Примеры интересных занятий по монтессори. Как происходит обучение детей по методике Монтессори? Компоненты, необходимые для организации обучения в домашних условиях

О знаменитой методике Монтессори написано уже тысячи статей, ее польза для раннего развития не подвергается сомнению, но многие мамы по-прежнему считают ее слишком сложной для самостоятельного изучения. И напрасно! Мы расскажем вам 48 идей для самостоятельных занятий по этой методике.

Мария Монтессори – педагог и медик из Италии. Автор популярной обучающей методики для детей, в основе которой простой и понятный принцип: каждый ребенок должен иметь свой «план развития», малыша нельзя критиковать, наоборот, он учится сам замечать и исправлять свои ошибки.


Для развития мелкой моторики

  • Игры с разными сортерами: пластиковая бутылка и счетные палочки, шарики и баночки, кубик с отверстиями под разные геометрические фигурки.
  • Больше всего ребенку понравится кормить кошку: нарисуйте на коробке мордочку кошки, сделайте отверстие на месте рта, покажите малышу, как кормить кису кусочками хлеба.
  • Предложите ребенку несколько коробочек разного размера, он с удовольствием будет открывать и закрывать их, подбирать к ним крышки.
  • Купите крохе рамки-вкладыши, обратите внимание на те, что изготовлены из дерева.
  • Для занятий пригодятся и старые замки с ключами: пусть маленький непоседа подбирает ключики к замочным скважинам.
  • Могут пригодится и пустые пластиковые бутылочки или баночки с закручивающимися крышками.
  • Обычная копилка, но только не из хрупких материалов, а также монетки, лучше из картона.
  • Старые щеколды, замочки и молнии, их так интересно открывать и закрывать. Позвольте ребенку самостоятельно разобраться с их устройством.
  • Необычная пирамидка: замените кольца любыми безопасными предметами, которые можно надеть вертикально. Это может быть моток ниток, скотч, что-либо из кухонной утвари.
  • По аналогии с предыдущим занятием можно нанизывать разные предметы на плотную нить, так можно создать бусы, например, из макарон.
  • Хороший способ с пользой развлечь непоседу – игры с прищепками. Их можно снимать и снова крепить к веревочкам, ленточкам, сортировать по цветам, создавать с их помощью необычные фигурки.
  • Любому ребенку понравится переливать воду, и это тоже полезно для развития мелкой моторики, можно использовать ложку, шприц, половник, пипетку, резиновую грушу и даже обычную губку для мытья посуды.
  • Увлекут малышей и специальные развивающие рамки на пуговках или на липучках. Их очень просто сделать своими руками: сложите картон в форме конверта, пришейте пуговки или завязки с двух сторон так, чтобы получилось «окошечко».
  • Незаменимый компонент для домашних «полезных» игр – крупы. Можно пересыпать их из одной емкости в другую при помощи рук и разных предметов, сортировать по виду, прятать и находить в них игрушки.
  • Именно крупы могут стать основой для создания сенсорных тематических коробок. Например, покрасьте рис в голубой цвет, пусть ребенок создаст из него волны на дне коробки. Морскую тему поддержит, игрушечный кораблик, ракушки и рыбки, добавленные к рису. Не создавайте «картинку» сами, пусть это делает сынок или дочка.
  • Крупы, особенно мелкие, могут использоваться и для упражнений по сортировке. Поместите в крупу разноцветные бусинки, пусть малыш не просто достает их оттуда при помощи ложки, но и раскладывает по цветам в разные емкости.
  • Коробка с манкой – еще одно развивающее приспособление. Насыпьте тонкий слой манки на дно коробки, пусть малыш рисует на ней пальчиком, палочкой, оставляет отпечатки игрушек или ручек.
  • Мальчикам, да и некоторым девочкам, понравится забивать гвоздики в пластилин, для самых маленьких можно заменить гвозди на счетные палочки. Молоточек, конечно, используется детский из дерева или пластика.

В конце статьи мы подготовили для вас доп.материал. Посмотрите видео психолога "10 золотых правил игр с детьми" и играйте с удовольствием!


Для развития речи

Всем известно, что развитие мелкой моторики положительно сказывается на речи малыша, но существуют и самостоятельные занятия, которые помогут крохе скорее заговорить.

  • Поиграйте в комментатора, рассказывайте все, что делаете и просите кроху делать тоже самое
  • Среди игрушек обязательно должны быть фигурки людей, продуктов, мебели или посуды. Играйте в ролевые игры и четко называйте каждого героя или предмет. Помогайте малышу ассоциировать игрушки с реальными вещами: машинка игрушечная – настоящая, яблоко пластиковое – настоящее.
  • Почаще проигрывайте сценки из жизни: пошли в магазин, одеваемся, ложимся спать, медленно, но ребенок запомнит названия каждого процесса.
  • Читайте и показывайте крохе больше книг с изображениями не сказочных, а реальных героев.
  • Учите ребенка правильно сортировать игрушки по видам, например, фигурки животных в одну сторону, кубики в другую, и, что важно – малышу нужны ваши комментарии: «это слоник», «это просто кубик».

Для развития ассоциаций и мышления

  • С помощью игры малыш может легко усвоить разницу между контрастными понятиями: большой и маленький, твердый и мягкий, горячий и холодный. Просто давайте крохе потрогать холодную и теплую водичку, погладить мягкий плед и твердый камень и т.д.
  • Насыпьте в две баночки разные материалы, например, камни и крупа, объясните разницу между звуками: «эта баночка звенит, а эта стучит».
  • Также можно насыпать в один тканевый мешочек крупу, во второй положить кусочки бумаги или сдутые воздушные шарики, а третий наполнить камушками. Ребенок сразу поймет, что мешочки не пустые, но вот почему один тяжелее другого? Постарайтесь объяснить ему.
  • Разница между большими и маленькими предметами легче всего познается при складывании пирамидки или башенки из кубиков.
  • По-настоящему заставит поломать голову закрытый мешочек с такими предметами, которые лежат рядом с ним. Например, в мешочке спрятан маленький мячик, а на столе лежат: машинка, кубик и мячик. Задача малыша – выбрать такой же по форме предмет, как в мешочке.
  • Иногда «отключайте» некоторые органы чувств ребенка, чтобы он учился пользоваться в этот момент другими. Например, пусть попробует лимон с закрытыми глазами, так он будет казаться еще кислее.
  • Давайте играть на разных, пусть игрушечных музыкальных инструментах, разницу между звуками можно показать даже с помощью рук: постучите по столу, стене, железной батарее, стеклянной тарелке. Пусть кроха сам попробует это сделать.
  • Понять как целое делится на части карапузу поможет обычны лист бумаги. Самым маленьким предложите просто порвать его на части, а тем, кто постарше – порезать ножницами.
  • Также можно и склеить части в единое целое, скотчем например, а при помощи шнуровок можно создать целые картины.

Еще больше игр вы найдете в статье

В конце статьи мы подготовили для вас доп.материал. Посмотрите видео психолога "10 золотых правил игр с детьми" и играйте с удовольствием!

Для развития бытовых навыков

  • В игре можно приучить ребенка к порядку и чистоте, как это сделать? Вспомнить, что малыши примерно с полутора лет начинают копировать действия взрослых. Просто убирайтесь дома и позволяйте крохе быть активным участником процесса.
  • Доверьте ему тряпку и пусть протирает пыль вместе с вами.
  • Научите пользоваться метелкой и совком.
  • Покажите, как мыть посуду, заменив ее на время на пластиковую.
  • Пусть сам помоет ручки перед обедом.
  • Привлеките его к приготовлению обеда – подать что-то с нижней полки шкафа, достать морковь из холодильника.
  • Доверьте ему помыть овощи для салата.
  • Пусть попробует почистить папины ботинки.
  • Многие дети с большим энтузиазмом поливают цветы, даже если лейка на тот момент пустая.
  • Пусть поможет вам застелить постель.
  • Научите не просто собирать игрушки в ящик, а раскладывать по своим местам.
  • Малыши обожают запускать стиральную машинку, разгружать ее и развешивать белье, подавая маме одежду.
  • Единственно, к чему маленькие дети не должны допускаться – глажка и готовка, прячем ножи и утюг, ими они научаться пользоваться позже. Если интерес не угасает, можно предложить игрушечный утюг.
  • Еще один важный этап детского развития в этом возрасте – это желание откручивать и прикручивать что-либо. Для этого можно использовать не только бутылки с крышками, но и доверять непоседе инструменты, если они безопасны. Покажите, как разбирается спинка у кроватки, малыш с удовольствием будет крутить отверткой.
  • Уход за домашними животными – еще один пункт, которому дети способны обучиться уже в раннем возрасте. Насыпать котику корма, налить водички – по силам даже годовалому карапузу.

Мы предложили вам 46 заданий для ребенка, которые соответствуют принципам системы Монтессори, но должно то их быть 48? Давайте дополним список, у вас наверняка уже есть свои любимые подобные занятия?

Посмотрите видео практикующего психолога "10 золотых правил игр с детьми"

Деятельность, в которой ребенок лучше всего развивается – это игра​. Однако большинство родителей не знают как правильно играть со своими детьми, как увлечь их. Смотрите видео детского психолога Н.Лейкиной об основных правилах детской игры и играйте с удовольствием!

Вот уже 2,5 года мы с дочкой являемся приверженцами методики Монтессори – замечательной системы раннего развития, покорившей весь мир, системы, основанной на идее свободного воспитания и глубоком уважении интересов ребенка. Я не буду повторяться и рассказывать про основные принципы методики, о них ранее было написано . В этой статье я бы хотела остановиться на том, как реализовать методику Монтессори в домашних условиях. Ведь ходить в развивающий Монтессори-клуб – это одно, а поддерживать дух свободного воспитания дома – это совсем другое, пожалуй, это даже более важная составляющая.

Возможно, раньше вы уже читали на сайте мою статью о реализации методики Монтессори дома. Сейчас перед вами доработанная версия статьи, написанная с учетом накопившегося у нас опыта применения методики.

Итак, если вы хотите, чтобы ребенок гармонично развивался, научился самостоятельно играть, при этом с удовольствием играл не только с летающими феями и машинками, но и с развивающими дидактическими игрушками, чтобы научился убирать за собой, то вам просто необходимо, во-первых, создать для ребенка дома развивающую среду , а во-вторых, предоставить ребенку полную свободу действий в этой среде.

И вот что для этого нужно:

1. Подходящие по возрасту развивающие материалы

Опыт Марии Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых. Поэтому детская среда должна повторять взрослую: пускай в детской комнате появятся посудка, всевозможные , предоставьте ребенку все необходимое, чтобы он мог , вытирать пыль и т.п. Очень большое значение в системе Монтессори придается , поэтому не забывайте про , пуговицами, и т.п.

О том, какие игры будут интересны ребенку на каждом этапе развития, я подробно пишу в в разделах « » и «Готовые программы занятий ».

2. Правильное место хранения для игрушек

Очень часто у детей в комнатах все игрушки хранятся в контейнерах или глубоких корзинах для игрушек. По сути это такая свалка игрушек, где найти что-то конкретное практически невозможно. Да маленький ребенок никогда и не будет этим заниматься, он просто забывает о тех игрушках, которые валяются на дне корзины.

В правильно организованном игровом пространстве все материалы расставлены на стеллажах и полочках. При этом все полочки располагаются на уровне ребенка так, чтобы он мог самостоятельно взять любое заинтересовавшее его пособие.У каждого материала здесь свое определенное место, а это значит, ребенок всегда знает, откуда можно взять то, что ему нужно, и куда впоследствии убрать.

В развивающих центрах Монтессори игровое пространство обычно выглядит примерно так:

Однако сделать что-то подобное в условиях обычной городской квартиры весьма затруднительно, т.к для всех этих полочек требуется немало места, а нужно ведь еще и шкаф куда-то поставить, и кровать… Поэтому дома можно сделать более упрощенную версию с меньшим количеством полочек. К тому же вам нет необходимости выкладывать сразу все пособия как в развивающем центре, вы можете выложить ограниченное количество игрушек и регулярно проводить их ротацию. Такой подход будет не только экономить пространство в комнате, но и способствовать поддержанию интереса ребенка к игрушкам, они не будут «приедаться». Подробнее об этом чуть ниже.

Таким образом, для организации Монтессори-среды в домашних условиях вполне достаточно одного 2-3 ярусного стеллажа. Его можно изготовить на заказ или воспользоваться готовыми решениями. Мы свой стеллаж купили в магазине Икеа, так он выглядел в 2 года:

Когда такой стеллаж появился в нашей детской, сразу стало ясно, что это огромное благо! Про восторг дочери я вообще не говорю. Раньше рамки-вкладыши, стучалки и прочее хозяйство валялись на подоконнике, где про них вечно все забывали, теперь все было на виду, как у дочери, так и у меня. Когда Таисия принималась за игру, сразу было понятно, за что браться

Есть несколько важных моментов, которые необходимо знать, чтобы организовать грамотную Монтессори-среду, в которой ребенку всегда будет интересно.

1. Игрушек на стеллаже не должно быть много !

Во-первых, ограниченный набор игрушек облегчает выбор ребенка, помогает сконцентрироваться на чем-то конкретном. Во-вторых, если полки битком забиты развивающими материалами, то добраться до какого-то конкретного становится не так-то просто. Ну а если ребенок испытывает трудности, связанные с вытаскиванием и уборкой материала, то с высокой долей вероятности он вообще предпочтет с ним не играть.

2. Необходимо постоянно менять игрушки, выставленные на стеллаже .

Когда я впервые организовывала стеллаж для дочери, я ориентировалась на выкладку развивающего клуба – там были выложены абсолютно все развивающие материалы, имеющиеся в наличии. Мне хотелось, чтобы и дома у Таисии был полный выбор материалов, поэтому я натолкала в стеллаж все имеющиеся у нас развивающие игрушки, которые в данный момент подходили дочке по возрасту. Прошло некоторое время, прежде чем я поняла, что дочь просто перестала замечать игрушки, постоянно находившиеся в стеллаже! Они настолько ей примелькались, что казались совсем неинтересными.

Тогда я сделала то, что нужно было сделать с самого начала: убрала все игрушки в закрытый шкаф, а на полки выставила только ограниченный набор материалов так, чтобы каждый хорошо просматривался. Каждую неделю я стала проводить небольшую ревизию: убирала из поля зрения те игрушки, интереса к которым не наблюдалось, и заменяла их на другие. И вот тут началась вторая жизнь нашего Монтессори-стеллажа! Материалы, на которые раньше никто не смотрел, заиграли новыми красками.

Регулярная ротация игрушек действительно очень важна, она помогает поддерживать постоянный интерес ребенка к развивающим пособиям. А также позволяет обходиться небольшим набором игрушек, так как, исчезая из поля зрения ребенка, вскоре они воспринимаются как новая вещь.

Естественно, чтобы отвечать меняющимся интересам малыша и способствовать его дальнейшему развитию, время от времени нужно выставлять и совершенно новые материалы.

3. Игрушки должны быть на доступной для ребенка высоте

(не выше уровня глаз), так чтобы он мог взять с полки и поставить обратно любое заинтересовавшее его пособие без помощи взрослого.

4. У каждой вещи на стеллаже должно быть свое место .

По возможности расставляйте игрушки так, чтобы они зрительно были отделены друг от друга (на небольшом расстоянии друг от друга).

5. Стеллаж должен быть открытым .

Избегайте всего того, что преграждает ребенку обзор содержимого полок: большого количества ящиков, дверок и т.п.

Мария Монтессори рекомендует распределять все материалы по зонам. В своем стеллаже вы также можете сгруппировать игры по смыслу. Например, в одном отсеке можно всегда выкладывать рамки-вкладыши, в другом – кубики и конструкторы, в третьем – шнуровки, застежки,

в четвертом – пазлы,

в пятом – музыкальные инструменты и т.д.

Несмотря на то, что Мария Монтессори практически не уделяла внимания сюжетно-ролевой игре, я убеждена, что игрушки для ролевых игр также необходимы на стеллаже. У нас эти разделы всегда были одними из самых используемых.

3. Мебель и игровое оборудование по росту ребенка

Чтобы малыш не чувствовал себя лилипутом в стране великанов, желательно приобрести для него мебель по росту. Детские стол и стульчик в первую очередь нужны для того, чтобы малыш сидел в правильной позе во время творческих занятий, а также чтобы у ребенка была возможность самостоятельно подготовить себе рабочее место (принести краски, кисточки). Очень полезны также будут детский мольберт , магнитная доска.

4. Персональные для малыша средства для уборки

Неотъемлемой частью системы Монтессори является предоставление малышу возможности убирать за собой. Дайте ребенку в индивидуальное пользование тряпочку, губку, маленькую швабру, щетку и совок, чтобы он мог убрать просыпавшуюся во время игры крупу или пролитую воду. Пускай средства для уборки всегда стоят в специально отведенном для них месте. Обязательно в комнате малыша должна быть корзина для мусора.

5. Творческий уголок

Очень часто краски, пластилин, клей хранятся в ящиках и других не доступных для детей местах. Ребенок рисует только тогда, когда ему предложит мама, а не тогда, когда ему этого захочется. Однако очень важно предоставить ребенку возможность спонтанного творчества.

Постарайтесь организовать для малыша творческий уголок так, чтобы соблюдались все те же правила о доступности, ограниченности и регулярной обновляемости материалов.

Это может быть творческий столик в удобном для ребенка месте или полочка на вашем стеллаже, отведенная под творческие материалы. Не выкладывайте там сразу много разных материалов, пускай лучше они будут регулярно обновляться.


Естественно, если ребенок еще слишком мал, практически все пробует на вкус и еще не знает правил работы с некоторыми материалами, не стоит выкладывать в открытый доступ клей, острые ножницы или жидкие краски. Но стопочку бумаги и несколько восковых мелков уже можно положить.

6. Доступные и открытые книжные полки

Если честно, в литературе, посвященной педагогике Монтессори, я не встречала рекомендаций о том, как хранить книги. Но постепенно мы сами пришли к тому, что книги, как и любые другие материалы, нуждаются в том, чтобы быть доступными и видными для ребенка.

Мы привыкли видеть книги, стоящими корешок к корешку на полке, однако при такой выкладке выбрать литературу для чтения нелегко не только ребенку, но и взрослому. Согласитесь, из-за неудобства выбора, как правило, читаются одни и те же книги. А некоторые экземпляры, попав после одного прочтения на полку, вообще забываются.

Если организовать книжную полочку так, чтобы книги на ней были обращены обложкой к ребенку, то он сможет самостоятельно выбирать книги для совместного чтения, изъявляя свои предпочтения в литературе. Естественно полочка должна находиться на доступной для ребенка высоте, а книги на полке периодически обновляться. Достаточно сделать полку на 3-5 книг.

Свои книжные полочки мы повесили над кроватью дочери. (Книги, стоящие на полках на фото, мы читали в 3,5 года. Нашу полную подборку книг по возрастам можно найти )

Еще в стеллаже у нас имеется небольшой раздел и пособий. Так он выглядел в 2,5 года:

На самом деле, создать развивающую среду дома гораздо легче, чем это может показаться на первый взгляд. Стоит только начать и «подсесть» на идеи воспитания по Монтессори и вы сами увидите, какое это огромное благо для ребенка. Только помните, что правильная организация игрового пространства – это еще не все. Необходимо вместе с малышом соблюдать несколько , а главное придерживаться основополагающего принципа системы Монтессори – . Только тогда вы действительно сможете научить малыша самостоятельно играть, убирать за собой, а главное – подвигнуть ребенка к самообучению и саморазвитию. Всегда помните, что придерживаясь принципов методики, вы воспитываете свободную и самостоятельную личность!

Спасибо за внимание! Буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите: Инстаграм , Вконтакте , Facebook .

,

Последнее обновление статьи: 01.04.2018 г.

О педагогической системе замечательного итальянского доктора слышали, пожалуй, все мамы. Многие родители не против внедрить некоторые принципы развития в собственный воспитательный процесс, однако приобрести настоящие игрушки Монтессори сможет не каждая семья. Повод ли это отказываться от системы Монтессори в домашних условиях? Вовсе нет. Ведь многие развивающие пособия можно изготовить самостоятельно, как говорится, из подручных материалов. Кроме того, при желании можно организовать и ежедневные занятия.р>

Детский психолог

О педагогической системе замечательного итальянского доктора слышали, пожалуй, все мамы. Многие родители не против внедрить некоторые принципы развития в собственный воспитательный процесс, однако приобрести настоящие игрушки Монтессори сможет не каждая семья.

Повод ли это отказываться от системы Монтессори в домашних условиях? Вовсе нет. Ведь многие развивающие пособия можно изготовить самостоятельно, как говорится, из подручных материалов. Кроме того, при желании можно организовать и ежедневные занятия.

Самое главное – понять, как создать развивающую среду, как разделить детскую комнату на основные зоны, какие материалы подобрать для ребёнка определённого возраста. Разобраться в этих вопросах помогут опытные специалисты и мамы.

Очень полезная и информативная статья детского психолога расскажет о том, что такое , каковы принципы этой образовательной системы и каковы основные плюсы и минусы данного метода.

Правила обустройства развивающего пространства

Обустроить детскую в соответствии с правилами Монтессори не так сложно, как может показаться неискушённому родителю. Несомненно, помещения в садике или классы в школе довольно просторные, однако и из небольшой детской может получиться комната в Монтессори-стиле.

При организации домашней развивающей среды важно соблюдение следующих правил:

  • ребёнок должен видеть все материалы для занятий, то есть их необходимо располагать в зоне досягаемости;
  • мебель должна подходить малышу по росту и должна быть лёгкой по весу, чтобы ребёнок самостоятельно мог двигать или устанавливать в любом месте стульчик и стол;
  • на пол следует постелить ковёр или плед, поскольку ребёнок обязательно будет играть и заниматься не только на столе, но и рядом с ним;
  • все полочки и стеллажи с игровыми пособиями должны быть «приветливо распахнутыми», чтобы малыш сам смог выбрать нужный предмет;
  • любое отдельное задание должно находиться и предлагаться в своём подносе, коробочке или пластиковом контейнере;
  • каждый предмет, используемый ребёнком, должен быть настоящим, а не муляжом либо игрушкой (то есть малышу нужно давать, к примеру, настоящий совок и веничек).

Такой порядок в организации игрового пространства не только помогает малышу с ранних лет ориентироваться в материалах и пособиях, но и позволяет приучать к чистоте даже совсем маленького ребёнка. Поиграл? Убирай за собой, ставь предмет на своё место!

Зонирование помещения

Система Монтессори подразумевает чёткое зонирование пространства. Созданные учебные секции необходимо наполнить подходящим материалом.

Принцип разделения комнаты, кстати, очень часто применяют преподаватели в центрах раннего развития детей. Основных зон пять, каждая из них характеризуется определёнными особенностями.

Занимаясь в этой секции, малыш сможет получить базовые навыки самообслуживания. Наполненность зоны, разумеется, во многом зависит от возраста ребёнка. Общий перечень дидактических материалов для формирования практических умений включает:

Монтессори пропагандировала самостоятельное развитие ребёнка. Поэтому матери не следует особо вмешиваться в ход занятия, важно лишь следить за детской безопасностью и не допускать поломки бытовых предметов.

Совершенствование сенсорики особенно важно для самых маленьких ребятишек. В эту секцию помещают предметы, которые призваны развивать восприятие формы, цвета, веса, слуховых, зрительных, тактильных ощущений.

Примерами дидактических материалов служат:

Ребёнку в 1 годик в эту зону можно положить развивающий коврик, который остался с прежнего времени. С этого игрового аксессуара следует лишь убрать дуги и прочие уже ненужные элементы.

Занятия математикой по методике Монтессори предполагает наличие в специальной зоне предметов, которые помогут научить ребёнка простейшим арифметическим действиям, сравнению размеров, форм и количества. Также здесь закладываются основы абстрактного мышления.

Справиться с подобными задачами призваны следующие материалы:

Шероховатые цифры можно изготовить различными способами. Например, их можно вырезать из наждачной бумаги различной зернистости, из плотного картона, на который с помощью клея и манки создаётся необычная рельефная поверхность.

В эту учебную секцию помещают те пособия, которые призваны обучить детей грамоте. Дидактические материалы языковой направленности могут быть самыми разными, наиболее распространены:

Шероховатые буквы изготавливаются по точно тому же принципу, что и цифры для математической зоны. Сюда же можно отнести и занятия на развитие мелкой моторики, поскольку все они способствуют скорейшему совершенствованию речи и письма.

По-другому эта секция ещё называется естественнонаучной зоной, то есть здесь ребёнок познаёт всё многообразие окружающего мира, знакомится с природными явлениями, историей и культурой своей родины и других стран мира.

Специалисты и опытные родители советуют помещать в космическую зону такие пособия и предметы, как:

  • домашние цветы;
  • аквариум;
  • различные карты и глобус;
  • набор животных (фигурки диких, домашних зверей, птиц);
  • гербарий;
  • мини-лабораторию для опытов;
  • раковины, морские и речные камни;
  • лото с животными и тому подобные игры;
  • календарь наблюдения за природными явлениями;
  • различные тематические энциклопедии и т.д.

Все эти пять секций можно свободно расположить даже в небольшом помещении. Важно лишь упорядочить их содержимое и открыть свободный доступ для малыша.

Также не следует излишне фанатично относить к принципу Монтессори, касающемуся самостоятельного познания ребёнком окружающего мира. Отдельные виды деятельности подразумевают соучастие родителей – например, малышу будет сложно играть в лото в одиночку.

Не нужно забывать и о возрастном факторе. Поскольку ни одно, даже самое уникальное развивающее пособие не принесёт очевидной пользы, если ребёнок слишком мал или уже подрос для игрушки.

Прежде всего, предназначена методика Монтессори для детей старше 3 лет, однако реализовать некоторые её принципы можно и в значительно более раннем возрасте.

Лучшие , представленные в статье детского психолога, помогут родителям ещё успешнее развивать маленького ребёнка.

Необходимо оборудовать детское помещение таким образом, чтобы кроха смог свободно двигаться. Для этого необходимо на пол постелить мягкий мат или матрас, а рядом установить зеркало (его нужно обязательно закрепить).

Ближе к 12-месячному возрасту возле зеркала нужно установить перекладину, чтобы ребёнок смог понемногу вставать и, придерживаясь, передвигаться в вертикальном положении.

Что касается дидактических материалов, то в этот возрастной период работает принцип – чем больше сенсорики, тем полезнее для малыша.

Необходимо выбирать такие предметы, которые можно:

  • потрогать;
  • послушать;
  • перекладывать из ручки в ручку.

До года ребёнку могут понадобиться несколько важных пособий, которые обычно имеются в каждом доме, где поселился новорождённый малыш.

  • мобили. Для развития зрительного восприятия у малыша младше 1 месяца пригодится мобиль с чёрно-белыми изображениями и игрушками. Затем можно брать подвески с предметами основных оттенков;
  • шумящие игрушки. Можно взять традиционные погремушки, бубенцы, прочие музыкальные инструменты. Шумящие игрушки своими руками – тоже неплохой вариант. Для изготовления потребуются бутылочки, коробки, баночки, в которые засыпают камешки, крупы;
  • игрушки для захвата. 3-месячный ребёнок активно учится хватать предметы. С этой целью ему предлагаются палочки из дерева, пластика, которые удобно удерживать и перекладывать из ладошки в ладошку;
  • коробки с мелкими предметами. Для совершенствования тактильных ощущений и расширения знаний об окружающем мире пригодится коробочка с различными небольшими предметами, различными по фактуре. Родитель должен следить, чтобы кроха не тащил их в рот.

Все подобные упражнения можно и нужно сопровождать детскими песенками, потешками, стишками. Также можно включать классические музыкальные произведения.

Годовалый малыш не только нуждается в развитии сенсорики, но и в тренировке тонкой моторики, которая ведёт за собой и речь. С этой целью дома можно изготовить рекомендуемые материалы Монтессори своими руками.

Также можно сделать дома игрушки, напоминающие стандартные наборы Марии Монтессори. Как правило, детям старше 1 года подходят шнуровки, которые могут выглядеть совершенно по-разному. Самый простой вариант – «шнуровать» дуршлаг.

Также в этом возрасте подойдут пирамидки с крупными кольцами и матрёшки. Обычно дети с удовольствием надевают круги на пирамидный штырь и разбирают и собирают деревянные куколки, попутно совершенствуя восприятие формы и величины.

Занятия и материалы для детей от 2 до 3 лет

Занятия Монтессори дома основываются точно на таких же принципах, что и в специализированных садиках. Поэтому взрослому следует постепенно становиться наблюдателем, а не инициатором занятий.

Детям старше двух лет свойственно стремиться к самостоятельному познанию окружающего мира. К тому же этот процесс им очень нравится. Задача родителей – не навязывать игрушки, а предоставить возможность манипулировать предметами.

  • конструирование. Не обязательно покупать ЛЕГО, можно изготовить свой собственный конструктор из подручных элементов. Для этого сгодятся камни, раковины, лоскуты, шнурки, раковины, дощечки. Ребёнок сам должен решить, как их комбинировать и что из них можно сконструировать;
  • собирание пазлов. В каждой семье хранятся старые открытки, плотные картинки. Их можно разрезать на 2 — 4 части (чем старше малыш, тем больше элементов). Первоначально родителю всё же необходимо продемонстрировать, как собирать пазл. Обычно ребятишки с радостью играют в подобную игру;
  • сортирование. Важно приучать ребёнка, что складывать одни предметы нужно в одну коробку, а другие – соответственно, в другую. Это помогает понять принцип сортировки предметов по каким-либо признакам: расцветке, форме, размерам, количеству и пр.

Также можно предлагать малышу игрушки типа «Почтовый ящик», когда необходимо в прорези определённой формы проталкивать соответствующие фигурки. Эта игра надолго увлекает детей в этом возрасте.

Занятия и материалы от 3 до 6 лет

Дети в этом возрастном периоде становятся ещё более самостоятельными, особенно после прохождения так называемого кризиса трёх лет. Теперь дошкольник стремится получать новые знания за счёт сторонних источников информации, например, книжек.

После трёхлетнего возраста ребёнок уже не столь активно интересуется «суррогатными» бытовыми занятиями, поэтому зону практических навыков можно постепенно уменьшать.

Малыш уже готов физически и психологически выполнять реальную работу по дому, например:

Сенсорика отходит на второй план, на первый же выдвигается активная работа с материалами. Например, дети с большим удовольствием занимаются с кинетическим песком (отличается большей пластичностью, по сравнению с обычным).

Узнайте больше информации о том, и в какие игры можно играть с этим пластичным материалом, из статьи детского психолога.

В детской песочнице ребёнок может:

  • смешивать различные оттенки;
  • лепить не просто куличики, а настоящие «произведения искусства»;
  • сравнивать созданные фигурки по размеру, окраске и форме;
  • прятать и отыскивать клады;
  • создавать из песка буквы и цифры и т.д.

Привычные шумовые баночки уже не актуальны, сейчас нужно отдавать предпочтение детским музыкальным инструментам: барабанам, дудкам и даже синтезаторам.

Если ребёнок с удовольствием играет в игрушки для детей более младшего возраста, не стоит забирать и давать те, которые кажутся вам более правильными. Монтессори предполагала, что малыш сам должен выбирать интересное занятие.

4 — 5-летний ребёнок активно интересуется написанием букв. Стоит ли самим учить малыша писать? Специалисты советуют заняться подготовкой руки и пальцев к овладению этим навыком.

С этой задачей справятся такие занятия, как:

  • штрихование;
  • выведение букв на манке или кинетическом песке;
  • работа в прописях;
  • вырезание ножницами;
  • нанизывание крупного бисера на леску.

Шесть лет – стандартный возраст обучения чтению. Подготовиться к овладению этим навыком помогут следующие упражнения по методу Монтессори:

  • упражнения на определение звуков (к примеру, родитель предлагает ребёнку отыскать в комнате те предметы, которые начинаются на звук «р»);
  • работа с небольшими подписанными предметами, которые хранятся в одной коробке;
  • работа с карточками, которые включают изображение и его название (важно, чтобы буквы произносились так же, как и писались);
  • прочитывание небольших книг с крупными иллюстрациями и небольшим сопроводительным текстом.

Также повышается увлечённость математическими занятиями. Методика Монтессори отличается определёнными пособиями для формирования этих навыков. Однако и в домашних условиях также можно подобрать подходящие упражнения и пособия.

Основная задача родителей – показать, как можно совмещать визуальный образ цифры с её названием. К примеру, если вы хотите, чтобы ребёнок запомнил – 3+3=6, нужно сложить рядом карточку с цифрами и необходимое количество бусинок или жетонов.

Расширять знания об окружающем мире можно и во время прогулок. Ребёнок, гуляя по парку, может собирать листья и растения, чтобы создать потом гербарий. Также шестилетний малыш уже способен фотографировать животных, которых он видел в зоопарке, для создания собственной картотеки.

Монтессори материалы своими руками

Ребёнок очень быстро растёт, поэтому ему постоянно нужны всё новые и новые игровые принадлежности. Конечно, монтессори-пособия можно приобрести в любом специализированном магазине, однако они достаточно дороги, к тому же гораздо интереснее изготовить их своими силами.

Мама сможет сэкономить существенные деньги, ведь такие пособия нередко изготавливаются из бросовых материалов, которые обычно попросту выбрасываются на мусорку.

Чтобы ребёнок смог понять, что такое геометрические фигуры, запомнить главные оттенки, усвоить градацию размеров, можно изготовить несложные рамки-вкладыши.

Для изготовления потребуется взять:

Алгоритм изготовления пособия выглядит следующим образом:

  1. Картон нужно разрезать на прямоугольники. Их количество зависит от числа геометрических фигур, с которыми мама хочет познакомить своего ребёнка. Для малыша в 1 — 2 годика хватит четырёх основных фигур: кружка, квадратика, прямоугольника и треугольника.
  2. В прямоугольной фигурке необходимо вырезать определённые силуэты (квадраты, треугольники), причём поначалу вырезается самый большой, затем поменьше и ещё меньше.
  3. Получившиеся вкладыши нужно обклеить с «аверса» цветной бумагой. Фигурки одной категории (то есть все треугольники) должны быть разных оттенков.
  4. Ко всем вкладышам в середину нужно прикрепить бусинку или пуговку при помощи проволочного элемента. Это необходимо для упрощения использования пособия.
  5. Осталось только приклеить готовые рамки к основе из ватмана или альбомного листа.

Всё, пособие по изучению геометрических фигур и основных оттенков готово. Работать с ним можно, начиная с годовалого возраста.

Изготовление этого развивающего пособия требует от родителей элементарного умения пользоваться швейной машиной либо обычной иглой с нитью.

Такая «подушечная» пирамида призвана научить ребёнка определять оттенки, ориентироваться в разных размерах. Кроме того, поможет пособие и развить тактильные ощущения, если набить подушки разнообразными материалами.

Необходимые составляющие:

Из одного отреза текстиля нужно вырезать по 2 квадратика со сторонами от 5 до 12 сантиметров. Следует учесть, что одна подушечка будет сшита из двух лоскутов разных оттенков. А стороны соседних подушек будут одного цвета. Рассмотрим на примере.

В основании «подушечной» пирамиды будет лежать валик со стороной в 12 сантиметров. Его низ делаем зелёным, а верх – синим. Грани следующей подушки будут 11-сантиметровые. Нижнюю часть шьём из синей ткани, верхнюю – например, из красной.

Следовательно, третья подушка уже будет с гранями в 10 см, а её низ выполняется в красном цвете, верх же можно сделать любым на ваш вкус. Последовательность и логика действий понятны.

На лицевые стороны подушек необходимо пришить липучки, причём на одну часть нужно приделать жёсткий элемент липкой ленты, на другую же – мягкий. Это нужно для последующей сборки пирамиды, поскольку лента – крепящий элемент.

После этого лоскуты для одной подушечки складываются «аверсными» сторонами и сшиваются, но с одной стороны нужно оставить небольшое отверстие, оно нам пригодится для набивки (после наполнения открытый участок зашьётся).

Подушечку нужно вывернуть и заполнить набивкой. Для наполнения наиболее крупного квадрата нужно использовать самый тяжёлый материал (к примеру, гречку), чтобы придать собранной конструкции максимальную устойчивость.

Чтобы изготовить эти полезные элементы, необходимо взять:

  • цветную бумагу (синюю и красную);
  • трафаретные изображения букв;
  • картон;
  • клеевой карандаш;
  • клей ПВА;
  • манную крупу.

Чтобы сделать пособие, нужно выполнить несколько важных шагов:

Шероховатые буквы используют с 3 — 4-летнего возраста. Это пособие располагают в языковую зону и используют для занятий по подготовке к чтению и письму.

С помощью шершавых заготовок развиваются ассоциации звука и буквы, происходит запоминание их названия, совершенствуется мелкая моторика. Кроме того, ребёнок учится правильно обводить буквы, как при последующем написании.

Для изготовления этого дидактического материала Монтессори необходимо запастись:

  • натуральным текстилем (сатиновыми отрезами);
  • различными крупами (гречкой, пшеном, рисовой или манной крупой), фасолью и горохом;
  • фигурными макаронинами.

Ниже расписан пошаговый алгоритм создания сенсорных мешочков для маленьких ребятишек:

Можно также создать мешки в форме весёлой гусеницы. Для этого необходимо отрезать от колготок необходимую длину, засыпать туда, например, гречку, завязать узелок, чтобы получился плотноватый на ощупь шар.

Затем засыпают другой тип крупы и вновь завязывают узелок. Этот шаг повторяют с каждым видом наполнителя. После чего хвост гусеницы прошивают и красиво оформляют получившуюся игрушку. Например, для глазок можно взять бусинки, только их нужно крепко пришить.

Подобное пособие подойдёт даже для самого маленького ребёнка. Оно великолепно развивает сенсорные ощущения, тонкую моторику, внимательность. Помимо этого, применение сенсорных мешочков позволяет эффективно развивать слуховое восприятие.

Методика Марии Монтессори также предполагает применение подвесок для новорождённых малышей и деток постарше. Такие устройства отличаются от промышленных вариантов отсутствием музыкального сопровождения, быстрого вращения элементов.

Чаще всего формы берутся абстрактные, вращение происходит за счёт воздуха в комнате. Подобный неспешный ход обязательно понравится ребёнка, который станет отслеживать движение игрушки, фокусируя взгляд.

Популярная модель подвески – шестигранный мобиль. Для его изготовления необходимы:

  • лёгкая палочка из дерева;
  • 3 листочка картона основных оттенков: жёлтого, красного и синего;
  • клей;
  • ленточка.

Чтобы изготовить это развивающее пособие для младенцев, нужно выполнить несколько действий:

  1. На картоне рисуют развёртку шестигранника. Также можно сделать распечатку на цветной бумаге и наклеить её на картонку. Хорошенько просушить.
  2. Места сгибов обрабатываются при помощи ножничек и линейки, чтобы избежать сломов и излишних перегибов.
  3. Затем шестигранная развёртка вырезается и собирается в фигуру, склеивается в местах соединения. Так повторяется 3 раза.
  4. Ленточки закрепляются в одном из швов изделия и привязываются другим кончиком в палочке из дерева. Важно, чтобы она была без шероховатостей и заусениц.
  5. Готовый мобиль закрепляется на расстоянии в 25 — 30 сантиметров выше ребёнка.

Подобное пособие предлагается детям с 3-месячного возраста. Оно позволит научить ребёнка фокусировать глаза на вращающихся предметах, отслеживать их, воспринимать их оттенки и форму.

Подобное покрытие, конечно, можно приобрести и в магазине, однако его можно сделать и своими руками. Сгодятся остатки старой одежды и различная фурнитура:

Первоначально необходимо сшить заготовку для сенсорного коврика, размеры и форма могут быть любыми. Наполнить основу можно синтепоном. Если не хочется возиться, опытные мамы советуют взять старое байковое одеяло.

Дальнейшее создание коврика будет зависеть только от маминой фантазии. Сенсорное покрытие обычно сочетает текстиль разной фактуры, накладные карманы с застёжками, вшитые пищалки, шарики с разнообразными наполнителями и т.д.

Это современное название стендов Монтессори, которые представляют собой доски для развития, к которым крепится всё, что обычно строго-настрого запрещаются трогать ребёнку. При помощи досок дети безопасно знакомятся с бытовыми предметами.

Изготовление бизиборда потребует от родителей немного воображения и следующих приспособлений:

Изготавливается развивающая доска достаточно просто. На листе ДСП нужно расчертить схему будущего бизиборда, можно даже действовать в соответствии с определённым сюжетом.

Родитель раскладывает детали, а потом очень крепко их прикручивает с помощью саморезов к доске. Крепость крепления очень важна, поскольку ребёнок будет стараться оторвать понравившийся элемент пособия.

Более подробно о том, как изготовить и какие приспособления для этого потребуется, читайте в статье детского доктора.

Этот дидактический материал подойдёт для ребятишек с годика и до 6 лет. Уже сидящий и ходящий малыш сможет самостоятельно изучать предметы и взаимодействовать с ними: открывать и закрывать замочки и застёжки, использовать розетки, работать со шнуровкой.

Такой самодельный бизиборд развивает тонкую моторику, внимательность, усидчивость. Ребёнок обучается решению бытовых сложностей, а также удовлетворяет интерес к бытовым предметам. Особенно ему нравится разнообразие элементов.

Это наиболее простой дидактический материал из всех возможных. Мама вырезает из яркого картона силуэты ёжика или любых других фигур. Также можно использовать обычный гофрированный картон, украшенный самоклеющейся плёнкой.

Самый частый вариант – ёжик, которому при помощи прицепок можно доделать «иголки». Также родители делают из картона солнце с лучиками-прищепками, различных животных и человечков. Дополнительно эти фигурки раскрашивают фломастерами или красками.

Если прищепки взять под цвет контура, то ребёнок не просто разовьёт тонкую моторику, но и выучит основные оттенки. Например, для солнца подойдут жёлтые прищепки, для ёлочки – зелёные, а для синей тучки – соответственно, голубые.

В качестве заключения

Таким образом, методика Марии Монтессори в домашних условиях также вполне реализуема. Прежде всего, следует обустроить пространство в соответствии с определёнными требованиями к зонированию помещения и дидактическим материалам.

Многие развивающие пособия можно сделать своими руками, используя подручные средства. Это позволит сэкономить деньги и реализовать собственную фантазию. Да и ребёнок с большим удовольствием будет играть именно в самодельные игрушки.

Кроме того, дети, видя заинтересованность родителей и их увлечённость, сами загорятся познанием окружающего мира. А когда малыш подрастёт, то и сам с удовольствием начнёт принимать участие в создании новых необычных игровых принадлежностей по методу Монтессори.

(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

Но не у всех мам есть возможность посещать с детьми занятия в Монтессори-клубах, поэтому сегодня поговорим, как можно заниматься по данной системе дома с ребенком от 1 года.

Монтессори-среда или как обустроить пространство в квартире

Скажем сразу, что элементы обустройства комнат по системе Монтессори могут легко вписаться как в большую, так и в маленькую квартиру и задействовать в этом процессе можно уже имеющиеся у вас предметы быта и мебель.

В пространстве Монтессори главное:

Чтобы предметы для занятий располагались на уровне глаз ребенка, в зоне его досягаемости;
чтобы на полу был коврик или плед, так как дети проводят на нем много времени;
чтобы в комнате для занятий были открытые полки или стеллажи для размещения материалов;
чтобы у ребенка были стол и стульчик по росту, которые он мог бы сам легко передвигать;
чтобы каждое отдельное задание предлагалось на отдельном подносе, в коробке или подставке;
чтобы все предметы, которые использует ребенок, были настоящими, а не игрушечными;

А теперь - более конкретные советы по обустройству пространства квартиры по Монтессори.

Итак, : зона практической жизни, зона сенсорного развития, зона математики, зона языковая, зона космоса (окружающего мира).

Монтессори-занятия дома или какие материалы можно создать и использовать прямо в квартире

Итак, представьте, что ваше Монтессори-пространство готово. Как оно должно выглядеть?

Учимся самообслуживанию и практическим навыкам

Купите детскую кухню или приспособьте табуретку, расположив на ней стакан и кувшин с водой, чтобы ребенок мог сам налить себе воду. Положите туда же мандарин с мягкой кожурой - пусть малыш сам очистит себе фрукт. Позже повторите то же и с яйцом, научив очищать и его. Расположите на разделочной доске банан и нож (можно не очень острый) и покажите ребенку, как можно порезать банан на кусочки. Сделайте вместе бутерброд, приготовьте компот, позволив ребенку кидать кусочки фруктов в кастрюлю. Напоминайте убирать за собой посуду после еды.

У вас есть цветы в горшках? Дайте ребенку лейку с водой, чтобы он мог поливать цветы сам. А если нет цветов - посадите в банку с водой репчатый лук и наблюдайте, как из него со временем появятся ростки или купите в садовом магазине семена быстровходящей травы и выращивайте ее.

А как у вас с уборкой? Дайте малышу веник и совок, чтобы он мог убирать просыпанный случайно мусор, и пусть они всегда будет в доступном для него месте. То же и с тряпочкой для вытирания случайно пролитой воды. А стекла и зеркала вы протираете от следов пальцев? Пульверизатор с водой и тряпочку можно доверить и малышу для этой цели. Дайте ребенку губку и чашу с водой и покажите, как губка впитывает воду. Позвольте малышу растворить ложку какао в воде, размешивая его в прозрачном стакане.

Чистить зубы, причесываться и умываться, чистить ботинки щеткой, застегивать молнии, пуговицы и кнопки, а также надевать шапку, а в старшем возрасте и другие элементы одежды ребенок может тоже сам.

Создайте бизиборд - на доску (можно купить в больших строительных магазинах) попросите папу прикрутить всевозможные замки с ключами, выключатели, закрыватели дверей с цепочкой, дверные ручки и все, что дети так любят крутить в квартире, и дайте ребенку бизиборд в свободное пользование.

Словом, превратитесь «в ленивую маму», которая позволяет делать максиму дел ребенку самому, не вмешиваясь и следя лишь за безопасностью малыша и не допуская поломки предметов быта.

Познаем многообразие окружающего мира

Каждую из следующих игр расположите на поднос или коробку в зоне досягаемости ребенка на уровне его глаз, чтобы он мог сам выбирать, во что хочет играть, а после этого возвращал все на место. На неделю хватит 5-6 таких игр, потом их можно заменить на другие.

Что любит ваш ребенок? Фрукты, овощи, продукты в ярких упаковках, животных, транспорт, динозавров, посуду, цвета и формы? Обзаведитесь полной коллекцией разных видов машин или фигурками фруктов и животных, а также купите карточки с изображениями тех же предметов. Разложите из на подносе или коврике перед ребенком и попросите найти соответствия:.

Ребенку нравятся разные мелочи - пуговицы, орехи, бусины? Возьмите 3-5 видов мелочей (разных по цвету или смыслу) и предложите рассортировать их по тарелочкам или баночкам: в одну баночку - красные пуговицы, в другую - синие. В одну тарелочку - грецкие орехи, в другую - миндаль, в третью - лесные орехи. В одну тарелку - картинки с птицами, в другую - с животными. Таким образом можно изучать любые формы, цвета, понятия, размеры.

Предложите ребенку сложить последовательности по образцу: выложите 4-5 разных по цвету пуговиц и предложите положить другие точно так же. Пуговицы можно заменить на кубики, блоки конструктора, орешки или конфетки в цветных обертках.

Пазлы, рамки-вкладыши, сортеры, мозаики и конструкторы также подходят для использования на стеллажах по системе Монтессори.

Внедряем творчество и сенсорное развитие, развиваем мелкую моторику

На стол и стульчик ребенка положите чистые листы бумаги, а также коробочки с карандашами, красками, восковыми мелками, штампами и штемпельной подушечкой, пластилином - пусть творчество будет всегда в свободном доступе. Предложите также полепить из соленого теста, пластилина или кинетического песка, порисовать пальчиковыми красками или поштамповать штампами из картошки.

Что касается сенсорики, то дома можно создать: лото запахов (баночки с ароматными травами) или сенсорное лото - карточки с наклеенными на них материями (наждачной бумагой, фетром, бархатом, шелком, клеенкой), бутылочки с горячей, теплой и холодной водой, звуковые коробочки (баночки с наполнителями, звучащими по-разному: рисом, деревянными шарикам, колокольчиками).

Возьмите контейнер с мелкими отверстиями (проделайте его в коробке или, например, используйте бутылку с узким горлышком) и предложите складывать туда пуговицы, фасолинки, бусины и другие мелкие предметы. С 1,5 лет можно делать это пинцетом. Те же бусины можно нанизывать на жесткий шнурок, а если слепить из пластилина тортик, то такими бусинами можно украшать его как ягодками.

Изучаем цифры и буквы

Чтобы начать изучать цифры, вам понадобятся специальные карточки с их изображением, например шероховатыми (вырезанными из наждачной бумаги или нарисованными клеем-карандашом и обсыпанными сверху манкой по контурам цифр), чтобы ребенок мог проводить пальчиком по цифрам и запоминать их. А можно взять и простые карточки с цифрами и одинаковые фишки, чтобы изучать количество, выкладывая перед ребенком поочередно то 1 элемент, то 2, то 3...

Для изучения родного языка вам понадобятся такие же карточки с шероховатыми буквами. Еще одним упражнением для изучения букв может стать рисование их силуэтов пальчиком на песке или манке.

Главное помните принципы педагогики Монтессори: позвольте сделать ребенку максимум самому: выбрать задание, выполнить его и убрать за собой!

Если вы заинтересованы в том, чтобы ребенок гармонично и быстро развивался, учился самостоятельности и играл не только с обычными игрушками, но и с дидактическими играми, убирал за собой и каждый день постигал новое, то вы должны создать в домашних условиях такую среду, в которой процесс развития малыша будет происходить естественно. Методика Марии Монтессори будет идеальной системой воспитания и раннего развития малыша, его речи и восприятия.

Занятия по системе Монтессори знакомят малыша с предметами, которые расположены в мире вокруг него. Для правильного развития детей с использованием этой методики, обязательно нужно насытить пространство вокруг крохи предметами, которые будут вызывать у него интерес. В системе Марии Монтессори процесс развития детей сводится к тому, что ребенком будут развиваться мускулы, зрение, слух, обоняние и другие органы чувств.

В системе существует огромное количество дидактических игр, направленных на развитие термических ощущений, осязания, вкуса, слуха. Использование таких игр и занятия с ребенком помогут отличать тяжелое от легкого, горячее от холодного, мягкое от твердого.

Восприятие и установление порядка

Чтобы научить малышей раннего возраста самостоятельности и поучаствовать в их развитии абсолютно незаметно, вы должны установить определенный режим дня. Он может быть примерно таким:

  1. В восемь утра вся семья просыпается. Первое, что делают все члены семьи – одеваются. У малыша должен быть свой стульчик или детский шкафчик, на котором лежит его одежда для переодевания. Далее – это утренние процедуры. У него есть свой горшок, у него есть своя полочка в ванной с зубной щеткой и пастой, также у него есть стульчик, который помогает ему достать до раковины.
  2. В половину девятого вся семья собирается на кухне и все вместе готовят завтрак. Малыш также помогает в меру своих возможностей.
  3. В половину десятого завтрак закончен и нужно убрать со стола. Кроха, даже самого раннего возраста, должен знать, что за собой нужно убирать. Система воспитания Марии Монтессори подразумевает, что вы вовлечете детей в процесс уборки, к примеру, дадите им полотенце для протирки посуды или попросите малыша смахнуть крошки со стола.
  4. После завтрака наверняка захочется заняться своими делами, поиграть с игрушкой, которая была выбрана им самостоятельно. Дайте крохе такую возможность, не заставляйте его делать что-то другое. Но помните, что если игры детей закончились, то обязательно нужно использовать главный принцип в методике воспитания детей Марии Монтессори – поиграл, после этого убери за собой.
  5. Когда придет время обеда, вы не должны прекращать заниматься с ребенком. Пусть он станет вашим помощником – достанет продукты из холодильника, помогает накрыть на стол.
  6. После обеда вы наверняка положите детей спать, так как им нужно набраться сил для новых игр.
  7. После обеда, прежде чем идти на прогулку или начинать занятия по развитию речи или прежде чем учить буквы, нужно будет как следует подкрепится. Дайте малышу возможность самому насыпать себе еду, налить сок или йогурт. Если даже что-то будет рассыпано или разлито ребенком, не переживайте, а просто покажите малышу, как это убрать. Система развития Марии Монтессори подразумевает, что постепенно ребенком любого возраста будут выполняться несложные бытовые манипуляции самостоятельно и помощь мамы ему будет абсолютно не нужна.
  8. Когда вы начнете собираться на прогулку, то у ребенка должна быть возможность самостоятельно достать верхнюю одежду. Пусть у малыша будет крючок на уровне его рук, обувь также должна быть на виду. На улице малыш должен заниматься любимыми делами, но обязательно следите за ребенком, особенно раннего возраста.
  9. После прогулки он должен самостоятельно раздеться и положить свои вещи на место. Если нужно что-то просушить, поясните, как и где он может это сделать, помогите малышу если это нужно.
  10. Для развития детей по методике Монтессори очень полезно, если кроха будет помогать вам готовить ужин. Такие занятия помогут крохе научиться быть самостоятельным, это и есть основные принципы воспитания детей по методике Монтессори.
  11. После ужина нужно поиграть с малышом, но не будьте главным в этих играх. Пусть малыш сам ведет игру, так происходит процесс его развития и создания новых для него игр, развитие его речи в процессе пояснения того или иного его занятия.
  12. Когда придет пора готовиться ко сну, проконтролируйте, что малыш убрал свои игрушки. Пусть карапуз разберет свою постель, пойдет умоется и переоденется в пижаму. Одежду, в которой малыш был днем, он должен сложить на стульчик или в свой шкафчик. Можно почитать малышу перед сном сказку и оставить в его комнате ночник, так малыш не будет вас будить, если ему ночью нужно будет встать в туалет.

Суть такого порядка по системе Монтессори заключается в том, что с малышом занятия проходят совершенно не заметно, а обучение является постепенным и спокойным. В этой методике раннего воспитания детей можно спокойно учить малышей развитию речи, кроха может учить буквы и обучатся правилам разных игр абсолютно без нажима и без напряжения, так как кроха сам выбирает, чем ему заниматься.

Методика Марии Монтессори

Математика

Занятия по математике должны быть также очень приятными для малыша и задача мамы сделать их интересными. Найдите для малыша интересные пособия, такие как счетные палочки, кубики и конусы. Когда ребенок будет проявлять к ним интерес, начните учить его не сложным математическим операциям, таким как сложение, вычитание, умножение и деление. Система Монтессори легко позволяет в качестве игр выучить самые разные математические операции в домашних условиях.

Речь

Если вы видите, что малыш заинтересовался алфавитом, его можно подтолкнуть к тому, чтобы вы начали занятия по развитию речи. Сначала нужно начать изучать буквы, это можно сделать при помощи вырезанного алфавита, можно разместить буквы на магнитах или купить специальный коврик, на котором размещены все буквы русского алфавита.

Такие занятия будут способствовать постепенному развитию речи, но при этом они будут частью игр, в которые ребенок захочет играть сам, а значит, вы не будет заставлять ребенка и он выучит буквы в простой и легкой игровой форме. В обучении речи и изучении алфавита и той или иной буквы нужно использовать суть и принципы, которыми пронизана вся обучающая система – это самостоятельность и незримое участие взрослого в выборе развивающих игр.

Групповое занятие

В детском саду, проводя обучение деток и способствуя их развитию, в том числе и речи, можно проводить и групповые занятия, система обучения это позволяет. В детском саду можно практиковать разные виды игр, вот некоторые из них:

  • Детки сидят в кругу на полу, слушают в записи журчание ручейка, шум ливня, тиканье часов.
  • Малыши сидят в кругу и играют в пальчиковые игры, общаются, занимаются развитием речи, поют песни, угадывают буквы на карточках.
  • Малыши ходят по нарисованному на полу кругу, квадрату, треугольнику, стараясь не сойти в линии.
  • Крохам дают в руки по мелофону, и каждый по очереди сочиняет свою мелодию. Если мелофон один, его нужно передавать по кругу.

Такие простые варианты игр способствуют общению и развитию речи деток 1-3 лет, также просто можно выучить буквы. Не навязчивое общение поможет детками стать самостоятельными, научится легко говорить и различать буквы.

Метод Марии Монтессори. Наши развивашки.