Самостоятельно садиться из положения на животе.
Стоять держась за опору.
Неотчетливо, а затем отчетливо произносить «мама» или «папа».
Играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание.
Ходить держась за мебель.
Понимать слово «нет» (но не всегда повиноваться).
Играть в мячик (возвращать вам мяч).
Пить из чашки без посторонней помощи.
Аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев.
Короткое время стоять без посторонней помощи.
Хорошо стоять без посторонней помощи.
Отвечать жестом на короткую просьбу.
Прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости.
Искать упавший предмет.
Одного дневного сна вполне может хватать многим детям, когда они приближаются к своему первому дню рождения.
Некоторые, не укладываясь спать в первой половине дня, пытаются отказаться и от послеобеденного сна. Дети некоторых счастливых родителей продолжают спать 2 раза в день и на 2-м году жизни, и это тоже совершенно нормально, если не мешает хорошему ночному сну. Если ночью ребенок спит беспокойно, то нужно оставить только один дневной сон. Не столь важно, сколько спит ребенок, - важно его самочувствие после сна. Если ваш ребенок отказывается спать днем и к ужину переутомляется и становится капризным, то, возможно, ему требуется дополнительный отдых. Недостаток дневного сна, как ни странно, приводит к тому, что ребенок с трудом укладывается в постель вечером и хуже спит ночью, - ведь по логике должно быть наоборот.
Если вам кажется, что ваш малыш мало спит днем, попытайтесь уложить его после кормления в тихой затемненной комнате или попробуйте покачать его в коляске или повозить вокруг дома.
Если ваш ребенок не проявляет готовности ложиться спать вечером, убедитесь в том, что он достаточно спит днем, чхобы не быть переутомленным и перевозбужденным к вечеру.
Лучшему засыпанию ребенка вечером будут способствовать ежедневные вечерние купания в теплой воде, помогающие расслабиться, приглушенное освещение в комнате, где он спит, тихое пение перед сном.
Отнятие от груди
Материнское молоко, несмотря на всю свою непревзойденную ценность в первые месяцы жизни ребенка, в более поздний период уже не отвечает всем потребностям растущего организма, и его необходимо дополнить другими продуктами. Точно так же и коровье молоко не может слишком долгое время быть главной едой ребенка, потому что его становится недостаточно для питания организма. Ребенку нужно больше белков, крахмала, минеральных солей, витаминов, клетчатки для пищеварительного процесса, более плотной и твердой пищи для тренировки зубов, десен и челюстей.
Поэтому на девятом месяце ребенка можно окончательно отнять от груди, а количество коровьего молока и сухой смеси, которое получает ребенок, сводится к 3 порциям - утром, после обеда и вечером (в каше).
Всего ребенок должен получать не более 3/4 л молока.
Не следует отказываться от грудного кормления летом, когда на дворе слишком жарко. В такое время дети бывают склонны к поносам, а кормление грудью их от этого избавляет. Не отнимаем ребенка от груди и в тех случаях, когда у него появляются какие-либо признаки расстройства работы желудка или кишечника, как и вообще во время болезни. В этих случаях отнятие от груди нужно отложить на 1-2 месяца.
Питание
В предыдущем месяце мы иногда добавляли в детскую пищу желток. В этом месяце будем его давать через день вместе с супом или овощами. Желток содержит много железа, кальция и фосфора. Белок по-прежнему не даем, так как он усваивается значительно труднее, чем желток.
После обычной еды можно дать ребенку какую-нибудь булочку, сухарь или печенье. Он сам держит их в руке и жует. Так он упражняется в кусании и жевании более твердой пищи. Это ему необходимо для развития челюстей, десен и зубов.
Это скорее упражнение, а не развлечение, и нельзя прибегать к нему в перерывах между едой, чтобы не перебить аппетит, и каждый раз, когда ребенок захнычет.
Внимательно следите, чтобы ребенок случайно не откусил слишком большой кусок, который с трудом мог бы проглотить. У ребенка может возникнуть неприятное ощущение, которое он перенесет на все виды твердой пищи и откажется от нее. Не оставляйте в детских руках слишком размоченную слюной булочку, лучше замените ее новой, сухой. Следите за тем, чтобы ребенок не играл с едой и не раскидывал крошки вокруг себя.
Ребенок, который с раннего возраста не привык к пресным, рафинированным хлебобулочным изделиям, в дальнейшем без всяких проблем воспримет их более здоровую разновидность из муки грубого помола.
Чем позднее вы введете в рацион ребенка сладкие продукты, тем лучше. Не стоит думать, что ребенок не будет есть творог или йогурт, если вы не добавите растертый банан, или откажется от каши, если вы не подсластите ее яблочным пюре или тертым персиком. Фрукты давайте ребенку только на десерт и чаще предлагайте ему овощи. Полностью исключить сахар из рациона ребенка - по крайней мере, в течение первого года, а еще лучше первых двух лет - значительно проще, чем пытаться сократить его потребление. Исследования показывают, что у детей, рано познакомившихся с сахаром, вырабатывается к нему более сильная привязанность, чем у тех, кто попробовал сладости позднее.
К настоящему времени протертая пища должна быть заменена размятой и пищей кусочками. Ребенок, который слишком долго употреблял протертую пищу, часто отказывается от пищи с более грубой текстурой, когда ее наконец предлагают, и ленится жевать. В дальнейшем это мешает обеспечивать сбалансированное питание.
Когда врач одобрит введение в рацион коровьего молока (в таком возрасте обычно в небольшом количестве), давайте его ребенку в чистом виде. Шоколадное молоко не только содержит большое количество сахара, но и мешает усваивать кальций (хотя последние исследования показывают, что в незначительной степени), а также у некоторых детей может вызвать диатез.
Не солите пищу, которую вы готовите для ребенка, и особенно избегайте давать ему соленые закуски, которые могут привить нездоровую привязанность к продуктам с высоким содержанием натрия. Некоторые дети в более старшем возрасте любят высыпать соль себе на ладонь и слизывать ее. Посоветуйтесь с врачом, если ваш ребенок так делает. Хотя в большинстве случаев это не более чем привычка, есть небольшая вероятность того, что потребность в соли обусловлена расстройством метаболизма.
Нет ничего удивительного в том, что многие дети отказываются от незнакомой пищи. Это происходит потому, что их родители каждое утро давали им одну и ту же кашу на завтрак и ежедневно предлагали один и тот же набор детского питания на обед и ужин, лишая возможности попробовать что-нибудь еще. Будьте изобретательны в кормлении своего ребенка, разумеется не преступая границ, установленных доктором и налагаемых возрастом малыша. Попробуйте разные виды каш, различные сорта хлеба и макарон из муки грубого помола или с повышенным содержанием протеина, молочные продукты во всем их многообразии (йогурты, творог, кефир, твердые сорта сыра, такие как швейцарский и чеддер, плавленый сыр с низким содержанием жира), овощи и фрукты, в дополнение к моркови, гороху и бананам (картофель, спелая дыня, манго, свежая черника и т. д.).
Зубы
Наслаждайтесь этой беззубой улыбкой, пока у вас есть такая возможность, и успокаивайте себя мыслью, что многие десятимесячные дети имеют голые десны (некоторые заканчивают свой первый год жизни без единого зуба), но рано или поздно зубы появляются у каждого ребенка. Хотя в среднем первый зуб прорезывается в 7 месяцев, общий диапазон колеблется от 2 (порой раньше) до 12 месяцев (порой позже). Позднее появление зубов обычно является наследственным признаком, и оно не оказывает никакого влияния на интеллект вашего ребенка и его общее развитие (вторая пара зубов у него также появится позже). Отсутствие зубов не создает проблему, когда ребенка переводят на пишу кусочками; до появления резцов в середине второго года дети с зубами и без них одинаково используют десны для пережевывания пищи.
Горшок
На 9-м месяце дети сидят уже совершенно самостоятельно, и теперь их можно оставлять на горшке одних. Во избежание несчастных случаев горшок ставим на пол, а не на табуретку или скамейку.
Следует требовать от ребенка, чтобы он просился на горшок, когда почувствует необходимость, произнося «а-а». Встречаются матери, которые с раннего возраста приучают детей проситься словами «хочу в туалет», «хочу какать». Ребенок привыкнет правильно называть процесс, и не нужно будет позже учить его новому навыку и отучать от старого. Каждый его поймет, если вас не окажется около ребенка, а он будет просить помощи.
Ваше отношение к испражнениям ребенка должно быть совершенно естественным, тут не может быть ни ложного стыда, ни чувства стеснения. Поэтому не делайте ребенку выговора, если он в присутствии гостей будет проситься «а-а», а вы должны будете посадить его на горшок. Наоборот, похвалите малыша, но не устраивайте представления из этого процесса.
Не следует давать ребенку игрушки, когда он сидит на горшке. В противном случае он начнет играть и перестанет думать о том, что должен делать. Кроме того, он привыкнет долго сидеть на горшке. Поэтому не разрешайте никаких развлечений и не позже чем через 6- 8 минут снимите его с горшка. Если за это время ребенок не успеет сходить «по-большому», то, скорее всего, он испачкает штанишки позже. В этом случае сделайте ему замечание. Увидите, что он вас поймет или начнет понимать через некоторое время.
Страх перед незнакомыми людьми
Ребенок младше 6 месяцев обычно положительно реагирует почти на каждого взрослого. Независимо от того, знакомые это люди или совершенно посторонние, он автоматически относит их к людям, способным позаботиться о нем. Однако очень часто, когда ребенок приближается к возрасту 8-9 месяцев (хотя «боязнь незнакомцев» - официальное название этого феномена - может проявиться в 6 месяцев или даже раньше), он начинает понимать, что родители и, возможно, еще один-два знакомых ему человека являются его главными опекунами, следовательно, нужно держаться к ним поближе и сторониться тех, кто может с ними разлучить (незнакомцев). В это время может быть внезапно отвергнута даже еще недавно любимая бабушка или няня, и ребенок начнет отчаянно тянуться к родителям (особенно к тому, кто больше о нем заботится).
Настороженное отношение к незнакомцам может исчезнуть быстро или не проявляться вплоть до года; приблизительно у двоих из десяти младенцев оно вообще не проявляется (возможно, потому, что эти дети легко приспосабливаются к любым новым ситуациям) или проходит так быстро, что остается незамеченным. Если ваш ребенок боится незнакомцев, не заставляйте его быть общительным - в конце концов этот страх пройдет, и будет лучше, если малыш справится с ним самостоятельно. Но предупредите друзей и родственников, что подобное явление существует, и не позволяйте им отмахиваться от него, то есть сразу брать ребенка на руки, а не пытаться постепенно побороть его сопротивление, улыбнувшись и поговорив с ним, предложив игрушку, пока он сидит у вас на коленях.
Но может случиться и так, что ваш ребенок внезапно отказывается идти на руки к давно работающей у вас няне и начинает капризничать, однако стоит вам выйти за дверь, как он сразу же успокаивается. Некоторые младенцы, особенно вскармливаемые грудью, могут плакать в течение нескольких часов после ухода матери, даже если с ними остаются папа или бабушка. В таком случае вам, возможно, придется ограничить время, которое вы проводите вдали от своего ребенка.
Ребенок встает сам
Как и многие дети, которые только что научились вставать, он будет находиться в этом незнакомом для себя положении до тех пор, пока не упадет или пока ему не помогут опуститься. И именно здесь вы должны вмешаться. Как только вы заметили отчаяние в поведении ребенка, осторожно помогите ему вернуться в сидячее положение. Старайтесь не торопиться, чтобы он мог понять, как это делать самому, на что может потребоваться несколько дней, а иногда и несколько недель.
Плоскостопие
Деформация стопы у ребенка очень часто беспокоит родителей. Стопа у маленьких детей пухлая сверху и снизу, поэтому, когда ребенок стоит босой, стопа под тяжестью тела соприкасается с полом почти всей площадью подошвы, и создается впечатление плоскостопия, хотя в положении лежа изгиб свода стопы нормален.
У большинства детей внешние признаки плоскостопия с возрастом исчезают, и к тому времени, когда ребенок подрастет, свод стопы уже будет нормально сформирован. Только у небольшого процента детей стопы остаются плоскими (что все равно не является серьезной проблемой), но этого нельзя предсказать заранее.
Медленное развитие
Темп развития каждого ребенка в большой степени предопределен его генами, отвечающими за то, насколько быстро будет развиваться его нервная.система. Он запрограммирован начать садиться, вставать, ходить, впервые улыбнуться и сказать свое первое слово в определенном возрасте. Лишь немногие дети показывают одинаковую динамику развития во всех областях; большинство лидируют в одних и отстают в других. Например, один ребенок может рано начать улыбаться и разговаривать (социальное и языковое развитие), но не вставать на ноги до года (навыки основной моторики). Другой может начать ходить (навыки основной моторики) в 8 месяцев и в то же время не освоить пинцетный захват (навык мелкой моторики) до своего первого дня рождения. Темпы развития навыков никак не связаны с интеллектом.
Что важно на девятом месяце
Ребенка в этом месяце окончательно (если принято такое ре-шение) отнимаем от груди.
Не следует давать молочной пищи более 3/4 л в день.
Никогда не давайте ребенку пробовать взрослую еду, не кладите пряности в детскую пищу.
Ребенок должен получать более твердую пищу - булочку, пе-ченье, это задает работу зубам и деснам!
Будьте последовательны и терпеливы при выработке у ребенка навыка ходить на горшок.
Ребенок должен определенное время оставаться один - самостоятельно играть, учиться сосредоточиваться, отучаться раздражаться и требовать постоянного внимания со стороны взрослых.
Солнце и свежий воздух так же важны, как и правильное питание. Пусть лучи солнца непосредственно воздействуют на детскую кожу, но приучать ребенка к пребыванию на солнце нужно постепенно. Если регулярно принимать солнечные ванны, то кожа загорит равномерно. Ребенок загорает в коляске или на траве, но, конечно, не в полдень, когда слишком сильное солнце, и не очень долго - приблизительно полчаса. Защищайте голову и глаза ребенка белой шапочкой-панамкой с козырьком.
При этом давайте ребенку пить столько, сколько ему захочется, чтобы он не испытывал жажды.
Главная задача месяца
- развивать мелкую моторику рук.
Рост и вес ребёнка в 9 месяцев.
Для девочек - рост 68-73 см, вес - 8,100-10,000 кг. Для мальчиков - рост 70-76 см, вес - 8,700-11,050 кг. Примерная прибавка массы тела за месяц - 500 грамм.
Развитие ребёнка на 9-м месяце жизни.
В 8-8,5 месяцев ребёнок уже умеет ползать и даже переползать через пороги в доме. В этом возрасте детки пытаются вставать, держась за опору. Некоторые даже передвигаются бочком возле дивана или кресла. С малышом уже можно играть в догонялки. Когда ребёнок ползает, топайте ногами и говорите: «догоню-догоню». Малыш будет пытаться от вас уползти. Ребёнок уже хорошо ориентируется в пространстве. Он знает все комнаты в доме, их расположение.
Сидя ребёнок наклоняется, поворачивает корпус в разные стороны, может манипулировать игрушками обеими руками одновременно. Садитесь напротив друг друга и катайте машинку или мячик. Учите ребёнка бросать мячик. Собирайте пирамидку, стройте башни из кубиков. Играйте в прятки, теперь малыш сам с интересом будет искать спрятанную игрушку.
У ребёнка 9 месяцев уже преобладает левая или правая рука. Если положить перед ним игрушку, он будет тянуться к ней определённой рукой. Кроха уже может вкладывать один предмет в другой, складывать и вынимать предметы из коробочек.
Большой интерес вызывают у ребёнка предметы домашнего обихода: кастрюли, миски, ложки. Давайте возможность малышу поиграть. Он будет с удовольствием открывать и закрывать кастрюли, складывать туда разные предметы, стучать ложками. Если вы попробуете забрать у малыша игрушку, он будет крепко её держать и не отдаст. Ребёнок открывает для себя свойства различных предметов: звучание, перемещение, устойчивость и так далее. Интересно крохе и собственное отражение в зеркале. Дайте ребёнку безопасное детское зеркало из пластика.
Малыш в 9 месяцев очень любознателен и нежелательно ограничивать его запретами. Постарайтесь не мешать крохе в познании мира. Малыш уже понимает слово «нет», но категорически запрещать нужно только то, что представляет для него опасность. Даже когда что-то не разрешаете, постарайтесь не кричать, а спокойно объяснить. Конечно, терпения потребуется много, придётся много раз повторять одно и то же. Но ребёнку так необходимо ваше одобрение, доброжелательное отношение. Он очень эмоционально реагирует на отношение взрослых, может обидеться, огорчиться.
В 9 месяцев малыш уже понимает значение многих слов и знает назначение предметов. Показывает жестами чего хочет. Повторяет за взрослыми слоги, может даже произнести своё первое слово. Если в семье есть старшие дети, то ребёнок будет стремиться к общению с ними. Но больше всего внимания малыш ждёт, конечно же, от мамы. Общаясь с ребёнком, зовите его по имени.
Что умеет ребёнок в 9 месяцев.
Умеет ползать. Стоит и переступает при поддержке за руку. Встаёт, держась за опору. Берёт игрушки двумя пальцами. Совершает танцевальные движения под весёлую мелодию. Поворачивается, когда его зовут.
Питание на девятом месяце жизни.
Грудное вскармливание желательно продолжать, но постепенно заменять кормления грудью прикормом. Может быть уже два полноценных кормления, например, в обед овощи с мясом, а на ужин каша на грудном молоке. В кашу можно добавлять четверть желточка куриного яйца. В перерывах между кормлениями давайте малышу водичку и фруктовые пюре и соки. Какие продукты и в каком количестве давать, вам порекомендует участковый педиатр.
Знайте, что дети первых лет жизни нуждаются в мясе. Поэтому даже если родители вегетарианцы, детям давать мясо необходимо для полноценного роста и развития. Мясо содержит гемовое железо, которое хорошо усваивается. Из других продуктов железо усваивается гораздо хуже. Лучше всего мясо сочетается с овощами.
Малышу уже желательно выделить своё место для питания, например, детский стульчик. Пить давайте из чашки, постепенно отказываясь от бутылочки. Только жидкости в чашку наливайте совсем чуть-чуть и придерживайте её. Можно пробовать уже давать малышу ложку, хотя сначала он будет воспринимать её больше как игрушку.
Режим на девятом месяце жизни.
В 9 месяцев ребёнок спит приблизительно 13-14 часов в сутки: два раза днём и 10-11 часов ночью.
Игрушки на девятом месяце жизни.
Погремушки, кубики, музыкальные игрушки, книжечки из ткани и пластика, резиновые пищалки, мягкие машинки, мячики, пирамидка, мягкий молоток, детское пианино или синтезатор, игровые центры, игрушки для ванной.
Актуальные вопросы девятого месяца жизни.
Надо ли водить ребёнка за ручки?
В этом нет никакой необходимости.
Хотя деткам такое занятие, несомненно, понравится. Но чем позже возникнет вертикальная нагрузка на позвоночник, тем меньше проблем со спиной будет у малыша в будущем. Ползать ребёнку в этом возрасте гораздо полезнее, чем ходить. Когда малыш будет готов, он пойдёт сам. Рано или поздно это случится.
Когда начинать чистить зубы малышу?
У вашего ребёнка уже, скорее всего, есть несколько зубиков. Стоматологи считают, что чистить зубы ребёнку нужно как только появился первый зуб. Только делать это надо не зубной щёткой, а специальным напальчником, который одевает мама. Уже после годика малышу можно купить детскую зубную щётку и постепенно приучать к самостоятельной чистке зубов. Главный момент обучения - личный пример: когда малыш видит как чистят зубы родители, он и сам быстро научится этому.
Почему малыша трудно уложить спать? Детям настолько интересен окружающий мир, что они хотят растянуть время бодрствования и часто не спешат ложиться спать. Очень важно придерживаться расписания. Укладывайте каждый день в одно и то же время. Чтобы ребёнок хорошо спал, ему нужно активно проводить день, то есть как можно больше ползать, делать гимнастику. Не перегружайте малыша впечатлениями перед сном, ему будет сложнее заснуть.
Зачем нужны пальчиковые игры? Пальчиковые игры развивают мелкую моторику рук. Ребёнок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, лучше подготовлен к письму и рисованию. Но чтобы пальчиковые игры принесли пользу они должны сопровождаться интересом ребёнка, положительными эмоциями с его стороны.
Сказочным преображением можно назвать фантастические метаморфозы в развитии ребенка. Произошел гигантский «скачок» от существа крайне беспомощного, не умеющего удерживать головку, к человеку, способному самостоятельно действовать и выражать свое отношение к тому или иному факту окружающей жизни. И в этом смысле 9-й месяц жизни малыша открывает новую страницу. Из всех ведущих линий развития на первое место выдвигается социальная линия, но уже на новом, более высоком уровне.
Мы уже знаем, что к восьми месяцам у ребенка сформировалась привязанность к близкому взрослому. Малыш уже готов проводить с ним каждую секунду своей жизни. Теперь между ними возникло «деловое сотрудничество», деловое общение и даже «диалог» на фоне речевой «переклички» (по подражанию). А предметная игра стала прекрасным поводом для этого взаимодействия.
Интерес к взрослому усиливается. Любопытство к окружающему миру подогревает его. Ребенок готов общаться, наблюдать за взрослым, быть вместе с ним день и ночь, а главное, повторять его действия. Формируется подражательное поведение. Малышу важно не только «обследовать» игрушку но и понять, ЧТО это за предмет. Кроме того, теперь он желает знать, что с этим предметом можно делать. Иными словами, ребенку необходимо видеть, как окружающие предметы используют взрослые и какие при этом они испытывают чувства.
Малыш начинает почти «зеркально» отражать бытовые ситуации и поступки взрослых. У него формируется ситуативное поведение. Это важно, так как развивающаяся отражательная способность мозга малютки является основой его психофизического развития. И в этом смысле социальная среда и общение со взрослым представляют единственный и неповторимый путь его ранней социализации, то есть вхождения в мир людей. Не случайно физиологи отмечают, что к семи-девяти месяцам масса (вес) мозга ребенка удваивается. Это значит, что каждый день для крохи значим. Формируются и развиваются зоны коры головного мозга: речевая, двигательная; общая моторика и моторика пальцев, и т.д.
Подражательная способность ребенка выводит его к овладению пока что элементарной, но чисто человеческой формой социальной жизни. Например, малыш принимает пищу с помощью ложки, пьет из чашки, придерживая ее руками, кладет головку на подушку и т.д. Совершается великое таинство приобщения ребенка к социальной культуре.
Девятый месяц жизни можно считать высокой нотой в «дуете» взрослого с ребенком. «Партия детства» звучит в нем не только весьма оригинально, но исключительно выразительно, обнаруживая свои неповторимые нюансы. Что же это за нюансы? Поясним их еще раз.
- Любовь ко ВЗРОСЛОМУ становится основой всего прогрессивного в развитии малютки.
- Привязанность ко взрослому возрастает и базируется на «деловом» общении.
- Взрослый обогащает чувства ребенка своим присутствием и участием в его жизни.
- Ребенок чувствителен в том, что касается отношения к нему. Начинает эмоционально реагировать на порицание в свой адрес, выражая при этом отрицательные эмоции.
- Малыш очень чувствителен к похвале взрослого.
- В процессе общения взрослого с ребенком дитя способно выразить всю палитру чувств.
О чем это говорит? Ребенок еще не отделяет себя от взрослого, испытывая в нем потребность днем и ночью, но он уже чувствует свое место в семейном единстве. При этом малыш должен ощущать всю свою ценность для взрослого. Иными словами, малыш учится от взрослого любви к ближним, к миру, ко всему живому, к себе.
Вот, почему на девятом месяце жизни малыш обнаруживает желание «вглядываться» в мир, наблюдать не только за взрослыми, но и за другими детьми, и даже подражать некоторым их действиям. Если у ребенка есть старшие братья или сестры, он тянется к ним, демонстрируя свою любовь и желание общаться.
Итак, на девятом месяце жизни малыш впервые начинает со всей полнотой нуждаться в семье, реагировать на социальные оценки ближних. А взрослые со всей полнотой должны осознать, что на 9-ом месяце жизни им следует проявить яркое, выразительное, доброжелательное отношение к малютке. Конечно, такое отношение ребенку необходимо всегда. Именно родные должны наполнить эмоциональную жизнь малыша светом и радостью. Вот почему, как отмечают детские психологи, не следует уже в этом нежном возрасте говорить малышу: «Ты плохой», если он что-либо делает не так, потому что вы даете оценку его личности. Лучше сказать: «Ты плохо сделал. Так нельзя. Я не разрешаю». В этом варианте вы оцениваете только его поступок. Затем необходимо показать малышу, как именно надо сделать.
Также важно и то, каким тоном вы это скажете. «Неужели маленький ребенок так чувствителен?» - спросят нас озадаченные родители. Да, это так. Всегда следует помнить, что перед вами человек, и даже больше - развивающаяся человеческая личность. И 9-й месяц жизни дает повод, чтобы над этим задуматься мамам и папам, так как малыш взрослеет на глазах, меняется не только физически, но и духовно.
Изменяется, усложняется социальный статус ребенка: социальное развитие начинает вести за собой общее развитие. Это значит, что для психофизического комфорта малыша чрезвычайно значима та среда, в которой он растет, - то, как люди общаются друг с другом, как выражают свои эмоции, как воспринимают его в семье и какова общая культура быта. Не случайно ученые отмечают, что к концу первого года жизни и в начале второго социальные факторы развития выходят на первое место и ведут за собой все другие линии: речь, действия с предметами, овладение первыми навыками.
К концу девятого месяца необходимо провести тщательную диагностику по показателям развития малыша. Девятый месяц считается одним из рубежных (как третий, шестой, двенадцатый), этапных периодов младенчества. Здесь многое закладывается на будущее.
Развитие и воспитание ребенка. 9-й месяц жизни
|
Хотя в девять месяцев Ваш малыш ещё не может говорить, но зато он уже многое понимает, знает и умеет. Девять месяцев - это время освоения и совершенствования малышом ещё одного важного навыка — вставания на ноги.
Ваш малыш уже умеет...
Мальчики:
67-77,3 см.7,8-11,4 кг.
43,5-49,0 см.
43,6-52,0 см.
66,4-76,8 см.
7,5-10,4 кг.
42,4-48,5 см.
43,6-51,0 см.
Физическое развитие ребенка на девятом месяце жизни
За девятый месяц жизни ребенок набирает в весе около 500 грамм. За весь период жизни 5900-6000 грамм.
Длина тела за этот месяц увеличивается на 2 см. Окружность груди и головы увеличиваются за девятый месяц на 0,5 см.
Нервно-психическое развитие ребенка на 9 месяце жизни
В этом возрасте необходимо уделить особое внимание развитию мелкой моторики, это способствует как развитию речи, так и в целом очень полезно для малыша.
Развитие речи на девятом месяце жизни
К девяти месяцам дети хорошо знают и понимают не только свое имя и слова «мама», «папа», но и названия многих окружающих их предметов. Если попросить девятимесячного малыша показать тот или иной предмет, игрушку (которую он видел раньше), то скорее всего он безошибочно укажет на неё.
В арсенале малыша появляется множество звуков и интонаций, его лепет всё больше начинает напоминать осмысленную речь.
Познавательное развитие
Ваш малыш всё больше начинает осознавать себя, как самостоятельную личность. Так в девять месяцев ребенок может отличить свое отражение в зеркале от отражения ребенка другого возраста.
Ребенок активно реагирует на просьбы взрослых показать кубик, мячик, ложку и другие предметы.
Может выполнять простые просьбы, такие как «дай», «на».
Показывает на картинке, в отражение или на лице родителей нос, рот, глаза.
В девять месяцев малыш очень любит рвать, мять бумагу, ему интересен пластилин и глина.
Может брать маленькие предметы двумя пальцами. С удовольствием вынимает предметы из коробки или ящика. Многие малыши уже умеют вкладывать предметы в коробки или баночки, и при этом соотносить их по размерам.
Двигательные навыки ребенка в 9 месяцев
Малыш может самостоятельно садится и сидеть довольно продолжительное время.
Совершенствуется навык ползания. Так девятимесячный малыш начинает уже ползать не «по-пластунски», а на четвереньках (опираясь на руки и на колени). Малыш ползает всё более активно и на большие расстояния.
Некоторые малыши пытаются передвигаться по полу в сидячем положении, выглядит это очень забавно.
В девять месяцев ребенок может вставать с поддержкой и делать несколько шагов за ручку. Некоторые, особо шустрые малыши, пытаются делать первые самостоятельные шаги.
В этом возрасте дети могут залезать на диван, перелезать через небольшие препятствия, опускаться и подниматься на наклонную горку.
Малыш с большим усердием начинает подражать действиям взрослых - пьет из чашки, надевает на голову шапку, берет ложку.
Эмоции
К девяти месяцам у многих малышей проходит страх незнакомых людей, но всё дети индивидуальны, поэтому одни могут с удовольствием общаться с гостями, другие, напротив, пугаются, плачут и прячутся за маму.
Всё больше заметна привязанность к любимой игрушке.
Мимика малыша становиться всё разнообразнее.
Уход за ребенком на девятом месяце
Так как малыш начинает передвигаться на большие расстояния и изучает соседние комнаты, необходимо проследить, чтобы окружающая среда была безопасна и в то же время интересна для ребенка.
Поощряйте стремление ребенка к самостоятельности, позволяйте делать ему самому некоторые вещи, например, во время купания давайте ему в руку мягкую мочалу, позвольте самому вытереться полотенцем, пусть пробует сам пить из чашки и так далее.
Уделяйте внимание физическому развитию ребенка - для этого отлично подходят массаж и гимнастика.
Продолжайте делать закаливающие процедуры — «воздушны ванны», водные процедуры, прогулки на свежем воздухе.
Так как многие малыши к девяти месяцам обзаводятся зубами, то постепенно можно приучать ребенка к уходу за полостью рта. Для этого подходят специальные детские зубные щетки, которые можно приобрести в аптеке.
Приучайте к горшку, так если малыш проснулся в хорошем настроении, то сразу после пробуждения его можно посадить на горшок.
Питание ребенка в 9 месяцев
К девяти месяцам всё большее место в питании ребенка занимает взрослая пища. У малыша появляется потребность в жевании, так как активно развиваются зубы.
В девять месяцев продолжается расширение рациона ребенка, увеличивается объем продуктов.
Постепенно можно переходит на блюда приготовленные в более плотном виде. Так например, мясо можно предложить в виде фрикаделек.
Переходя от протертой пищи к кусочкам, помните, что делать это нужно постепенно. Для начала, разминайте пищу вилкой. Давайте ее малышу небольшими порциями. После того, как ребенок привыкнет к новой консистенции, можно увеличить порцию. Далее пробовать давать пищу кусочками.
Наиболее полезными злаками в этом возрасте считаются гречка и овсянка.
Грудное молоко в этом возрасте составляет около 1/3 - 1/4 части суточного рациона ребенка.
- Фруктовые соки - 80 мл;
- Фруктовое пюре - 80 грамм;
- Творог - 40 грамм;
- Желток - 1/2
- Овощное пюре - 180-200 грамм;
- Молочная каша - 180-200 мл;
- Мясной фарш - 50 грамм;
- Рыбное пюре - 50 грамм;
- Печеночный фарш - 30 грамм;
- Кефир - 200 мл;
- Сухари, печенье - 10 грамм;
- Хлеб - 10 грамм;
- Растительное масло - 5 грамма;
- Сливочное масло 5 грамма.
Примерный рацион питания ребенка в 9 месяцев
6:00 - Грудное молоко или адаптированная молочная смесь - 200 мл
10:00 - Каша (170 грамм), желток куриный 1/2; творог (15грамм), фруктовое пюре (30 грамм), хлеб (10 грамм);
14:00 - Овощное пюре (160 грамм), мясное или рыбное пюре (40 грамм), фруктовое пюре (30 грамм);
18:00 - Грудное молоко (или адаптированная молочная смесь) или адаптированный кефир - 140 мл; творог(30-50 грамм); печенье (10 грамм);
22:00 — Грудное молоко или адаптированная молочная смесь - 200 мл.
Необходимые обследования в 9 месяцев
Как и прежде необходимо посетить педиатра, чтобы узнать на сколько подрос Ваш малыш и сколько прибавил в весе. Также врач оценит его нервно-психическое развитие.
В девять месяцев, необходимо посетить ряд узких специалистов - это хирург и стоматолог.
Также врач педиатр даст направление на ЭКГ.
Как играть с ребенком в 9 месяцев?
В этом возрасте полезны игры направленные на развитие мелкой моторики.
Можно начинать играть с малышом в игры с простым сюжетом. Например, зайчик танцует, куколка пьет из чашки, лягушка прыгает.
Малышу интересно собирать башенку из кубиков, вкладывать предметы в предназначенные для них отверстия или просто складывать их в коробку или банку.
Любят малыши поиграть в прятки. Накройте платком небольшую игрушку и карапуз непременно захочет проверить, там ли она.
Поиграйте с ребенком в «ладушки», «сороку-белобоку».
Покатайте мячик, покидайте его в коробку. Показывайте и объясняйте как одевать колечки от пирамидки на палку, как вставлять один колпачок в другой.
Какие игрушки подходят в данном возрасте?
Игрушки в этом возрасте должны быть направлены на всестороннее развитие малыша. Это могут быть: погремушки, центры активности, пирамидки, кубики, колпачки, игрушки с веревочками, музыкальные игрушки, молоточки с пищалками, мягкие книжки и книжки с толстыми картонными страницами, игрушки для купания и другие. Можно сделать игрушки самостоятельно, например наполнить прозрачные пластиковые бутылки крупами, камешками или разноцветными бусинками. Только не оставляйте малыша одно с игрушками и предметами мелкого размера, чтобы он не подавился ими или не засунул их себе в нос или ухо.
Конечно, природа многое заложила в Вашего малыша, но полностью раскрыться он сможет только благодаря Вам. Сейчас у малыша самое активное время для познания мира, помогите ему. Уделяйте ребенку больше времени, занимайтесь с ним, рассказывайте и показывайте ему всё, что ему интересно, и тогда его достижения не заставят себя ждать.
Большие и маленькие достижения крохи
Физическое развитие
На девятом месяце жизни ребёнка его вес в среднем увеличивается на 500 грамм, а рост - на 1,5-2 см. Следует помнить, что чрезмерная масса тела, как и недостаточная масса, крайне нежелательна. То есть, если вес малыша при рождении составлял 3200-3500 г, а ребёнок в девять месяцев весит более 9,5 кг, то следует пересмотреть рацион питания ребёнка. Нужно ограничить чрезмерное употребление малышом углеводов (мучных изделий, картофельного пюре, киселей, сладких соков, «белых» каш), а также ввести в рацион достаточное количество сыра, мяса и куриных желтков. Детки с избыточным весом чаще и длительней болеют на пневмонии, кишечные инфекции, вирусные и острые респираторные инфекции, страдают от стойких запоров, анемии, опрелостей и рахита.
Интеллектуальные достижения
Малыш в этом возрасте может запоминать последние прошедшие события. Он говорит: «мама», «папа», «баба», «тата», «дай», «ам», «на». Ребёнок запоминает игры, в которые играл прошедшего дня. Кроме того, он не любит простых и нудных игр, в которые повторяется одно и то же простое действие. Карапуз выполняет несложные задания, он может бояться высоты и объёмного пространства.
Развитие сенсорно-моторных навыков
- Малыш умеет брать предмет обеими ручками и подносить его к телу.
- Он разворачивается назад, когда ползает.
- Хлопает в ладошки, играет в «ладушки».
- Рёбёнок на девятом месяце жизни стоит при поддержке взрослого.
- Кроха манипулирует двумя предметами, находящимися в обеих ручках.
- Он может ползать, держа в одной ручке какой-то предмет.
Социальное развитие
- Малыш может быть инициатором собственной игры.
- Маленький «выдумщик» имитирует смех, кашель, чихание взрослого члена семьи.
- Он любит играть рядышком со своими родителями, любит, когда те включаются в его игру.
- Малыш очень придирчиво, в зависимости от настроения, выбирает игрушки для игры.
- Ребёнок может поддерживать детскую «компанию», особенно, когда те плачут, и плакать громче всех. Некоторые же, наоборот, затихают и внимательно изучают «нарушителей покоя».
Двигательная активность
Малыш с огромным удовольствием «бороздит» покои квартиры, зачастую по нескольку раз обползая один и тот же предмет интерьера (кресло, шкаф, стол или стул). Таким образом, он изучает предмет и пытается понять, почему же он оказывается снова на одном и том же месте.
Ребёнок любит играть в игру «Большой-большой!», поднимая ручки вверх и показывая, какой же он большой. Малыш играет в прятки, а на вопрос: «Где делся Максимка?», показывается со смехом из своего тайного местечка.
Малыш на девятом месяце жизни отлично сидит, ползает, встаёт на ножки, ходит возле опоры. Вот только ещё не умеет из положения «стоя» удачно «приземлиться» и частенько падает на попку.
Малыш спит 1-2 раза в день. При разовом дневном сне сон имеет большую продолжительность. Ночной сон длится 10-12 часов. Девятимесячный ребёнок спит приблизительно 2/3 суток. Чтобы обеспечить спокойное засыпание вечером, начните день малыша с доброго и ласкового пробуждения. Встретьте его улыбкой и скажите добрые и нежные слова. Благодаря таким положительным эмоциям, ребёнок будет легче засыпать вечером.
Питание
Рацион питания девятимесячного малыша следующий:
- сок (фруктовый, ягодный, овощной) - 80 мл,
- фруктовое пюре - 80 мл,
- овощное пюре - 180 г,
- молочно-крупяная или молочно-злаковая кашка - 180 г,
- кисломолочные продукты - 100-150 мл,
- творог в виде молочно-сырной пасты или сырно-фруктового пюре - 30 г,
- яичный желток - ½ штуки,
- мясное пюре - 50 г,
- блюда из нежирных сортов рыбы (1 раз в неделю) - 30-50 г,
- растительное (подсолнечное) масло - 1 чайная ложка,
- сливочное масло - 1 чайная ложка,
- пшеничный хлеб - 5 г,
- сухарики или печенье - 5 г.
Чем заниматься с ребёнком на девятом месяце развития?
Малыш любит ваше внимание, подражает вашим действиям. Он пытается повторять звуки, произносимые вами. Вы - мама, а значит - идеал для подражания. Поэтому, регулярно занимаясь с малышом, вы делаете важный вклад в его развитие. Придумывайте различные занятия, чтобы ребёнку было интересно играть с вами. Например, можно выполнять с малышом следующие игры и упражнения:
- Возьмите две пластмассовые банки: светлую и тёмную. Положите игрушку в светлую банку, потрясите её и дайте малышу, чтобы он достал игрушки из банки. То же самое проделайте с тёмной банкой.
- Учите малыша повторять за вами ваши действия. Например, покажите ему, как играть различными игрушками: как бить в барабан, строить башенки из кубиков и разрушать их, как открывать и закрывать кастрюлю. Предложите ребёнку проделать то же самостоятельно.
- Помогите малышу ориентироваться в пространстве и чувствовать его. Положите игрушку под большой стул, а затем под маленький. Малыш должен достать игрушку, находящуюся под стулом. На собственном опыте ребёнок поймёт, что под большой стул можно залезть, а под маленький просунуть только ручку.
- Во время купания помойте малыша мочалкой и предложите ему покупать себя самостоятельно.
- Дайте малышу возможность «поговорить» по телефону.
- Рассказывайте малышу о различных звуках в доме и на улице. Например, когда лает собака, мяукает кошка, сигналит автомобиль, повторите сами эти звуки и расскажите малышу, кто и что издаёт их.
- Для улучшения координации движений можно качать малыша из стороны в сторону, напевая песенки и проговаривая интересные весёлые стишки.
- Все предметы, все действия озвучивайте ребёнку, называйте их своими именами, не придумывайте им коротких названий и не сюсюкайте. Правильная речь с вашей стороны сформирует правильное восприятие речи у вашего ребёнка, благодаря чему он будет лучше и чётче разговаривать в будущем.