Третья сказала: мне хочется спать.

(Руки сложить под ухо)

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.

(Потереть кистями плечи)

Пятая крикнула: здесь крокодил,

(Руками имитируют пасть крокодила)

Плывите скорее, чтоб не проглотил.

(Убегают).

7.Дидактическая игра «Рыбка в озере»

Вот перед вами круг. Круг синего цвета - синий круг. Это будет вода для нашей рыбки. Пустите рыбку в воду - положите сверху на синий круг. А по краям круга выложите красивые камешки.

8.Опыт с предметами «Плавает или тонет»

В емкость с водой дети опускают камешки, затем бумагу и наблюдают, что утонуло, а что плавает.

9.Чтение стихотворения и инсценировка

Рыбка рыбку догоняла,

Рыбка хвостиком виляла.

Ткнулась в брюшко: - Догнала!

Эй, подружка! Как дела?

10.Пальчиковая игра «Рыбка»

Рыбка плавает в водице.

Рыбке весело играть.

Две ладошки вместе изображают плавательные движения)

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

(Ладони поочередно сжимаются в кулак)

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

(Хватательные движения «щепоткой»)

Рыбка хвостиком вильнула,

Быстро-быстро уплыла.

(Помахать рукой)


Программное содержание:

Выявить уровень речевого и сенсорного развития детей ; закрепить знания цветов, овощей и фруктов, строения тела человека, предметов гигиены и строения растений - деревьев.

Закреплять умение дошкольников слушать речь воспитателя и отвечать на вопросы по содержанию картины, соотносить услышанное с предметом или рисунком, рассказывать короткие стихи.

Закрепить усвоение детьми сенсорных эталонов: умение различать предметы по цвету, форме; умение подбирать предметы различной формы с заданной формой (круг, квадрат, треугольник) понятие «много», «один»; соотносить разнородные предметы одновременно по величине, цвету; распознавать на слух звуки природы (дождь, ветер).

Развивать речевое дыхание, активность, зрительную и слуховую память, внимание, наблюдательность , мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывать бережное отношение к собственному телу, здоровье, интерес к живой и неживой природе.

Вызвать у детей положительные эмоции во время занятия.

Оборудование: кукла Даша, бумажные Солнышко и Облако, муляжи овощей и фруктов, бумажные листочки красного, желтого и зеленого цветов, карточки с изображением предметов гигиены, бумажные геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник разного цвета и величины, аудиозапись ветра и дождя.

Предыдущая работа: знакомство с цветами - желтый, красный, зеленый; формами - круг, квадрат, треугольник; овощами и фруктами; рассмотрение картины «Осенние деревья»; изучение частей тела человека, предметов гигиены наблюдения за растениями (деревьями) осенью; заучивание стихов; прослушивание аудиозаписи звуков природы.

Худ. слово: стихотворение Г. Бойко «Солнышко и тучка», стихи про овощи, фрукты, осень .

Ход занятия воспитателя с детьми раннего возраста:

I . Организационный момент (2 мин.).

Доброе утро, дорогие малыши! К нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними: - Доброе утро!

Но это еще не все наши гости. Должны прийти еще некоторые.

Сюрпризный момент

Стук в дверь, пришла кукла Даша.

Воспитатель. Дети, к нам пришла кукла Даша.

II. Мотивация (0,5 мин.).

Она пришла к вам в гости и хочет с вами поиграть. А вы хотите поиграть с куклой?

III. Основная часть (16 мин.).

Сначала давайте рассмотрим куклу поближе.

На кого она похожа? (На человека, ребенка)

Кукла, как и все дети, очень любит играть и предлагает поиграть в игру. Она будет показывать части тела, а вы их будете называть и показывать на себе.

Дидактическая игра «Части тела»

Дети, как вы думаете, почему кукла чистая и опрятная?

Да, потому что она умеет и любит умываться. Дети, а вы любите умываться?

Что нам нужно для умывания? Давайте расскажем.

Дидактическая игра «Предметы гигиены»

Чем мы моем ручки? (Водой, мылом)

Чем вытираем? (Полотенцем)

Давайте покажем как мы умеем умываться.

Рассказывание стихотворения с выполнением движений

Водичка, водичка!

Умой наше личико -

Румяное и белое,

Как яблочко спелое.

У нашей куклы есть любимые игрушки. Вы знаете что это? (Кубик, шар)

Какого цвета кубик (шар)?

Что может делать шар? (Катиться)

Может катиться кубик? (Нет) Почему нет?

Малыши, кукла Даша принесла с собой корзинку. Давайте посмотрим, что в ней.

Дидактическая игра «Овощи, фрукты, ягоды»

(Названия, цвет, вкус)

Молодцы, ребята. Много овощей и фруктов вы уже знаете. А сейчас послушайте стихотворение о яблоке.

Солнцем яблоко налито -

Круглое, и сочное -

В бабушкином саду

Я на дереве найду.

А Антон расскажет нам стихотворение о капусте.

Белая и хрусткая,

Зовут меня капусткою.

Вкусная, полезная -

Прогоню болезни я.

Вы знаете, дети, что большинство овощей и фруктов созревают осенью. Это очень хорошая, волшебная пора. Миша, расскажи нам стихотворение об осени!

Если небо хмурое,

если дождик льется,

Это время года

осенью зовется.

Вот посмотрите, какую хорошую осень нарисовала наша кукла Даша.

Рассмотрение картины «Осень»

Что изображено на рисунке?

Сколько деревьев?

Артем, покажи где у дерева ствол? Где веточки? Где листочки?

Какого цвета стали листочки на деревьях?

Что они делают?

Куда падают листочки?

Есть солнышко на небе?

Дети, а вы хотите, чтобы появилось солнышко? У нас есть волшебный волчок. Сейчас мы с его помощью пригласим к нам солнышко.

Юла, Юла, покрутись!

Ясное солнышко, появись!

Вот и появилось солнышко, а вместе с ним пришла и дождевая тучка. О них есть хороший стих. Вот послушайте.

Солнце с тучкою опять

В прятки начали играть.

Только солнце спрячется -

Тучка вся расплачется.

А как солнышко найдется -

В небе радуга смеется.

Наверное солнышко и тучка хотят поиграть с вами.

Физкультминутка

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

(В конце звучит аудиозапись дождя)

Дети, это звучит? (Дождь)

Закончился дождь. Облако поплыло по небу дальше, а солнышко осталось с нами. Вдруг что это?

(Звучит шум ветра)

Что это дети. Налетел сильный холодный ветер и раздул вокруг осенние листочки. Малыши, давайте собирать листочки в цветные ведерки!

Дидактическая игра «Собери листочки»

(Дети собирают цветные листочки в ведерки соответствующего цвета)

Сколько листочков у меня в руке? (Один)

Сколько в ведерке? (Много)

А теперь подул теплый ветерок. Давайте покажем как.

Пальчиковая игра «Веер»

(Дети машут руками, ручки как фонарики, сжимают пальцы в кулачок.)

Теплый ветерок принес нам какие-то предметы. Давайте соберем их в нашу волшебную коробочку.

Дидактическая игра «Волшебная коробочка»

(Дети вставляют геометрические фигуры в отверстия разной формы, предварительно вырезанные в коробке)

IV . Итог (1,5 мин.).

Молодцы, ребята. Кукле Даше с вами было очень интересно и весело, за это она хочет угостить вас вкусными, сочными яблочками. Ей пора возвращаться домой, но она обещает еще посетить вас в гости.

Воспитатель угощает детей яблочками.