Детские дома семейного типа. Постановление правительства рфо детском доме семейного типа Детские дома семейного типа

Детские дома семейного типа (ДДСТ) - это альтернативная форма государственному содержанию и воспитанию детей сирот. Организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с 10-летнего возраста -- только с их согласия).

Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуются -- дети), в условиях семьи.

Самое главное в семейном детском доме - приемные дети. Они в семейных детских домах растут в обстановке любви, поддержки и доброты, получают образование, многие - высшее, и строят новые семьи, не порывая родственных отношений с родителями-воспитателями, приёмными братьями и сёстрами. детский семейный сирота

Воспитанники проживают в семейном детском доме до 18 лет, а если они продолжат учёбу в ВУЗе или другом учебном заведении - то до окончания учёбы.

В декабре 2008 г. в Украине насчитывалось 400 семейных детских домов, в которых воспитывался 2461 ребёнок (данные украинского Департамента по усыновлению)

Согласно "Положения о детском доме семейного типа" Кабинета министров Украины родителям-воспитателям вне очереди должна предоставляться многокомнатная квартира или дом. Жильё должно быть оборудовано необходимой техникой, мебелью и т.д.

Родителями-воспитателями не могут стать граждане, лишённые родительских прав или прав опекуна, больные некоторыми инфекционными болезнями, страдающие алкогольной или наркотической зависимостями.

Родители-воспитатели должны пройти курс обучения перед созданием детского дома. На период работы детского дома родителям начисляется трудовой стаж и выплачивается зарплата, а также выделяются деньги на содержание детского дома.

Миссия семейного детского дома: воспитание ребенка в семье, заменяющей родительскую.

Цель семейного детского дома -- предоставить возможность детям, которые по разным причинам лишены родной семьи, жить в безопасном и любящем семейном окружении, новой семье, где они смогут реализовать свои лучшие качества, черты характера.

Проблемы воспитания и образования детей, их профессионального самоопределения, адаптивно-реабилитационные проблемы.

Макрофакторы, влияющие на деятельность семейного детского дома:

1. Политико-правовой фактор.

Основным нормативно - правовым документом, регламентирующим деятельность семейного детского дома является Семейный кодекс Украины (ст 20-2), регулирует семейные личные неимущественные и имущественные отношения между супругами, между родителями и детьми, усыновителями и усыновленными, между матерью и отцом ребенка относительно его воспитания, развития и содержания.

2. Економический фактор.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского дома семейного типа являются:

  • 1) средства учредителя (учредителей);
  • 2)имущество, закрепленное за учреждением собственником (уполномоченным или органом);
  • 3) добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
  • 4) другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством.

Воспитатели детского дома семейного типа ведут отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей.

3. Социально-культурный фактор.

Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов, также обеспечивает обучение социальных работников, потенциальных родителей-воспитателей, желающих взять детей на воспитание.

Дети обучаются в общеобразовательных учреждениях на общих основаниях.

Микрофакторы, влияющие на деятельность семейного детского дома.

1. Поставщики:

детские дома;

центры временного содержания детей;

школы-интернат.

2. Конкуренты:

деревни SOS - программа, спонсируемая зарубежными фондами, существует во многих странах. В таких деревнях (больших домах или квартирах в городах) живут несколько семей. Они состоят из мамы, которая заключила контракт с фондом на определённое время и получает зарплату, и из нескольких приёмных детей;

патронатные семьи - семьи, которые воспитание детей делают своей профессией, они заключают контракт с государством, на основании которого обязуются воспитывать детей из детских домов у себя дома, получают помимо денег за это, ряд льгот, например, возможность пользоваться услугами специалистов;

фостеровская (замещающая) семья - это одна из разновидностей приемной семьи, деятельность которой необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из семьи в силу различных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в родной семье, болезнь или отсутствие родителей. Основная цель такой семьи - поддержание контактов с биологическими родителями и возвращение ребенка в родную семью. Если невозможно возвращение ребенка в родную семью, тогда он находится в приемной до тех пор, пока не состоится решение суда в отношении судьбы ребенка.

3. Потребители:

Бездетные супруги или те, у кого есть собственные дети -- как взрослые, так и несовершеннолетние.

4. Посредники:

учредители;

социальные работники;

воспитатели;

психологи.

5. Контактные аудитории:

общественные организации;

государственные учреждения.

1. Детский дом семенного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей, при этом общее количество детей в детском доме семейного типа не может превышать 12 человек, включая родных детей (п. 2 Правил организации детского дома семейного типа, утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №195 «О детском доме семейного типа»).

Объектом правоотношений, возникающих при передаче ребенка на воспитание в детский дом семейного типа, является воспитание, содержание и подготовка к самостоятельной жизни ребенка, переданного в детский дом семейного типа.

2. В основании возникновения правоотношения по передаче ребенка на воспитание в детский дом семейного типа лежит сложный юридический состав:

o заявление лиц, желающих организовать детский дом семейного типа, которое они подают в органы опеки и попечительства по месту своего жительства,

o административный акт - заключение органов опеки и попечительства о возможности заявителей быть воспитателями и взять на воспитание детей (п. 6 Правил организации детского дома семейного типа),

o административный акт - решение органа исполнительной власти субъекта РФ на основании заявления супругов и заключения органов опеки и попечительства о создании детского дома семейного типа. Детский дом семейного типа по своей организационно-правовой форме является воспитательным учреждением (п. 4 Правил организации детского дома семейного типа),

o договор между органами опеки и попечительства и детским домом семейного типа о передаче на воспитание детей.

3. Элементы договора о передаче ребенка в детский дом семейного типа.

Специальный субъектный состав –

o заказчик - органы опеки и попечительства,

o исполнителями могут быть только супруги. Кроме запретов общих для всех лиц, желающих принять детей на воспитание (п. 3 ст. 146 СК РФ), существует специальный запрет – организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица, находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми (п. 3 Правил организации детского дома семейного типа).

Предмет договора – оказание услуг по воспитанию, обучению, оздоровлению подготовке к самостоятельной жизни детей, оставшихся без попечения родителей.

Цена договора - оплата труда воспитателей детского дома семейного типа определяется по ставкам, установленных для работников соответствующих государственных образовательных учреждений (п. 17 Правил организации детского дома семейного типа).

Срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется договором между учредителем и детским домом семейного типа (п. 8 Правил организации детского дома семейного типа).



a. права и обязанности воспитателей см. п. 1 ст. 147, ст. 150 СК РФ,

b. органы опеки и попечительства обязаны (пп. 7, 15 Правил организации детского дома семейного типа):

§ предоставлять необходимые для содержания детей средства,

§ осуществлять контроль за условиями жизни и воспитания детей,

§ охранять их права и законных интересы,

§ обеспечить обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.

5. Законодатель не указал основания прекращения обязательств из договора о передаче детей на воспитание, поэтому следует применять общие правила о прекращении обязательств и расторжении договора (См. УМК «Прекращение обязательств», «Изменение и расторжение договора»).

Тема 6. Личные и имущественные отношения между супругами

Вам понадобится

  • - заверенные у нотариуса копии документов об образовании обоих супругов;
  • - заверенные копии паспортов;
  • - заверенная копия свидетельства о браке;
  • - выписки из трудовых книжек;
  • - справки о заработной плате;
  • - медицинские заключения о состоянии здоровья обоих супругов;
  • - заявление в орган опеки и попечительства о желании открыть детский дом семейного типа;
  • - согласие всех совместно проживающих членов семьи;
  • - акт обследования жилого помещения.

Инструкция

Детские дома семейного типа создаются на базе семей, которые хотят и могут взять на воспитание от пяти до . При этом необходимо заручиться согласием всех членов семьи, совместно проживающих, а также родных и , достигших десятилетнего возраста. В семейном детском доме общее количество всех (включая родных и усыновленных) не может превышать двенадцати человек.

Прежде всего необходимо получить заключение, в котором подтверждается возможность супругов стать воспитателями в детском доме семейного типа. Для этого надо собрать папку документов и написать заявление в органы опеки и попечительства по месту вашего жительства.

К заявлению необходимо приложить заверенные у нотариуса копии документов об образовании обоих супругов, свидетельства о браке и паспортов. Кроме этого, взять на работе выписки из трудовых книжек и справки установленного образца о средней заработной плате, а также получить медицинские заключения о состоянии здоровья.

На основании собранных документов, поданного заявления и акта обследования опеки жилищных условий семьи, желающей создать детский дом, в течение выносится постановление о возможности супругов быть воспитателями.

Если решение органов опеки и попечительства отрицательное, то вам обязаны сообщить об этом в десятидневный срок. По законодательству Российской Федерации его можно обжаловать в установленном порядке.

Если же заключение носит положительный характер, то между органами опеки и попечительства и будущим детским домом семейного типа заключается договор, в котором обговариваются все нюансы: количество взятых на воспитание детей и сроки их пребывания в семейном детском доме, а также зарплата воспитателей и суммы пособий, выплачиваемых на каждого ребенка.

Возраст детей, которые передаются на воспитание в семейные детские дома, может быть самым разным: от рождения и вплоть до восемнадцати лет. Для обеспечения психологического комфорта обязательно заручаются согласием каждого ребенка и взрослых, берущих на себя обязанности воспитателей. Также учитывается мнение администрации государственного учреждения, где находится ребенок.

Обратите внимание

Органы опеки контролируют условия жизни детей в семейном детском доме, а также проводят обучение желающих взять детей на воспитание.

Полезный совет

При создании детского дома семейного типа органы опеки дают преимущество семьям в которых есть педагоги, социальные работники и люди с медицинским образованием, а также тем, кто уже является опекунами и усыновителями.

Источники:

  • Постановление Правительства РФ «О детском доме семейного типа»

Семейные детские дома - альтернатива детским сиротским учреждениям. В таких домах воспитанием детей занимается семейная пара, которая является опекунами, а для малышей - просто мамой и папой.

Инструкция

Существует несколько видов семейных детских домов.
1.Семейный городок. Представляет из себя 8-12 домов на 1-2 семьи. На базе городка создается целый поселок с досуговым центром, медицинским обслуживанием, спортивными сооружениями, школами и садами. В каждой есть опекуны – мама и папа, которые воспитывают приемных и родных .
2. Семейный дом. Он организуется в отдельно стоящем частном доме с земельным участком в жилом поселке.
3. Семейным детским домом считается , взявшая на воспитание не менее 6 приемных детей. Такая семья может претендовать на получение квартиры или частного дома.

Для получения статуса семейного детского дома супругам необходимо взять на воспитание (под опеку) не менее 6, но не более 10 детей. С учетом родных детей, общее количество не должно превышать 12 человек. Детей по опеку можно брать с и до 18 лет. С 10 лет - только с согласия ребенка и решения учреждения социальной защиты и директора социального учреждения, где пребывал малыш.

Для того, чтобы иметь возможность стать опекунами, необходимо подать заявление в местные органы опеки. Вместе с заявлением необходимо предоставить следующие документы:
Паспорта обоих супругов.
Копию свидетельства о браке.
Копии свидетельств об образовании.
Выписку из трудовой книжки.
Медицинское заключение установленного образца.

В случае положительного заключения и передачи детей в семью, органы опеки осуществляют контроль за жизнью детей. Сотрудники опеки вправе посещать детей и интересоваться их условиями жизни, выполнением опекунами своих обязанностей.

Ежемесячно на содержание ребенка выплачивается определенная денежная сумма. Плюс к этому, каждый опекун получает заработную плату.

Детский дом - это учреждение, где растят и обучают детей, оставшихся без попечения родителей. Количество таких детей в нашей стране растет с каждым годом. Но и семейных пар, которые бы хотели заботиться о таких детях, также становится все больше. Согласитесь, что семья - это лучшее, что можно предложить ребенку. Поэтому правительство РФ разработало «Правила организации детского дома семейного типа» (Постановление Правительства РФ №195 от 19 марта 2001 г).

Инструкция

Для многих наших сограждан организация семейного детского дома стала таким же видом заработка, как и всякий другой. Это не

СИРОТЫ 127: детские дома семейного типа June 20th, 2013

Апдейт: уточнил с помощью gelievna стат. данные: в России не 28 детей, а 76 сейчас в 4-х детдомах семейного типа (не сразу разобрался в формах отчетности). Но, правда, существа дела это не меняет. Этой формы устройства, некогда считавшейся перспективной, сейчас в России практически нет.

Осталось рассмотреть еще одну форму устройства сирот - «детский дом семейного типа» (ДДСТ); его обычно относят к семейным формам, хотя юристы пишут об «организационно-правовой форме воспитательного учреждения ». ДДСТ возникли раньше других семейных форм, в 1988 году. Из Постановления Совмина СССР: «Наряду с осуществляемыми мерами по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах необходимо использовать другие гуманные формы воспитания этих детей. Принципиально новой формой, предложенной Советским детским фондом имени В.И. Ленина, для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен стать детский дом семейного типа. Использование опыта работы таких детских домов позволяет активнее вовлечь в процесс воспитания детей широкие круги трудящихся, эффективнее реализовывать важные способы утверждения личности ребенка, и прежде всего труд, высокую нравственность, приобщение к культуре ». Там, в этом Постановлении мало конкретики, но зато разворачиваются роскошные перспективы заботы государства о счастливом детстве: «детские городки и специализированные жилые дома с квартирами для семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зональные проекты детских домов семейного типа с учетом местных природно-климатических, социально-демографических условий и опыта зарубежных стран »... Предприятиям предлагается «с согласия трудовых коллективов» строить городки за свой счет, вузам и комсомолу создавать студенческие строительные отряды. Министерству лесной промышленности поручается обеспечить ДДСТ специальной мебелью, Министерству торговли организовать снабжение нужными товарами, Минздраву - обеспечить организовать санаторно-курортное лечение, Академии Наук исследовать опыт ДДСТ, а творческим союзам и спорткомитету создавать студии, кружки и секции...
Нормы конкретизировались в положениях союзных республик о ДДСТ: принимать на воспитание не меньше пяти и не больше десяти сирот, так чтобы вместе со своими было не больше 12. Детям предоставляются разнообразные льготы, а " ".
«В СССР было создано почти пятьсот семейных детских домов, и в них из казенных сиротских заведений вошло четыре тысячи детей ».
В современном российском законодательстве (в отличие, кажется, от украинского) ДДСТ как семейной формы нету, они «стали основой для появления такой формы опеки и попечительства как приемная семья. … Родителям-воспитателям предоставлена возможность самим определить, будет ли их семейный детский дом малокомплектным детский дом с действующим штатом сотрудников или станет приемной семьей ». Сейчас на всю Россию по статистике в ДДСТ находится 76 детей в 4-х ДДСТ.
Не так на Украине. Там, в ныне действующем Законе об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки , ДДСТ везде перечисляется в одном ряду с приемной семьей, отличается от нее только большим размером и воспринимается самими воспитателями как «большая семья» (именно так о своей «семье» Ну и совсем другая статистика: на 1 апреля 2013 года 767 ДДСТ, в которых воспитывается 5131 ребенок .

Это факты. А теперь - мысли. Для меня ДДСТ - замечательный аргумент в опровержение ложного противопоставления детского дома и замещающей семьи . Подчеркиваю: замещающей, т.е. искусственной, создаваемой как «протез» потерянной родной семьи. Родная семья - это феномен, заключающий в себе сущность мистическую, действующую и через биологию, и, наверное, через ту родовую «систему», о которой писали Флоренский и в наше время Берт Хёллингер, и через незнамо что…
А вот чем принципиально отличаются «приемная семья» или, наглядней, ДДСТ от государственного (или негосударственного, церковного, например) детского дома? Количеством детей? Но (1) небольшой детский дом и ДДСТ могут быть равновелики, (2) внутри большого детского дома никто не мешает создавать (и создают в Израиле, например, а теперь и у нас) маленькие «семейки», наконец, (3) и семьи были в прошлом, реже бывают и сейчас очень большими.
Да и вообще, величина ведь важна не сама по себе, а, как я понимаю, ради того, чтобы каждому ребенку уделялся максимум внимания . Я в своих родовых очерках писал о прапрадеде Леонтии Давыдыче, у которого было столько дочерей, что он путал их имена («Як вас до бису богато!»). А вот император Николай Первый по некоторым свидетельствам знал по именам не только всех офицеров своей армии (а их к 1853 году было 31 тысяча), но и некоторых нижних чинов, и принимал участие в их судьбе… Почему бы директору и воспитателям детского дома не быть внимательными к каждому воспитаннику? Это вопрос отбора и подготовки персонала.
Важное отличие нынешних работников детских домов от ДДСТ - то, что они живут отдельно от воспитанников, разве что берут их иногда в гости. Это неправильно, говорю я, и должно быть изменено. Внутреннее деление на «семьи» с жизнью семей воспитателей вместе с воспитанниками - одно из возможных направлений преобразования. Хотя и не обязательно повсюду.
И не надо про любовь. Она, как и дух по Евангелию, «дышит, где хочет».

В целях обеспечения защиты прав и интересов детей-сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Настоящие Правила определяют порядок организации детского дома семейного типа.

Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуются - дети), в условиях семьи.

Заключение составляется органом опеки и попечительства на основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни супругов в течение одного месяца со дня подачи заявления.

Отрицательное заключение доводится до заявителей в 10-дневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителям возвращаются все документы. Заключение может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

7. Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов, а также обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.

8. На воспитание в детский дом семейного типа передаются дети в возрасте от рождения до 18 лет. Срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется в договоре, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и детским домом семейного типа.

Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения (а с 10-летнего возраста только с его согласия) и с согласия администрации образовательной или медицинской организации, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения, в котором он находится, а также с согласия воспитателей этого детского дома семейного типа в целях обеспечения психологической совместимости.

N 882 , от 24.12.2014 N 1469 )

9. На ребенка, передаваемого в детский дом семейного типа, орган опеки и попечительства или администрация образовательной, медицинской организации, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения представляет следующие документы:

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.09.2012 N 882 , от 24.12.2014 N 1469 )

а) решение соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о направлении ребенка в детский дом семейного типа;

б) направление в детский дом семейного типа, выданное органом опеки и попечительства;

В) свидетельство о рождении ребенка (подлинник), а при его отсутствии - заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка;

г) выписка из истории развития ребенка;

д) страховой полис обязательного медицинского страхования;

е) документ об образовании (для детей школьного возраста);

ж) акт обследования условий жизни ребенка;

з) сведения о родителях (копия свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справка о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);

и) справка о наличии и местонахождении братьев, сестер и других близких родственников;

к) опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;

л) документы о закреплении за несовершеннолетним ранее занимаемой им жилой площади (о праве собственности на жилое помещение и (или) иное имущество);

М) копия решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионное удостоверение, документы о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении, и ценные бумаги (при их наличии);

н) заключение психолого-медико-педагогической комиссии (для детей с ограниченными возможностями здоровья).

(пп. "н" в ред. Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 N 617)

10. Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсии (по случаю потери кормильца, инвалидности), другие социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

11. При выходе из детского дома семейного типа или переводе в образовательную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или учреждение социальной защиты населения, а также при ликвидации детского дома семейного типа ребенку выдаются справка о пребывании в детском доме семейного типа и документы, указанные в подпунктах "в" - "м" пункта 9 настоящих Правил.

(в ред. Постановления

12. Медицинское обслуживание детей обеспечивается медицинскими организациями в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882)

13. Дети обучаются в образовательных организациях на общих основаниях.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2014 N 1469)

14. Детский дом семейного типа финансируется учредителем (учредителями), исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2014 N 1469)

15. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского дома семейного типа являются:

а) средства учредителя (учредителей);

б) имущество, закрепленное за детским домом семейного типа собственником (уполномоченным им органом);

в) добровольные пожертвования физических и юридических лиц;

г) другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Воспитатели детского дома семейного типа ведут отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

17. На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.12.2014 N 1469)

18. Воспитатели детского дома семейного типа пользуются преимущественным правом на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.