Пенсия в форме государственного пенсионного обеспечения. Пенсионное обеспечение в РФ. Система пенсионного обеспечения в РФ. Категории выплат трудовой пенсии

Глава 1. Государственное пенсионное обеспечение в РФ

1. Основные положения о государственных пенсиях в РФ

1.1. Понятие государственной пенсии

Согласно ст.2 Федерального закона от 17.02.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» понятие «трудовая пенсия» - это «ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, который получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом».

Понятие «Государственная пенсия» согласно ст.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» - это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением госслужбы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесённого здоровью граждан при прохождении военной службы.

В России пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, не подлежат налогообложению. С 2002 года в стране началась Пенсионная реформа, которая разделила пенсию на три части: базовую, страховую и накопительную.

В результате реформы принята двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: гражданин может выбирать между Пенсионным Фондом РФ (ПФР) и одним из негосударственных пенсионных фондов. В случае размещения накопительной части пенсии в ПФР, застрахованное лицо может выбирать между государственной (ГУК, в настоящее время ВЭБ) и одной из частных управляющих компаний.

1.2. Виды государственных пенсий

По Федеральному закону от 15.12.2001, статьи 5 «о государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации» устанавливаются и выплачиваются следующие виды пенсий:

1.2.1. Трудовая пенсия по старости - назначается мужчинам 60 лет и женщинам 55 лет, при условии наличия пятилетнего трудового стажа. Если в вашей трудовой книжке отсутствует хотя бы пятилетний стаж работы, то вы начнете получать пенсию на пять лет позже: женщины – в 60 лет, мужчины – в 65. В этом случае назначается так называемая социальная пенсия, средний размер которой для недобравших пяти трудовых лет граждан составил в 2010 году чуть более 2800 руб. в месяц (для сравнения: средняя трудовая пенсия по старости в 2010 году в России превысила 8000 руб.). Государственные ежемесячные денежные выплаты гражданам, достигшим установленного законом возраста и имеющим трудовой стаж требуемой законом продолжительности. Пенсионный возраст различается в зависимости от пола, условий труда и некоторых других факторов. Для работников с обычными условиями труда право на пенсию возникает у мужчин в 60, а у женщин - в 55 лет при наличии общего трудового стажа не менее 25 и 20 лет соответственно. Предусмотрены льготные основания пенсионного обеспечения (со снижением пенсионного возраста и сокращением требуемого общего трудового стажа) для следующих категорий граждан: женщин, родивших 5 и более детей и воспитавших их до 8 лет, а также матерей-инвалидов с детства, воспитавших их до того же возраста; инвалидов Великой Отечественной войны и других инвалидов, приравненных к ним в отношении пенсионного обеспечения; инвалидов I группы по зрению; граждан, больных гипофизарным нанизмом (лилипутов), и диспропорциональных карликов. Лица, занятые на работах с особыми условиями труда, приобретают право на пенсию при пониженном пенсионном возрасте, если имеют специальный и, как правило, общий трудовой стаж определенной продолжительности. Пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера. Женщинам, родившим двух и более детей, пенсия с учетом работы в указанных районах и местностях устанавливается при пониженных требованиях и к общему и к специальному трудовому стажу. Лицам, приобретшим право на пенсию и в связи с работой с особыми условиями труда, и в связи с работой на Крайнем Севере, пенсионный возраст снижается по обоим основаниям, т.е. право на пенсию возникает раньше, чем у лиц, имеющих одно основание для снижения пенсионного возраста (см. Гарантии и компенсации для работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Для назначения пенсии по старости лицам, занятым на работах с особыми условиями труда или в определенных климатических условиях, как правило, требуется наличие не только специального, но и общего трудового стажа определенной продолжительности. В то же время, если общего трудового стажа достаточно, а специального меньше, чем требуется, в некоторых случаях применяются пенсионные льготы, однако пенсия назначается по достижении более высокого пенсионного возраста, чем при требуемом полном специальном трудовом стаже. Это касается лиц, занятых на работах с особыми условиями труда, предусмотренных Списками № 1 и 2, а также работавших в районах Крайнего Севера и местностях, к ним приравненных.Безработным гражданам, имеющим независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (включая пенсию на льготных условиях), которые были уволены в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата, пенсия по предложению органов по вопросам занятости и с согласия безработного может быть назначена досрочно, но не ранее чем за 2 года до установленного законодательством срока выхода не пенсию (см. п.2 ст.32 Закона РФ ""О занятости населения в Российской Федерации""). Пенсия устанавливается в размере 55% заработка и сверх того 1% заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии. При назначении пенсии в связи с особыми условиями труда и работникам Крайнего Севера увеличение ее размера на 1% заработка производится также за каждый полный год специального трудового стажа, сверх необходимого для установления пенсии. Размер пенсии, исчисленной в указанном выше порядке, не может превышать 75% заработка. Кроме того, размер пенсии не может быть ниже установленного законом минимального размера и не должен превышать максимальный размер. Работающим пенсионерам выплачивается в полной сумме (без надбавки на иждивенцев). Исключение составляет досрочная пенсия безработным, выплата которой при поступлении на работу не производится. Особенности пенсионного обеспечения лиц, пострадавших от радиационного воздействия, установлены Законом РФ ""О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"" и некоторыми другими нормативными правовыми актами.

1.2.2. Социальная пенсия - пенсия по государственному социальному обеспечению (гос. пенсия), устанавливаемая гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью. В соответствии с ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. (ст. 14) право на П. с. имеют постоянно проживающие в РФ: a) инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в т. ч. инвалиды с детства, не имеющие права на пенсию трудовую, либо на гос. пенсию по инвалидности; б) дети-инвалиды; в) дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на трудовую или гос. пенсию по случаю потери кормильца; г) граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую или гос. пенсию по другим основаниям; д) граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую или гос. пенсию по другим основаниям. П. с., назначенная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы.

1.2.3. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца - начисляется нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, которые состояли на его иждивении. Родителям и вдовам (вдовцам) граждан, погибших вследствие военной травмы, а также одному из родителей или супругу, другому члену семьи, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работает, пенсия назначается независимо от того, состояли ли они на иждивении умершего . Государственные ежемесячные денежные выплаты нетрудоспособным членам семьи в связи со смертью кормильца либо его безвестным отсутствием. Какие члены семьи и при каких условиях считаются нетрудоспособными, определяется пенсионным законодательством. Так, в круг лиц, которым может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца по Закону РФ ""О государственных пенсиях в Российской Федерации"", включены дети, братья, сестры и внуки умершего, не достигшие 18 лет (учащиеся в возрасте от 18 до 23 лет - до окончания профессионального обучения в очных учебных заведениях) либо ставшие инвалидами до достижения 18 лет. При этом установлены дополнительные условия для братьев, сестер и внуков - отсутствие у них трудоспособных родителей. Пасынок и падчерица умершего имеют право на пенсию наравне с родными детьми; отец, мать, супруг (жена, муж) - если они достигли 60 или 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами одной из трех групп. Наравне с отцом и матерью имеют право на пенсию отчим и мачеха, но при условии, если они воспитывали или содержали умершего пасынка или падчерицу не менее 5 лет; один из родителей или супруг либо дед, бабушка, брат или сестра умершего независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за его детьми, братьями, сестрами или внуками, не достигшими 14 лет, и не работает; дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать. Хотя, по общему правилу, право на пенсию предоставляется членам семьи, состоявшим на иждивении умершего (см. Иждивение),законодатель делает исключение из этого правила для широкого круга лиц. Так, иждивенство детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств. Независимо от того, состояли ли они на иждивении умершего, назначается пенсия родителям и вдовам (вдовцам) граждан, погибших вследствие военной травмы. Не требуется факта иждивения и для перечисленных выше членов семьи, занятых уходом за несовершеннолетними в возрасте до 14 лет. Кроме того, пенсия может быть назначена родителям или супругу умершего, не состоявшим на его иждивении, если впоследствии они утратили источник средств к существованию. Семьи безвестно отсутствующих граждан при пенсионном обеспечении приравниваются к семьям умерших, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном гражданским законодательством. При этом семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших вследствие военной травмы. Если смерть кормильца наступила вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, пенсия назначается независимо от продолжительности трудового стажа кормильца. Пенсия на основаниях, установленных для семей военнослужащих (включая семьи партизан Великой Отечественной и гражданской войн), назначается, если смерть кормильца наступила вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы. При наступлении смерти вследствие общего заболевания право на пенсию зависит от наличия у кормильца общего трудового стажа, который был бы необходим ему для назначения пенсии по инвалидности. При отсутствии трудового стажа требуемой продолжительности назначается пенсия при неполном общем трудовом стаже кормильца. Семьям умерших пенсионеров пенсия назначается на общих основаниях независимо от продолжительности общего трудового стажа кормильца. К таковым относятся те семьи, кормилец которых умер в период получения пенсии или не позднее 5 лет после прекращения ее выплаты. Семьям умерших пенсионеров из числа инвалидов вследствие военной травмы пенсия независимо от причины смерти пенсионера назначается как потерявшим кормильца вследствие военной травмы. Пенсия назначается на весь период, в течение которого член семьи умершего считается нетрудоспособным. По общему правилу, она устанавливается в размере 30% заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не может быть ниже 2/3 минимальной пенсии по старости. Максимум пенсии установлен на уровне минимального размера пенсии по старости. Из приведенного правила сделаны следующие исключения. На каждого нетрудоспособного члена семьи пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы назначается в размере минимальной пенсии по старости. На каждого ребенка, потерявшего обоих родителей, и ребенка одинокой матери пенсия независимо от заработка кормильца устанавливается в полуторном размере минимальной пенсии по старости. Пенсия по случаю потери кормильца выплачивается в полной сумме независимо от факта работы и размера получаемого заработка. По общему правилу, пенсия назначается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами в органы социальной защиты населения. Однако, если обращение за ней последовало не позднее 12 месяцев со дня смерти кормильца, пенсия назначается с этого дня. Как правило, на всех членов семьи, имеющих право на пенсию, оформляется одно пенсионное дело. Но по требованию любого члена семьи (либо его законного представителя) его доля пенсии выделяется и выплачивается отдельно. Пенсия по случаю потери кормильца назначается на основании Закона РФ ""О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву"" каждому из родителей по достижении отцом 55, матерью 50 лет независимо от того, состояли ли они на иждивении погибших (умерших) военнослужащих, в размере минимальной пенсии по старости. Эта пенсия может выплачиваться одновременно с пенсией по старости, по инвалидности, за выслугу лет либо с социальной пенсией. Пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца предусмотрено также Законом РФ ""О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей"". Вдовы военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, не вступившие в новый брак, вправе получать 2 пенсии - пенсию по случаю потери кормильца за погибшего мужа и трудовую пенсию по старости, по инвалидности, за выслугу лет либо социальную пенсию. Пенсионное обеспечение семей, потерявших кормильца вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется с применением норм Закона РФ ""О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"".

Социальной защитой являются определенные обязательства государства и общества перед своими гражданами, и в первую очередь, наиболее уязвимыми группами населения, населения с низкими доходами - детьми, престарелыми, инвалидами, многодетными семьями, матерями-одиночками, молодежью.

Иными словами, социальная защита - это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержания наиболее язвимых слоев населения.

Социальная защита осуществляется в форме натуральных или денежных выплат, льгот и пособий. В нынешних условиях социально-экономического развития границы социальной защиты более расширены, так как она снижает дифференциацию населения по уровню доходов, смягчает ситуацию, при которой сложности переходного к рынку периода перекладываются на одни группы населения при заметном выигрыше других; приостанавливает прогрессирующее обнищание населения вследствие большого отставания оплаты труда от уровня цен, недоступности для населения из-за высоких цен многих товаров повседневного спроса; обеспечивает сохранность рабочих мест как основного источника средств существования всех членов общества; обеспечивает доступность для всех слоев и групп населения необходимых благ и услуг социального характера (образование, здравоохранение, культура и т.д.); учитывает, что меры социальной защиты, достаточные для одной группы населения, могут оказаться неэффективными для другой, невыполнимыми в отношении третьей и т.д.

Для трудоспособного населения приоритетное значение приобретает содействие со стороны государства занятости, получению дохода, обеспечивающего достойную жизнь и соответствующего трудовому вкладу, а также установление гарантий минимального размера заработной платы.

Для нетрудоспособных и трудоспособных граждан, не имеющих возможности осуществлять трудовую деятельность в силу объективных причин или имеющих низкие доходы, действует комплексная система социального обеспечения .

Указанная система должна быть всеохватывающей и напоминать, образно говоря, "страховочную сетку", которая не дает человеку упасть в бездну, если он оказался без средств к существованию, например, в случае утраты работы, а также старости, болезни, нищеты и т.п. Иными словами, данная система должна способствовать уменьшению нуждаемости и предотвращению нищеты путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по указанным выше причинам.

Комплексная система социального обеспечения населения базируется на общепринятых международных нормах и стандартах и, прежде всего, Всеобщей декларации прав человека, конвенциях и рекомендациях Международной организации труда.

Социальная защита наиболее уязвимых слоев населения, к которым относятся малообеспеченные граждане и семьи, женщины и дети, молодежь и пенсионеры, является первоочередной задачей для большинства стран мира. На сегодняшний день насчитывается большое количество моделей социальной защиты населения, которые отличаются друг от друга источниками финансирования, способами поддержки и защиты населения, масштабами применения.

Модели социальной защиты отличаются в основном формами выплаты пособий (денежная, натуральная), способами проверки нуждаемости граждан и их семей, распределением обязанностей в системе защиты населения между центром и местными властями.

К основным моделям социальной защиты населения принадлежат:

Скандинавская, отличающаяся разнообразием методов финансирования;

Европейская, сочетающая в себе различные виды пособий и их выплату в денежной и натуральной формах;

Средиземноморская, представляющая собой универсальную систему в сравнении, например, с селективными (избирательными) программами;

Американская, новозеландская, австралийская, основанные на строгой регламентации социальной помощи на государственном уровне и свободой действий на местном;

Латиноамериканская, основанная на четко построенной системе установления и проверки нуждаемости .

Общими для всех моделей социальной защиты являются принципы социальной справедливости, в основу которого положены равные для всех граждан возможности получения социальной помощи (гарантированный доход и устранение изъянов рынка в плане выбора товаров, их качества, количества и цен) и принцип компромисса между эффективностью и справедливостью, между государственным управлением и рыночным механизмом.

Финансовые средства, направляемые на социальную защиту населения, формируются за счет бюджетных средств, внебюджетных фондов, а также за счет пожертвований и различных благотворительных фондов.

В системе социальной защиты населения используется социальное страхование. Социальное страхование - это система обеспечения работающих и их семей в случае утраты заработка по основаниям, признанным законодательством. Государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет государственных страховых фондов в случаях, предусмотренных Законом .

Выделяют четыре самостоятельных блока в структуре системы социальной защиты:

Пенсионное страхование;

Собственно социальное страхования;

Медицинское страхование;

Страхование занятости.

Пенсионное обеспечение - это то направление материального обеспечения нетрудоспособных граждан, которое пользуется особым вниманием в нашем обществе, так как затрагивает интересы практически каждого человека .

Система пенсионного обеспечения представляет собой сложную технологическую цепь - от назначения до выплат пенсий. Сегодня установлены два вида пенсий: трудовые и социальные. Гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют права на пенсию, связанную с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, устанавливаются социальные пенсии.

Финансирование пенсионного обеспечения осуществляется из двух источников: внебюджетных фондов и государственного бюджета.

Из бюджетных фондов, образующих систему социальной помощи, оплачиваются пенсии по инвалидности, семейные пособия, стипендии студентам, пособия малоимущим и т.п.

Проблемы в области пенсионного обеспечения многогранны и сложны. В условиях переходного к рынку периода они являются наиболее болезненными. Это объясняется тем, что уровень государственных пенсий не успевает за темпами инфляции, а изменение демографической ситуации (снижение рождаемости и увеличение числа пенсионеров) еще более усугубляет положение дел. Все это требует проведение пенсионных реформ.

Важнейшими требованиями реформирования пенсионных систем являются:

Создание прочной финансовой основы пенсионного обеспечения;

Понятность проводимых преобразований;

Обеспечение благосостояния всех лиц, которых она затрагивает.

Пенсионная реформа - это долгосрочная, сложная и многоплановая программа, направленность которой обусловлена необходимостью существенно повысить уровень пенсий путем улучшения и усовершенствования условий и норм пенсионного обеспечения в интересах основной массы нетрудоспособных граждан.

Основными целями реформ системы пенсионного обеспечения определены:

Адаптация системы пенсионного обеспечения к изменяющимся экономическим условиям и обеспечение ее финансовой стабильности и устойчивости на основе развития государственного и негосударственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;

Последовательное укрепление и развитие в пенсионной системе принципов, посредством которых исключаются какие-либо преимущества для отдельных слоев или групп за счет других;

Рационализация и оптимизация условий и норм пенсионного обеспечения на основе перераспределения и улучшения использования имеющихся средств;

Введение механизмов, стимулирующих "зарабатывание" пенсии и обеспечивающих гарантии ее получения;

Для достижения целей пенсионных реформ необходимо решение ряда непростых задач, а именно:

1) определить круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию;

2) установить фактический возраст выхода на пенсию (здесь предполагается постепенное повышение пенсионного возраста, а также стимулирование более позднего обращения за назначением пенсии после приобретения на нее права);

3) упорядочить систему досрочного пенсионного обеспечения, в том числе и по условиям труда;

4) скорректировать подходы к выплате пенсий в период работы;

5) выработать критерии определения размеров пенсий и механизм их исчисления, приближенные к требованиям, вытекающим из принципов социального страхования .

К сожалению, со временем человек не молодеет, и рано или поздно перед каждым встает вопрос о том, как жить после окончания трудовой деятельности. В нашем государстве всем категориям граждан предоставляются пенсионные выплаты. Это может быть трудовая или государственная пенсия. О последнем пособии поговорим подробнее.

Виды пенсионных выплат в РФ

Согласно законодательству России, в нашей стране существует две категории пенсионных выплат. Это трудовая пенсия, представляющая собой ежемесячные выплаты, предназначенные компенсировать заработную плату, утраченную по причине старости или инвалидности. Кроме того, сюда входят выплаты несовершеннолетним в случае утраты кормильца. Средства на них складываются из страховых взносов, которые ежемесячно, на протяжении всей трудовой деятельности, человек перечислял в Пенсионный фонд.

Второй вид – это пенсии по государственному пенсионному обеспечению. В отличие от трудовых пенсий, их финансирование производится из средств федерального бюджета. Надо отметить, что в России пенсионные выплаты не подлежат налогообложению и, согласно реформе, проведенной в 2002 году, разделены на две части – накопительную и страховую.

Когда назначаются пенсии по государственному обеспечению

Если пользоваться терминологией законодательства РФ, право на гос. пенсии возникает в следующих случаях:

  • если человек длительное время находится на государственной службе, которая, в свою очередь, разделяется на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъектов федерации;
  • эти выплаты полагаются военнослужащим, несущим службу в вооруженных войсках РФ, сотрудникам правоохранительных служб и органов противопожарной безопасности;
  • людям, которые пострадали в радиационных и техногенных катастрофах;
  • нетрудоспособным членам семьи вышеперечисленных категорий граждан, в случае их смерти.

Как и трудовые пенсии, государственная назначается в нескольких случаях:

  1. Пенсия, выплачиваемая за выслугу лет.
  2. Государственная пенсия, выплачиваемая по старости.
  3. Пенсия, начисляемая при потере кормильца.
  4. Пенсия социальная.

Государственная пенсия по выслуге лет

Право на это пособие имеют гражданские служащие, имеющие стаж на государственной службе не меньше 15 лет или замещавшие должность на федеральной службе не менее 1 года. Пенсия государственного служащего может быть назначена в следующих случаях:

  1. При сокращении штата федеральных госслужащих в органах власти федерального (местного) масштаба или при ликвидации органов власти, образованных согласно Конституции РФ.
  2. При увольнении с должностей, утвержденных в законодательном порядке.
  3. При достижении предельного возраста, позволяющего замещать должность гос. службы.
  4. При обнаружившемся несоответствии должности, по состоянию здоровья, препятствующему дальнейшему продолжению службы.
  5. При увольнении по собственному желанию, связанном с выходом на государственную пенсию.

Пенсия, выплачиваемая по выслуге лет, устанавливается в размере 45 % от среднего месячного заработка государственного служащего, без учета страховой и базовой частей трудовой пенсии. Она устанавливается и выплачивается вместе с трудовой пенсией. Если стаж на государственной службе превышает 15 лет, то за каждый отработанный год сверх этого начисляется прибавка в 3 %, но при этом общий размер не может быть выше 75 % среднего месячного заработка. Гражданин не получает этот вид пенсии в тот период, когда он занимает должность на государственной службе.

Начисление пенсий для военнослужащих

Государственная пенсия за выслугу лет назначается лицам, прошедшим военную службу в армии РФ или СНГ, а также служившим в органах внутренних дел, противопожарной безопасности, органах, занимающихся контролем за оборотом наркотиков, и органах уголовно-исправительной системы. Для начисления пенсии необходимо иметь на момент увольнения с места службы выслугу не меньше 20 лет. В таком случае пенсия составит 50 % денежного довольствия, соответствующего денежному довольствию звания, с которого военный покинул службу. За каждый год свыше двадцати лет положена прибавка в размере 3 %, но общая сумма не должна превышать 85 % от денежного довольствия.

Также право на гос. пенсию имеют в случае увольнения со службы по достижении предельного возраста, ухудшения состояния здоровья или в связи с другими организационными мероприятиями лица, достигшие возраста сорока пяти лет, общий трудовой стаж которых составляет больше 25 лет, и при этом не меньше 12,5 занимает служба в вышеперечисленных организациях. В этом случае пенсия составит 50 % денежного довольствия, соответствующего их званию. За каждый год службы сверх 25 лет начисляется 1 % от указанного довольствия.

Пенсия по инвалидности

Пенсия по причине инвалидности начисляется гражданам, которые проходили службу по призыву в качестве рядовых, сержантов и старшин в случае ее получения во время несения службы или не позже чем через три месяца после того, как гражданин уволился с военной службы, но инвалидность признана следствием контузии, увечья или болезни, явившимися следствием прохождения службы.

Надбавки к пенсии

Согласно законодательству, военнослужащим, получившим инвалидность в результате травмы, полученной во время военных действий, пенсия по выслуге лет может быть увеличена в следующих пределах:

  • инвалидам первой группы – на 300 % от размера пенсии;
  • инвалидам второй группы – на 250 %;
  • инвалидам третьей группы – на 175 %.

Если инвалидность наступила вследствие трудовой деятельности, общего заболевания или других причин, а также участникам Великой Отечественной войны, включенным в категории, перечисленные в Федеральном законе «О ветеранах», пенсия увеличивается:

  • инвалидам первой группы – на 250 % от расчетной пенсии;
  • инвалидам второй группы – на 200 %;
  • инвалидам третьей группы – на 150 %.

Кроме того, надбавка в 100 % от размера пенсии положена инвалидам I группы, достигшим возраста восьмидесяти лет, и неработающим пенсионерам, у которых на иждивении находятся нетрудоспособные лица. В этом случае надбавка составит 32, 64 и 100 % соответственно на одного, двоих и трех или более членов семьи.

Пенсия по старости

К гражданам, имеющим право на пенсию по старости, закон о государственных пенсиях относит как людей, принявших участие в ликвидации результатов Чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, так и лиц, переселенных из нее или выехавших оттуда на новое место жительство добровольно. Пособие назначается после достижения женщинами 55 лет и 60 – мужчинами, при условии наличия у них трудового стажа не меньше 5 лет и учитывая уменьшение пенсионного возраста, предусмотренное российским законодательством, в зависимости от продолжительности работы или проживания в вышеперечисленных зонах.

В случае получения инвалидности, лучевого поражения или других заболеваний, полученных под воздействием радиационных факторов при устранении последствий взрыва Чернобыльской АЭС, членам их семей выплачиваются пенсии по потере кормильца, независимо от трудового стажа.

Пенсия, связанная с потерей кормильца

Как уже упоминалось выше, право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению в случае утраты кормильца имеют нетрудоспособные лица семей военнослужащих, граждан, пострадавших при ликвидации последствий радиационных катастроф, а также катастроф техногенного генеза, и граждан, относящихся к числу космонавтов.

К нетрудоспособным членам семьи в этом случае относятся:

  • Дети, сестры, братья, внуки, которым не исполнилось 18 лет, при условии что они проходят обучение в образовательных учреждениях, в том числе и иностранных, расположенных за пределами РФ, на очной форме, исключая учреждения, дающие дополнительное образование. Пенсия выплачивается до достижения ими 23 лет, при отсутствии у них трудоспособных родителей.
  • Супруг или один из родителей, брат, сестра, дедушка или бабушка, не имеющие работы, при условии, что он ухаживает за детьми погибшего, которым еще не исполнилось 14 лет.
  • Один из родителей или супруг погибшего пенсионного возраста или в том случае, если они находятся на инвалидности. Исключением являются родители военнослужащих, которые погибли во время прохождения службы или вследствие военной травмы.
  • Дедушка или бабушка погибшего, если их возраст составляет 60 или 55 лет, или они являются инвалидами, при условии что у них нет родственников, которые обязаны их содержать.
  • Родители военнослужащих, погибших во время прохождения службы, чей возраст достиг 55 и 60 для женщин и мужчин соответственно.

Государственное софинансирование

С 2008 года в России стартовала программа государственного софинансирования пенсий. Согласно ей, все подавшие заявление до окончания 2014 года и внесшие вклад от двух тысяч рублей (минимальный взнос) до 31.01.2015, удвоят сумму взноса. Максимальной суммой пополнения пенсионного счета является двенадцать тысяч рублей в год. Сделанные взносы будут удваиваться за счет государства в течение десяти лет. Также необходимо помнить, что на всю внесенную сумму государство предоставляет тринадцатипроцентный налоговый вычет.

Навигация по статье

Пенсии, предусмотренные ОПС формируются за счет , уплачиваемых работодателями (страхователями) за своих работников и за себя в ПФР. Существует несколько видов таких пенсий :

Для граждан, впервые вступающих в трудовые отношения, существует возможность выбора пенсионного обеспечения : формировать только страховую или переводить часть средств на накопительную пенсию.

В настоящее время общий тариф страховых взносов, действующий в ОПС, составляет 22%. Данная величина состоит из двух частей:

  • солидарный тариф в размере 6%, предназначенный для фиксированных выплат действующим пенсионерам;
  • индивидуальный тариф в размере 16%, перечисляемый на лицевые счета граждан при формировании только или в размере 10 % - при формировании страховой и , на долю которой приходятся оставшиеся 6 %.

Согласно новым правилам перечисляемые денежные средства переводятся в условные единицы - пенсионные баллы , а сами деньги идут на выплаты текущих пенсий. Ежегодно правительство индексирует стоимость таких баллов с учетом инфляции, чтобы предотвратить их обесценивание.

Страховые (трудовые) пенсии

Страховая пенсия является основным видом пенсии в России . Все граждане, вступившие в систему ОПС, а значит получившие СНИЛС, являются застрахованными лицами. В роли страховщика таких пенсий выступает Пенсионный фонд РФ .

Для расчета данного вида выплат используется следующая формула:

СП = ИПК х СПК + ФВ,

  • СП - размер страховой пенсии;
  • ИПК - количество пенсионных баллов;
  • СПК - стоимость индивидуального коэффициента;
  • ФВ - сумма фиксированной выплаты.

Страховая пенсия по инвалидности

Для начисления данного вида пенсионной выплаты требуется выполнение двух условий :

  1. выдача документа о признании гражданина инвалидом;
  2. наличие страхового стажа.

Государственная пенсия по случаю потери кормильца

Данная пенсионная выплата устанавливается , проходившего службу по призыву, граждан, подвергшихся радиации, космонавтов и кандидатов в них.

Право на государственную пенсию по СПК имеют нетрудоспособные члены их семьи , в первую очередь - дети до 18 лет, родители и супруги. Размер компенсации зависит от категории получателя.

Пенсионная выплата членам семьи погибшего военнослужащего, проходившего службу по призыву, выплачивается полностью вне зависимости от факта работы .

Негосударственное пенсионное обеспечение

Кроме государственной системы ОПС у нас в стране действует . Данный вид пенсионного обеспечения позволяет гражданам формировать еще одну дополнительную пенсию в добровольном порядке .

Для получения такого вида выплат необходимо заключить договор с каким-либо НПФ и в течение определенного периода осуществлять платежи.

Источниками финансирования негосударственных выплат являются:

  • личные взносы граждан на свою будущую пенсию или в пользу третьих лиц;
  • взносы работодателей за своих сотрудников при корпоративной системе выплат;
  • доходы фонда от инвестирования полученных денежных средств.

Негосударственные пенсии назначаются при наличии права на . Данный вид пенсионных выплат может быть бессрочным или осуществляться в течение нескольких лет в зависимости от условий заключенного договора. Разные НПФ предлагают различные пенсионные программы.

Негосударственные фонды по формированию пенсионных выплат действуют на основании лицензии Банка России.

Социальные выплаты Пенсионного фонда

  1. . Устанавливается неработающим пенсионерам, если сумма их материального обеспечения не достигает минимального уровня в их регионе.
  2. . Назначаются некоторым категориям граждан: ветеранам, героям СССР, РФ, кавалерам ордена Славы, инвалидам, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей и пострадавшим от радиации.
  3. . Устанавливается в беззаявительном порядке гражданам, которым была назначена ЕДВ. Включает в себя три составляющие: медицинскую, санаторно-курортную и транспортную. Получать НСУ можно как в натуральной форме, так и в денежном эквиваленте.
  4. . Выплачивается гражданам РФ в размере 1 000 рублей (инвалидам и участникам ВОВ, бывшим несовершеннолетним узникам фашизма) или 500 рублей (проходившим службу в составе действующей армии 1941-1945г.г., вдовам погибших в ВОВ, бывшим совершеннолетним узникам фашизма и награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда).
  5. . Является самостоятельной выплатой, то есть не зависит от вида и размера установленной пенсии. Право на нее имеют члены летных экипажей и работники угольной промышленности при наличии соответствующего стажа и только в случае оставления работы.
  6. , . Устанавливаются одному неработающему гражданину за каждого нетрудоспособного лица. Выплата может быть компенсационной (в размере 1 200 рублей по уходу за инвалидом I группы или лицом, достигшим 80 лет) или ежемесячной. Последняя назначается родителю или опекуну в размере 5 500 рублей (остальным в размере 1 200 рублей) по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства I группы.
  7. . Компенсирует расходы, связанные с похоронами неработающих пенсионеров, и назначается при условии, если граждане обратятся за ним в течение шести месяцев.
  8. . Выдается единожды только гражданам РФ при рождении или усыновлении второго ребенка либо последующих . Использовать капитал можно после исполнения ребенку трех лет на улучшение жилищных условий, образование детей или накопительную пенсию мамы. Также государством были предусмотрены единовременные выплаты из данных средств.

Заключение

Пенсионный фонд РФ создан для государственного управления финансовыми средствами пенсионного обеспечения в нашей стране. Бюджет ПФР устанавливается ежегодно правительством и его денежные средства могут выплачиваться гражданам

В Российской Федерации действуют три вида пенсионного обеспечения:

Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается государственным служащим (в том числе военнослужащим, сотрудникам силовых ведомств, а также членам их семей), участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, космонавтам и членам их семей, работникам летно-испытательного состава, а также социально незащищенным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на страховую пенсию, - нетрудоспособным гражданам.

Обязательное пенсионное страхование, включающее в себя страховую пенсию и финансируемое за счет страховых взносов работодателя. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц, в случае потери кормильца. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами России, если иное не предусмотрено международным договором.

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение
- негосударствен-ные пенсии, выплачиваемые в рамках догово-ров с негосударственными пенсионными фон-дами, финансируемые за счет взносов работо-дателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Стоимость пенсионного коэффициента - стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий.

Фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.

Корректировка размера страховой пенсии - повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента.

Накопительная пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Средства пенсионных накоплений - совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования и средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования.

Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии - показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, и используемый для определения размера накопительной пенсии.

Перерасчет размера страховой пенсии - это изменение размера страховой пенсии, происходящее без подачи письменного заявления в территориальные органы Пенсионного фонда, связи с увеличением по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды после 01.01.2015. На беззаявительный перерасчет размера страховой пенсии имеют право получатели страховой пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Перерасчет страховой пенсии по старости и по инвалидности производится с 1 августа каждого года исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, которые не были учтены при определении размера пенсии при ее назначении или перерасчете Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца подлежит пересчету с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена эта пенсия. Заявительный перерасчет размера пенсии - изменение размера пенсии по документам, представленным заявителем.

Валоризация - денежная переоценка пенсионных прав всех россиян, имеющих трудовой стаж до 2002 года. С 1 января 2010 года расчетный пенсионный капитал, сформированный до 2002 года, увеличивается на 10% и дополнительно по 1% за каждый год трудового стажа гражданина до 1991 года. Для определения процента увеличения пенсионного капитала за периоды до 1 января 1991 года учитывается трудовой стаж, имевшийся у гражданина на указанную дату, принятый во внимание при оценке пенсионных прав. При этом никаких ограничений в данном случае нет, учитывается весь стаж, в том числе сверх максимальных показателей (40 лет у женщин и 45 лет у мужчин).

Выплата пенсии - ежемесячное перечисление территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации начисленных к доставке сумм пенсии на счет организаций, осуществляющих доставку пенсии пенсионерам. Выплата начисленных сумм пенсии производится за текущий календарный месяц. Выплата пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания пенсионера в установленном размере без каких-либо ограничений. Пенсионеру, проживающему в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, выплата пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения этого учреждения.

Группы инвалидности - в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, возникшей в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид». Инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III групп - на один год. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на один или два года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

Доставка пенсии - передача начисленной суммы пенсии получателю путем ее вручения в кассе организации, осуществляющей доставку, или на дому, или путем зачисления суммы пенсии на счет пенсионера в кредитной организации. Доставка пенсии производится по желанию пенсионера организацией почтовой связи, кредитной либо иной организацией, занимающейся доставкой пенсии, с которыми Пенсионным фондом Российской Федерации заключены соответствующие договоры. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку пенсии, и письменно уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Инвалид - человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений, что влечет за собой признание инвалидности.

Корректировка - увеличение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента. Стоимость пенсионного коэффициента определяется Правительством Российской Федерации.

Индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии - ежегодное увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год и с 1 апреля дополнительное увеличение указанной выплаты с учетом роста доходов ПФР.

Конвертация пенсионных прав - это преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами по состоянию на 1 января 2002 года (на начало пенсионной реформы), в сумму расчетного пенсионного капитала. Его величина - это эквивалент суммы уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации до 1 января 2002 года. Эта сумма определяется обратным счетом из размера условно полагающейся всем застрахованным лицам пенсии так, как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. Для пенсионеров по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена не условная, а реальная пенсия в наиболее выгодном для них размере по действующему до начала реформы пенсионному законодательству.

Нестраховые периоды, учитываемые в стаж - наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, когда за гражданина уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в страховой стаж засчитываются и некоторые нестраховые периоды. К ним относятся:

  • период прохождения военной службы и иной приравненной к ней службы (например служба в органах внутренних дел и других силовых ведомствах, служба в прокуратуре и т.д.)
  • период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
  • период получения пособия по безработице;
  • период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;
  • участие в оплачиваемых общественных работах и переезд по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности";
  • период, в течение которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Все перечисленные нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали или следовали за ними периоды работы, за которые начислялись (уплачивались) страховые взносы в ПФР. В случае совпадения по времени нескольких периодов, включаемых в страховой стаж, при назначении пенсии будет учитываться только один из них по выбору гражданина, обратившегося за установлением пенсии. При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Ожидаемый период выплаты пенсии - показатель, используемый для определения размера страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца) по нормам Федерального закона № 173-ФЗ. При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2013 года ожидаемый период выплаты страховой части трудовой пенсии по старости на общих основаниях (трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца) устанавливается продолжительностью 19 лет (228 месяцев).

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданина из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается за счет средств Федерального бюджета и бывает следующих видов:

  • за выслугу лет - назначается федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава;
  • по старости - назначается пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • по инвалидности - назначается военнослужащим, участникам ВОВ, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтам;
  • по случаю потери кормильца - назначается членам семьи военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов.
  • социальная пенсия по инвалидности (назначается инвалидам I, II, III групп, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам);социальная пенсия по случаю потери кормильца (назначается детям до 18 лет и старше, но не более 23 лет, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери); социальная пенсия по старости (назначается гражданам из числа малочисленных народов Севера, постоянно проживающим в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии,достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а также гражданам Российской Федерации, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины), и иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины);
  • социальная пенсия детям. Оба родителя которых неизвестны (назначается детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, оба родителя которых неизвестны.

Расчетный пенсионный капитал (РПК) - это расчетная величина, с учетом которой определяется размер страховой части трудовой пенсии, включающая в себя пенсионные права в денежном выражении, приобретенные застрахованным лицом по состоянию на 1 января 2002 года, а также сумму страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо после указанной даты до 01.01.2015. При этом исходя из страховой части трудовой пенсии определяется величина ИПК за период до 01.01.2015.

Стаж - один из важнейших факторов, влияющих на право и размер пенсионного обеспечения граждан. Различают страховой и общий трудовой стаж.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых начислялись (уплачивались) страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая при оценке пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года. В общий трудовой стаж включаются:

  • работа в качестве рабочего, служащего (в том числе за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник подлежал обязательному пенсионному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части; периоды индивидуальной трудовой деятельности (в том числе в сельском хозяйстве);
  • творческая деятельность членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
  • временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, и пребывание на инвалидности I и II группы из-за увечья на производстве или профессионального заболевания;
  • пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
  • воинская служба;
  • получение пособия по безработице, участие в оплачиваемых общественных работах, переезд по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства.

В случае осуществления оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в общий трудовой стаж включаются также:

  • периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре;
  • периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;
  • периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности;
  • периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • периоды проживания за границей супругов работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
  • периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным;
  • гражданам, проживавшим в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, и достигшим ко дню оккупации или в ее период 16 лет, - время их пребывания в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территориях государств, находившихся в состоянии войны с СССР, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление;
  • гражданам, проживавшим в городе Ленинграде в период его блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года), а также гражданам - узникам фашистских концлагерей - время соответственно проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление.

Исчисление продолжительности указанных периодов трудовой и общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, в случае осуществления оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ некоторые периоды учитываются в льготном порядке, например, военная служба по призыву - в двойном размере.