Что такое государственное пенсионное обеспечение в рф. Пенсионное обеспечение как форма социальной защиты. Государственная пенсия по случаю потери кормильца

Пенсионное обеспечение - важный момент в вопросе поддержки пожилых людей. Если честно, то здесь существует очень много интересных и трудных ситуаций, о который должен знать каждый гражданин. Ведь в этом случае можно будет как-то лишний раз перестраховаться и обеспечить себе в старости достойную жизнь. Что собой представляет пенсионное обеспечение в Российской Федерации? Давайте попробуем разобраться со всеми нюансами, которые только могут подстерегать будущих пенсионеров.

Кто в ответе

Так что проблем с тем, куда обращаться, как правило, нет. Пожалуй, это один из немногих моментов, который еще не перетерпел какие-то существенные изменения за последние годы. Пенсионное обеспечение в РФ нынче приносит массу проблем. Но почему? Начинается все с подачи заявления пожилого человека на поддержку со стороны государства.

Документы для пенсий

Чтобы решить первый "острый" момент, достаточно просто быть в курсе того, какие именно условия должны соблюдаться и какие документы предъявляться для назначения пенсии. Пенсионное обеспечение в этом случае не принесет вам массу проблем. Разумеется, ситуаций много и для каждой имеются какие-то свои особые документы для предъявления в Пенсионный фонд. Тем не менее существует и общепринятый список, который необходим всем и всегда. Это:

  • паспорт;
  • 4 фото 3 на 4 см;
  • СНИЛС;
  • заявление на назначение пенсии;
  • документы, подтверждающие ваш стаж и доход;
  • номер счета в банке для пенсионных выплат.

Кроме того, иногда приходится предъявлять:

  • свидетельство о рождении детей;
  • документы о социальном статусе (подтверждение инвалидности);
  • "военник";
  • "бумаги", указывающие на пребывание в особых климатических условиях.

В принципе, это все. Больше ничего особо от вас не потребуется. Кстати, военный билет необходим только тогда, когда будет назначаться пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу. Для них придумана индивидуальная система расчетов. Еще один момент - вы должны достигнуть определенного возраста. Для женщин это 55 лет, а мужчин - 60. Лишь после этого можно рассчитывать на пенсию. Разумеется, если вы не инвалид с рождения. Плюс у вас должен быть стаж работы. Об этом немного позже.

Типы пенсий

Идем дальше. Не стоит забывать, что пенсионное обеспечение в РФ делится на несколько типов. И граждане вправе сами выбирать, какую именно поддержку им получать. Не всегда, но очень часто. Какие могут быть пенсионные выплаты?

Социальные - это поддержка от государства, которая оказывается всем гражданам. Размер ее варьируется, в зависимости от положения человека в обществе. Довольно часто выплачивается в качестве обеспечения людям, не имеющим трудового стажа, а также инвалидам. Сумма выплат небольшая, она не позволяет в полной мере обеспечить должный уровень жизни населению.

Дальше идут пенсии по старости. Пожалуй, это уже более интересный случай. Иногда их называют государственными. Чтобы иметь возможность на получение таких выплат (они как раз помогут "выжить" в России неработающим пенсионерам), вы должны достигнуть пенсионного возраста, а также иметь определенный трудовой стаж. На данный момент он составляет 5 лет. Пенсионная система в РФ учитывает предпринимательскую деятельность. Если гражданин не работал "на дядю", но официально оформил себя когда-то в качестве ИП и "просидел" так 5 лет, это зачтется. В трудовой стаж "вписывают" уход за маленькими детьми и за пожилыми людьми (нужно оформить в Пенсионном фонде соответствующий документ).

Последнее и самое распространенное пенсионное обеспечение - это трудовые пенсии. Как раз они интересуют граждан больше всего. Почему? Ведь подобные выплаты напрямую зависят от каждого гражданина в целом. Чем больше работаете и зарабатываете, тем выше будет пенсия в будущем. Но здесь имеется довольно трудная система расчетов, которая постоянно меняется.

Также имеется еще и военная пенсия. Такое пенсионное обеспечение в РФ есть только у тех, кто проходил службу. И не в армии, а в принципе. Не менее 20 лет, между прочим. Рассчитывается такая государственная поддержка на данный момент по довольно интересному принципу. Его очень легко понять.

Сколько платят инвалидам

А теперь давайте попытаемся с вами разобраться, на какие платежи может претендовать каждый гражданин. Например, неплохим вариантом является пенсия инвалидам. Здесь, как уже было сказано, все довольно просто. Есть и фиксированные платежи, и небольшая система расчетов. Применяется она чаще всего до пенсионного возраста.

Стоит обратить внимание, что пенсионное обеспечение граждан-инвалидов отличается по группам. Самые больше выплаты полагаются 1, а самые маленькие - 3. Плюс ко всему, тут учитывается наличие иждивенцев у инвалида. И, в некоторых случаях, период до наступления пенсионного возраста. Ничего особо трудного тут нет. На что может претендовать в России современный инвалид? Это:

  • дети-инвалиды с рождения - 60% от минимальной оплаты труда;
  • социальная на ребенка-инвалида с рождения - 11 445 рублей и 68 копеек;
  • инвалиды 1 группы, инвалиды II группы с детства - 9538 рублей 20 копеек;
  • инвалиды II группы - 4769 рублей 9 копеек;
  • III группа инвалидности - 4053 рубля 75 копеек.

Пенсии на детей-инвалидов могут быть разными. И большими, и не очень. Во всяком случае, пенсионное социальное обеспечение таких граждан в России имеет место. Не такое большое, как хотелось бы, но это лучше, чем совсем ничего.

Инвалиды-пенсионеры

Но забывать о простых инвалидах (пожилых) не нужно. Им тоже положены социальные выплаты. И, если честно, тут ситуация складывается куда интереснее, чем в прошлом случае. Как уже было сказано, предложена система расчетов отчислений от государства, а также фиксированные платежи. Начнем, пожалуй, со второго варианта. Ведь пенсионное обеспечение в этом случае фиксировано. Разумеется, с учетом некоторых особенностей, таких как наличие иждивенцев и группа инвалидности гражданина. Какую картину мы получаем? Инвалиды 1 группы могут рассчитывать на:

  • без иждивенцев - 7820 рублей 70 копеек;
  • иждивенец - 9124 рубля и 14 копеек;
  • 2 лица на иждивении - 10 427 рублей 61 копейку;
  • от 3 человек - 11 731 рубль 4 копейки.

Теперь, на что могут рассчитывать пенсионеры 2 группы инвалидности? Все фиксированные расчеты производятся по аналогичному принципу. То есть во внимание принимаются иждивенцы. Тут получается:

  • иждивенцев нет - 3910 рублей 34 копейки;
  • 1 человек на "попечении" - 5 213 рублей 80 копеек;
  • 2 на "попечении" - 6517 рублей 25 копеек;
  • более - 7820 рублей 70 копеек.

Третья группа инвалидности, как уже было сказано, самая "низкооплачиваемая". И тут, скорее, пенсии представляют собой лишь малую поддержку. Это правильно в какой-то степени. Ведь при данной группе инвалидности человек остается трудоспособным и может работать для трудовых выплат в будущем, если таких нынче нет. Выходит:

  • одиночки - 1955 рублей 17 копеек;
  • 1 опекаемый - 3258 рублей 63 копейки;
  • 2 лица на иждивении - 4562 рубля 7 копеек;
  • 3 и более - 5865 рублей 53 копейки.

Теория расчетов для инвалидов

Не стоит забывать, что за каждым гражданином остается выбор пенсионного обеспечения. Правда, для его смены придется каждый раз писать заявление установленного образца в Пенсионный фонд. Уже было сказано, что иногда для инвалидов используется особая схема расчета пенсий. Применяется она до наступления пенсионного возраста. Какая именно? Давайте попробуем разобраться в этом. Формула для подсчета выплат от государства будет иметь вид С = К / ((М*СТ) + БВ), где:

  • С - пенсия;
  • К - пенсионный капитал;
  • М - месяцы до пенсионного возраста;
  • СТ - стаж, поделенный на 180;
  • БВ - базовая величина (устанавливается ежегодно государством).

Получается, что инвалид, работая, может увеличить свою пенсию. И, как показывает практика, на довольно "приличную" сумму. Это вовсе не значит, что вам придется работать, не покладая рук. Но и тут же отказываться от трудоустройства, если имеется такая возможность, не надо. Правда, не все так легко, как кажется. Ведь большие проблемы и вопросы возникают тогда, когда предоставляется пенсионное обеспечение обычным гражданам. Например, при трудовом стаже.

Военные

Но для начала, еще одна небольшая схема расчета выплат. Это пенсионное обеспечение военным. К счастью, здесь очень сильно задумываться не придется. Все, что от вас потребуется - минимум 20 лет службы. Тогда вы сможете получать минимальную военную пенсию. Чем больше служите, тем выше будут выплаты. Почему?

Дело все в том, что пенсионное обеспечение в этом случае рассчитывается по схеме: за первые 20 лет выслуги вы получаете 50% от вашего оклада, а каждый последующий год прибавляет на данный момент по 3% надбавок. Некоторые ограничения здесь есть. К примеру, общая сумма процентов по надбавкам не может превышать 85%. Выходит, если вы "отслужили" порядка 49 лет, то вот вам и будет максимальная пенсия - 85% дополнительной платы за выслугу + 50% от вашего оклада. Легко все и просто.

Трудягам

Идем дальше. Теперь настала очередь взяться за так называемую трудовую пенсию. К сожалению, тут ситуация складывается очень неоднозначная. Ведь в последнее время пенсионное обеспечение изменения претерпевает регулярно. И это только начало. Например, сейчас в РФ используется новая система расчетов. Так называемая, балловая.

На чем она основана? Ваш трудовой страж позволяет получать определенное количество баллов. Точную информацию стоит узнавать ежегодно. Потом сумму полученных "очков" умножают на балловый коэффициент. Он тоже каждый год устанавливается правительством в фиксированной цифре. И, как итог, получается ваша пенсия.

На данный момент для подобных расчетов приходится иметь стаж в 7 лет и минимум 9 баллов. В 2016 году максимально можно получить около 7,83 балла. Учтите, что каждый год "планка" на необходимые баллы и стаж будет возрастать. Поэтому стоит позаботиться о своем стаже.

Старость не в радость

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации - это огромная проблема для современного общества. Хорошо, с трудовой пенсией разобрались. Но есть и, так называемые, выплаты по старости. На них может претендовать любой гражданин, достигший пенсионного возраста (55 лет для женщин и 60 для мужчин), а также имеющий трудовой стаж не меньше 5 лет. Сюда входит и стаж предпринимателя, и уход за несовершеннолетними детьми до 3-х лет, и за пожилыми людьми от 80 лет. Обычная работа также засчитывается.

Схема здесь тоже довольно интересная для расчетов. Она была "изобретена" в 2015 году и, конечно же, трудовой стаж здесь тоже играет огромную роль. Часть пенсии по старости будет рассчитываться по формуле: СЧ = ФП х ИК + (КОП х ИК) х СПК, где:

  • СЧ - часть пенсии (страховая);
  • ИК - индивидуальный коэффициент (все страховые взносы/взносы от максимальной запрплаты и все это умножается на 10);
  • ФП - фиксированные выплаты;
  • КОП - коэффициент отсрочки пенсии;
  • СПК - пенсионный коэффициент.

Есть и накопительная часть пенсионных выплат. Она рассчитывается проще. Чтобы узнать, какую сумму "накоплений" вы должны получать по возрасту, придется все деньги от страховых взносов разделить на количество месяцев, в которые будет выплачиваться пенсия. Сейчас это 228. Но можно уменьшить ее, продолжая работать. Получается, именно так вы сможете повысить свою компенсацию от государства по старости.

Подведение итогов

В принципе, это все, что только можно сказать о пенсионной системе в России. Как видите, здесь очень много разных моментов, которые придется учитывать. А современная система расчетов меняется с каждым годом. И нельзя точно сказать, к чему именно готовиться.

Самым большим шоком стало отсутствие так называемой индексации пенсий для работающих пенсионеров. Раньше повышение выплат производилось всем, независимо от того, есть ли у человека работа, или нет. Но, в связи со случившимся кризисом, теперь приходится отменять данное правило. Чтобы была возможность обеспечить денежными средствами тех, у кого вовсе нет рабочего места. Пока что о возобновлении индексации пенсионной поддержки от государства для пенсионеров-рабочих речь не идет.

Кроме того, полная смена системы подсчета выплат - это еще один момент, который вызвал негодование у большинства населения. Раньше никаких "баллов" не было, все пенсии высчитывались, исходя из трудового стажа, напрямую. А теперь еще и какие-то "очки" появились с новой системой. И, как ни странно, именно эта система снизила в какой-то степени пенсионные выплаты. Необъяснимо, но факт.

Во всяком случае, стоит сделать из всего этого свои выводы. Например, необходимо работать как можно дольше и получать зарплату выше. Да и полностью надеяться на государство не надо. Лучше делать собственные накопления на старость, чтобы в непредвиденных ситуациях не остаться "у разбитого корыта". "Серых" или "черных" зарплат, а также неофициальной работы тоже рекомендуется избегать. Ведь в таком случае у вас не будет ни стажа, ни нормальных отчислений в Пенсионный фонд.

2. Порядок осуществления пенсионного обеспечения граждан

2.1 Система пенсионного обеспечения в Российской Федерации

С 1 января 2002 года в Российской Федерации действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. Данная модель является составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, ее цель - создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности. В отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа, но и от размера зарплаты и пенсионных взносов.

На сегодняшний день создана нормативно-правовая база, регламентирующая источники формирования средств пенсионного обеспечения, принципы и методы аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов.

Конфигурацию реформированной пенсионной системы в целом определяют следующие Федеральные законы: 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Значительные изменения были внесены в законодательство Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Исходя из действующего законодательства можно говорить о следующей трехуровневой структуре системы пенсионного обеспечения:

· государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет федерального бюджета. Это социальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, или тех, кто имеет право на государственное обеспечение. Это ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданину в целях компенсации заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

· обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости (в составе страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца (в составе страховой части) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя;

· негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение - негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

"right">Таблица 1

Структура пенсионного обеспечения

Виды пенсий

Источник финансирования

Субъект формирования и выплат

Обязательное пенсионное обеспечение и страхование

Государственная пенсия

Выплачивается:

· государственным служащим

· военнослужащим

· пострадавшим в техногенных катастрофах

· участникам ВОВ

· нетрудоспособным гражданам

Государственные органы

Трудовая пенсия (страховой стаж не менее 5 лет)

Страховая часть

Страховые взносы

Накопительная часть

Страховые взносы и доход от инвестирования

ПФР или негосударственный пенсионный фонд

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение

Негосударственная пенсия

Выплачивается работникам предприятий (организаций), гражданам на основании заключенных договоров негосударственного пенсионного обеспечения

Взносы предприятий, граждан и доход от их инвестирования

Негосударственный пенсионный фонд

С 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) устанавливается в твердом размере. При этом применяется порядок его дифференциации, аналогичный ранее действовавшему в отношении базовой части трудовой пенсии. По состоянию на 01.01.2010 общий фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (Б) составляет 2562 рубля в месяц.

На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем. Правила те же, что и для банковских вкладов. Только эти деньги нельзя снять со счета, и вместо начисления процентов по вкладу пенсионный капитал ежегодно индексируется. К пенсионным накоплениям ежегодно добавляется инвестиционный доход, полученный от управления средствами накопительной части пенсии управляющими компаниями. Государство гарантирует, что каждый учтенный на счете рубль уплаченных взносов и полученного инвестиционного дохода, зафиксированного на дату назначения пенсии будет возвращен застрахованному лицу в виде пенсии.

Таким образом, размер вашей пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом счете, сформированной за всю трудовую деятельность.

С 2010 года трудовая пенсия по старости состоит из двух частей:

· страховой - дифференцированная часть, зависящую от результатов труда конкретного человека (стажа, заработной платы) в течение всей трудовой деятельности. В состав страховой части также входит фиксированный базовый размер, устанавливаемый Законом и единый для всех пенсионеров;

· накопительной -- выплачиваемая в пределах сумм, отраженных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в Пенсионном фонде РФ.

Граждане вольны распоряжаться накопительной частью пенсии, в частности она может быть передана любой лицензированной коммерческой управляющей компании. При смерти застрахованного до пенсионного возраста, накопительная часть пенсии передается наследникам. Кроме того существует система государственного софинансирования пенсии в виде 100% участия государства, но с ограничением в 12000 рублей в год.

Анализ пенсионного обеспечения граждан по инвалидности

Взаимосвязь гражданской и муниципальной службы

Гл. I Сущность гражданской и муниципальной службы 1.1 Понятие и принципы гражданской и муниципальной службы Гражданская служба и муниципальная служба являются органически сопряженными институтами публичной службы...

Государственное

Основным видом пенсионного обеспечения военнослужащих является назначение и выплата пенсий. Согласно ст. 2 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»...

Особенности представления адвокатом интересов истцов по жилищным делам

Возникновение жилищных правоотношений может происходить на основании договора социального и коммерческого найма, в результате участия в долевом строительстве многоквартирных домов, а также на основании сделок...

Пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению семьям граждан, пострадавших вследствие техногенных катастроф

Условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей рассмотрены в статье 10 к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г...

Пенсионное обеспечение

Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей

Пенсия за выслугу лет, по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца военнослужащим и их семьям назначаются в порядке, установленном Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД...

Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей

2.1 Исчисление и выплата пенсионного обеспечения Пенсии военнослужащим и членам их семей, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава ОВД, Государственной противопожарной службы...

Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей

С момента увольнения со службы у военнослужащего, а так же у членов его семьи, появляется право на получение пенсионного обеспечения. Семьям военнослужащих пенсии по случаю потери кормильца назначаются со дня смерти военнослужащего...

Социальная пенсия может быть установлена гражданам, прибывшим на жительство в Российскую Федерацию из государств - участников СНГ, которые являлись получателями соответствующей пенсии или пособия на территории иностранного государства...

Пенсионное обеспечение нетрудоспособных граждан

Пенсионное обеспечение работающих по трудовому договору и военнослужащих

Пенсия - это ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счет государственных средств в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим установленного возраста, за выслугу лет, по инвалидности...

Правовое регулирование системы профессионального пенсионного страхования в Республике Беларусь и пути его совершенствования

В соответствии с действующим законодательством пенсии можно классифицировать на пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии...

Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации

В период с 1991 по 2002 гг. использовалась распределительная система пенсионного обеспечения. Её суть заключалась в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые сейчас с работающего населения, шли на выплату пенсионерам...

Пенсионное обеспечение – основной вид социального обеспечения.

Пенсия – ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые нетрудоспособным гражданам в целях компенсации утраченного ими заработка, а так же предоставления нетрудоспособным членам семьи содержания, утраченного в связи со смертью кормильца.

Пенсии по своей истории являются самым первым видом денежного обеспечения. Петр Iвыплачивал пенсион государевым служащим. Пенсии назначались по усмотрению государя и включали как денежное обеспечение, так и предоставление земельных наделов. Позднее круг лиц, получавших государственное пенсионное обеспечение расширялся, но охватывал, как правило только две категории: государственных служащих и военнослужащих.

Первый российский НПА о государственном пенсионном обеспечении был принят в 1918 году и охватывал только 3 категории: рабочих, государственных служащих и военнослужащих.

Колхозное крестьянство впервые приобрело право на пенсию только в 1964 году. Это свидетельствует о классовом подходе в социальном обеспечении. Дифференциация в основаниях, условиях и размерах пенсионного обеспечения, отражающая различия по классам и социальным группам сохранялась до 1990 года. 1990 год, мая – закон «О государственно пенсионном обеспечении в СССР». Однако, в связи с политическим развалом союза, а так же более высокими нормами социального обеспечения в республиканских законах, закон о пенсиях просуществовал ровно 6 месяцев.

20 ноября 1990 года Верховный Совет РФ принял закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Данный закон действовал до 2001 года и являлся переходным от принципов построение социального обеспечения диктатуры пролетариата до принципов рыночной экономики.

В настоящее время действуют два НПА, регулирующих пенсионное обеспечение:

    ФЗ «О трудовых пенсиях»

    ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»

Эти законы распространяются на разный круг лиц, предусматривают различные виды пенсии, но главным различием являются разные источники финансирования расходов на выплаты пенсии.

До 1990 года источником финансирования пенсионного обеспечения являлся государственный бюджет, поэтому уровень пенсионного обеспечения зависел от состояния государственного бюджета. Такой порядок выявил существенные недостатки, основной – замораживание уровня пенсионного обеспечения, и требовал принципиального изменения. В 1991 году для финансирования пенсий был создан Пенсионный фонд СССР, а затем Пенсионный фонд РФ. Пенсионный фонд – самостоятельная финансовая структура, формируется за счет страховых взносов, которые уплачивают работодатели, ИП, в ряде случаев – наемные граждане. Создание пенсионного фонда означало переход от принципов социального обеспечения к принципам социального страхования в сфере пенсионного обеспечения.

Виды пенсии.

В РФ, как и во всем мире сформировалось и существует 5 видов пенсии

    По старости . Основанием ее назначения является достижение лицом общеустановленного пенсионного возраста. Обязательным условием назначения пенсия является наличие у лица общего трудового стажа, а с 2001 года – страхового стажа. (лицо в обязательном условии должно работать). Разновидностями пенсии по старости являлись пенсии по возрасту. Основанием их назначения было достижение лицом льготного пенсионного возраста (снижался на 5-10 лет), однако, обязательным условием было наличие у лица специального трудового стажа (работа по вредных и тяжелых условиях труда, в определенных отраслях), наличие общего трудового стажа. Сегодня они существуют как досрочные пенсии по старости. Ст. 7, закона о трудовых пенсиях.

    Пенсии по инвалидности . Основанием для назначения пенсии по инвалидности является установление лицомI,II, илиIIIгруппы инвалидности. Обязательным условием назначения пенсии – наличие у лица общего трудового стажа. При отсутствии его пенсия по инвалидности не назначалась. (сейчас там назначается социальная пенсия), ст. 8 закона о трудовых пенсиях.

    Пенсия по случаю потери кормильца . Основанием является утрата кормильца, обязательным условием – наличие у погибшего кормильца трудового стажа. При отсутствии трудового стажа пенсия по случаю потери кормильца не назначалась. Ст. 9 закона о трудовых пенсиях.

    Пенсия за выслугу лет. Возникли позже всех. Основание для назначения пенсии – наличие у лица выслуги лет (специальный трудовой стаж по определенным профессиям). Пенсии за выслугу лет назначались военнослужащим, а так же врачам, учителям, горнорабочим, летчикам, театрально – зрелищным работникам. Принципиальным отличием пенсии за выслугу лет от других видов пенсии – назначаются независимо от возраста лица.

    Социальная пенсия . В РФ появился только в 1990 году. Предоставляется лицам, которые достигли пенсионного возраста, стали инвалидами, однако у них отсутствует трудовой стаж, и поэтому им не может быть назначена пенсия по старости или по инвалидности. Детям умершего кормильца пенсия назначается, если у кормильца отсутствует трудовой стаж.

В законодательстве СССР и РФ можно было выявить такую тенденцию, что отдельным категориям граждан пенсионное обеспечение предоставляется по отдельным законам

    персональные пенсии – за особые заслуги

    пенсии депутатам, космонавтам и спортсменам

в любой стране возникновение и развитие специальных пенсионных систем всегда обусловлено низким уровнем, установленном в общей системе пенсионного обеспечения.

Закон о трудовых пенсиях РФ.

Построен на страховых пр987инципах (связан с обязательной уплатой страховых взносов в пенсионный фонд). Страховые взносы уплачиваются работодателям и ИП, порядок и размер уплаты регулируются отдельным ФЗ. Доказательством уплаты является полис государственного пенсионного страхования.

Все расходы на выплат пенсии идут из пенсионного фонда. Закон распространяется на: граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранным и лицам без гражданства – при условии постоянного проживания на территории РФ. Сейчас непонятно, каким документом подтверждается постоянное проживание. Закон предусматривает три вида пенсии – по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Лицо, имеющее право на получение двух видов пенсии может получать только одну пенсию по выбору. Учитывая, что пенсионное обеспечение осуществляется из ПФ, они распространяются только на наемных работников.

Пенсия по старости предусмотрена ст.7 закона «о трудовых пенсиях». Основанием назначения является достижением мужчиной 60 лет, женщиной 55. Обязательное условие – наличие страхового стажа не менее 5 лет. При его отсутствии пенсия назначена не будет.

Размер пенсии складывается из двух частей – страховая (зависит от суммы уплаченных страховых взносов), накопительная (из накопительной части страховых взносов. С 2001 по 2006 год накопительная часть удерживалась с самих работников. Сейчас она так же удерживается от работодателя). Пенсия высчитывается: сумма страховых взносов делиться на 19. 19 – время дожития. Пенсия по старости назначается пожизненно и выплачивается в том числе и работающим пенсионерам. Два дня назад был поставлен вопрос о том, что работающему пенсионеру, возможно, не стоит выплачивать пенсию. Пенсия по старости пожжет быть назначена ранее общеустановленного пенсионного возраста.

75% выходящих на пенсию составляют выходящие по старости.

Пенсия по инвалидности. Основанием для назначения пенсии является признание лица инвалидом. Инвалидом Является лицо, имеющее стойкую утрату трудоспособности, приводящую к нуждаемости, социальной помощи. Обусловлено физическим дефектом или заболеванием. Признание лица инвалидом осуществляется специальным органом – медико-социальной экспертной комиссией. При освидетельствовании лицу устанавливается одна из 3 групп. 1 группа инвалидности устанавливается лицам, у которых имеется стопроцентная утрата трудоспособности и нуждаемость в постоянном уходе, 2 группа устанавливается тем, у кого есть стопроцентная утрата трудоспособности, но они не нуждаются в постоянном уходе, 3 группа устанавливается лицам, которые частично сохранили профессиональную трудоспособность. Критерии утверждаются министерством здравоохранение. Группы инвалидности устанавливаются лицам старше 16 (18) лет. Детям инвалидам группы инвалидности не устанавливаются, а он признается «ребенком-инвалидом». Подтверждением инвалидности является справка МСЭК, в которой указывается группа инвалидности. Лица, которым установлена группа инвалидности, обязаны периодически проходить переосвидетельствование. Инвалиды 1 и 2 группы проходят переосвидетельствование 1 раз в 2 года, инвалиды 3 группы ежегодно.

Лицам предпенсионного возраста инвалидность назначается бессрочно и они не обязаны проходить освидетельствование.

Обязательным условием для назначения пенсии по инвалидности – наличие страхового стажа, продолжительность которого не имеет значение, важен только факт.

Размер пенсии определяется по формуле, где сумма страховых взносов делится на 19 лет. Пенсия по инвалидности устанавливается на весь период признания лица инвалидом. Если инвалид не проходит своевременно освидетельствование, выплата пенсии приостанавливается. После прохождения освидетельствовании, выплата пенсии возобновляется.

Пенсионерам, имеющим иждивенцев, к назначенной пенсии производятся доплаты. Размер доплат зависит от числа иждивенцев и группы инвалидности самого пенсионера.

Лица, которым назначена пенсия по инвалидности, могут работать и получать пенсию в полном объеме.

Пенсия по случаю потери кормильца. Основанием для назначения пенсии является смерть кормильца, признание его безвестно отсутствующим, признание лица умершим.

Смерть лица подтверждается свидетельством о смерти, выдаваемом органами ЗАГСа. Безвестное отсутствие подтверждается решением суда о признании лица безвестно отсутствующим (отсутствие лица в течение 1 года). Признание лица умершим так же подтверждается решением суда, но производится по истечение 3-5 лет.

Обязательным условием для назначения пенсии является наличие у умершего кормильца страхового стажа, продолжительность которого не имеет значения.

Право на пенсию имеют лица:

    члены семьи умершего, находившиеся на его иждивении и являющиеся нетрудоспособными на день смерти. К ним относятся:

    • дети, братья, сестры, внуки, не достигшие 18 лет

      родители, если он достигли пенсионного возраста или являются инвалидами

      супруги, если они так же нетрудоспособны

      бабушка – дедушка, если они не имеют лиц, обязанных по закону из содержать (дети)

      дед – бабушка, брат- сестра, осуществляющией уход за детьми умершего кормильца, не достигшими 14 лет

для всех лиц, кроме детей, для назначения пенсии по случаю потери кормильца необходимо подтверждение факта иждивения. При отсутствии у кормильца страхового стажа, пенсия по случаю потери кормильца не назначается. В таком случаем сожжет быть назначена социальная пенсия, но она назначается только детям. ПППК назначается на период, пока лицо является нетрудоспособным – детям до 16 лет, если они продолжают обучение в очной форме – до окончание учебного заведения, но не более, чем до 23 лет.

Такое лицо может работать и будет получать пенсию в полном объеме. Определяется так же, как и предыдущие. Для некоторых категорий – в твердой сумме.

Они выплачиваются ежемесячно и в целях сокращения расходов на доставку, они зачисляются на лицевой счет в банке.

Пенсионер, который продолжает работать, размер пенсии пересчитывается каждые 12 месяцев. Перерасчет осуществляется автоматически и не требует заявлений лица. Пенсионер в любой момент может перейти на другой вид пенсии.

Скоро – закон о профессиональным пенсиях, который станет регулировать пенсии по работе в тяжелых условиях.

«Закон о государственном пенсионном обеспечении »

Предусматривает назначение:

    пенсии за выслугу лет

    пенсии по старости

    пенсии по инвалидности

    пенсии по случаю потери кормильца

    социальные пенсии – назначаются лицам, которые не производили уплату взносов в страховой взнос: военнослужащие, лица которые не работали и некоторые другие категории.

Военнослужащие.

Пенсионное обеспечение регулируется ФЗ от 12 февраля 1993 года. Закон предусматривает 3 вида пенсии: за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Распространяется помимо военнослужащих на работников прокуратуры, следователей, наркоконтроль, лиц, осуществляющих работу органов исполнительной системы. Военнослужащие – лица, проходящие военную службу по контракту.

    Пенсия за выслугу лет. Два основания:

    1. Наличие у лица выслуги лет 20 лет и более (Возраст не имеет значения)

Размер пенсии – 50% оклада денежного содержания +3% за каждый год сверх выслуги.

      Нет выслуги 20 лет. В этом случае пенсия может быть назначена при наличие сложного юр состава:

    Увольнение со службы по:

    • Достижению предельного возраста пребывания на службе

      Увольнение в связи с оргштатными мероприятиями

      Увольнение по состоянию здоровья

То есть, увольнение помимо воли лица. На момент увольнения лицо должно достичь возраста 45 лет и общетрудового стажа 25 лет и 12 лет и 6 месяцев выслуги лет.

Пенсия за выслугу лет выплачивается только при условии оставления военной службы.

При выходе они могут работать на другую работу.

Назначенная пенсия пересчитывается при изменении оклада денежного содержания военнослужащих.

    Пенсия по инвалидности.

Основание – установление военнослужащему 1, 2 или 3 группы инвалидности. Устанавливает медико-социальная экспертная комиссия. Продолжительность выслуги лет не имеет значения. Размер пенсии зависит от причины инвалидности. У них может быть 2 причины:

    Военная травма. Устанавливается военнослужащим, у которых травма получена при исполнении обязанностей военной службы.

    Заболевание, не связанное с прохождение военной службы.

Пенсии по инвалидности устанавливаются в более высоких размерах пи исполнении обязанностей. Устанавливается на весь срок инвалидности и выплачивается из государственного бюджета. Инвалидам, имеющих иждивенцев, производятся доплаты.

    Пенсия ППК.

Основание – смерть кормильца или признание лица безвестно отсутствующим. Право на пенсии имеют нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на иждивении кормильца. Размер пенсии зависит от причины смерти кормильца. Причина смерти, как и причины инвалидности, может быть в следствии военной травмы и не связанной с исполнением военных обязанностей.

Многие россияне выступают за отмену пенсий. Вот аргументы:
http://zhanna1984.livejournal.com/12973.html
Необходимость реформы пенсионной системы России признает любой здравомыслящий человек. А вот каким образом проводить эту реформу, единого мнения нет ни у граждан, ни в Правительстве и уж тем более в самом Пенсионном Фонде России, раздираемом противоречивыми руководителями и их действиями.
Давайте посмотрим на то, как у нас сейчас обстоят дела с пенсиями, населением и перспективами обеспечения этого самого населения теми самыми пенсиями и наконец-то поймем, что есть выход из сложившейся сложнейшей ситуации дефицита Пенсионного Фонда России

И так, что мы имеем.

В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе). Средний размер трудовой пенсии по старости и на конец 2008 года составил 4 тысячи 902 рубля.

Численность населения России 142,0 млн.человек.

Численность пенсионеров 38, 5 млн.человек.

Экономически активное население 75 млн. человек (52,8% от всего населения). Но населения в возрасте от 20 до 64 лет составляет около 90 млн.человек.

Ежегодно население уменьшается на 500 тысяч человек.

Средний размер начисленных месячных пенсий составляет 99% от величины прожиточного минимума.

45,7% населения со среднедушевым доходом свыше 10 тысяч рублей в месяц.

Численность участников негосударственных пенсионных фондов т.е. тех, кто туда перечисляет деньги 6,5 млн. человек (8,6% от экономически активного населения), а получают пенсии из НПФ всего 685 тысяч человек или 1,8% от всех пенсионеров России.

О перспективах пенсионной реформы в своем недавнем выступлении министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова сообщила, что с 2015 года размер базовой составляющей страховой части трудовой пенсии по старости будет зависеть от продолжительности страхового стажа. И может снижаться на 3 процента за каждый год, недостающий до нормативного стажа в 30 лет. Либо повышаться на 6 процентов за каждый год, превосходящий «норму».

Таким образом понятно, что каждый из нас должен проработать не менее 30 лет, чтобы получать пенсию без скидок равную величине прожиточного минимума. Не думаю, что кого-нибудь из здравомыслящих людей устроит такое положение дел. Но всего 8,6% из нас на сегодняшний день озабочены своим пенсионным будущем, а остальные по старинке надеются на русский “авось” или на Государство которое “всем всегда должно”.

А между тем на выплату базовой части пенсии федеральный бюджет должен в следующем году перевести в Пенсионный фонд свыше 1 триллиона рублей на закрытие растущего дефицита бюджета Пенсионного фонда, который в следующем году должен выплатить пенсионерам 3 триллиона рублей. В 2010 году — 3,7 триллиона, а в 2011 году — уже 4,3 триллиона рублей.

Необходимо повернуть угрожающую тенденцию роста дефицита средств ПФР вспять. Вот и получается, что единственный способ обеспечить достойную старость тем, кому предстоит еще нормативные 30 лет работать это полностью отменить государственные пенсии. При 65 летнем пороге ухода на пенсию, к которому мы скоро прийдем, население моложе 35 лет должно быть полностью лишено государственных пенсий и, соответственно, само заботиться о своем будущем. Таким образом все средства ПФР должны распределяться среди текущих пенсионеров, а пополняться за счет тех, кто старше 35 лет и не достиг 65 лет, а это 56 миллионов человек. Простые вычисления показывают, что при ежегодной смертности населения страны в 2,4 млн. человек и при ежегодном выходе на пенсию в среднем 1,8 млн. человек в ближайшие годы в ПФР возникнет профицит и средства бюджета могут быть потрачены не на латание пенсионных дыр, а, например, на повышени уровня образования и медицинского обслуживания населения. Приняв в ближайшее время такие поправки в пенсионное законодательство Государство решит массу проблем не только с пенсионным обеспечением, но и с развитием внутреннего российского инвестиционного климата, получит серьезных долгосрочных инвесторов в экономику страны и существенно повысит финансовую грамотность населения.

Глава 1. Государственное пенсионное обеспечение в РФ

1. Основные положения о государственных пенсиях в РФ

1.1. Понятие государственной пенсии

Согласно ст.2 Федерального закона от 17.02.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» понятие «трудовая пенсия» - это «ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, который получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом».

Понятие «Государственная пенсия» согласно ст.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» - это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением госслужбы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесённого здоровью граждан при прохождении военной службы.

В России пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, не подлежат налогообложению. С 2002 года в стране началась Пенсионная реформа, которая разделила пенсию на три части: базовую, страховую и накопительную.

В результате реформы принята двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: гражданин может выбирать между Пенсионным Фондом РФ (ПФР) и одним из негосударственных пенсионных фондов. В случае размещения накопительной части пенсии в ПФР, застрахованное лицо может выбирать между государственной (ГУК, в настоящее время ВЭБ) и одной из частных управляющих компаний.

1.2. Виды государственных пенсий

По Федеральному закону от 15.12.2001, статьи 5 «о государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации» устанавливаются и выплачиваются следующие виды пенсий:

1.2.1. Трудовая пенсия по старости - назначается мужчинам 60 лет и женщинам 55 лет, при условии наличия пятилетнего трудового стажа. Если в вашей трудовой книжке отсутствует хотя бы пятилетний стаж работы, то вы начнете получать пенсию на пять лет позже: женщины – в 60 лет, мужчины – в 65. В этом случае назначается так называемая социальная пенсия, средний размер которой для недобравших пяти трудовых лет граждан составил в 2010 году чуть более 2800 руб. в месяц (для сравнения: средняя трудовая пенсия по старости в 2010 году в России превысила 8000 руб.). Государственные ежемесячные денежные выплаты гражданам, достигшим установленного законом возраста и имеющим трудовой стаж требуемой законом продолжительности. Пенсионный возраст различается в зависимости от пола, условий труда и некоторых других факторов. Для работников с обычными условиями труда право на пенсию возникает у мужчин в 60, а у женщин - в 55 лет при наличии общего трудового стажа не менее 25 и 20 лет соответственно. Предусмотрены льготные основания пенсионного обеспечения (со снижением пенсионного возраста и сокращением требуемого общего трудового стажа) для следующих категорий граждан: женщин, родивших 5 и более детей и воспитавших их до 8 лет, а также матерей-инвалидов с детства, воспитавших их до того же возраста; инвалидов Великой Отечественной войны и других инвалидов, приравненных к ним в отношении пенсионного обеспечения; инвалидов I группы по зрению; граждан, больных гипофизарным нанизмом (лилипутов), и диспропорциональных карликов. Лица, занятые на работах с особыми условиями труда, приобретают право на пенсию при пониженном пенсионном возрасте, если имеют специальный и, как правило, общий трудовой стаж определенной продолжительности. Пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера. Женщинам, родившим двух и более детей, пенсия с учетом работы в указанных районах и местностях устанавливается при пониженных требованиях и к общему и к специальному трудовому стажу. Лицам, приобретшим право на пенсию и в связи с работой с особыми условиями труда, и в связи с работой на Крайнем Севере, пенсионный возраст снижается по обоим основаниям, т.е. право на пенсию возникает раньше, чем у лиц, имеющих одно основание для снижения пенсионного возраста (см. Гарантии и компенсации для работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Для назначения пенсии по старости лицам, занятым на работах с особыми условиями труда или в определенных климатических условиях, как правило, требуется наличие не только специального, но и общего трудового стажа определенной продолжительности. В то же время, если общего трудового стажа достаточно, а специального меньше, чем требуется, в некоторых случаях применяются пенсионные льготы, однако пенсия назначается по достижении более высокого пенсионного возраста, чем при требуемом полном специальном трудовом стаже. Это касается лиц, занятых на работах с особыми условиями труда, предусмотренных Списками № 1 и 2, а также работавших в районах Крайнего Севера и местностях, к ним приравненных.Безработным гражданам, имеющим независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (включая пенсию на льготных условиях), которые были уволены в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата, пенсия по предложению органов по вопросам занятости и с согласия безработного может быть назначена досрочно, но не ранее чем за 2 года до установленного законодательством срока выхода не пенсию (см. п.2 ст.32 Закона РФ ""О занятости населения в Российской Федерации""). Пенсия устанавливается в размере 55% заработка и сверх того 1% заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии. При назначении пенсии в связи с особыми условиями труда и работникам Крайнего Севера увеличение ее размера на 1% заработка производится также за каждый полный год специального трудового стажа, сверх необходимого для установления пенсии. Размер пенсии, исчисленной в указанном выше порядке, не может превышать 75% заработка. Кроме того, размер пенсии не может быть ниже установленного законом минимального размера и не должен превышать максимальный размер. Работающим пенсионерам выплачивается в полной сумме (без надбавки на иждивенцев). Исключение составляет досрочная пенсия безработным, выплата которой при поступлении на работу не производится. Особенности пенсионного обеспечения лиц, пострадавших от радиационного воздействия, установлены Законом РФ ""О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"" и некоторыми другими нормативными правовыми актами.

1.2.2. Социальная пенсия - пенсия по государственному социальному обеспечению (гос. пенсия), устанавливаемая гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью. В соответствии с ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. (ст. 14) право на П. с. имеют постоянно проживающие в РФ: a) инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в т. ч. инвалиды с детства, не имеющие права на пенсию трудовую, либо на гос. пенсию по инвалидности; б) дети-инвалиды; в) дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на трудовую или гос. пенсию по случаю потери кормильца; г) граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую или гос. пенсию по другим основаниям; д) граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую или гос. пенсию по другим основаниям. П. с., назначенная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы.

1.2.3. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца - начисляется нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, которые состояли на его иждивении. Родителям и вдовам (вдовцам) граждан, погибших вследствие военной травмы, а также одному из родителей или супругу, другому члену семьи, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работает, пенсия назначается независимо от того, состояли ли они на иждивении умершего . Государственные ежемесячные денежные выплаты нетрудоспособным членам семьи в связи со смертью кормильца либо его безвестным отсутствием. Какие члены семьи и при каких условиях считаются нетрудоспособными, определяется пенсионным законодательством. Так, в круг лиц, которым может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца по Закону РФ ""О государственных пенсиях в Российской Федерации"", включены дети, братья, сестры и внуки умершего, не достигшие 18 лет (учащиеся в возрасте от 18 до 23 лет - до окончания профессионального обучения в очных учебных заведениях) либо ставшие инвалидами до достижения 18 лет. При этом установлены дополнительные условия для братьев, сестер и внуков - отсутствие у них трудоспособных родителей. Пасынок и падчерица умершего имеют право на пенсию наравне с родными детьми; отец, мать, супруг (жена, муж) - если они достигли 60 или 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами одной из трех групп. Наравне с отцом и матерью имеют право на пенсию отчим и мачеха, но при условии, если они воспитывали или содержали умершего пасынка или падчерицу не менее 5 лет; один из родителей или супруг либо дед, бабушка, брат или сестра умершего независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за его детьми, братьями, сестрами или внуками, не достигшими 14 лет, и не работает; дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать. Хотя, по общему правилу, право на пенсию предоставляется членам семьи, состоявшим на иждивении умершего (см. Иждивение),законодатель делает исключение из этого правила для широкого круга лиц. Так, иждивенство детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств. Независимо от того, состояли ли они на иждивении умершего, назначается пенсия родителям и вдовам (вдовцам) граждан, погибших вследствие военной травмы. Не требуется факта иждивения и для перечисленных выше членов семьи, занятых уходом за несовершеннолетними в возрасте до 14 лет. Кроме того, пенсия может быть назначена родителям или супругу умершего, не состоявшим на его иждивении, если впоследствии они утратили источник средств к существованию. Семьи безвестно отсутствующих граждан при пенсионном обеспечении приравниваются к семьям умерших, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном гражданским законодательством. При этом семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших вследствие военной травмы. Если смерть кормильца наступила вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, пенсия назначается независимо от продолжительности трудового стажа кормильца. Пенсия на основаниях, установленных для семей военнослужащих (включая семьи партизан Великой Отечественной и гражданской войн), назначается, если смерть кормильца наступила вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы. При наступлении смерти вследствие общего заболевания право на пенсию зависит от наличия у кормильца общего трудового стажа, который был бы необходим ему для назначения пенсии по инвалидности. При отсутствии трудового стажа требуемой продолжительности назначается пенсия при неполном общем трудовом стаже кормильца. Семьям умерших пенсионеров пенсия назначается на общих основаниях независимо от продолжительности общего трудового стажа кормильца. К таковым относятся те семьи, кормилец которых умер в период получения пенсии или не позднее 5 лет после прекращения ее выплаты. Семьям умерших пенсионеров из числа инвалидов вследствие военной травмы пенсия независимо от причины смерти пенсионера назначается как потерявшим кормильца вследствие военной травмы. Пенсия назначается на весь период, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным. По общему правилу, она устанавливается в размере 30% заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не может быть ниже 2/3 минимальной пенсии по старости. Максимум пенсии установлен на уровне минимального размера пенсии по старости. Из приведенного правила сделаны следующие исключения. На каждого нетрудоспособного члена семьи пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы назначается в размере минимальной пенсии по старости. На каждого ребенка, потерявшего обоих родителей, и ребенка одинокой матери пенсия независимо от заработка кормильца устанавливается в полуторном размере минимальной пенсии по старости. Пенсия по случаю потери кормильца выплачивается в полной сумме независимо от факта работы и размера получаемого заработка. По общему правилу, пенсия назначается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами в органы социальной защиты населения. Однако, если обращение за ней последовало не позднее 12 месяцев со дня смерти кормильца, пенсия назначается с этого дня. Как правило, на всех членов семьи, имеющих право на пенсию, оформляется одно пенсионное дело. Но по требованию любого члена семьи (либо его законного представителя) его доля пенсии выделяется и выплачивается отдельно. Пенсия по случаю потери кормильца назначается на основании Закона РФ ""О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву"" каждому из родителей по достижении отцом 55, матерью 50 лет независимо от того, состояли ли они на иждивении погибших (умерших) военнослужащих, в размере минимальной пенсии по старости. Эта пенсия может выплачиваться одновременно с пенсией по старости, по инвалидности, за выслугу лет либо с социальной пенсией. Пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца предусмотрено также Законом РФ ""О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей"". Вдовы военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, не вступившие в новый брак, вправе получать 2 пенсии - пенсию по случаю потери кормильца за погибшего мужа и трудовую пенсию по старости, по инвалидности, за выслугу лет либо социальную пенсию. Пенсионное обеспечение семей, потерявших кормильца вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется с применением норм Закона РФ ""О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"".